КонсультацииОтношения родителей и детей

Как помочь ребёнку с особыми эмоциональными потребностями?

110
16 мая 2025
Надежда
Сын желанный, второй. Мужа люблю (но его практически нет в нашей жизни, он дальнобойщик), со старшим ребёнком никаких проблем не было, а вот младший... Я понимаю, что он ребёнок с особыми эмоциональными потребностями. Я старалась изо всех сил, но не могу, постоянно срываюсь... В общем младший сын с рождения проявил так скажем особенности. Оговорюсь сразу, что у психиатра мы с ним были. Маленьким он кричал почти постоянно. Если хоть что-то малейшее было не по его он кричал. Когда подрос так же кричал. В сад я не смогла его отдать, хотя очень хотела. В саду он не ел, не спал, не играл с детьми, почти полгода я и воспитатели всеми силами старались его адаптировать- не получилось. И в этот же период он заболел. Ему тогда было около 4х лет. Разбирались мы два года, что с ним, ездили в Москву и вроде как тогда все закончилось благополучно по здоровью. Вот только в этот период я дала слабину. Позволила бесконтрольно телефон, потакала всем желаниям и так сложны в поведении он стал невыносим. Мог ходить за мной часами и повторять одно и тоже (требуя телефон и кривляясь), мог зарядить железной вешалкой в окно, специально швырял табуретки и стулья, крики и истерики вообще стали обыденностью. Жизнь в доме становилась невыносимой, потому, что я не могла с ним справится. Тогда-то мы и пошли к психиатру. Никаких отклонений психиатр не нашёл. Общий мысл того что он мне сказал: "вы его слишком сильно любите, вот он и сел вам на шею". Я взяла всю свою волю в кулак и забрала телефон, стала привлекать его к домашним делам, отвела к логопеду и на подготовку в первый класс. Начало становится немного легче. Даже казалось, что медленно налаживается. Истерики прекратились, он перестал швырятся вещами и дико кричать. Но все равно было трудно заставить его что-то делать и помогать по дому. Пошёл в первый класс. Учился с удовольствием. Во втором классе я устроилась на работу и опять пошло поведенчнское ухудшение. Вновь появилась большая зависимость от телефона, крики, нежелание помогать, вызывающие поведение и провокации (постоянно дразнит старшего брата, специально издаёт раздражающие звуки, шумит, смеется), учится стал со скандалом. Тяжело делал уроки. Когда пытаешься его что-то заставить делать он включает неадекватное поведение. Вновь у нас дома образовался маленький филиал ада. Ко всему добавился ночной энурез. И было пару раз, когда он специально писался в штаны. Я повела сына к неврологу. Прошли обследование. Ничего не нашли. В третьем классе все было очень плохо в плане поведения. Вечные крики, шум, смех (ничего смешного не происходит, он просто его из себя выжимал, или смеялся прямо в момент, когда его пытаешься призвать к порядку, отругать), навязчивые повторяющиеся фразы и звуки. На вопрос зачем ты это говоришь, ответ "ну мне это нравится ". Перед новым годом сын заболел. Тяжело, долго, почти вся зима и вся весна прошли в больницах и обследованиях. Я была с ним и это как-то нас с ним сбоизило. Большая часть его вызывающего поведения ушла. Да, он все еще мог повторять какие-то звуки и фразы, смеяться не в попад, но стал более адекватным, что ли... Терпеливо сносит все капельницы и процедуры, очень разуме был в плане диеты, с ним оказалось легко договориться об ограничениях в питании, потому что он понимал, что от запрещённой еды ему может стать хуже. В больнице даже проще относился к просьбам убрать за собой, помыть кружку, что-то принести (разумеется, когда более-менее себя чувствовал). Стал повторять за мной, что он взрослый, умный мальчишка, что нужно себя вести по другому, что все его любят и переживают, что себя так вести нельзя, ведь всем обидно и плохо. Бывали моменты срывов, но это все происходило явно из-за болезни, ему очень досталось в этот период (тяжелое состояние, постоянные капельницы, слабость, реанимация, мы почти жили в больнице, лишь иногда отправляясь домой на побывку). И вот сейчас мы дома почти три недели. По здоровью ещё далеко не все вопросы решены, но уже намного легче. И его вызывающие поведение вернулось. И сейчас он в открытую, специально обижает меня и старшего брата. При том всегда начинается из-за мелочи. Просьба вытереть со стола и убрать посуду в раковину приводит к нескольким часам криков, специальному повторению одних и тех же фраз (он может ходить за мной несколько часов и канючить прости меня, а когда ты ему отвечаешь он тут же говорит, что так м будет себя вести, что ему нравится всех обижать, что это правильно, что он никогда не любит, а потом опять прости меня и все по кругу), может начать кричать. Бывает, что я вижу, что он чуть не плачет и очень сильно расстраивается, но выдавлиыает из себя смех и это выглядит совсем пугающе. При том я все никак не могу приучить его даже к небольшой самостоятельности. Он не может адекватно подобрать себе одежду (не старается, будто специально выбирает не то, что нужно), целая проблема убрать за собой, не хочет учится застилать свою постель, с трудом я приучила его к личной гигиене. Может терпеть и не идти в туалет, пока не испачкает уже трусы. Попытка приучить его застирывать за собой провалилась. Потому что каждый раз дикий скандал, с криком и истерикой. Но хотя бы уже сейчас перестал врать, что белье чистое и если доводит до "аварии" сам хотя бы моется после. Раньше и это было с истерикой. У меня уже просто нет сил. Вообще. И полное ощущение бессилия и беспомощности перед собственным 10тилетним ребёнком. Я понимаю, что нам нужен психолог (и мне и ему, это же я его таким вырастила, получается), но мы живём в селе, далеко от города, а сесси онлайн стоят дорого для меня. Может быть мне здесь подскажут, что почитать или послушать, чтобы помочь себе и моему ребёнку. Я очень люблю его, но у меня полное ощущение, что все делаю не правильно и не так. При том с постороними он ведёт себя почти нормально, может начать кривлятся, но после замечания перестаёт. Сейчас он надомащнем обучении. Все просьбы учителей воспринимает адекватно, без агрессии или демонстративного поведения. Но с другими детьми ему тяжело. Он не знает как себя вести, я думаю, что это из-за того, что нормальной социализации у него не было, поскольку когда все дети ходили в сад и учились общаться, он в это время был со мной в больницах. Когда пошёл в школу у него появились приятели, но друзей нет. С соседскими ребятами у него не получилось подружится, потому что с ними периодически включилась такое же поведение, как и в семье, его стали или сторонится или обижать. При том он оказался безответным. Не может постоять за себя. Хотя, например, когда мы бываем у определённых друзей у него получается с их сыном более-менее играть. Там ребёнок очень разумный, добрый и лидер по натуре и сын за ним будто тянется и старается себя вести нормально. Я не понимаю, что мне делать и как помочь и ему и себе.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
16 мая 2025

