я первая глажу, ребёнок начинает опять гримасничать, прыгает, ломает себе руки, заплетает ногу за ногу.
Иногда не помогает, тогда начинает кусать вещи или людей, меня или мужа.
Как давно такое поведение у него наблюдается? Как Вы проводите свободное время с ребенком? Как папа проводит время с ребенком? За что и как наказывает ребенка? Как Вы относитесь к агрессивному поведению ребенка?
19 мая 2019
laurailonen
Меня зовут Вероника. Такое поведение у ребёнка началось давно, он с момента как начал ползать был очень активен, хорошо помню его лет с 1.5, он уже любил, чтобы было громко, быстро. Совсем громких вещей вроде салюта он боится, но всякие механизмы, машины, самолеты, вертолёты - это с самого раннего возраста. По поводу кусаться - лет с 2 он мог прикусить из вредности изредка, чтобы умышленно больно укусить - это последние полгода, случаи единичные. Могу это связать с тем что он познакомился с ребенком, который кусается. Свободное время в будние дни мы вдвоём гуляем, говорим, пока он не начнет кривляться или не побежит рвать траву/бросать палки. Идёт нормально, хорошо разговариваем и вдруг бац и перещелкнуло. Я не знаю, чем ребенок увлекается, кроме барабанов. Предлагаю ему играть в мяч, копать песок, рисовать, всё на 5 минут и без интереса. Раньше (год назад) ему очень нравилось рисовать красками, но это увлечение прошло. Он узнал про барабаны и теперь барабаны это всё. Детский барабан не выдержал ударов, заклеили, снова порвался. Дали барабанить по коробке, теперь есть целый ряд разных коробок-барабанов. Это здорово наверно, хоть и громко, мы хвалим, что он музыку играет, но через полчаса он приходит в такой восторг, что может начать барабан бить, спрашиваю "что это ты делаешь?", "разбить хочу". Это с радостью говорит. Папа с ребенком обычно выезжает в парк гулять или на станцию встречать поезда. Это самые спокойные моменты жизни. Когда мы втроем гуляем, ребенок постоянно конкурирует за внимание. Может даже сказать кому-то из нас "уходи " или балуется, чтобы только им занимались. Наказываем его за порчу вещей, если ослушался, хотя был прямой запрет (нельзя прыгать в лужу в тряпочных кроссовках - тут же прыгнул), и если обижает других детей или животных. Наказание - увожу с площадки, если нашкодил на площадке, не смотреть мультики или без мороженого, если обидел меня или папу. Отношение - внутри меня всё кипит, раньше этого не было, сейчас просто еле держусь. Несколько раз орала, один раз по попе отшлепала, это было в 2 года. Если ребенок ведёт себя агрессивно по отношению к окружающим или к животным, то говорю "если человек толкается, то другие не станут с ним дружить, если собаку кто-то толкнет, то она станет рычать или толкнет лапой, а если ей будет больно, то она укусит". Если ситуация критическая (ударил лопатой по голове), то повышаю голос. Если да обижен на папу или меня, истерит, кусается, то успокаиваю "ты очень обиделся, мне очень тебя жаль, но маме тоже больно ". Если он ломает вещи, то говорю "мы могли бы положить в эту коробку книжки или молоток, жалко, что она теперь с дыркой", иногда совсем тошно, тогда срываюсь, говорю громче "давайка перестанем ломать, пойдём заклеим или погуляем ".
