КонсультацииОтношения родителей и детей

У ребенка нет друзей

870
07 мар. 2017
Markomara
Добрый день!
Моей дочери Маше 4, 5 года. Наша проблема заключается в том, что у нее нет друзей.
Воспитатель в прошлом году отметила, что Маша не умеет играть со сверстниками. С любым из взрослых она общается свободно, без стеснения, а к ребятам из группы не знает как подступиться. Причину этого она видела в том, что дома мы с ребенком слишком много играем. Это действительно так: с дочкой играют много, т. к. Родственников дома много (мама, папа, бабушка, дедушка), а она - одна. Играть одна Маша умеет.
По рекомендации воспитателя мы записались в музыкальную школу в группу общего музыкального развития. Ребята там поют, танцуют и играют на примитивных инструментах. Полгода посещаем занятия два раза в неделю после детского сада.
В этом году в детском саду другой педагог: она замечаний к Маше никаких не высказывала. Но со слов дочери я поняла, что проблемы все те же. По ее собственному выражению, она «ходит хвостиком» за Викой, с которой бы ей хотелось дружить. Но у Вики уже есть подруга, а Машу они (опять же, со слов дочери) «не замечают».
Из того, что наблюдала в последнее время:
1. В детском саду на прогулке вечером: мальчишки –товарищи весело катаются с горки, что-то выкрикивая друг другу, смеясь. Маша тоже катается с горки, смеется. Но при этом видно, что Маша вне их игры, они ее не замечают.
2. В ожидании музыкальных занятий сидели в коридоре школы. Ариша с интересом заглядывала на Машину игрушку. Я предложила дочке подойти к ней и показать свою игрушку. Маша согласилась с радостью. Подошла к девочке и молча протянула игрушку. Та или не заметила жеста или проигнорировала. Маша протянула игрушку другой рядом находившейся девочке, но та капризничала в это время и не заметила ее. Ни с чем вернулась дочь ко мне. Я посоветовала ей обратиться по имени к Арине или хотя бы озвучить предложение посмотреть игрушку вслух, но второй раз Маша уже не пошла.
Гости у нас дома бывают редко, мы в гости выбираемся тоже не часто. Знакомых с детьми подходящего возраста у нас нет. Сейчас не лето- не бывает так чтоб на улице играло много ребят, в компанию к которым можно было бы присоединиться. Чаще всего гулять выходим всей семьей. Площадки дочь игнорирует. Гуляем до какой-нибудь поставленной цели (до ТЦ, до моста, …).
У меня самой подруг нет. В садике, в школе, в колледже и университете у меня были подруги. Но как только они пропадают из поля зрения и сам не выходит со мной на контакт – я перестаю с ними поддерживать отношения. Не хожу на вечера встреч выпускников, не созваниваюсь и не списываюсь. Я общаюсь только с теми, кто есть в моем окружении, т. е. С коллегами. Отношения хорошие, можем весело посидеть все вместе или выехать на природу. Мне это не в тягость. Я чувствую себя комфортно. Муж человек общительный. У него много друзей и знакомых.
Я не знаю, как мне помочь дочери.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
07 мар. 2017
Здравствуйте.
Я могу обсудить с Вами эту проблему.
Как Вас зовут?

Я правильно поняла, что Маша хочет играть с детьми, но не знает, как привлечь их внимание к себе?
07 мар. 2017
Markomara
Меня зовут Мария (как и дочь).
Да, Вы верно поняли, что она хотела бы играть с детьми, но не знает как подступиться. Я предлагала ей как подойти к девочкам, которые уже начали играть. Она отвечает, что стесняется
07 мар. 2017
Как любопытно, у вас одинаковые имена и тоже нет друзей. Может быть, дочь берёт Вашу жизнь за образец. Почему Вам трудно, что у неё нет друзей?
07 мар. 2017
Markomara
Потому что дочь хочет дружить, хочет поиграть с девочками, которые ей нравятся. Но у нее не получается.
У меня нет друзей, но меня это не тяготит (пока, во всяком случае).
07 мар. 2017
Маша не знает, как быть с группой детей, а не с одним человеком. Общение в группе - уже игра в отношения. Один занимают первые роли, другие им подчиняются. Всё уже определено условиями игры для новичка, пришедшего в группу.
Поэтому воспитатель предположила, что у Маши свои представления о группе людей, которые сформированы в играх дома.
В какие игры родственники играют с Машей? Как она себя ставит с ними в играх?
07 мар. 2017
Markomara
Если с ребенком играю я, то это: паззлы, настольные игры, лепка, рисование, мастерилки какие-нибудь. Если играет с бабушкой, то игры такие: Маша наряжается в кого-нибудь (кота в сапогах, принцессу,.) и приходит в гости к бабушке. Дальше идет игра по какому-нибудь ими придуманному сценарию. Я в такие игры не играю- не могу больше одного раза вытерпеть повторение сюжета. С другой бабушкой чаще всего играют "в школу", где учатся Маша - отличница и игрушечные коты-двоечники. Тоже "сценарий" игры примерно один и тот же.
С папой играют редко.
Если мне доводится поиграть во что-нибудь "ролевое", то замечаю, что дочь руководит моими действиями. Например, поправляет: "Нет, мама. Давай ты еще не знаешь, что я приду, и удивишься. " Или так: "Нет, давай как будто. " и следует дальнейшее указание.
Не знаю, поступает ли она так же в играх с бабушками и детьми
07 мар. 2017
Попробуйте прояснить у домашних.

