КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии
Как перестать переживать из-за учёбы?
Здравствуйте, Аня. Я взяла ваш вопрос в работу. Ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями бесплатной консультации, и если согласны, продолжим.
Скажите, пожалуйста, есть ли у Вас какая-то стратегия поступления? Есть ли основной Вуз и направление, куда Вы мечтали бы поступать и есть ли запасные варианты? План А, Б, В и Г?
Кроме физики, как вы справляетесь с подготовкой по остальным предметам? Они вызывают такие же эмоции? И если там случаются неудачи, как с ними справляетесь?
Мысли о том, что я неправильно решила задачу, всегда перетекают в тревоги о будущем (плохо сдам, не поступлю, не найду место в жизни и тд)
Как Вы видите то свое место в жизни, которое может Вам не достаться? Можете его описать как можно подробнее?
1. Бесплатная консультация проходит в созданной клиентом теме, проходит в формате переписки и длится три дня с момента первого ответа психолога.
2. После этого бесплатная консультация завершается
3. Если срок истек или нет ответа, консультация закрывается.
4. Общение проходит в свободной форме: Вы и я отвечаем, когда будет возможность в течение дня.
5. Бесплатная переписка находится в свободном доступе и открыта всем посетителям портала.
6. Бесплатная консультация не заменяет полноценную очную консультацию. Она, скорее, является диагностической. С помощью бесплатной консультации можно обозначить возможные причины проблемы и варианты выхода из ситуации.
7. Если Вы понимаете, что Ваш вопрос решен, Вы можете самостоятельно закрыть тему.
8. Для более глубокой работы Вы можете оплатить консультацию на сайте. Мы договариваемся о конкретном времени и формате работы: аудио, видео или переписка.
9. Если Вы готовы к более глубокой и длительной работе, чем бесплатная консультация, напишите мне об этом в личном сообщении. Мы договоримся о времени и формате консультации.
10. Если консультация будет полезна, буду благодарна за отзыв.
Если Вас устраивают данные условия, мы можем с Вами продолжить диалог. Продолжая диалог, Вы подтверждаете, что ознакомлены с данными правилами и согласны с предложенными условиями.
Да, основные варианты для поступления есть, и я знаю, что если не поступлю на бюджет, то пойду на платку, и глобально это не будет проблемой. Неудачи по другим предметам воспринимаю тоже плохо, может испортиться настроение на весь последующий день, но легче, чем с физикой, и в целом подготовка по ним идёт сильно проще. И если что-то не получается, намного быстрее могу двигаться дальше, чем в случае с физикой.
Насчёт места в жизни: с детства боюсь осознать себя на месте работы, которое мне не нравится, или понять, что где-то я могла бы проявить себя лучше. В идеале я бы хотела найти работу, которая будет приносить удовольствие, иметь перспективы развития и мелкой переквалификации, как, наверное, и все.
Больше всего меня волнует, что этот регулярный стресс сильно мешает подготовке, потому что я просто перестаю воспринимать информацию, как только расстраиваюсь. Если у меня не получается какая-то задача по физике, я не могу просто посмотреть решение, понять его и запомнить, потому что так мне кажется, что раз я не додумалась сама, то смысла нет и время потрачено зря.
(изменено 11 дек. 2025)
Аня, как вы сами оцениваете свою подготовку по физике? Ваши ошибки, они случайны, вы ориентируетесь в материале, но ошибаетесь в мелочах? Или же у вас есть ощущение, что какие-то темы вами не освоены, не наработаны, и любая ошибка напоминает вам об этом? Почему вы не видите смысла в разборе задачи после?
Есть ли у вас какой-то наставник, который помогает Вам готовиться к этому сложному предмету, разбирает с вами трудные темы, нарабатывает материал? Учитель, репетир, преподаватель курсов? Либо вы осваивание подготовку самостоятельно?
(изменено 11 дек. 2025)
Насчёт места в жизни: с детства боюсь осознать себя на месте работы, которое мне не нравится, или понять, что где-то я могла бы проявить себя лучше. В идеале я бы хотела найти работу, которая будет приносить удовольствие, иметь перспективы развития и мелкой переквалификации, как, наверное, и все.
Как легко в обычной жизни Вы находите интересы и увлечения? Можете ли находить интерес в простых делать, создать сами себе мотивацию? Предвкушать отдаленный результат, требующий усилий сейчас?
Вы отвечайте, когда Вам будет удобно, а я если можно, продолжу завтра.
У меня есть ошибки как по невнимательности, так и по непониманию каких-то тем. Я разбираю эти темы с репетитором, смотрю отдельно какие-то разборы и обсуждаю со школьным учителям, но у меня всегда остаётся ощущение, что я не совсем понимаю материал или просто делаю вид, что понимаю его.
