КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Как побороть панику за рулём?

94
08 нояб. 2025
Оксана
Мне почти 50 лет. Обстоятельства таковы (папе 84, ему тяжело садиться за руль, сын живет в другом городе) что сейчас приходиться обучаться вождению. Обучилась в автошколе в нашем селе, экзамен надо сдавать в городе (мы с инструктором ни разу в город не выезжали), наняла инструктора с города, что бы поездить по экзаменационному маршруту, если по селу езжу без проблем (с инструктором) то сейчас выявилась такая картина, пока на автодроме все хорошо и отлично, выезжаю в город начинаю путать педали, забываю переключить скорость, не включаю поворотник, появляется "тоннельное зрение", с инструктором по городу прошло уже 12 занятий, по идеи должна уже ездить более осознанно. За день до урока проявляется страх, ночью плохо сплю, сердце начинает скакать до 110, утром на урок еду как на казнь. Инструктор говорит, что у меня проблемы в голове, что мой мозг город принимает как угрозу и блокируется (возможно так и есть). Как преодолеть себя, что делать в этой ситуации. И уговаривала себя и пыталась медитировать с мыслью "что город люблю, не боюсь".

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
08 нояб. 2025
(изменено 08 нояб. 2025)

Здравствуйте, Оксана! Уговоры в таких случаях не помогают, так как Ваш страх связан не с тем, что Вы город не любите - наверняка город сам по себе Вам нравится и, будучи пешеходом, Вы в нём вполне нормально себя чувствуете. Ваш страх связан с тем, что опасно водить машину в малознакомых местах, где к тому же интенсивное движение и много помех в виде других машин и пешеходов. Обстановка на дорогах в селе и в городе значительно отличается - в городе намного опаснее в плане движения по дорогам, больше разнообразных дорожных знаков, препятствий, на которые нужно быстро реагировать (светофоры, развязки и переходы), и поэтому требуется быть более внимательным - это создает сильное напряжение у новичков и стресс. Ожидание, что всего за 12 занятий Вы освоитесь и станете спокойно воспринимать ситуацию экзамена, который проходит на оживленных улицах города - это завышенное ожидание. Навык формируется не менее, чем через месяц ежедневных повторений для оттачивания автоматизма, а психологическая адаптация к новым ситуациям проходит в течение 3-х месяцев. Для того, чтобы ситуация стала для Вас привычной и Вы освоились, Вам потребуется намного больше времени, чем 12 занятий.

Чтобы помочь Вам осознать, с чего начинать работу над своим страхом, опишите свои ощущения за рулем, когда Вы в городе водите. Какие мысли и чувства в эти моменты сопровождают Вас? Чего Вы боитесь больше всего? Какие ситуации Вас ставят в тупик, заставляют особенно нервничать? Доверяете ли Вы инструктору, который Вас обучает в городе? Есть ли у Вас с ним взаимопонимание или он является дополнительным источником стресса для Вас (манера общения давящая, требования высокие и тд)?

08 нояб. 2025
Оксана

Ощущения за рулем: пытаюсь сосредоточиться, но как-будто выпадаю из реальности, не могу сказать, что "витаю в облаках" нет, но вот почему то не вижу не которые знаки, забываю регулярно переключать передачи, перекресток для меня это дополнительный стресс, часто глохну на нем, хотя пытаюсь сделать все правильно, после урока не всегда помню, как проехала тот или иной отрезок пути. Инструктор говорит, что я в цепляюсь в руль, на данный момент для меня уроки как наказание, хотя я хочу научиться все правильно делать и получить права ВУ своими силами. Инструктор говорит, что многие женщины если глохнут на перекрестке, то "поистерят" или поплачут, успокаиваются и спокойно продолжают обучение, я человек тяжелый на подобные эмоции, не помню когда и плакала, наверное и в детстве тоже нет. Заставляет нервничать, само осознание что надо ехать на урок, инструктору доверяю, в моем понимании самый адекватный на данный момент с тех что я видела, хотя конечно когда он начинает проговаривать мои ошибки теряюсь, не приятно это слышать, что у меня не получается.