Игра в школу. Маша и коты - ученики. Маша - отличница, а остальные двоечники? Надо бы изменять игру, ввести в нее аргумент, что учиться с другими отличниками веселее. Может, маша передумает и заведет для начала дружбу в игре.

Когда Маша мастерит, лепит, как она себя ведёт с Вами?

Если мне доводится поиграть во что-нибудь "ролевое", то замечаю, что дочь руководит моими действиями. Например, поправляет: "Нет, мама. Давай ты еще не знаешь, что я приду, и удивишься. " Или так: "Нет, давай как будто. " и следует дальнейшее указание.


Что происходит дальше?
07 мар. 2017
Markomara
1. Хорошо, я выясню.
2. Когда мастерим, то я предлагаю материалы и идею что бы такое смастерить. Иногда заглядываем в книжку, чтобы найти идею там. А дальше уже идет сам процесс. В значительной степени я больше наблюдаю, иногда подсказываю как можно поступить (например, промокнуть излишки краски салфеткой) или предлагаю дополнительные материалы (а давай еще засыпем это блестками). Остальное Марья делает сама. Если я леплю, рисую, вышиваю параллельно, то она заглядывает в мою работу, интересуется что же это такое, хвалит.
3. Если в ролевой игре дочь дает мне советы, то обычно я соглашаюсь. Только недавно, помню, сказала, что раз уж мы играем вместе, то каждый сам будет решать, что делает его персонаж.
07 мар. 2017
Когда мастерим, то я предлагаю материалы и идею что бы такое смастерить. Иногда заглядываем в книжку, чтобы найти идею там. А дальше уже идет сам процесс. В значительной степени я больше наблюдаю, иногда подсказываю как можно поступить (например, промокнуть излишки краски салфеткой) или предлагаю дополнительные материалы (а давай еще засыпем это блестками). Остальное Марья делает сама. Если я леплю, рисую, вышиваю параллельно, то она заглядывает в мою работу, интересуется что же это такое, хвалит.


Это хорошо. Нам важнее сейчас выяснить, как дочь себя проявляет. Как она себя ставит? Чьё это творчество?
Если в ролевой игре дочь дает мне советы, то обычно я соглашаюсь. Только недавно, помню, сказала, что раз уж мы играем вместе, то каждый сам будет решать, что делает его персонаж.


Похоже, что ей стало интереснее играть в естественных, а не в заданных условиях.
Мария, кто главный у вас в доме? Кто задаёт тон всему?
07 мар. 2017
Markomara
1. Это ее творчество. Я всегда думала, что в этом вопросе особое руководство не нужно: выбор цветов, материалов, способов выбирает Маша сама. Единственное, что я пробовала поправить: сказала, что у меня есть уши и на руке пять пальцев, а не три (Маша рисует мой портрет, где у меня по три пальца на руках). Дорисовать и то и другое отказалась, сказала, что с пятью пальцами некрасиво, а уши просто не видно.
2. Что касается ребенка-главная я. Основные ограничения (нельзя смотреть телевизор, сперва поесть -а потом сладкое, обязательно нужно почистить зубы и пр...) устанавливаю я. Папа больше сторонний наблюдатель в этом вопросе.
07 мар. 2017
Мария, Маша своей ролью показывает Вам в играх, как она хотела бы, чтобы с ней играли другие.
Когда она Вам диктовала, как себя вести, она рассказывала, как хотела бы, чтобы вели себя они.
Сравните эти две роли: её и воображаемую ею роль другого человека. Если их сложить, то получится идеальная с её точки зрения игра. Какие отношения у людей в этой игре?
Это, думаю, будет ответом на вопрос, почему у нее не получается влиться в группу играющих. Дома, конечно, играть удобнее - безопасно. Надо определить, чего она опасается в группе и помочь ей преодолеть это.
09 мар. 2017
Markomara
Спасибо, Рита. Нужно понаблюдать, подумать.

Похожие консультации