Добрый день!
Моей дочери Маше 4, 5 года. Наша проблема заключается в том, что у нее нет друзей.
Воспитатель в прошлом году отметила, что Маша не умеет играть со сверстниками. С любым из взрослых она общается свободно, без стеснения, а к ребятам из группы не знает как подступиться. Причину этого она видела в том, что дома мы с ребенком слишком много играем. Это действительно так: с дочкой играют много, т. к. Родственников дома много (мама, папа, бабушка, дедушка), а она - одна. Играть одна Маша умеет.
По рекомендации воспитателя мы записались в музыкальную школу в группу общего музыкального развития. Ребята там поют, танцуют и играют на примитивных инструментах. Полгода посещаем занятия два раза в неделю после детского сада.
В этом году в детском саду другой педагог: она замечаний к Маше никаких не высказывала. Но со слов дочери я поняла, что проблемы все те же. По ее собственному выражению, она «ходит хвостиком» за Викой, с которой бы ей хотелось дружить. Но у Вики уже есть подруга, а Машу они (опять же, со слов дочери) «не замечают».
Из того, что наблюдала в последнее время:
1. В детском саду на прогулке вечером: мальчишки –товарищи весело катаются с горки, что-то выкрикивая друг другу, смеясь. Маша тоже катается с горки, смеется. Но при этом видно, что Маша вне их игры, они ее не замечают.
2. В ожидании музыкальных занятий сидели в коридоре школы. Ариша с интересом заглядывала на Машину игрушку. Я предложила дочке подойти к ней и показать свою игрушку. Маша согласилась с радостью. Подошла к девочке и молча протянула игрушку. Та или не заметила жеста или проигнорировала. Маша протянула игрушку другой рядом находившейся девочке, но та капризничала в это время и не заметила ее. Ни с чем вернулась дочь ко мне. Я посоветовала ей обратиться по имени к Арине или хотя бы озвучить предложение посмотреть игрушку вслух, но второй раз Маша уже не пошла.
Гости у нас дома бывают редко, мы в гости выбираемся тоже не часто. Знакомых с детьми подходящего возраста у нас нет. Сейчас не лето- не бывает так чтоб на улице играло много ребят, в компанию к которым можно было бы присоединиться. Чаще всего гулять выходим всей семьей. Площадки дочь игнорирует. Гуляем до какой-нибудь поставленной цели (до ТЦ, до моста, …).
У меня самой подруг нет. В садике, в школе, в колледже и университете у меня были подруги. Но как только они пропадают из поля зрения и сам не выходит со мной на контакт – я перестаю с ними поддерживать отношения. Не хожу на вечера встреч выпускников, не созваниваюсь и не списываюсь. Я общаюсь только с теми, кто есть в моем окружении, т. е. С коллегами. Отношения хорошие, можем весело посидеть все вместе или выехать на природу. Мне это не в тягость. Я чувствую себя комфортно. Муж человек общительный. У него много друзей и знакомых.
Я не знаю, как мне помочь дочери.
КонсультацииОтношения родителей и детей
У ребенка нет друзей
1002
07 мар. 2017
Markomara
07 мар. 2017
Здравствуйте.
Я могу обсудить с Вами эту проблему.
Как Вас зовут?
Я правильно поняла, что Маша хочет играть с детьми, но не знает, как привлечь их внимание к себе?
Я могу обсудить с Вами эту проблему.
Как Вас зовут?
Я правильно поняла, что Маша хочет играть с детьми, но не знает, как привлечь их внимание к себе?
07 мар. 2017
Markomara
Меня зовут Мария (как и дочь).
Да, Вы верно поняли, что она хотела бы играть с детьми, но не знает как подступиться. Я предлагала ей как подойти к девочкам, которые уже начали играть. Она отвечает, что стесняется
Да, Вы верно поняли, что она хотела бы играть с детьми, но не знает как подступиться. Я предлагала ей как подойти к девочкам, которые уже начали играть. Она отвечает, что стесняется
07 мар. 2017
Как любопытно, у вас одинаковые имена и тоже нет друзей. Может быть, дочь берёт Вашу жизнь за образец. Почему Вам трудно, что у неё нет друзей?