08 нояб. 2025
(изменено 08 нояб. 2025)

Оксана, что касается ошибок или нервного состояния, невнимательности, то это как раз и есть нормальное состояние ученика и учебной ситуации - инструктор, которому Вы доверяете, Вам именно об этом и рассказывает "Инструктор говорит, что многие женщины если глохнут на перекрестке, то "поистерят" или поплачут". То есть не просто глохнут, а застревают там надолго - они истерят и плачут, настолько они испуганы, настолько сильно их напряжение. Но потом это состояние со временем проходит, по мере того, как они на этом перекрестке раз застряли, второй, третий - увидели, что ничего страшного от этого не происходит, и стали меньше беспокоиться, запомнили, где какие знаки висят и на что нужно обращать внимание на том или ином участке дороги.

То есть такие же проблемы, как у Вас, возникают также у многих новичков - всех поначалу пугают перекрестки, потому что нужно быстро переключаться и действовать с учетом многих факторов сразу (и туда посмотреть, и на то внимание обратить, да ещё и педали, повортник включить и тд и тп - чего-нибудь, да забудешь. Автоматизма такого сложного набора многочисленных движений пока нет - навык пока не сформировался, и требуется повторять эти действия раз за разом, пока в мозге не сформируется память (её ещё называют "мышечная память", когда тело реагирует по привычной схеме на автомате). В привычной для Вас ситуации (в селе) Вы уже ездите уверенно, а в городе слишком мало занятий пока было, чтобы навык сформировался.

Так что не надо бояться своих ошибок и приписывать нервное состояние тому, что Вы города боитесь или плохо справляетесь. ВЫ -УЧИТЕСЬ, и последовательно проходите все психологические этапы обучения - от страха, что всё непонятно, ничего не получается, до момента, когда Вы обретаете уверенность, которая приходит по мере привыкания к той или иной ситуации. Обратите внимание, что Вы свой прогресс в вождении уже замечаете - у Вас уже есть опыт и уже развит навык вождения в определенных условиях (в селе, на автодроме) - Вы уже спокойны и уверенны в этих ситуациях и себя уже похвалили "Обучилась в автошколе в нашем селе... По селу езжу без проблем (с инструктором) ... На автодроме все хорошо и отлично". Вспомните, а ведь наверняка поначалу и на автодроме всё путалось и ничего не получалось, и по улицам села тоже было страшно проехаться, так ведь? Сколько времени Вы учились на автодроме и в селе, пока не почувствовали, что получается и что Вы уже вполне в себе уверены?

Вы с инструктором ездите всегда по одному и тому же маршруту или они меняются каждый раз? Есть те участки дороги в городе, которые Вы уже проходите уверенно и они не вызывают у Вас особого напряжения. Что это за участки?

Почему то не вижу некоторые знаки, забываю регулярно переключать передачи, перекресток для меня это дополнительный стресс, часто глохну на нем, хотя пытаюсь сделать все правильно, после урока не всегда помню, как проехала тот или иной отрезок пути.

Вы пишете, что не замечаете некоторые знаки и не всегда потом можете вспомнить маршрут, по которому ехали. В этом случае Вам имеет смысл проехать в качестве пассажира по этому маршруту (в спокойной обстановке) и хорошенько его осмотреть, запомнить, где какие знаки висят, на что обратить внимание. А потом на досуге мысленно в голове прокручивать эти картинки, как будто Вы за рулем едете по тому или иному участку дороги - здесь такой знак и тут нужно сделать то и то, а вот здесь другой - и последовательность действий такая и такая. Для мозга воображаемая ситуация является такой же реальной - он запоминает лучше через такие повторения и, когда Вы окажетесь на этом участке дороги снова, то в памяти всплывут сразу те упражнения, которые Вы мысленно повторяли неоднократно, и дорога покажется знакомой, а порядок действий очевидным и привычным.

08 нояб. 2025
Оксана

Вчера была на занятие практически весь маршрут был там где уже не однократно ездили, сделала ошибки там где и не делала, инструктор сказал что регресс, откатились практически к первым занятиям

08 нояб. 2025
Оксана

Да, я понимаю, все что вы говорите, сама себе не однократно это говорила (правда словами попроще конечно), у меня ощущение, что надо обнулить "корзину" как в компьютере, потому что "корзина " уже много весит и тянет к тому что получаются сбои, но как это сделать не понимаю, истерить и плакать не умею, алкоголь практически не употребляю, хобби как такового на данный момент нет, потому что ничего не интересно, просто устала, даже мой любимый кофе по утрам, делаю просто автоматически и не помню как выпиваю.

