КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Неудачи в учёбе воспринимаю, как глубокое личное поражение. Это мне мешает жить и учиться

290
01 апр. 2020
Мария
Неудачи в учебе я воспринимаю как глубокое личное поражение, как свидетельство того, что я учиться не умею в принципе. Мне никогда не было важно и не важно сейчас, какие оценки мне ставят, так что дело не в синдроме отличницы или перфекционизме, поэтому я пишу сюда. Когда я была маленькой, то мой отец иногда помогал мне с математикой, зачастую наши занятия оканчивались плохо: он кричал на меня, нервничая, что я не понимаю его подсказок, я закрывалась и плакала, и уже ничего не была способна понять. Тогда он звал моего старшего брата, который всегда очень хорошо учился в школе, и тот долго и старательно разжевывал мне материал. Мой брат стал хорошим математиком, а я всегда с недоверием относилась к своим возможностям достичь чего-то в точных науках и в итоге получила образование историка. Старые переживания не ушли, и теперь, каждый раз когда я делаю ошибку в любых других интеллектуальных сферах, я думаю, что это связано с недостатком способностей, а недостаток ума объясняется моими трудностями в математике. Стоит мне неправильно назвать какой-то факт или отрывок из теории, как это ужасно меня огорчает, порой до слез, и я не могу находиться в обществе рядом с другими людьми, пока не прорыдаюсь. Это мешает мне жить и учиться. Я ужасно боюсь совершать ошибки и казаться глупой на людях. Скажите, с чего мне начать, чтобы раз и навсегда размотать этот клубок?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
01 апр. 2020
(изменено 01 апр. 2020)

Здравствуйте, Мария. В структуре Вашей личности, по-видимому, доминируют Критикуюший родитель и адаптивный ребенок из Вашего детства. Первый заставляет сужать Ваше восприятие до акцентов на ошибках и не дает поддержки, когда Вам это нужно. Второй - использует детские схемы реакций и решений, которые сформировались, когда это было жизненно необходимо, но уже могут быть не актуальны во взрослой жизни.

Я вышлю Вам тест для самопроверки, чтобы удостовериться вместе в этой гипотезе для дальнейшей работы, если хотите.

01 апр. 2020
Мария

Спасибо большое за ответ! Да, пришлите, пожалуйста.

02 апр. 2020
(изменено 02 апр. 2020)

Большое спасибо за проделанный тест. Результаты подтвердили, что Адаптивный ребенок (6) действительно преобладает над Спонтанным (3), что может лишать Вас возможности к творчеству и самовыражению, находчивости в нужный момент, получения удовольствия от деятельности, вызывать страх начинать что-то новое, учиться, пробовать. Критикующий (6) и заботливый родитель (6) у Вас выражен одинаково, что говорит о возможном недостатке положительных оценок и требует большего развития заботливой части. Тест также показал, что Ваша взрослая часть (8), которая отвечает за состояния здесь и сейчас и принятие решений, находится в стадии хорошего развития, что дает безусловно положительный прогноз.

Думаю, будет необходимо разобраться с образовавшейся в вашем восприятии связью:

Неудачи в учебе я воспринимаю как глубокое личное поражение, как свидетельство того, что я учиться не умею в принципе.
Это связано с недостатком способностей, а недостаток ума объясняется моими трудностями в математике.

т.к. ее не существует между успеваемостью в детстве по математике и обучаемостью в целом, недостатком ума, и тем более с точностью цитирования Вами какого-либо теоретического материала. Эта связь существует только в Вашем восприятии себя и активируется, когда Вы ощущаете себя в стрессовой ситуации. Также, возможно, Вы все еще проецируете фигуру отца в сложных для себя эмоциональных ситуациях на аудиторию, что вызывает в Вас ответные реакции из детства, переживаемые снова и снова как сценарный паттерн.

Первый шаг, который Вы можете сделать - намеренно ошибаться в аудитории близких Вам людей, наблюдая за их реакцией, и постепенно осознавая, что Вы не получаете за это отвержения, унижения и критики. Наиболее безопасны такие тренировки при работе с психологом.