07 мар. 2017
Markomara
Потому что дочь хочет дружить, хочет поиграть с девочками, которые ей нравятся. Но у нее не получается.
У меня нет друзей, но меня это не тяготит (пока, во всяком случае).
У меня нет друзей, но меня это не тяготит (пока, во всяком случае).
07 мар. 2017
Маша не знает, как быть с группой детей, а не с одним человеком. Общение в группе - уже игра в отношения. Один занимают первые роли, другие им подчиняются. Всё уже определено условиями игры для новичка, пришедшего в группу.
Поэтому воспитатель предположила, что у Маши свои представления о группе людей, которые сформированы в играх дома.
В какие игры родственники играют с Машей? Как она себя ставит с ними в играх?
Поэтому воспитатель предположила, что у Маши свои представления о группе людей, которые сформированы в играх дома.
В какие игры родственники играют с Машей? Как она себя ставит с ними в играх?
07 мар. 2017
Markomara
Если с ребенком играю я, то это: паззлы, настольные игры, лепка, рисование, мастерилки какие-нибудь. Если играет с бабушкой, то игры такие: Маша наряжается в кого-нибудь (кота в сапогах, принцессу,.) и приходит в гости к бабушке. Дальше идет игра по какому-нибудь ими придуманному сценарию. Я в такие игры не играю- не могу больше одного раза вытерпеть повторение сюжета. С другой бабушкой чаще всего играют "в школу", где учатся Маша - отличница и игрушечные коты-двоечники. Тоже "сценарий" игры примерно один и тот же.
С папой играют редко.
Если мне доводится поиграть во что-нибудь "ролевое", то замечаю, что дочь руководит моими действиями. Например, поправляет: "Нет, мама. Давай ты еще не знаешь, что я приду, и удивишься. " Или так: "Нет, давай как будто. " и следует дальнейшее указание.
Не знаю, поступает ли она так же в играх с бабушками и детьми
С папой играют редко.
Если мне доводится поиграть во что-нибудь "ролевое", то замечаю, что дочь руководит моими действиями. Например, поправляет: "Нет, мама. Давай ты еще не знаешь, что я приду, и удивишься. " Или так: "Нет, давай как будто. " и следует дальнейшее указание.
Не знаю, поступает ли она так же в играх с бабушками и детьми
07 мар. 2017
Попробуйте прояснить у домашних.
Игра в школу. Маша и коты - ученики. Маша - отличница, а остальные двоечники? Надо бы изменять игру, ввести в нее аргумент, что учиться с другими отличниками веселее. Может, маша передумает и заведет для начала дружбу в игре.
Когда Маша мастерит, лепит, как она себя ведёт с Вами?
Что происходит дальше?
Игра в школу. Маша и коты - ученики. Маша - отличница, а остальные двоечники? Надо бы изменять игру, ввести в нее аргумент, что учиться с другими отличниками веселее. Может, маша передумает и заведет для начала дружбу в игре.
Когда Маша мастерит, лепит, как она себя ведёт с Вами?
Если мне доводится поиграть во что-нибудь "ролевое", то замечаю, что дочь руководит моими действиями. Например, поправляет: "Нет, мама. Давай ты еще не знаешь, что я приду, и удивишься. " Или так: "Нет, давай как будто. " и следует дальнейшее указание.
Что происходит дальше?
07 мар. 2017
Markomara
1. Хорошо, я выясню.
2. Когда мастерим, то я предлагаю материалы и идею что бы такое смастерить. Иногда заглядываем в книжку, чтобы найти идею там. А дальше уже идет сам процесс. В значительной степени я больше наблюдаю, иногда подсказываю как можно поступить (например, промокнуть излишки краски салфеткой) или предлагаю дополнительные материалы (а давай еще засыпем это блестками). Остальное Марья делает сама. Если я леплю, рисую, вышиваю параллельно, то она заглядывает в мою работу, интересуется что же это такое, хвалит.
3. Если в ролевой игре дочь дает мне советы, то обычно я соглашаюсь. Только недавно, помню, сказала, что раз уж мы играем вместе, то каждый сам будет решать, что делает его персонаж.
