КонсультацииАпатия. Депрессия

Учусь в институте, перед каждым занятием очень сильно волнуюсь

683
18 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Здравствуйте, меня зовут Максим, мне 19 лет.
Учусь на втором курсе медицинского института.
Полтора года назад закончил школу с медалью, поступил на бюджет, сейчас учусь в универе тоже отлично. Проблема в том, что перед каждым занятием очень сильно волнуюсь, все учу, все свободное время трачу на учебу. Сейчас нахожусь в подавленном состоянии, так как скоро экзамены, очень сильно переживаю. Каждый день сижу с книгой или атласом в руках... Очень сильно надоело, но если пытаться отвлечься, сходить погулять или поиграть в компьютер, все равно голова думает об учебе, что скоро экзамены и надо готовиться.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
18 нояб. 2018
Максим, здравствуйте!
Видно, что вы очень ответственный человек и стараетесь всё делать с максимальной самоотдачей. Поэтому хочу задать вам такой вопрос: а что будет, если вы что-то станете делать не так хорошо? Что будет, если вы сдадите экзамен не на "отлично", а на "хорошо"? Как это повлияет на вашу жизнь?
19 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Я уже задумывался над этим вопросом, да и родители тоже много раз это говорили.
Никак не повлияет...
Но все равно не покидает страх, что если я что - то пропущу, то это может попасться на экзамене...
19 нояб. 2018
Но все равно не покидает страх, что если я что - то пропущу, то это может попасться на экзамене...

Максим, страх, что вам на экзамене попадется что-то, что вы не выучили, на самом деле лишь проявление иного страха. Это ваш страх пережить то, что вы испытаете, если не будете знать, что отвечать преподавателю. То есть, ваше психологическое состояние в этой ситуации. Именно оно вас пугает. Это очень неприятный для вас опыт, которого вы всячески пытаетесь избежать. И, видимо, так тщательно относясь к изучению экзаменационного материала, вы пытаетесь защитить себя от переживания этого опыта, который, возможно, вы уже когда-то переживали и он оказался для вас очень болезненным.
Чтобы от этого избавится, нужно для начала понять, чего на самом деле вы боитесь. Но так как этот материал для вас неосознаваем, к нему нужно искать "тропинки", которые к нему выведут.
Одна из таких "тропинок" - это ваше собственное отношение к людям, которые попадают в подобные ситуации (т. н. проекция). Попробуйте вспомнить, есть ли среди вашего окружения (однокурсников, друзей и т. д.), люди, которые периодически на экзаменах не знают, что ответить? Как вы относитесь к ним в подобной ситуации? Какие эмоции и суждения возникают, когда вы видите их в таком положении?
19 нояб. 2018
Максим.Юсупов
В таких ситуациях мне становится стыдно за них, если вопрос достаточно простой, но если я тоже не знаю, что ответить, то мне просто становится страшно, что я мог попасть в их ситуацию.
Таких людей в моем окружении довольно много.
19 нояб. 2018
В таких ситуациях мне становится стыдно за них, если вопрос достаточно простой, но если я тоже не знаю, что ответить, то мне просто становится страшно, что я мог попасть в их ситуацию.

Максим, значит доминирующим чувством является чувство стыда? Страшно попасть на их место, потому что это постыдно быть таким...? Каким стыдно быть? Какие они в ваших глазах и в глазах окружающих?
Стыд, чаще всего - внушенное нам чувство со стороны окружающих людей. Это какие-то границы или нормы, которые недопустимо нарушать, иначе ждет осуждение социума во всевозможных видах - наказание, осмеяние, изгнание и т. д., на что окружающим хватит фантазии. Например, раньше были позорные столбы. И вот именно ожидание реакции других людей на нас создает этот страх, который мы называем стыдом, и уже этот страх контролирует и модулирует наше поведение в безопасных для нас рамках.
Вы не хотите быть подобным на ваших "незнающих" однокурсников именно из-за того, что вам не хотелось бы вызывать в окружающих вот это чувство стыда за вас? Каким вы себя будете чувствовать, если кто-то так о вас подумает?
20 нояб. 2018
Максим.Юсупов
В моих глазах они не меняются, остаются такими же друзьями, как и были.
Стыдно скорее всего перед преподавателем.
Как я буду себя чувствовать в этой ситуации не знаю, так как ни разу не попадал в неё.
Наверное, расстроился, но через пару дней уже забыл...
20 нояб. 2018
Стыдно скорее всего перед преподавателем.

