КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенка 6 лет не оторвать от мультфильмов

1539
26 мая 2018
Екатерина2008
Здравствуйте, у меня вот какая проблема.
Дочке 6,5 лет. Физическое и психическое развитие гармоничное, соответствует и немного опережает возраст. Ребенок посещает детсад. В группе проблем в общении с детьми и воспитателями нет. Поведение без нареканий. В группах по подготовке к школе и в музыкальной школе - лучшая ученица. Дома тоже без проблем садится за занятия. Усидчива, аккуратна и старательна. Психолог в детсаду дает положительную оценку. С самооценкой все в порядке, отсутствует стресс и тревога. Темперамент - флегматик. НО телевизор - это наша беда.

До 4- х лет мы его не включали и дочка не знала мультики вообще. Очень редко смотрела по компьютеру 1-2 советских мультфильма типа Винни-Пуха. В 4 года она пошла в детсад, где дети обсуждали мультфильмы, играли с игрушками- персонажами и т. д. и мы стали разрешать смотреть мультфильмы. Не 1 мультик в неделю, но и не круглосуточно. Телевизор фоном никогда не работал. Но могла смотреть и по 10 и по 40 минут. При этом качество занятий и поведение не изменились. Иногда за какие-то проступки я могу "наказать" и лишить просмотра мультфильмов на день. Но это не вызывает сильного негодования ("нет, ну и нет, тогда буду играть"). НО если где- то она видит экран (в поликлинике, в транспорте, анимированный билборд и т. д.), то неважно что там показывают - рекламу, титры, мультики, новости и т. п. она просто "залипает" у этого экрана и не может даже взгляд отвести. Она даже готова ходить к стоматологу и ставить пломбы, т. к. там есть монитор с мультиками.

На выпускном, несмотря на аниматоров и общее веселье, она даже танцевала, глядя в монитор с мультиками. Другие дети вообще не обращали на эти мониторы никакого внимания. Как выйти из этой ситуации мы не знаем. Ведь если запретить телевизор дома, то наверно наоборот будет еще большее стремление их смотреть...
p.s. Даже мультфильмы, которые она видела 100 раз и знает наизусть все равно как магнит притягивают.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
26 мая 2018
(изменено 30 нояб. 2019)
Екатерина2008, здравствуйте!
Есть ли у дочки ещё какие-нибудь интересы и увлечения?
Рекомендую прочитать О влиянии телепередач и компьютерных игр на психику ребенка
Психолог ответит через некоторое время.
26 мая 2018
Здравствуйте, Екатерина!
Прочитав ваше сообщения, у меня два соображения

1. Присоединяюсь к вопросу выше про увлечения и интересы. Я прочитала, что ваша дочь успешна в садике и на занятиях. А что интересно лично ей? Насколько плотный график занятий, которые выбраны вами? И есть ли то, что выбирает сама девочка?
Много ли у нее свободного времени, которое она использует как хочет и чем она занимается в это время?

Каждому ребенку просто необходимо по крайней мере 1 час в день проводить, как он хочет, без цензуры родителей. И пускай вам кажется, что дочь в этот час "валяет дурака" и делает что-то с вашей точки зрения бесполезное, но ребенку это важно, это его свобода и выбор. Не выбор взрослых, а его. Может быть ваша дочь таким образом отдыхает и расслабляется. Особенно если у нее много занятий и если ее жизнь полностью организована взрослыми. Ребенку хотя бы иногда нужно быть предоставленным самому себе. Какой еще есть отдых и расслабление у дочки?

