КонсультацииАпатия. Депрессия

Лень, отсутствие мотивации, прокрастинация

404
29 мар. 2020
Екатерина
Мне 19 лет, учусь в медицинском университете на первом курсе. Была без ума от этой профессии, пока не окунулась в неё. Сейчас полнейшая прокрастинация, ничего не хочется, нет мотивации заниматься, пропал интерес. Нет сил заставить себя сесть заниматься. Сама понимаю, что загоняю себя в глубокую яму, но не могу заставить себя вылезти из неё. Я понимаю, что могу большего, если захочу, но я не могу. Чувствую себя не в своей тарелке, получая тройки и двойки, но нет сил, потому что откладываю всё на последний момент нет уже времени всё доучить, да и не хочется особо. Началась апатия, не могу помочь себе выйти из этой ситуации. Пыталась составлять план, но всё в конечном итоге забрасывалось.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
30 мар. 2020

Екатерина, добрый день! Понимаю вас, в ситуации отсутствия интереса и мотивации сложно "заставить" себя чем-то заниматься. Гораздо приятнее заниматься теми делами, которые нравятся и приносят удовольствие.

Была без ума от этой профессии,

Екатерина, вспомните, что вам так нравилось в профессии?

Почему вам вдруг "разонравилась" эта профессия? Что стало причиной?

30 мар. 2020
Екатерина

Добрый день! Спасибо, что откликнулись! Нравилось изучать организм, его строение, помогать людям, разбираться в причинах заболевания. Разонравилось, когда перестало получаться учить всё на 5, когда для того, чтобы выучить всё превосходно, нужно не есть, не спать, ни с кем не общаться, а сидеть и самому разгребать горы материала. Преподаватели мало доносят нам, только спрашивают, они не вызывают интереса в предметах. Некоторые и вовсе ничего не объясняют, говоря "Спросите у своих одногруппников" или "я не знаю, мне нужно уточнить". Мне тяжело осваивать информацию самостоятельно. А сейчас еще и лекции отменили в связи с карантином. Получается так, что ты учишь всё сам, и большинству всё равно, понял ты информацию или нет.

30 мар. 2020

Екатерина, как давно у вас началось это состояние?

30 мар. 2020
Екатерина

С начала второго семестра, т.е. с февраля

30 мар. 2020

Екатерина, получается, что ваше состояние совпало с налом карантина? Насколько я знаю, студенты приблизительно с этого времени учатся удаленно...

30 мар. 2020

Смотрите, что получается. Ваше разочарование в учебе скорее связано не с самой медициной как таковой, а со способом преподавания медицины.

Согласна, что в условиях карантина и дистанционного обучения получать новые знания гораздо сложнее, чем на лекциях.

Конечно, самостоятельно искать материал, потом учить его - задача не из легких.

Разонравилось, когда перестало получаться учить всё на 5, когда для того, чтобы выучить всё превосходно, нужно не есть, не спать, ни с кем не общаться, а сидеть и самому разгребать горы материала

Екатерина, вы большая молодец, что стремитесь выучить все на 5. Но все на 5 знать не возможно. Помимо учебы есть еще и просто жизнь: друзья, развлечения, хобби и т.д. Если полностью "зарыться" в книги, то можно лишить себя многих граней жизни. А врачу все-таки нужно быть многогранной личностью) Ведь врач общается с разными людьми, нужно уметь найти общий язык с каждым человеком). К тому же жизнь включает себя много чего помимо профессии.

Екатерина, вам по прежнему нравится

Изучать организм, его строение, помогать людям, разбираться в причинах заболевания.

?

Если изменится способ обучения, вновь начнутся лекции в аудитории, изменится ли ваше отношение к учебе?

Чем вы занимаетесь помимо учебы? Есть ли у вас увлечения?

30 мар. 2020
Екатерина

Мне кажется, так будет понятнее и интереснее что-либо делать, если речь идет о возвращении лекций.

Помимо учебы я рисую, но это мне быстро надоедает, я уже около года картину дорисовать не могу. Когда я начинаю делать что-то помимо учебы, меня грызет совесть, что я трачу своё время на что-то бесполезное вместо учёбы, но всё равно продолжаю это делать. Внутри меня просто разрывает. Получается так, что я могла бы потратить это время, чтобы лучше усвоить материал, а я бездельничала. При этом я понимаю, что, если дотяну до последнего, то будет плохо, я не буду успевать в учебе, но ничего не могу с собой сделать. Сегодня решила посвятить день учёбе, но мне всё равно кажется, что я делаю недостаточно, что могу сделать больше.

30 мар. 2020
Екатерина

У нас карантин начался с середины марта. В феврале мы еще учились в аудиториях, были отменены только лекции

30 мар. 2020
Меня грызет совесть, что я трачу своё время на что-то бесполезное вместо учёбы

Совесть - это, конечно, хорошо. Но все в разумных пределах.

Тратить время на себя - это не бесполезное дело, а напротив оочень (! ) полезное. Смотрите на все это с другой стороны. Когда вы занимаетесь чем-то другим кроме учебы, чем-то, что приносит вам удовольствие - помните, что вы заботитесь о себе, так вы проявляете любовь к себе. Любовь к себе вообще лежит в основе нашего благосостояния. Я имею в виду не только материальный аспект, но вообщем гармоничное, умиротворенное состояние человека. Это качество крайне нужно вам, что бы быть хорошим доктором.

Помимо того, что вы собираетесь быть врачом, вы, планируете быть еще кем-то? Ну... Как вариант любимой девушкой, женой, матерью, подругой и т.д. Если так, то внутреннее равновесие вам необходимо. Соблюдать баланс между учебой и личными интересами - очень важно.

30 мар. 2020
Екатерина

Спасибо Вам большое. Я это понимаю, но с собой сделать не могу

30 мар. 2020

Екатерина, ваше фраза по поводу совести несколько настораживает... У меня есть предположение, что вы гиперответственный человек. Вы писали, что стремитесь все сделать на 5.

Я предположу, что ваше стремление во всем быть идеальной очень сильно вас изматывает. Это стремление может отбирать силы, в итоге появляется лень, которая на самом деле может и не быть ленью - это защитная реакция организма, когда у него просто нет сил что-то делать.

30 мар. 2020

Откуда у вас появилось это желание все делать на 5?

Если вы сделаете не на 5, а на 3, что тогда случится?

30 мар. 2020
Екатерина

Я просто привыкла так, видимо, это "синдром отличницы", как говорят у меня в универе. Я знаю, что могу лучше и мне стыдно получать 3, а уж тем более 2, я могу не показывать это окружающим, но внутри себя мне становится очень неприятно

30 мар. 2020

Катя, так что случится, если вы не будете отличницей? Что изменится в вашей жизни?

30 мар. 2020
Екатерина

Обо мне будут плохо думать. Я не оправдаю ожиданий. Понимаете, когда я вижу кого-то, кто в чем-то лучше меня, я начинаю ругать себя, потому что я знаю, что тоже так могла бы, но поленилась в какой-то день, отложила на последний момент и не получилось. И так на протяжении всего обучения в универе.

30 мар. 2020
Обо мне будут плохо думать. Я не оправдаю ожиданий.

Кто о вас будет думать плохо? Не оправдаете чьих ожиданий?

30 мар. 2020
Понимаете, когда я вижу кого-то, кто в чем-то лучше меня, я начинаю ругать себя, потому что я знаю, что тоже так могла бы,

Катя, мы не можем быть лучшими всегда и во всем. Позвольте себе быть не "лучшей", позвольте себе быть просто собой. Вы сравниваете себя с другими. Это не совсем правильно. У каждого человека есть свой набор уникальных качеств, у вас, у вашей подруги, соседке, сестры и т.д. Каждый человек уникален по своей природе. И сравнивать себя можно только с собой. Например, я сегодня (мой набор знаний, умений) и я год назад.

30 мар. 2020
(изменено 30 мар. 2020)

Катя, если честно, тут важно раскопать истоки вашего желания быть идеальной, вашего "синдрома отличницы". Истоки могу быть скрыты глубоко в подсознании. Очень часто идут из детства. Вспомните, когда у вас появился синдром отличницы. И почему он появился?

30 мар. 2020
Екатерина

Да я с первого класса была отличницей. С мамой постоянно делали домашнее задание вместе. Бывало, что за четверку меня ругали, поясняя это тем, что я могу лучше. Сейчас она так не делает, но когда я ей говорю за тройки, всё равно слышу в голосе нотку разочарования. С первого класса постоянно носились по разным олимпиадам, занимала первые места, классная руководительница дрожала за мной, но когда в третьем классе перестало получаться занимать первые места, стала говорить, что я скатилась. Далее смена школы, опять я единственная отличница в классе, до девятого класса так было, потом переезд. Смена школы. Из гимназии я перешла в обычную сельскую школу в пригороде и там мой уровень знаний был выше, опять я единственная медалистка. Мне на самом деле, в школе всё легко давалось, по сравнению с универом. Я бы и ЕГЭ выше сдала, если бы сама готовилась лучше. У меня же вечная прокрастинация меня подвела. Когда я получаю "отлично", для меня это как облегчение и радость, что мой труд оправдался, что я подготовилась хорошо, но сейчас пятерки только по легким предметам, не требующим особых усилий, я их даже оценкой не считаю, если честно.

31 мар. 2020

Екатерина, доброе утро! У нас с вами заканчивается лимит символом, поэтому постараюсь ответить ёмко и кратко. Если будут вопросы - задавайте личным сообщением, отвечу там же.

У вас с детства заложена установка "быть лучшей". Эту установку заложила мама по каким-то своим причинам. Это не редкость, когда родители хотят воплотить в своих детях какие-то свои желания и амбиции. В детстве, как и любой ребенок, вы боялись не оправдать ожидания мамы, потом ожидания учительницы. Да и сейчас мнение мамы касаемо учебы для вас важно

Когда я ей говорю за тройки, всё равно слышу в голосе нотку разочарования

Катя, вы сейчас воплощаете в своей жизни ЧУЖУЮ установку, которая, возможно, вам и не нужна. Даже если эта установка мамы, все равно - вы другой человек, у вас могут быть другие ценности, другие желания помимо того, что бы доказывать всем, что вы лучшая.

То, что сейчас с вами происходит (как вы сами называете "вечная прокрастинация") - это сопротивление вашего истинного внутреннего мира тому, что навязано из вне, защитная реакция организма, "иммунитет" вашей психики.

Катя, вам нужно понять что хотите вы, сформировать свои установки, отказаться от навязанных. Тогда и учеба пойдет лучше)

Если есть вопросы - задавайте.