Здравствуйте, мой доверитель, Надежда! Я готова Вас проконсультировать.

Прошу ознакомиться с условиями консультации.

16 мая 2025
(изменено 16 мая 2025)

Мой доверитель, Надежда, я благодарю вас за доверие и за то, что поделились своей непростой историей. Вы — сильная и любящая мать, которая делает всё возможное для своего ребёнка, и это чувствуется в каждом вашем слове. Давайте вместе разберёмся в ситуации и найдем пути к гармонии в вашей семье. Давайте, по порядку.

Понимание особенностей вашего сына. Из вашего рассказа я вижу, что ваш младший сын — ребенок с высокой эмоциональной чувствительностью и, возможно, неврологическими особенностями, которые не были выявлены стандартными обследованиями. Подскажите пожалуйста, к скольки разным врачам вы обращались за обследованиями? К каким конкретно врачам обращались? (Например к двум разным психиатрам или трем разным психологам по профилю такому-то).

Что может стоять за его поведением? Сенсорная перегрузка (гиперчувствительность к звукам, прикосновениям, изменениям в режиме). Тревожность и трудности с саморегуляцией (ему сложно управлять эмоциями, отсюда — истерики, навязчивые звуки, смех «не к месту»). Потребность в контроле (болезнь, телефон, провокации — это способы «удержать» внимание и ощущать безопасность).

Почему в больнице было легче? Чёткий режим, предсказуемость, ваше постоянное присутствие давали ему ощущение стабильности и безопасности. Он видел конкретную причину ограничений («если не соблюдать диету — будет больно»), а не абстрактное «надо слушаться».

Что я рекомендую делать?