Преподаватель для студента - это высшая власть, имеющая право оценивать его и выносить вердикт: будет толк или не будет никакого толка. При этом негласно студенты принимают полный авторитет своего преподавателя в его предмете, что снимает все сомнения в вопросе: а знает он на самом деле хоть что-то или умеет только хорошо передавать напечатанные чужие мысли?
Максим, расскажите мне про каких-нибудь своих преподавателей (без имен, конечно). Вызывает ли у вас кто-то из них уважение или, наоборот, злит своей некомпетентностью? Есть ли взаимосвязь между вашим страхом перед экзаменом и личностью преподавателя?
21 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Потому что они не меняются и не становятся хуже из - за неверного ответа...
Конкретно про какого-то преподавателя я не могу рассказать, потому что у каждого преподавателя есть свои минусы и плюсы. Однако все они постоянно давят на нас, говорят, что нужно выучивать из предмет до посинения, говорят, что мы самый худший курс за последние года...
И в итоге начинаются страхи «А вдруг мы настолько плохи, что не сможем сдать экзамен хотя бы на 3?!»
22 нояб. 2018
И в итоге начинаются страхи «А вдруг мы настолько плохи, что не сможем сдать экзамен хотя бы на 3?!»

Конечно, именно этого они и добиваются! Если бы вы были "настолько плохи", то не поступили бы в этот институт.
Максим, попробуйте оценить по 5-ти бальной шкале своих преподавателей: насколько они интересны, насколько они уважительны к студентам, насколько они состоялись в своей профессии, внесли ли они какой-нибудь вклад в науку и так далее. Они, как и вы, обязаны постоянно развиваться и совершенствоваться - иначе они исчерпают себя, как профессионалы. Вы имеете на это полное право, ведь это ВЫ пришли в институт в надежде, что вас научат, значит, вам обязаны дать необходимые знания и умения, а не растоптать вашу самооценку и разрушить нервную систему. Защищайте себя, требуйте уважения - вы будущий врач, вы имеете на это право!
23 нояб. 2018
Максим, произошли некоторые изменения на нашем сайте, однако ваша консультация остается бесплатной. Если вам ещё нужна моя помощь, я готова дальше вас консультировать. Если - нет, то вы можете закрыть вашу тему.
23 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Сейчас у нас такая система обучения, что на все предметы мы приходим с уже выученной темой, ну должны приходить. Нас сразу проверяют, либо в виде теста, либо письменно, на более важных предметах устно.
Нам говорили ещё на первом курсе, что студент должен учиться сам, а преподаватель должен лишь направлять, то есть на занятиях нам фактически ничего не объясняют, огромное количество информации идёт на самовыучивание домой.
Поэтому я считаю, что преподаватели просто сторонние наблюдатели.
Ну я бы поставил всем преподавателям по 3 балла, просто судя по выше сказанному. Потому что и оценить сложно по тем параметрам, которые Вы написали.
23 нояб. 2018
Максим, ну тогда это просто ужасно! Преподаватели, по сути, сняли с себя все обязательства перед вами и возложили всю ответственность на студентов. Такое ещё возможно на заочной форме обучения, но не в медицинском институте. Я понимаю, что мы не сможем изменить эту систему, которая в корне неправильная. Но, размышляя на эту тему, вы можете изменить свое отношение к происходящему. Просто нужно видеть ситуацию более реалистично: вы студент, который только на 2 курсе, вам необходима помощь опытных руководителей, но вы её лишены. Поэтому вам действительно страшно на экзаменах - вы лишены внутренней уверенности, что сами смогли все правильно понять и выучить. То есть вы можете рассчитывать только на собственный ум и свои способности. И они вас, как я понимаю, ещё не подводили. Осталось только сместить фокус вашего внимания с оценок на истинную причину вашего обучения - получения знаний в вашей профессии.
Максим, перед кем на самом деле вы несёте ответственность, обучаясь на врача? Кто будет зависеть от ваших знаний и способностей? Для чего вы пришли в эту сложную профессию? Ответив на эти вопросы, вы поймёте, кто является вашим истинным судьей и перед кем вы несёте ответственность.
С другой стороны, нет ли у вас чувства, что вы очень неуверенно себя ощущаете во время обучения, то есть, что вы ещё мало понимаете свою работу, и от этого чувствуете себя "бездарным", неуместным в этом деле? Не вызывает ли это чувство вины и отсюда страх, что преподаватели могут думать о вас также?
23 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Да, иногда боюсь не ответить на какой - либо вопрос преподавателя, написать плохо работу и так далее.
Боюсь, что разочарую его. Хотя понимаю, что таких как я у него ещё 100 человек.
23 нояб. 2018
Боюсь, что разочарую его.