2. Возможно ваши личные страхи/фантазии по поводу тех, кто смотрит телевизор или мультики. Попробуйте продолжить фразу
"если моя дочь будет смотреть мультики, то..." то что будет?
"дети, которые смотрят мультики и которых не оторвать..." какие это дети, что с ними? В кого они вырастают? (немного утрирую, но страхи обычно в такой форме примерно)
Либо придумайте свою фразу, главное выньте наружу фантазию о том, что такого страшного в том, что она смотрит мультики.
26 мая 2018
Екатерина2008
Большое спасибо! Дочка любит все занятия, которые мы ей предлагаем. Да, бывают дни, когда не очень хочется рано вставать и идти в сад, одеваться и идти в муз. Школу и т. п., но это не вызывает никаких серьезных противоречий между нами и решается по общей договоренности. Я думаю, что интерес ко всем занятиям подстегивается тем, что все получается и ее хвалят педагоги. Ей это нравится, и она знает, что даже если ничего не получается сначала, то надо постараться и потом все будет легко. И сама этому очень радуется, рассказывая мне "Помнишь, мама, как у меня не получалось быстро петь ноты, а теперь я могу!" Ей нравятся танцы и она тоже с удовольствием ими занимается.

А вот с бассейном не заладилось, т. к. она очень не любит, когда вода попадает в глаза и в целом на лицо. Я, разумеется, не настаивала и она перестала в него ходить. Занятий много, но они не забирают все свободное время. Всегда после сада есть минимум 1-2 часа личного времени, без моего контроля. В это время она рисует или играет с куклами, фантазируя разные истории. Потом может попросить посмотреть мультфильмы, но если я откажу, то может обидеться и уйти в свою комнату, но через через 5 минут как ни в чем не бывало продолжаем общение (ни мы, ни она про эту "обиду" не вспоминаем). В выходные мы всегда гуляем всей семьей или посещаем театры, цирк, зоопарк. На спектаклях ей не бывает скучно и всегда хочется продолжения (даже после 2,5 часов представления). Она очень редко скучает и мается без занятий в свободное время, всегда есть идеи для новых игр и историй.

Я не вижу ничего плохого в просмотре мультфильмов. Но меня беспокоит столь выраженная привязанность к ним. Мне даже сложно предположить ситуацию, которую она может выбрать в ущерб мультфильмам ("Поиграем или мультики?" "Погуляем или мультики?" и т. д.) Всегда будут выбраны мультики.
Если продолжать фразу "если моя дочь будет смотреть мультики, то" получится так, что она будет только их смотреть и больше ничего делать не будет, ни играть, ни гулять, вообще ни-че-го. Она не скажет "все, выключай, надоело". Дети, которые смотрят мультики все свободное время, лишают себя развития и познания мира. Из них вырастают ограниченные малоподвижные люди, не способные адаптироваться в социуме (Разумеется, речь идет о детях, смотрящих мультфильмы неограниченно во времени, а не вообще о просмотре мультфильмов).

В книге "Метро 2033" есть эпизод, где описывается эффект воздействия на людей кремлевских звезд ("залипание", "гипнотическое влияние"), когда, увидев их, люди замирали, не в силах оторвать глаза от их света. Так и у нас с телевизором. Если не попадается в поле зрения, то и ничего страшного, но если есть, то она "под гипнозом".
27 мая 2018
Если не попадается в поле зрения, то и ничего страшного, но если есть, то она "под гипнозом".

Да, они именно под гипнозом, мультики завораживают, таково детское восприятие.
Вам лично это чем откликается? Как было в вашем детстве? Откуда у вас не то что бы это мнение, а страхи? Попробуйте прислушаться к вашему опыту, а не к опыту с вашей дочкой
27 мая 2018
Екатерина2008
Спасибо!
По факту (в среднем) по 40 минут в день. Есть дни, когда не смотрит вообще (не из-за наказания, или нехватки времени, а просто сама не просит, и я, естественно, не предлагаю), бывает 1,5-2 часа (если это полнометражные мультфильмы).

Агрессия и слезы на отказ включить мультики или просьбу их выключить может проявляться, но очень редко (примерно 1 раз в полгода). И это больше связано не с конкретной ситуацией с мультиками, а с общим "вредным" настроением в тот день.

Да, я проводила такой эксперимент. Непрерывный просмотр, прерываемый только туалетом, и сопровождаемый поеданием фруктов и конфет, продолжался с 16:30 до 21:30, т. е. 5 часов. По истечении этого времени началось нытье, что "болит голова", "устала спина", "мультики не такие" и т. д. Причем все это время она смотрела мультики не новые, а множество коротких наизусть выученных серий (смешарики, лунтик, маша, фиксики и т. д.). На следующий день дочка как ни в чем не бывало снова попросила их включить, хотя помнила, что вчера чувствовала себя не очень хорошо. Если разрешать без ограничений смотреть телевизор дома, то больше ни на что времени не останется.