Смысл в разборе после я, конечно, вижу с логической точки зрения, но в голове всегда проскальзывает мысль о том, что если я не дошла до решения самостоятельно, то материал не усвоен. Мне кажется, что из-за этого мне сложно читать готовые решения, но я не совсем понимаю, как избавиться от этой идеи.
Увлечения я нахожу легко, в течение жизни перепробовала много разных хобби. Сейчас, даже когда времени мало, часто увлекаю себя каким-то рукоделием, и это хорошо помогает отвлечься и расслабиться, но так я теряю время, которое могла бы потратить на учёбу. С появлением молодого человека стало больше мелких радостей, и я стала чаще обнадеживать себя мыслью о том, что скоро проведу с ним время.
Если говорить об увлечениях с точки зрения работы, я вроде как понимаю, что мой страх неопределённости не особо основателен, так как я знаю, что мне нравятся компьютерные науки, которыми я планирую заниматься в дальнейшем, и занятия ими мне доставляют искреннее удовольствие. Но почему-то боязнь все равно остаётся
Аня, доброе утро.
Ваш запрос я разделила бы на три части.
1) Ваша реакция на неуспешное выполнение какого-то задания.
2) Страх и тревога за будущее
3) Переживания за то, как ваше состояние отражается на ваших отношениях с молодым человеком.
Давайте рассмотрим их все по порядку.
1) Иногда какая-то ситуация, казалось бы не очень значительная, вызывает бурную реакцию, потому что в нашем сознании существуют такие связки одного события с другим, образующие целые цепочки и основанные на прошлом личном опыте или каком-то знании, впитанном нами из вне. Эти цепочки убеждений не всегда истинны, но иногда в конечном итоге попадают в какое-то больное место, что и вызывает такую реакцию. Важно увидеть этот механизм, чтобы развязать одно с другим, и не получать эту боль. Например, нам не позвонила подруга в обозначенное время. У кого-то запустится цепочка предположений о том, что просто она занята, ее отвлекло какое-то важное дело, и все нормально, ни ей, ни мне, ни нашей дружбе ничего не угрожает. У кого-то запустится цепочка о том, что вероятно с ней что-то случилось, срочно надо поднимать тревогу, ее разыскивать и принимать меры, ей угрожает опасность. А у кого-то, что она больше не желает со мной общаться, я недостаточно хороша, я плохая (с перечнем своих дефектов), наши отношения под угрозой. Одно и то же событие у разных людей вызывает разную реакцию, потому что по итогу попадает в разные места.
В вашей ситуации неправильно решенная задача запускает цепочку -я недостаточно сильна в предмете - я не сдам егэ на нужный бал - я не поступлю на хорошую специальность - моя жизнь не сложится.
Искажение могло произойти на одном или нескольких звеньях этой цепочки.
Нерешенная задача может обозначать, что Вы недостаточно разобрались в материале, а может нет. Возможно, это так, но у вас есть время, ресурс и помощники чтобы на данном этапе разобраться. Обратите внимание, что на решенные задачи вы не смотрите, не отмечаете это как успех и достижение, а для уменьшения вашей тревоги это было бы полезно делать тоже. Хочу отметить, что легкая тревожность в вашей ситуации неизбежна и даже полезна. Для некоторых людей это двигатель, который позволяет двигаться вперед и сохранять работоспособность.
Предлагаю вам пересмотреть отношение к нерешенным задачам вот в каком ракурсе. Любой пробник это не только о том, что вы уже знаете. А скорее информация о том, что вы еще не знаете и не отработали, и на что надо обратить внимание, пока еще есть время. Мы воспринимаем пробник как вариант ЕГЭ и реагируем на него результат ЕГЭ. Но это не так. У пробника совсем другие нужно ставить задачи. Это такой скрининг на то, какие тему уже можно отпустить, а на какие стоит бросить усилия. Там где все хорошо (хвалим себя, а это я молодец, освоил это, освою и другое) можно при дальнейшей подготовке отложить. А там где трудности - усилить. В этом смысле ваш друг в лучшем положении даже чем вы, ему такой скрининг показал больше уязвимых точек, а значит у него есть шанс их проработать. Ну вот представьте, написали вы пробник на 100 баллов, а до егэ еще полгода. Вы перестанете тревожится и готовиться? Нет. Вы так же будете и тревожится и готовиться, только не понимая, за что лучше схватиться. А так пробник дает вам направление для работы.
2) Страх и тревога за будущее в разной степени присутствует у всех выпускников, но вы правильно заметили, важно чтобы это не мешало, не отнимало так необходимые сейчас силы. Мы все боимся неизвестного. И неопределенность вызывает тревогу. Любое определенное известное место, даже не самое лучшее, уже не так тревожит.
Предлагаю вам такое упражнение.