Максим, любое чувство, которое человек транслирует во внешний мир, является частью внутреннего мира этого человека. Иными словами, не вы разочаровываете преподавателя, а он испытывает чувство разочарования, потому что оно в нем сидит и ищет свой объект, чтобы быть реализованным. Все наши душевные состояния являются нашим неосознанным творчеством, мы сами создаем их как реакцию на внешние раздражители. И то, что у одних вызывает раздражение, у других вызывает понимание или сочувствие - у всех будет разная реакция, в зависимости от того, чем "напичкан" внутренний мир человека и как он привык и считает правильным реагировать. Большинство людей разочарованы в самих себе, в неудавшихся жизнях, в разбитых надеждах. Не произошло то, что фантазировалось на протяжении многих лет - реальность и сам человек оказались иными - вот и разочарование (избавление от чар созданной иллюзии). И теперь это состояние навязывается всем остальным, кто выбрал подобный путь. Представьте, что это и есть передача опыта - от преподавателей вам! Вот чему они вас учат - чувствовать себя неудачниками, причем заранее, без доказательств и вашего личного опыта. И я могу представить их лица и их комментарии во время ответов студентов, которые им кажутся неправильными или глупыми. И вот это их отношение вам и передается: вы тоже так начинаете себя ощущать, особенно те молодые люди, которые хотят чего-то по-настоящему добиться и прикладывают к этому огромные усилия. А в результате - всё то же разочарование и кислая физиономия препода. Это не справедливо, но это реальность. Изменить состояние преподавателей мы не можем, так что они так и будут вариться в своих разбитых надеждах. Но почему вы должны идти у них на поводу?
Максим, вы не должны вызывать у них никаких чувств, не должны ожидать их одобрение. Оценку они вам все равно поставят, и чем меньше вы будете от них психологически зависеть, тем выше будет эта оценка. Вы пришли в институт не ради них, правильно? Но ради медицины. И если она вам интересна, ваши силы и ваши мысли должны быть направлены на изучение этого предмета, но не на зарабатывание оценок. Чем больше вы будете познавать её, чем шире будут источники ваших познаний, тем меньше вы будете зависеть от мнения преподавателей. Они не будут единственным источником, от которого зависит ваше будущее. Если они пустили вас в свободное плаванье, значит, вы имеете полное право искать то, что вы считаете действительно интересным и нужным вам в этой профессии. По сути, вы перехватите у них инициативу в вашем образовании, а значит, станете де-факто с ними равны! Главное, сместите акцент на любовь к своей профессии, а не на взаимоотношения с местными авторитетами! В конце концов, для этого вы и пришли в институт, а не ради чьего-то восхищения. Что думаете об этом?
24 нояб. 2018
Максим.Юсупов
Полностью с Вами согласен.
Спасибо за помощь.

Отзыв о консультации

Очень сильно помогли мне с депрессией, первый человек, который смог по полочкам разложить все ответы на мои вопросы. Настроение поднялось, психолог сумел вдохнуть в меня уверенность в себе. Главные качества психолога - понятливость и вежливость.
Теперь стараюсь не обращать внимания на сторонних людей и продолжаю учиться ради своего будущего.

Максим.Юсупов