Нет, я не думаю, что если дать ей свободу на просмотр мультфильмов, то она будет их круглосуточно смотреть, но часа по 3 утром и вечером - это точно. Но это ведь неправильно. И с точки зрения воспитания, и с точки зрения здоровья.
В моем детстве (конец 1980-х начало 1990-х годов) не было мультканалов и мультики были в определенное время, к которому все стремились успеть. Невозможно было целыми днями сидеть перед телевизором. Меня не ограничивали в просмотре (отдельный телевизор даже стоял у меня в комнате). Я была отличницей, училась в муз. Школе и занималась англ. Языком и худ. Гимнастикой. Мне самой нравились эти занятия. Просмотр мультиков никак не ухудшал качество занятий и поведение. Но у меня не было маниакальной страсти к мультикам, и в целом к телевизору (я смотрела еще детские передачи, типа звездного часа, зова джунглей и т. д., любила КВН и Что Где Когда). Я не лукавлю, но больше всего я любила заниматься и учить уроки (многие мне не верят, но это действительно так).

После школы я прибегала домой и если было время до секций, то с радостью делала домашние задания (с упоением раскрашивала контурные карты, писала конспекты, читала следующие произведения по литературе и т. д.). Пятница была моим любимым днем, потому что вечером можно было сесть и выучить все уроки по школе и секциям на следующую неделю. Я реально получала огромный кайф от этого.
По темпераменту я больше меланхолик, интроверт.

Тут проблема не в том, что она живет только мультиками. Допустим, если на даче по телевизору не работает мультканал, то это не будет глобальной проблемой. Обязательно найдутся другие игры и развлечения, причем хоть на все три месяца. Она может достаточно спокойно переносить отсутствие мультиков. Но если где-то "внепланово" возникает телевизор или экран, то не оторвать. Знаю, что нельзя сравнивать, но все же - на том же выпускном другие дети не обращали внимание на эти мониторы и продолжали веселиться в аниматорами. Вряд ли дома они целыми сутками смотрят телевизор и уже им пресытились. А Кристина все время, даже во время танцев и игр была "прикована" к экрану, как будто дома для нее это под запретом.
27 мая 2018
А Кристина все время, даже во время танцев и игр была "прикована" к экрану, как будто дома для нее это под запретом.

И вот это, и если бы кто-то так подумал, то что? Как бы вы себя почувствовали?
И можно ли предположить, что когда дома дочка выбирает мультик вместо прогулки это еще более менее, а когда прикована к экрану в общественном месте, стоматологии или садике - то ваша тревога больше? Или какие чувства?

Попутно возникла идея, если у вашей дочки такая любовь к мультипликации, может поискать кружок рисования мультиков или что-то такое? Где бы возможно она нашла свой интерес
27 мая 2018
А может ли быть такой, что такое поведение дочки это как протест по отношению к вам? Делать, то хочется, но не то что вы предлагаете. Вам это откликается?
27 мая 2018
Екатерина2008
Спасибо! По большому счету, телевизор не является запретным плодом. В 80% случаев на просьбу включить мультик, я отвечаю положительно. Небольшие стычки возникают, когда я прошу выключать, т. к. пора есть, спать, куда-то идти, и. Т. Л. Но это тоже не остро и не критично.
При большом количестве занятий создается впечатление о загруженности ребенка, но это не совсем так. Танцы по 40 мин 2 раза в неделю (без домашних заданий), английский - также (дома только повторяем слова, и даже обычно не дома, а по пути куда-то - называем цвета машин, одежду, погоду и т. д.), музыкальная школа - 2 раза в неделю по 1,5 часа (дома стараемся каждый день минут по 20 попеть ноты и пописать нотные прописи, причем не всегда получается каждый день), к школе готовимся через день также по 20 минут (пропись, математика, грамота). А каждый день она рисует (не задания, а просто что хочет, для себя), играет в куклы, смотрит/читает журналы и детские энциклопедии), гуляет 2 раза в день (с удовольствием, т. к. научилась кататься на большом велосипеде, скейте, роликах, и очень этому радуется).
Гладя на выпускной в тот момент на дочку, я чувствовала примерно следующее "Ну как она не понимает, что это выпускной, и возможно она больше этих детей никогда не увидит. И аниматоры бывают не каждый день, и игры такие тоже. А мультики те же самые можно и дома смотреть". Скажем так, я не поняла приоритетов Кристины в тот день. У меня нет какого-то стеснения за нее, что про нее подумают другие. Я даже не столько переживаю и волнуюсь за эту ситуацию, сколько недоумеваю, почему так происходит.
Протест - не думаю. Тут ведь она не отказывается от моих предложений, и в большинстве случаев принимает их. Я ведь не ставлю ей выбор "Мультики или гулять". Обычно я предлагаю "Пойдем погуляем?" "А на чем сегодня поедем кататься?" и если в этот момент она смотрит мультик, то чаще скажет "Давай попозже". Я - "хорошо, я пока одеваться начну, а ты досматривай". И, видя, что я собираюсь, она тоже через несколько минут выключает и начинает собираться.
27 мая 2018
Екатерина, тогда не совсем понимаю ваши опасения. Приходит в голову только мысль о том, что у вас не совпадают интересы в этом отношении. Что вам мешает принять дочкино увлечение? Что будет, если вы согласитесь с тем, что да, ваша дочка просто обожает мультики и даже готова их смотреть вместо других занятий? Ну не во всем же ей соответствовать вашим ожиданиям))
Какие у вас чувства к дочке, когда она в этом вопросе не соответствует вашим ожиданиям? Попробуйте ответить себе.

Учитывая, что других занятий у нее и так полно, отношения со сверстниками сложились в садике, да и дружба будет иметь большое значение уже с возрастом. Скоро дочка перейдет в новый возраст, будет новая мотивация, возможно что-то поменяется.