Вероника, Вы делаете всё правильно, но видимо надо поменять подход. Агрессия в семье может проявляться, в нескольких случаях. Для начала надо устранить особенности развития эмоциональной сферы. Вы обращались с этим вопросом к неврологу? Если с его стороны вопросов нет, то можно рассмотреть несколько причин. Я их перечислю и та, которая подойдет с ней можно подумать, что делать. Их может быть несколько. Отвечайте на вопросы в каждом пункте. Например, 1 и ответ. 1. Возможна травмирующая ситуация ребенка до 1,5 лет. Как проходила беременность и роды? Было ли грудное вскармливание? Когда закончили и почему? Было ли расставание надолго, попадение в больницу, смерть близких, сильный испуг или что-то другое? 2. Ограничивающее воспитание: Как относятся к его желанию делать по своему? Как часто используется слово "нельзя", "нет"? Бывает физическое ограничение ребенка: удерживание, когда он хочет уйти? За какую деятельность ребенок отвечает сам? Как реагируете на самостоятельность ребенка в нестандартных ситуациях (например, лезет высоко или нож берет). 3. Гиперопека: Есть ли у него личное пространство? Сколько по времени он может побыть один? Что для Вас опасная ситуация для ребенка? Как Вы относитесь к его личным вещам? Есть ли они, что это за вещи? От чего его надо оберегать? 4. Отношение к агрессивному поведению: Как в Вашей семье относятся к агрессии со стороны членов семьи? Что делаете при проявлении агрессии? Как разрешено проявлять агрессию? Есть ли эмоции, которые неприемлемы в семье? 5. Страхи: Чего ребенок боится, перечислите? Снятся ли ему кошмары, если сняться, то как часто? На какие-то вопросы вы уже отвечали Выше, ничего, если повторитесь.
20 мая 2019
laurailonen
У невролога были последний раз в 3 года, единственное замечание - жеваная речь при усталости. 1. Беременность протекала в норме, во втором триместре было снижение гемоглобина, пила препарат железа 2 недеди, больше ничего. Были стрессы на работе и в семье не часто. Роды раньше срока на неделю, обвитие пуповиной, но быстрые, без разрывов. Кормление смешанное, не смогла наладить полностью гв, 1 раз в день докармливала смесью. В 9 месяцев ребенок перешёл на взрослое питание и грудь брал только на ночь до 1.5 лет. Мы никогда не расставались на ночь, максимум 4 часа с бабушкой до 2 лет, потом гкп по 2 часа. В больнице вместе лежали в 4 месяца, у ребенка был вирус с высокой температурой и я захотела быть под присмотром медиков. Была смерть моей бабушки на первом году жизни, но ребенок с ней не успел познакомиться. Сильного испуга не припоминаю. В год и 3 месяца я попыталась выйти на работу на 4 часа в день 3 раза в неделю, но за 3 недели моя мама начала болеть и я полностью перешла на удаленную работу. 2. Мы разрешаем ребенку делать по-своему вещи, которые не представляют угрозы. Нельзя и нет использую часто, потому что он часто хочет делать неприемлемое, стараюсь объяснить почему нет и как можно сделать. Удерживание есть, если он говорит, что разобьет стекло, зеркало или хочет перейти дорогу без перехода. Нет деятельности, за которую он отвечает сам, мне бы хотелось, чтобы он убирал свои вещи, одевался сам, мыл руки, но когда он дома, то постоянно приходится напоминать ему, он будет отнекиваться, если делать вместе, то он согласится. В нестандартных ситуациях я подхожу и предлагаю сделать сделать вместе, если высоко залез, то подержу за куртку, если нож, то резать вместе. 3. Гиперопека скорее всего присутствует, это проблема, я очень боюсь, что он либо сам себе навредит, либо навредит кому-то из детей или животных, когда он под моей ответственностью. Когда он в саду, я почему-то уверена, что воспитатели справятся. У ребенка нет своей комнаты, есть своя игровая зона в гостинной, есть своя кроватка. Он долго хотел спать со мной и мужем, до 1.5 лет только днём спал отдельно, потом ночью - у себя, под утро приходил к нам, с 2.5 лет спит отдельно всю ночь. Когда мы дома вдвоём, я могу оставить его в комнате барабанить, сама готовлю в комнате, но периодически захожу, чтобы убедиться, что он не бросил мяч в люстру. На площадке, где он один, он может играть долго сам с собой, бросать песок, камни вверх, пылить ногами, беситься. Я объясняю, что если кто-то придёт, то нужно играть так, чтобы не беспокоить другого человека, потому что песок попадает в глаза (ему самому попадал, было больно, плакал пока мыли, жду когда ему это надоест), что камень сделает синяк, если его бросить и тп. Прошу смотреть как я поступаю, что если приходят люди, то я здороваюсь, людей руками не трогаю, в них ничего не бросаю, разговариваю. Опасная ситуация - это когда он может себя поранить или других. Просто смотрю на других детей, играют вместе, лазают по машинке, катаются с горки, родители сидят на лавочках. Мне всё время приходится стоять рядом, потому что он не катается с горки, он собирается висеть на перилах на руках, в песочнице все наполняют ведерки, он начинает сыпать песок, играют в мяч ногами, он начинает его руками бросать. Личные вещи у ребенка есть и он волен с ними делать что угодно, только чтобы не испортить общие вещи, то есть можно ломать свои игрушки, но нельзя бросить в окно и разбить его, потому что оно общее. На улице его игрушки никому не даю, рассказала, что можно с кем-то поменяться, можно предложить свою игрушку поиграть, но не обязательно. Объяснила, что если кто-то вежливо просит и нравится, то чтобы поиграть вместе нужно разрешить поиграть. Но ребенок делает так - подходит другой ребенок, моему нравится и у него есть интересная игрушка, другой просит, мой начинает гримасничать "не дам" и убегает так, чтобы его догнали. Другому это за 2 минуты наскучит и он уходит. Свои вещи - это игрушки, свои столовые приборы, кроватка и принадлежности, одежда, свой комод для одежды, от своего стула отказался, но есть свое место за столом. Оберегать надо от самовредительства и внешних опасностей вроде машин. 4. Я отношусь строго отрицательно. Папа может себе позволить выйти из себя, на первом году жизни мог сломать какую-то вещь от гнева, но я это запрещаю. Папа перестал так делать, мы говорим "в нашей семье не ломают вещи". Предлагаю на замену громко поорать, попрыгать на месте, порвать старую бумагу. При появлении агрессии, я стараюсь уговорить не портить вещи, если все-таки испорчено, то говорю, что мою вещь сломали и я обижена, привожу пример, что он не даёт свои игрушки детям нс площадке и я свою вещь давать не хотела. Можно испытывать любые эмоции, нельзя физически ломать. Последние полгода сдают нервы и я бывает плачу при ребенке. Это его отрезвляет, но я же не могу так паразитировать. 5. Ребенок боится фейерверков, они очень громкие (при этом сам издавать шум он любит, очень громкий), боится темноты видимо, потому что просит включать ночник, боится потеряться. Бывает, что не увидел меня среди людей, начинает плакать и говорит "мама, я тебя не увидел". Кошмары не снятся, ни разу не говорил.
Вероника, я по некоторым пунктам намечу варианты работы. Они носят рекомендательный характер и для получения результата, необходимо более расширенное изучение, в большей степени направленное на работу с родителями. Так как ребенок, вероятно, реагирует своим поведением на стиль воспитания в семье. 1. Было ли физическое воздействия на ребенка в больнице? Возможно, что-то, напугало его и он не смог себя защитить. Так же возможно было болезненное расставание, раз он так сильно привязан к Вам. Это могло быть не только физическое отсутствие, могло быть эмоциональное. Например, проживание страхов или душевной боли, когда за ребенком ухаживают, а эмоции где-то в другом месте. 2.
Мы разрешаем ребенку делать по-своему вещи, которые не представляют угрозы.
В нестандартных ситуациях я подхожу и предлагаю сделать сделать вместе, если высоко залез, то подержу за куртку, если нож, то резать вместе.
Вы правильно себя ведете в опасных для ребенка ситуациях.