2. Когда мастерим, то я предлагаю материалы и идею что бы такое смастерить. Иногда заглядываем в книжку, чтобы найти идею там. А дальше уже идет сам процесс. В значительной степени я больше наблюдаю, иногда подсказываю как можно поступить (например, промокнуть излишки краски салфеткой) или предлагаю дополнительные материалы (а давай еще засыпем это блестками). Остальное Марья делает сама. Если я леплю, рисую, вышиваю параллельно, то она заглядывает в мою работу, интересуется что же это такое, хвалит.
3. Если в ролевой игре дочь дает мне советы, то обычно я соглашаюсь. Только недавно, помню, сказала, что раз уж мы играем вместе, то каждый сам будет решать, что делает его персонаж.
07 мар. 2017
Это хорошо. Нам важнее сейчас выяснить, как дочь себя проявляет. Как она себя ставит? Чьё это творчество?
Похоже, что ей стало интереснее играть в естественных, а не в заданных условиях.
Мария, кто главный у вас в доме? Кто задаёт тон всему?
Когда мастерим, то я предлагаю материалы и идею что бы такое смастерить. Иногда заглядываем в книжку, чтобы найти идею там. А дальше уже идет сам процесс. В значительной степени я больше наблюдаю, иногда подсказываю как можно поступить (например, промокнуть излишки краски салфеткой) или предлагаю дополнительные материалы (а давай еще засыпем это блестками). Остальное Марья делает сама. Если я леплю, рисую, вышиваю параллельно, то она заглядывает в мою работу, интересуется что же это такое, хвалит.
Это хорошо. Нам важнее сейчас выяснить, как дочь себя проявляет. Как она себя ставит? Чьё это творчество?
Если в ролевой игре дочь дает мне советы, то обычно я соглашаюсь. Только недавно, помню, сказала, что раз уж мы играем вместе, то каждый сам будет решать, что делает его персонаж.
Похоже, что ей стало интереснее играть в естественных, а не в заданных условиях.
Мария, кто главный у вас в доме? Кто задаёт тон всему?
07 мар. 2017
Markomara
1. Это ее творчество. Я всегда думала, что в этом вопросе особое руководство не нужно: выбор цветов, материалов, способов выбирает Маша сама. Единственное, что я пробовала поправить: сказала, что у меня есть уши и на руке пять пальцев, а не три (Маша рисует мой портрет, где у меня по три пальца на руках). Дорисовать и то и другое отказалась, сказала, что с пятью пальцами некрасиво, а уши просто не видно.
2. Что касается ребенка-главная я. Основные ограничения (нельзя смотреть телевизор, сперва поесть -а потом сладкое, обязательно нужно почистить зубы и пр...) устанавливаю я. Папа больше сторонний наблюдатель в этом вопросе.
2. Что касается ребенка-главная я. Основные ограничения (нельзя смотреть телевизор, сперва поесть -а потом сладкое, обязательно нужно почистить зубы и пр...) устанавливаю я. Папа больше сторонний наблюдатель в этом вопросе.
07 мар. 2017
Мария, Маша своей ролью показывает Вам в играх, как она хотела бы, чтобы с ней играли другие.
Когда она Вам диктовала, как себя вести, она рассказывала, как хотела бы, чтобы вели себя они.
Сравните эти две роли: её и воображаемую ею роль другого человека. Если их сложить, то получится идеальная с её точки зрения игра. Какие отношения у людей в этой игре?
Это, думаю, будет ответом на вопрос, почему у нее не получается влиться в группу играющих. Дома, конечно, играть удобнее - безопасно. Надо определить, чего она опасается в группе и помочь ей преодолеть это.
Когда она Вам диктовала, как себя вести, она рассказывала, как хотела бы, чтобы вели себя они.
Сравните эти две роли: её и воображаемую ею роль другого человека. Если их сложить, то получится идеальная с её точки зрения игра. Какие отношения у людей в этой игре?
Это, думаю, будет ответом на вопрос, почему у нее не получается влиться в группу играющих. Дома, конечно, играть удобнее - безопасно. Надо определить, чего она опасается в группе и помочь ей преодолеть это.
09 мар. 2017
Markomara
Спасибо, Рита. Нужно понаблюдать, подумать.
Похожие консультации
Консультацию ведет
113Отзывов
1441Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию