КонсультацииПсихологическая реабилитация

Ребёнок из детского дома. Как помочь девочке?

229
30 мар. 2020
Анна
Помогите мне решить данную задачу. Я учитель и недавно ко мне в класс пришла девочка которую только недавно забрали из детского дома, у неё отличные отношения с одноклассниками, но вопросы учителя приводят ее в ступор, она боится отвечать и при элементарном вопросе (какое сегодня число) она начинает плакать, опускает голову. Вроде открывает рот, но не может сказать ни слова. Что делать классному руководителю, учителю и могут ли как то помочь одноклассники?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
30 мар. 2020

Анна, возможно, девочка очень боится "вышестоящего" (властную фигуру). Это, наверняка, связано с ее опытом пребывания в детдоме (а может быть и в семье поддерживается, если родители имеют мало опыта).

Самое важное, как мне кажется, что может сделать учитель - это дать ребенку опыт отношений, в котором есть взаимное уважение, в котором взаимодействие со старшим не обязательно несет боль.

Боль эта не столько из-за недостатка любви, а из -за того, что детей в таких учреждениях не уважают. Нарушают их границы, могут наказывать, не спрашивают их мнения.

Любое обращение внимания на ребенка - вызывает страх, поэтому они учатся не привлекать к себе внимания.

Рекомендации к родителям и учителям с такими детьми, что сначала важно дать опыт уважения, уважения к их границам, а потом - любви. Например, родителям рекомендуется стучаться в комнату. При этом, важно установить взаимные правила и их соблюдать. Ошибка в таких отношения - сначала жалеть и сюсюкать и при этом - нарушать договоренности, быть непоследовательным, самому избегать ответственности.

Попробуйте установить с ней контакт вне урока, проявите искреннее участие и интерес. Освойте методы общения, которые исключают вопросы, а подтверждают чувства (Хотите задать вопрос - переведите его в утверждение и скажите. Вопросы - это агрессивный способ контактирования. В школе без него не обойтись, но хорошо бы уметь и по другому говорить (книга Маршал Розенберг Ненасильственное общение - в аудифрмате есть)

А потом попробуйте договориться о некоторых правилах на уроке, которые подразумевали бы возможность в маленькой части их устанавливать. Можно договориться о том, о чем бы она хотела, чтобы ее спрашивали на уроке? Как учитель поймет, что она готова ответить (это может быть какой-то знак с ее стороны, который не привлекал бы внимания всех, а только ваше внимание). Постепенно она поймет, что у нее есть выбор и это и будет тренировать ответственность. Поднятие руки - это слишком большая ответственность, к которой она не будет еще какое-то время готова.

Общий принцип такой, что условия должны быть озвучены с двух сторон (с вашей и с ее стороны). Это даст ей опыт контроля над ситуацией (чего в ее жизни не было, так как скорее всего, ее мнения никто не спрашивал), опыт ответственности (это самый большой дефицит у таких детей).

Скорее всего, как только стрессовая ситуация пройдет - интерес будет больше, чем страх и все нормализуется.