Нельзя и нет использую часто,
(нельзя прыгать в лужу в тряпочных кроссовках - тут же прыгнул
"Нельзя"и "нет" могут привести с одной стороны к бунту, с другой стороны подавить инициативу и исследовательский интерес. Также может привести к дезориентации, если нельзя, то почему это делают другие, захочется попробовать тоже. Или наоборот сформировать страхи. "Нельзя" можно ставить только на то, что делать никогда не нужно. Например: нельзя засовывать железку в розетку, ударит током нельзя пить лекарство без разрешения, открывать газ - эти случаи часто ведут к смертельному исходу. Выделите такие ситуации. Остальные отнесите к категории опасно: опасно переходить на красный свет, если есть машины. Иногда в жизни можно перейти на красный, если нет машин, ребенок может это видеть со стороны прохожих, поэтому не поверит, что нельзя это делать. Попробуйте фразы, которые не несут запрет. Например: "Подожди, давай вместе посмотри как лучше". "А что ты хочешь сделать, а знаешь как еще можно сделать, чтобы не обжечься". Ищите слова заменители "нет" и "нельзя". Например "опасно", "будь внимателен", "остановись". Ищите альтернативу, например: давай не прыгать в лужи, а перепрыгивать. На прогулке не давать говорить как себя вести заранее, он будет вести себя от обратного. Лучше выбрать площадку, где гуляет не больше одного ребенка и хвалить за успешные взаимодействия,. За плохое поведение не ругать, не выговаривать, а просто отвести в сторону, договориться, что он попробует по другом и показать как. На площадках, попробуйте своим поведением показать как общаться с чужим малышом, а не рассказывать как это делать. Можно дома с помощью игрушек проиграть ситуации на площадках. Сначала сами покажите как, после предложите Вашему малышу.
. Нет деятельности, за которую он отвечает сам, мне бы хотелось, чтобы он убирал свои вещи, одевался сам, мыл руки, но когда он дома, то постоянно приходится напоминать ему, он будет отнекиваться, если делать вместе, то он согласится.
В садике он сам этот делает? Если да, то что может быть причиной того, что он не делает этого дома. Как Вы думаете?
3.
Гиперопека скорее всего присутствует, это проблема, я очень боюсь, что он либо сам себе навредит
Были случаи, когда он наносил себе серьезный урон?
Когда он в саду, я почему-то уверена, что воспитатели справятся.
У меня складывается впечатление, что дело не в поведении ребенка, а в том, что Вы боитесь не справиться с его поведением?
есть своя кроватка.
Хорошо, что у него есть своя зона для игры и кровать. Любые действия с его вещами требуют его разрешения. Как в случае с кроваткой он кинулся защищать свои вещи, за что получил наказание от папы. Я так понимаю за то, что стал драться. Получился двойной посыл вещи твои, но защищать их нельзя. В таких случаях лучше договариваться заранее. А если так получилось и вещь взяли, извиниться. За драку не наказывайте, а предотвратите физически. Держать ребенка на расстоянии вытянутой руки. Не давайте себя кусать, бить. Не оставляйте его одного со своей агрессией. Как первые эмоции пройдут, обнимите. Тогда он не будет считать, что если Вы приняли и справились с его агрессией, то и он сможет справиться. 4.
Я отношусь строго отрицательно
Отношение - внутри меня всё кипит, раньше этого не было, сейчас просто еле держусь. Несколько раз орала, один раз по попе отшлепала, это было в 2 года.
У меня складывается впечатление, что агрессивные эмоции под запретом, Вы держите внутри себя большое напряжение. Зачем держите внутри? Если оно выходят наружу то, что Вы чувствуете? Вашему ребенку передается Ваше отношение к агрессии, с одной стороны она не принимается, с другой стороны она захлестывает его из-за запретов, и нет механизмов совладения, кроме сдерживания. Для маленького ребенка - это сложно, выливается в драку, кусание. Ваш ребенок нашел выход - барабанит. Для того, чтобы ребенок смог принять свою агрессию и правильно ее выражать, Вам и мужу нужно самим выработать стратегии принятия своей агрессии, агрессии ребенка и овладеть способами снятия напряжения, до того как наступит эмоциональный взрыв. В этом я могу помочь, используя специальные методы работы с агрессией. 5. Возможно страхи связаны с гиперопекой, если страхи сохраняются больше 1 месяца они нуждаются в проработки. Я могу подобрать ряд упражнений, для преодоления страхов. После ухода страхов, надо будет проработать агрессивное поведение, так как оно связано со страхами.