Читая ваши сообщения, вижу, что вы занимаетесь ребенком, много уделяете внимания ее развитию и много знаете о ней. И ее увлечение мультиками вписывается в этот контекст как ее личная свобода, и что бы вы ни говорили, ну вот любит и все. И на мой взгляд у нее просто нет возможности вырасти ограниченным человеком с такой заботливой и внимательной мамой))
28 мая 2018
Екатерина2008
Спасибо, что помогли мне лучше понять мою дочку и разобраться в этой ситуации. Действительно, я порой забываю, что Кристина - это не я, и не надо ждать у нее повторения моего детства. Независимо от ее поведения, пристрастий и увлечений, я принимаю ее всегда такой, какая она есть и априори люблю ее больше всех на свете. Всегда. Иногда, излишне тревожусь на тему "Вдруг я что-то упускаю, недостаточно уделяю внимания, и т. д." (но внутри понимаю, что это не так, и чувствую уверенность, что я на правильном пути по ее воспитанию).
Еще раз огромное Вам спасибо за помощь! В этот момент вы дали мне ответы как раз на те вопросы, которые я хотела получить.
И еще. Ваша консультация заставила меня посмотреть на эту ситуацию (не проблему, а именно ситуацию) глубже. И вот что я вспомнила (мне кажется, что это может как-то объяснять подобное поведение Кристины).
Начиная с самого раннего возраста (примерно полгода) Кристина была пассивным наблюдателем. В физическом плане она развивалась в соответствии с возрастом, но никогда не была сторонником куда-то уползать, что-то открывать, засовывать себе мелкие детали в нос, уши и т. п. И не потому, что мы как-то ограничивали или ругали ее. О, нет! Просто она сама этого не делала. Любимым занятием было - слушать как я ей читаю и смотреть картинки. Я не преувеличиваю, - часами могла сидеть и слушать, и смотреть.
На улице месяцев до 8-ми всегда спала, да и в целом проблем со сном никогда не было (исключение колики, и зубы). А когда уже сидела в прогулочной коляске, то очень любила наблюдать за другими людьми (рабочие чинят асфальт, дворники сажают у дома цветы, хозяин дрессирует собаку, бульдозер сгребает снег. Она реально с удовольствием на это смотрела. Мне казалось, что это даже какой-то медитативный процесс.
Когда она начала уверенно ходить, то на площадке не особо стремилась попасть в песочницу к сверстникам, а подходила к школьникам, играющим на стадионе в мяч, и тоже с интересом наблюдала за ними.
Даже сейчас, когда происходит что-то незнакомое (например, бурят землю, чтобы строить метро, она тоже с удовольствием наблюдает. Но сейчас это наблюдение подкрепляется вопросами, как это работает, зачем это делают и т. д. (подобная литература, особенно про строительную технику - одна из любимейших к просмотру и обсуждению).
Отношения в саду сложились сразу (ни разу не было адаптации со слезами, но правда она пошла в сад с 4-х лет, т. к. на мой взгляд именно в этом возрасте она была готова к саду). Но при этом она никогда не испытывает потребность совместных игр с детьми. В саду со всеми ровные отношения, с кем-то ближе, в силу общности интересов, с кем-то меньше.
Но на наших прогулках она никогда не подходит сама к незнакомым детям и не предлагает дружить. Если подойдут к ней, то она чаще всего соглашается и какое-то время может вместе играть, но потом без сожаления прощается и даже не особо вспоминает с кем она познакомилась. Естественно, когда на площадке кто-то из группы сада, то они вместе играют.
Но у нее не возникает скуки от того, что она гуляет на пустой площадке. И, по-моему, ей интереснее кататься со мной не велосипедах и что-то смотреть, обсуждать, чем сидеть в песке.
Так же и на даче (мы по три месяца были без детского окружения и Кристина вообще не вспоминала, что на свете есть еще дети и неплохо было бы поиграть с ними, ей вполне хватало бабушек-дедушек и мамы с папой.
А на море, где в санаториях огромное количество детей, она участвовала с детской анимации (но только со второго дня, т. к. первый день всегда наблюдает со стороны, а на второй уже идет с удовольствием танцевать), но при этом, близких друзей себе не завела, и когда в одной из песен была фраза "а теперь мы все обнимаемся", то Кристина ни в коем случае не лезла в толпу обниматься с незнакомыми детьми и старалась держаться с краю.
Я думаю, что это не порок. И считаю, что с моей стороны было бы неправильно активно вводить ее в игру к другим детям и как-то стимулировать знакомиться и дружить. (в свое время со мной так поступала бабушка, т. к. ей казалось, что я нелюдима. И мне не хотелось бы, чтобы Кристина испытывала те чувства, которые чувствую я).
Простите, что много написала. Так вот. Я думаю, что вот это зависание над мультиками - своего рода тоже медитация, т. е. она их смотрит, но в то же время думает о чем-то другом. Это как на огонь смотреть, или как белье в машинке стирается. Возможно это т. н. отдушина, чтобы переварить поток информации. Еще раз Спасибо вам!
28 мая 2018
Это как на огонь смотреть, или как белье в машинке стирается. Возможно это т. н. отдушина, чтобы переварить поток информации.

Да, детям нужна такая отдушина, даже взрослые порой играют на компьютере в пасьянс какой-нибудь и это именно как возможность при этом что-то переваривать)
С возрастом у дочки могут появиться новые способы медитации, творчество, вышивание.

Мне очень приятно, что вам удалось в чем-то принять дочку) удачи вам!
Если ваши вопросы исчерпаны на данный момент, то можете завершить эту беседу в данном диалоге (рядом с кнопкой "ответить")

Отзыв о консультации

Отличная консультация. Я получила ответы на все вопросы. Смогла глубже разобраться в своей ситуации и вместе с Татьяной найти верное решение. Очень грамотный специалист. Ответы всегда исчерпывающие и быстрые. Татьяна помогла мне рассмотреть ситуацию со всех сторон, в то время как я смотрела на нее однобоко. Огромное спасибо! С Вами очень приятно было работать. Удачи Вам в Вашей профессиональной деятельности!

Екатерина2008