02 апр. 2020
Мария

Спасибо вам большое, Ирина! Думаю, я ощущала как раз то, что вы описали, но не могла это выразить словами. Теперь лучше понимаю это состояние. Как работать над разрушением связи между ошибкой и ощущением недостатка интеллекта я поняла, что самое интересное, видимо, я это осознавала и раньше, потому что то упражнение, которое вы мне посоветовали, я проделывала давно. Со своими друзьями, например. Я часто заводила разговор на такие темы, в которых я плохо разбираюсь, чтобы попробовать "вынырнуть" из сложной ситуации, и если не могла сформулировать мысль корректно, то смеялась вместе с ними над своей глупостью. Среди своей школьной компании я имела также репутацию плоского шутника, но когда мы все над этим иронизировали, мне не было обидно. Я будто специально это делала. Другое дело, что в общении со взрослыми такой прием уже не подходит. Мне нравится, когда люди ощущают, что они умнее меня, лучше разбираются в чем-то. Но если люди начинают кичиться этим или ставить мне в вину незнание, то моя реакция прямо противоположная :(

Я не понимаю только как работать с развитием в себе Спонтанного ребенка. Я правда боюсь новых начинаний. Например, давно хочу научиться и начать шить, рисовать, ведь я вообще не занимаюсь творчеством. Но как только я всерьез начинаю об этом задумываться, кажется, что это отнимет время от действительно серьезных вещей: учебы и работы.

02 апр. 2020
Но если люди начинают кичиться этим или ставить мне в вину незнание, то моя реакция прямо противоположная :(

Это действительно сложная и довольно провокационная ситуация, Мария, думаю, что не все умеют правильно из нее выходить. В такие моменты особенно остро ощущается состояние адаптивного ребенка, скрывающего свое незнание и "смотрящего в рот" авторитету. Защита, которая в этот момент не дает нам связи с собой и с реальностью - идеализация. Нам кажется в такие моменты, что наш оппонент подобен великому гуру и не имеет никаких изъянов, по сути, он становится для нас божеством, способным видеть нас насквозь, а главное мы наделяем его правом делать нам замечания и бранить за наши ошибки и незнание. Это всего лишь иллюзия, в которую мы бессознательно впадаем.

Здесь может помочь медитация заземления, контакта с телом в первую очередь, умение четко отслеживать такие моменты и сохранять в них устойчивость как телесную, так и эмоциональную, старайтесь рассматривать человека, который с вами говорит как можно отчетливей, чтобы видеть в нем именно человека, со всеми его недостатками, возможными изъянами внешности, характера и далеко несовершенного, как может показаться.

Помогает изменение установки о том, что Вы обязаны все знать - в контакте с более знающим человеком, не стоит бояться показать незнание, скорее наоборот стараться использовать возможность общения для расширения своего опыта и знаний. Ведь это своего рода ловушка сознания в том, что незнание какой-то вещи может уронить Ваше достоинство, связи тут тоже никакой нет, ведь как известно - знать абсолютно все нельзя, а расширение области знания лишь расширяет область контакта с еще непознанным. Поэтому, если кто-то когда-то поставит Вам в вину незнание чего-то, можете смело ему ответить, что это здорово, что ваше незнание выявилось и теперь у Вас появилась возможность не только получить информацию, но и продолжить общение с пользой для своего образования. Согласны?

Я не понимаю только как работать с развитием в себе Спонтанного ребенка. Я правда боюсь новых начинаний. Например, давно хочу научиться и начать шить, рисовать, ведь я вообще не занимаюсь творчеством. Но как только я всерьез начинаю об этом задумываться, кажется, что это отнимет время от действительно серьезных вещей: учебы и работы.

Здесь важно понять, что учеба и работа не являются достаточными сферами жизни, помимо них есть и личная жизнь, и увлечения, и общение с близкими. "Распробовать" новые сферы можно лишь, отведя на них определенное время, и четко решив заниматься ими, несмотря на то, что сразу получаться не будет, делать это что называется "for fun". Тогда и придет та самая спонтанность. Если Вы чувствуете, что Вам нужна поддержка в теме отношений с авторитетами и развитии спонтанности, я готова помочь Вам в формате индивидуальной работы.

02 апр. 2020
Мария

Ирина, спасибо за ваш великолепный текст. Я сохраню его себе и буду время от времени перечитывать, так как он напоминает мне о двух важных вещах: не сотвори себе кумира (даже если он знает гораздо больше тебя) и не стоит лишать себя занятий для собственного удовольствия, но для этого надо хорошо подумать, почувствовать связь с собой, своим телом и узнать, чего мне действительно не хватает. Это нелегкий путь. Думаю, мне нужно время, чтобы пожить и подумать о ваших советах, посмотреть на свою жизнь под новым углом зрения. А дальше мы посмотрим. Я же могу, если не буду справляться, написать вам здесь, на этом портале?

02 апр. 2020

Конечно! Я буду очень Вам рада!

А эту консультацию я попрошу Вас закрыть, заранее благодарю!

Отзыв о консультации

Консультация была полезной, последовательной и интересной. Помогла задать себе правильные вопросы и выработать техники выхода из трудной ситуации.

Мария