Для сына. Структура и предсказуемость. Чёткий режим дня (например, «телефон — только с 17:00 до 18:00», «уроки — после прогулки»). Да, будет сложно в первое время, но поверьте, оно того стоит. Детям необходим режим, это их зона стабильности и безопасности, это научно доказанный факт, а не просто мои слова. Визуальные подсказки. Например, расписание с картинками, таймеры («через 10 минут выключаем мультики»). Вы заранее готовите ребенка к следующему шагу, а не просто забрали телефон и (как ребенок видит в своей голове) просто так выключили мультики или заставили делать уроки.

Альтернативы «плохому» поведению. То есть если он кричит/дразнит брата — предложите «заменить» действие, например «Давай потопаем ногами, если злишься» (сенсорная разрядка). «Хочешь покричать? Давай выйдем на балкон и покричим вместе». Предлагайте безопасную альтернативу. Во первых он увидит ваше внимание (к слову он этого и добивается), во вторых вы научите его безопасно “скидывать” эмоции, а в третьих это вас сблизит. К слову, можно в этот момент подключать старшего брата (заранее поговорив с ним об этом), это будет их сближать и ребенок со временем будет чувствовать, что брат=безопасность.

Поощрение за «хорошие» моменты. Акцент на том, что получается, например «Сегодня ты сам убрал тарелку — я горжусь тобой! » , «Ты так здорово помог мне — давай отметим это наклейкой в твоём календаре».

Для вас. Ресурс и поддержка. Надежда, Вы не виноваты в его поведении. Это не «вы его разбаловали», а это его особенность. Найдите хотя бы 15 минут в день на себя (чай в тишине, короткая прогулка), я бы рекомендовала вам медитации небольшие делать, например у Феда (Федор Белогай) есть отличная медитация для соединения со своим телом, которая называется тело-храм, она бесплатная. Работа с эмоциями. Когда чувствуете, что «срываетесь» — сделайте паузу. Сделайте глубокий вдох → мысленно скажите: «Я справлюсь» → выйдите в другую комнату на 1-2 минуты. Это поможет вам, успокоится быстрее.

По поводу профессиональной помощи. Если психиатр и невролог не нашли патологий, стоит обратиться к нейропсихологу, для ребенка, (оценка развития мозга, коррекционные методики). А вам к семейному психологу (выстраивание границ, а также снижение напряжения между вами и сыном).

Когда вам стоит насторожиться? Если ваш ребенок начал проявлять агрессию к себе или другим (бьёт себя, кусается, угрожает). Начал происходить регресс в навыках (перестал говорить, забыл, как одеваться). Начались новые навязчивые ритуалы (например, бесконечное мытьё рук). В этих случаях нужен повторный визит к специалистам.

!!! ВАЖНОЕ!!! Вы — хорошая мать. Сейчас важно не «исправить» сына, а найти подход к его миру. И это возможно. Если у вас есть вопросы прямо сейчас — задавайте. Вы не одна, и вместе мы найдём решение. Дети с похожими трудностями после курса нейрокоррекции смогли наладить режим и снизить истерики на 70%, поэтому я настоятельно рекомендую обратиться за консультацией к нейропсихологу.

Дополнительные материалы, которые я рекомендую к изучению.

Книги: Как говорить, чтобы дети слушали…» (Фабер, Мазлиш) — про границы без криков.

Воспитание без наказания» (Кэтрин Кволс) — для детей с трудным поведением.

YouTube-каналы:«Лаборатория воспитания» — видео про истерики и дисрегуляцию, а также«Осознанное воспитание» — лекции психологов.

Телеграм-каналы: «Дети как дети» (о нейроособенностях) и еще«Мама на нуле» (поддержка для родителей).

16 мая 2025
Надежда

Спасибо большое за ответ.

Мы были у трех разных неврологов. У первого сын наблюдался с рождения до 4х лет. Ко второму пришли перед первым классом. И к третьему относительно недавно, в еачале учебного года. К тому же лежали в городской и областной больницах, где его так обслежовади невролги, был врачебной консилиум, где присутствовал невролог Каких-то явных проблем, не связанных с основным заболеванием у него не нашли. Делали кт и мрт головного мозга, узи сосудов шеи. Там тоже никаких серьёзных неврлогичских патологий не нашли. Неврологи, у которых мы сами были, говорили, что это характер и его личные особенности.

Были у двух психиатров. Один в нашем райцентре, второй в городе. Первый вообще ничего не сказал, направил в город, а в городе психиатр сказал про то, что сама избаловала своей любовью.

Явной агрессии к себе или к окружающим я у сына не замечала. Пытался пинать кошек, но это была ывная провокация и когда реакции на неё не последовала он прекратил и больше этого не делал.