20 мая 2019
laurailonen
Ребенок очень часто падает, бьется головой, на обоих бровях по шраму, вот сейчас гуляли, просто бегал и попал лбом в угол деревянного дома. Шишка на лбу между двумя шрамами. У него было физическое насилие, когда второй шрам надо было обработать в травмпункте, не хотел даваться, почти 40 минут стояли под дверью рентгена, уговаривала, другие пострадавшие уговаривали, что не больно. Уговорили. Но на перевязку кричал и плакал, уже не было возможности уговаривать ещё 40 минут, либо заклеить, либо уходить с открытой раной. Меня попросили выйти, травматолог и медсестра всё сами сделали. Урон себе - бывает, что он в истерике царапает себя. В садике он очень самостоятельный, а дома требует моего внимания к себе. Я боюсь не справиться с его поведением после того как он однажды ударил другого ребенка лопатой по голове, этот случай не выходит из головы. Я не уследила, но знаю, что он способен обидеть. Про личные вещи понимаю, что мы ошиблись, надо быть нам с мужем внимательнее. По поводу запретов сложно. Именно, что постоянно на улице он видит дурной пример, я объясняю, что мы так не делаем, что машины опасные, поэтому по переходу и на зеленый свет идти. Пить пиво на улице из бутылки - мы так не делаем, поэтому и он пробовать не будет. Я разрешаю достаточно - и в лужах прыгать можно, но в резиновых сапогах. И в песке валяться можно, но в сухом, а не мокром. Постараюсь строить фразы по-другому. Напряжение внутри меня есть и у мужа тоже, без ребенка достаточно стресса, держу в себе, чтобы не сорвать на сыне. Наружу выходит в слезах или крике, когда дома никого нет. Муж уводит сына в сад, а я могу покричать или полежать на полу. Чувствую себя очень скверно, разбито, опустошенно, но спокойно. Еще вспомнила, что недавно дедушка неудачно пошутил, обнял меня и сказал сыну "заберу маму к себе жить", а сын нахмурился, потянул меня за руку и прямо грозно сказал "это моя мама". Мне понравилась его решительность, стойкость чтоли. Дедушке я сказала потом, что шутить так не стоит.
У него было физическое насилие, когда второй шрам надо было обработать в травмпункте, .
Как давно этот было? Вероника, Вы заботливая и внимательная мама, видно как Вы переживаете за сына. Мне кажется, что есть чувство вины перед ним. Так ли это?
Последние полгода сдают нервы и я бывает плачу при ребенке. Это его отрезвляет, но я же не могу так паразитировать.
Мне кажется Вы плачите от бессилия и усталости, это нормально и естественно. В этот момент ребенок видит Ваши эмоции и успокаивается, так как это живая реакция и она ему понятна. Ему не понятны правила и нотации, а эмоции он понимает. Необычная формулировка паразитировать, что это для Вас значит?
Я боюсь не справиться с его поведением после того как он однажды ударил другого ребенка лопатой по голове, этот случай не выходит из головы
Что Вас беспокоит?
Мне понравилась его решительность, стойкость чтоли
Чувствуется гордость за Вашего малыша))
В садике он очень самостоятельный, а дома требует моего внимания к себе.
Возможно в садике самостоятельность ему тяжело дается, дома он расслабляется.
. Наружу выходит в слезах или крике, когда дома никого нет. Муж уводит сына в сад, а я могу покричать или полежать на полу. Чувствую себя очень скверно, разбито, опустошенно, но спокойно.
Вы нашли способ выводить накопившееся напряжение. Вы чувствуете себя разбито и опустошенно, потому что организм работает на износ. Напряжение лучше выводить постепенно не накапливая. Первой помощью могут быть методы релаксации, которые нужно проводить каждый день. В личных сообщениях я могу написать какие... Также в личных сообщениях я напишу, чем я могу помочь Вам при работе с проявлением эмоций.