Наступит первое сентября следующего года, и Вы точно где-то окажетесь. Это будет определенное уже известное место, с которого можно строить дальнейшие планы, а значит тревоги такой уже не будет
Возьмите лист бумаги и нарисуйте на нем такое "поле возможностей". Нарисуйте на листе как географическую карту все возможные варианты, где вы можете оказаться 1 сентября, и предпочитаемые и нет. Поступили куда хотели на бюджет, платно, на заочку, в другой вуз, в колледж, никуда... Все что считаете возможным, что может произойти. Пустых, неизвестных мест на листе не должно остаться. Если вам приходит в голову какая-то мысль "а вдруг произойдет вот так" - выделите и этому место. Раскрасьте красным, например, предпочтительные варианты, фиолетовым наименее предпочтительные. Остальное по желанию. Посмотрите внимательно на получившуюся "карту". Какое место вызывает наибольшую тревогу? Представьте, что Вы уже там оказались. Например, не поступили. Вот все уже случилось. Вы остались цела и сами собой, со всеми своими достоинствами и способностями. Сможете вы из этого места построить какой-то дальнейший план действий, чтобы двигаться к своей мечте? Составьте его. Убедитесь, что даже из этого самого не предпочтительного места есть выход (или несколько).
Хочу еще обратить внимание на то, что вы обладаете замечательными качествами. Вы умеете находить интересы там, где оказываетесь. Убежденность о том, что работа непременно должна приносить удовольствие чаще всего иллюзия, которая мешает многим выбрать работу. Удовольствие это момент, даже любимая работа иногда может доставлять удовольствие, а иногда нет. Удовольствие может быть отсроченным и не связанным с тем, что ты делаешь прямо сейчас. А вот умение находить интерес в любом деле, умение добывать удовольствие в том что делаешь, умение находить мотивацию не только в сиюминутном удовольствии, но и умение создавать себе отсроченный мотив - это личностное качество, которое у вас есть и его можно дальше развивать. Кроме того, почти любая приносит удовольствие, если вы хорошо ее знаете и умеете делать. А если при этом вы умеете выбирать по своим склонностям и интересам и двигаться в этом направлении, то таким людям не грозит оказаться "не на своем месте".
3) Вы переживаете по поводу того, что молодому человеку приходится поддерживать вас в ваших переживаниях. Но это прекрасно. Дайте ему побыть мужчиной, сильным плечом, поддержкой. Мужчины часто проще смотрят на многие вещи и это позволяет им быть более стабильными в такие минуты. Разрешите ему быть таким, тем более что он сам считает, что ему это нормально. Не решайте за него, что ему трудно. Не становитесь ему "мамой". Если ему нужна ваша поддержка, окажите. Но если поддержка нужна вам - позвольте, не отталкивайте, не отзеркаливайте. Ваша задача в такие моменты выразить свою благодарность за то, что он вам помогает так. Спасибо Леша, что ты помогаешь мне своей поддержкой, силой, уверенностью, стабильностью. Спасибо что веришь в меня, спасибо что помогаешь мне справиться с моими эмоциями. Мне это очень важно и дорого, твоя помощь бесценна для меня.
Поэтому, резюмирую:
1) Разрываем цепочку "нерешенная задача-. -. -неудавшаяся жизнь"
2) Хвалим себя за решенные задачи
3) Меняем свое отношение к пробникам и неудачным решениям, смотрим на них как тест-скрининг "а с чем еще поработать". Спасибо задача, что попалась сейчас.
4) Составляем "поле возможностей". Придумываем план, как будем действовать в самых не предпочтительных вариантах.
5) Тренируем навык находить интересное в любом деле, получать удовольствие не только от сиюминутных действий, но от более далеких результатов.
6) Позволяем своему молодому человеку проявлять заботу о вас, обязательно выражаем благодарность за это.
Спасибо, наверное, вы правы. Я постараюсь следовать вашим советам. Только я не совсем согласна насчёт молодого человека: он, как и я, сильно переживает из-за учёбы. Часто бывают ситуации, когда я, например, решаю 15 примеров из 20 и расстраиваюсь, а он решает 12 и, невольно сравнивая себя со мной, загоняется, пусть и поддерживает меня. А я не знаю, как помочь ему справиться с этими сравнениями, и знаю только, что если я сама буду проще относиться к ситуации, то ему тоже будет сильно легче.
Аня, сравнения себя с другими, даже очень близкими людьми, никогда не бывает на пользу. Если очень нужны сравнения, постарайтесь сравнивать себя с собой, свой сегодняшний результат со вчерашним. Тогда будет видна динамика вашего пути, как вы продвигаетесь вперёд. Предложите так же делать своему другу, или даже покажите пример. В прошлый раз вот это у меня не получалось, а теперь получается. А у тебя вот здесь, стало лучше.