Обязательно найду и обращусь к нейропсихологу. И обязательно прочитаю и прослушаю то, что вы мне посоветовали

Скажите пожалуйста, что мне делать, как помочь сыну, когда он ведёт себя странно. Вот-вот заплачет, очень напряжен в моменте, но выжимать из себя смех, продолжает дразнить или провоцировать. Попытки его обнять, поговорить спокойно он отвергает. Не даётся в руки, начинает плакать и тут де кривляться, но явно нуждается в том, что бы его успокоили и поддержали. Если его не трогать в этот момент он продолжает, будто не может остановится. Редко получается в такие моменты его выдернуть" из ситуации. Буквально вчера я вывела его на крыльцо и сказала посидеть на лавочке (у нас частный дом с огроженнлй территорией), он сопроивлялся вначале, но потом сам остался и вернулся минут через 40 уже более спокойный и пару часов вёл себя неплохо. Но я боюсь, что это второй или третий раз не сработает. Потому что раньше помогало отправит его в свою комнату, чтобы посидел и успокоился, пришёл в себя. Сейчас не помогает. Я вижу что ему непросто в этот момент, тяжело эмоционально. Но меня ставить в тупик, то что он отвергает помощь, ласку, хотя мне кажется, что ему это очень нужно в моменте. И то, что к такой реакции приводят совершенно мелочные вопросы такие как убери со стола или давай позанимаемся, при том, что мне кажется, что он сначала делает специально (ведёт себя так), а потом обижается на реакцию на свое поведение и совсем уже "падает" в неадекватность.

И как мне себя вести, когда он начинает демонстративно поведение в общественных местах. Раньше у нас была машина и было немного проще в такие моменты, потому что все это происходило в салоне. Сейчас машине нет, мы в город ездили на электричке и иногда он в самой электричке начинает себя так вести. Мне в эти моменты становится очень стыдно, я теряюсь и не понимаю, как его привести в себя. Опять же причиной становится его усталость, он все еще слаб после болезни и быстро устаёт, телефон, или отсутствие когда приходится ждать.

16 мая 2025

Дайте ему пространство, но оставайтесь рядом. Если он сопротивляется объятиям, скажите: «Я вижу, что тебе тяжело. Я буду здесь, если захочешь поговорить или обняться». Предложите «место для успокоения» (крыльцо, комната), как вы уже делали. Важно, чтобы это не было наказанием («Иди в комнату! »), а возможностью прийти в себя. Лучше это место “за якорить”, то есть, всегда одно и тоже безопасное место, то есть стабильность должна присутствовать.

Снижайте давление. Вместо «Убери со стола» → «Давай я помогу тебе убрать, а потом отдохнём». Если он устал, отложите занятия «Вижу, что ты устал. Давай сделаем перерыв». Помогите ему осознать эмоции. Назовите его чувства «Ты злишься? Тебе грустно? » — это поможет ему понять себя. Предложите простые способы выразить эмоции, например рисовать каракули на бумаге. Скомкать лист бумаги и выбросить. Побить подушку (если злится).

Что делать в общественных местах? Сохраняйте спокойствие (он считывает вашу тревогу). Отвлеките, переключайте фокус внимания «Давай посчитаем, сколько красных машин проедет» или «Помоги мне найти…». Если возможно, выйдите на улицу или найдите тихий уголок.

Что я рекомендую делать в долгосрочной перспективе? Режим и здоровье. Следите за режимом сна и питания. Прям строго. После болезни дозируйте нагрузки — даже если кажется, что он уже здоров.

Для вас. Не вините себя. Вы — хорошая мама, которая ищет способы помочь.

P. S. Попробуйте вести дневник наблюдений: в какие моменты он чаще «срывается»? Что происходит до этого момента? Также я рекомендую этот дневник начать с того момента, что же такого произошло, что ребенок начал так себя вести или например, что такого произошло в беременность (стресс, нагрузки и прочее, вспомните), что повлияло на такое поведение ребенка. Это поможет найти закономерности и понять "корень" вашей проблемы.

30 мая 2025

Мой доверитель, Надежда, время консультации закончено и я завершаю тему. Если у вас есть возможность, оставьте, пожалуйста отзыв, а именно что для вас оказалось ценным в консультации — это поможет мне расти как специалисту, а также поможет другим людям в похожей ситуации решиться на консультацию. Благодарю вас! Если будете готовы продолжить работу со мной в частном формате, пишите в личные сообщения. Всего Вам доброго!