Вопрос не обо мне. Беспокоит сын. 14 лет. Пока никуда не обращались, но проблема есть. Началось года полтора назад. Дома все хорошо. В школе учится на 4 и 5. Но на уроках очень переживает. Волнуется. Как только распереживался - сразу позывы в туалет по - большому. Вопрос не праздный. Коллектив все видит, как он постоянно отпрашивается. Пытались дома объяснять, чтобы он проще относился к оценкам, не ругаем за успеваемость совсем. Настраиваем на позитив, иногда помогает на пару дней. Потом снова... Особенно если контрольная. Возможно, обратился не по адресу, тогда подскажите, куда обратиться. Спасибо...
Алексей_beg, добрый вечер. Вы обратились по адресу и это замечательно, что Вы ищите решение вопроса, а не пускаете дело на самотёк. Хотя, возможно, понадобиться очная встреча со специалистом, но это уже подскажет психолог, который ответит в теме через некоторе время. Не обращались к психологу очно по этому вопросу? Полтора года назад были какие - либо стрессовые ситуации, связанные с учебой?
Алексей, добрый вечер, похоже, описываемая Вами проблема имеет психологическую природу. Но чтобы предположить, почему Ваш сын вдруг начал 1, 5 года назад так сильно переживать на уроках, не хватает информации. Вряд ли саму ситуацию удастся разрешить заочно, но точно можно попробовать внести больше ясности. Самое простое, что можно сделать, это прямо спросить ребенка, о чем он тревожится на уроках, что самое страшное с ним может произойти, как он сам считает (ошибется и все будут смеяться, учитель может сказать, что - то обидное и унизительное, страшно почувствовать себя "тупым", опасается выглядеть глупо в глазах девочки, которая нравится и т. д. ). Подросткам обычно очень важно чувствовать признание сверстников и взрослых и у них бывает много страхов связанных с тем, что они могут выглядеть в какой - то ситуации недостаточно компетентными. Еще хорошо бы понимать, в каких ситуациях, на каких предметах волнуется больше, а в каких меньше? Были ли какие - то стрессовые ситуации, связанные с учебой полтора года назад? Вы пишите, что не ругаете за успеваемость совсем, а насколько в Вашей семье, в принципе, важно быть успешным? Родители могут не ругать, но сильно расстраиваться или тревожиться из - за учебы, и если подростку важно соответствовать Вашим ожиданиям, он может сильно переживать из - за отметок. Что Вы и супруга говорите, когда ребенок приносит "плохую" отметку (и кстати, для Вашей семьи "плохие" отметки - это какие)? Еще один возможный момент, почему мальчик может переживать из - за отметок, хотя родители ими не очень озабочены - это конкуренция с папой. Ваш сын подросток - ему важно чувствовать себя мужчиной, способным справляться с разными трудностями и волей или неволей сравнивает он себя с Вами, просто потому что Вы значимый и близкий человек. Если Вы сами редко говорите о своих ошибках, о том, что у Вас не получалось и как Вы с этим обходились, парень может считать, что "мужчина - это тот, кто все делает на отлично, никогда не ошибается". И тогда любая ситуация проверки, испытания, где он не чувствует себя априори безупречным, может вызывать много тревоги.
12 окт. 2016
Алексей_beg
Большое спасибо за развернутый ответ. Попробовал прояснить вместе с сыном моменты, на которые Вы обратили внимание. Во - первых, проблема появилась во время нахождения в ЦРОД (Центр развития одаренных детей). Там проводились занятия, ребята все сильные, сын очень боялся оказаться хуже других. Со временем заметил, что позывы связаны именно с уроками и стал волноваться перед любым уроком, причем переживает уже не за урок, а именно боится того, что сейчас придется отпрашиваться в туалет. Боится потерять авторитет среди сверстников. Вы спрашивали, какие отметки мы считаем хорошими. Сын отличник. Но мы интересуемся, что случилось, только если отметка ниже четверки. Если четыре - я просто спрашиваю, поонял ли он, что не так и надо ли помочь. Возможно будет важным тот факт, что моя супруга также работает в этой школе, хоть и у него ничего и не преподает и с его слов его это не беспокоит. Что касается конкуренции с отцом, все возможно, конечно, но мы много говорили о том, как я учился, я рассказывал о своих успехах и проблемах, вряд ли он считает, что я никогда не ошибался и не ошибаюсь теперь. В принципе все, что могу добавить. Спасибо.
Алексей, здравствуйте, судя по Вашим добавлениям, все - таки "быть на высоте" не важно в учебе или в чем - то другом, это ценность Вашей семьи. Я вот думаю, и четверку, и тройку можно получить и потому что "не понял", "устал", "было неинтересно", "плохо себя чувствовал", "не выспался", "было трудно сосредоточится", "у учителя было не то настроение - состояние" - этот список можно расширять еще и еще. И, вообще, не все вещи можно и нужно делать "на отлично". И если сам факт получения четверки вызывает родительскую озабоченность, а тройка или двойка подозрения о том, что что - то случилось, то все - таки тема успешности очень и очень важна. Подростки в качестве одной из психологических задач решают задачу, которую можно условно назвать "А какой я, а что я могу, чего стою". Чем больше у подростка уверенности в принятии родителей, в их доверии и устойчивости, тем они активнее в своих пробах и поисках, увереннее в своих силах. Сначала он боялся быть хуже других, теперь боится быть "странным" (ребята заметят, как он отпрашивается и что - то нелицеприятное про него подумают), т. е. Он все время себя с кем - то сравнивает. И явно, не в свою пользу. Возможно, вы тоже очень тревожитесь и за его успешность, и за то, насколько вы хорошие родители. Иногда, мы взрослые, начинаем оценивать свое родительство не потому, насколько нам хорошо вместе с ребенком, насколько ему комфортно с нами, может ли он развиваться, изменяться, взрослеть в нашей семье, а по каким - то очень формальным результатам (отметка, похвала тренера, грамота и т. п. ). Наша тревога и чрезмерное внимание к формальным показателям деятельности передается нашим детям. Дети по природе довольно отважны, если взрослые не очень тревожатся и не находятся в оценочной позиции, они легко учатся, пробуют новое, продолжают увлеченно пробовать то, что интересно или важно, несмотря на неудачи. Думаю, в уже сложившейся ситуации парню была бы полезна работа с психологом на снижение тревожности, так как соматические симптомы, это уже очень сильный уровень тревоги, который уже мешает парню жить, а взрослым было бы полезно чуть поменять воспитательную стратегию и чуть больше верить себе. Вы хорошие родители вне зависимости от того, одаренный Ваш мальчик, или просто обычный умный, добрый, честный, старательный человек.