21 мая 2019
laurailonen
Добрый день. В травмпункт мы ездили 2 месяца назад. Паразитировать - я имела в виду, что если я плачу, то делюсь своими негативными эмоциями, передаю их ребенку, заставляю сопереживать. Меня беспокоит в детских драках моё ощущение себя как плохой матери (не смогла научить). Я много эмоционально отдавала ребенку первые несколько лет, но выпала из собственной жизни. Эмоционально устала, хотела бы переложить часть забот уже на садик, но по факту получилось, что за дневное время только успеваю частично сделать собственные дела, поработать, поработать по дому, а вечером ребенок хочет все 100% моего внимания, включая перед сном полежать с ним (зимой я читала ему сказку, говорила спокойной ночи и он сам лежал и засыпал). Сейчас у нас ещё переезд в другую квартиру, но проблемы начались раньше. Переезд скорее усилил их. Я понимаю, что ребенок потерял часть моего внимания, но как донести до него, что я всё также люблю его, что он мне важен. Я ему говорю словами, обнимаю, но не действует. Ищет любые поводы не пойти в сад, я ему объясняю, что буду не дома, а он "я с тобой буду вещи перевозить". Всё выспросила про сад и у него, и у воспитателей, и у охранника, погуляла с ними на вечерней прогулке - никаких проблем со стороны сада не нашла, дети ведут себя как обычно.
Еще недели 3 как появилась особенность, ребенок папу называет по имени, копируя мою интонацию. Мы поправляем, что не "Саша", а "папа Саша". Он повторяет правильно, не отказывается. Но через день опять. Меня всегда зовет мама.
Паразитировать - я имела в виду, что если я плачу, то делюсь своими негативными эмоциями, передаю их ребенку, заставляю сопереживать.
Делиться эмоциями -это нормально. Только так Ваш ребенок, сможет научиться сопереживанию. Он видит, что это нормально, когда человеку плохо, и сможет принимать эмоции других людей и свои, не сдерживать их в себе, не накапливать.
Меня беспокоит в детских драках моё ощущение себя как плохой матери (не смогла научить).
Я много эмоционально отдавала ребенку первые несколько лет, но выпала из собственной жизни.
Получается конфликт между Вашими законными желаниями заботы о себе и Вашими представлениями об идеальной маме. Это вызывает накапливание невыраженных эмоций и чувств из-за неудовлетворенных потребностей. Когда разрешится этот конфликт, раздражение уйдет. Это требует глубинной проработки, формат бесплатной консультации не позволит это сделать.
В травмпункт мы ездили 2 месяца назад.
Сейчас у нас ещё переезд в другую квартиру, но проблемы начались раньше. Переезд скорее усилил их.
Сейчас ребенок действительно требует внимания и близости. Увеличьте количество подвижных игр. Вы писали, что он рисует хоть и немножко, 5 минут достаточно.. Задавайте темы: моя семья, я в садике, я боюсь. В песочнице вместе с ним играйте в фигурки, Вы прячьте, а он на ощупь определяет, что он нашел. Устраивайте совместные эмоциональные разрядки: стучите вместе в барабаны, ложитесь и кричите вместе, деритесь подушками. Играйте в игры, где он может вырываться от Вас. Для расслабления хорошо все, что связано с водой (плаванье, ванна, плескание руками в воде), с пересыпанием руками песка, крупы. Есть еще много разных методик, при индивидуальной беседе, мы сможем с Вами подобрать их исходя из потребностей Вашего сына.
Мы поправляем, что не "Саша", а "папа Саша". Он повторяет правильно, не отказывается.
У него сейчас возраст, когда он пытается конкурировать с папой за внимание мамы. Для этого ему надо сделать папу равным себе, и надо называть его по имени, и как называет мама. Он проявляет иерархию на прочность. Продолжайте мягко поправлять. Пройдет.
Вероника, пожалуйста! У Вас есть всё необходимое, чтобы сделать себя и ребенка счастливым! Я желаю гармонии и баланса в Вашей жизни! Если нужна помощь и поддержка, обращайтесь! Завершите, пожалуйста, консультацию!
Отзыв о консультации
Психолог Ольга Заволокина очень поддержала, дала рекомендации, помогла найти направление в общении с ребенком. Психолог отвечает тактично, вежливо, осталось приятное впечатление.