08 нояб. 2025
(изменено 08 нояб. 2025)

Оксана, если Вы занимаетесь регулярно и без длительных перерывов, то регресса в обучении не бывает - инструктор дал Вам неверную оценку происходящего. Бывает усталость, которая негативно влияет на концентрацию внимания (невыспался, перезанимался, была тяжелая неделя на работе или в семье). Бывает, что человек плохо себя чувствует и физиологически не может сосредоточиться (головокружение, высокое давление, боль). Бывает, что мысли человека находятся далеко от того, чем он занимается, потому что его что-то другое волнует (например, переживания по поводу каких-то событий или дел, или самобичевание "я плохой, неумелый"). Все эти факторы могут единоразово снижать внимание. Вы и сама отмечаете, что в прошылй раз ошибок не делала в этих местах - они были только в этот раз. Это не говорит о том. Что обучение вдруг стало работать в другую сторону и Вы после очередного занятия разучились водить - это совершенно не так. Это лишь говорит о том, что в тот день Вы были физически в плохой форме или думали не о вождении, мысли были заняты чем-то другим. Человек - не робот, и его обучение не идет по прямой - это всегда синусоида (сегодня чуть лучше, завтра чуть хуже, потом опять лучше, но в целом прогресс есть). С обучением у Вас всё в порядке - Вы освоили автодром и сельскую местность. В городе Вы тоже ездите, но есть наиболее сложные участки, которые у всех вызывают сложности и на их преодоление требуется больше времени - больше практики. Попытка инструктора простимулировать Вас, что Вы стали хуже ездить и у Вас регресс, потому что Вы города боитесь, никак не сделает Ваше вождение лучше. Такие слова не соответствуют правде и лишь демотивируют Вас, снижают веру в свои силы.

Если у Вас проблемы с самочувствием, то сейчас важно заняться здоровьем и наладить сон, нормализовать давление, а не устраивать себе испытание вождением в виде стресса " иду, как на казнь с сердцебиением 110". Осень - сложное переходное время, когда обостряются сердечно-сосудистые проблемы и другие заболевания, Из-за смены сезонов идет перестройка обменных процессов. А тем более, когда Вы находитесь в уязвимом состоянии, когда происходит гормональная перестройка (начиная с 45+ важно беречь себя и посещать врача, так как идет перестройка работы всего организма - нарушение сна, перепады давления, приливы, повышенная эмоциональная лабильность, быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания и прочие симптомы недомогания характерны для этого периода жизни у женщин). Если Вам тяжело и уже накануне занятия Вы понимаете, что физически не готовы к тому, чтобы садиться за руль, то не стоит этого делать. Ведь даже у профессиональных водителей перед поездками проводят медосмотр и не допускают за руль, если у них есть отклонение от нормальных показателей. И дело не в том, что у них "регресс" - дело в том, что физически при высоком давлении человек не может сконцентрироваться и даже профессиональный водитель будет совершать ошибки, медленно реагировать, не замечать чего-то важного на дороге и тп. Так что, если Вы не спите и сердечный ритм нарушен, то начните с посещения врача, чтобы восстановить здоровье, примите необходимое лечение и воздержитесь от поездок в этот день.

08 нояб. 2025
Оксана

Спасибо, Ирина, почувствовала себя лучше после общения с вами, пришло чувство, что не все так плохо и просто надо время.

08 нояб. 2025
(изменено 08 нояб. 2025)

У Вас всё получится - в этом нет сомнений, Оксана, так как Вы сама видите, что с обучаемостью у Вас всё хорошо и машину Вы водить уже научились (Вы же ездите хорошо в селе и всякие манёвры на автодроме делаете отлично). Осталось лишь отточить навыки на особых участках, где требуется быстрая реакция и повышенное внимание. Сейчас Вам, как ответственному водителю, важно ещё научиться прислушиваться к своему самочувствию и не садиться за руль, если самочувствие плохое.