КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь (11 лет) постоянно плачет из-за отсутствия друзей. У неё очень низкая самооценка

1161
09 сент. 2020
Яна
Мой ребенок (дочь) живет в полной семье. Есть младшая сестра. Отношение родителей (нас) абсолютно одинаковое, мы не выделяем кто лучше, кто хуже. Покупаем все всегда им поровну. Дети у нас погодки. Но характер их абсолютно разный. Старшая (11 лет) очень спокойная, ответственная, боится сделать что то не так, малоразговорчивая, скрытая, хмурая. Младшая (10 лет) наоборот "вырви глаз" - коммуникабельная, открытая, улыбчивая, к сестре относится с любовью. Дело в том, что ребенок со школы всегда приходит расстроенный, со 2 класса у нее есть подружка одна, с которой они общаются только в школе (т.к. живут в разных сторонах города). В третьем классе в их пару пристроилась еще одна девочка и получился треугольник, кто-то кого то зовет, а третий всегда остается один (90% этого третьего - это моя дочь). Она ни сказать ничего не может против, но и пойти за ними тоже не хочет пока ее не позовут. И так постоянно. Когда я ее спросила о страхах, то она в письме мне написала, что очень боится что с ней никто общаться небудет, не будет дружить, уважать, что она страшная, тупая и толстая и боится учиться очень плохо.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
09 сент. 2020
(изменено 09 сент. 2020)

Здравствуйте, Яна! Вы пишете, что старшая дочка страдает от отсутствия друзей. И причиной её страданий стала школьная подруга, которая живет на другом конце города и поэтому общение только в школе. Как только туда вклинилась ещё одна подруга, то Вашей дочке резко стало не хватать внимания подруг, которые могут общаться какое-то время вдвоем без неё. То есть по сути слёзы у ребёнка вызывает ревность - " другую подругу предпочитают больше, чем меня".

Помогаете ли Вы своей дочке наладить отношения с её подружками - зовете ли их в гости, устраиваете ли совместные праздники, игры, поводы для общения всем вместе?

Расскажите побольше о том, как Ваша старшая дочка проводит время вне школы. Какие у неё интересы? Какие любимые занятия? Ходит ли она в какие-то секции и кружки? Какой круг общения вне школы?

Какие отношения у старшей дочки с младшей сестрой? Вы пишете, что они погодки и младшая, всегда активна и общительна. Младшая старшую любит. Как час о девочки проводят время вместе? Есть ли у них общие интересы, общий круг знакомых и приятелей? Почему старшая страдает от одиночества, когда у неё всегда есть подруга для игр - младшая веселая сестра, которая её любит? Почему старшая младшую не воспринимает, как подругу?

09 сент. 2020
Яна

Все свободное время сестры вместе, мы их не разделяем. Но старшая постоянно грубит младшей, шпыняет ее, обзывает. Хотя без неё не может даже на второй этаж подняться. , попить, поесть и т д. Но подаёт вид, что Сестра ей не нужна. Я постоянно акцентирую внимание, что сестра самая лучшая подруга. Она мое понятие отвергает, что с ней не интересно. Учатся они в разные смены. Младшая занимается Фиг катанием, постоянно на тренировках. Старшая любит одиночество, я ее записывала в разные кружки и танцы и бассейн и вокал. Она ходит, но без удовольствия. Наверно, чтобы я не ругалась. Рядом с домом есть их общая подружка чуть старше их, но там близости такой нет. Если моя позовёт ее. Гулять. То та идёт. Или весь день сидят в телефонах. У них нет интересных и совместных тем (я слушала разговор). Но если младшая гуляет с соседкой, то старшая дочь пытается спрятать соседку от неё или вообще убежать от младшей

09 сент. 2020
(изменено 09 сент. 2020)

Яна, имеет смысл обратить внимание на то, что старшая дочка ревниво оберегает свое окружение от других - в школе ей не нравится, что есть третья подружка, которая претендует на внимание второй, а во дворе старшая сестра ревностно оберегает свою соседку от общения с младшей сестрой. И всячески сопротивляется тому, что Вы пытаетесь хвалить младшую сестру и подчеркивать её ценность - например, "мама постоянно акцентирует внимание, что младшая сестра твой лучший друг". Слёзы и жалобы на одиночество - это тоже попытка старшей сестры привлечь к себе внимание и получить дополнительную заботу и тепло от родителей.

То есть у старшей дочки есть явный дефицит внимания лично к ней. Ей хочется индивидуального внимания к ней, индивидуального общения только с ней и тд. Ребенок остро чувствует конкуренцию и болезненно воспринимает свой проигрыш в этой конкуренции, боится быть оттесненной. Поэтому ей хочется, чтобы друзья были только её и ничьи больше, чтобы родители любили только её.

Родителям важно помочь дочке почувствовать себя особенной и уделять время общению с ней индивидуально - разговоры, занятия и походы куда-то с родителями (без младшей сестры). Уравниловка и обезличивание - "вы обе равны, вам обеим одинаковые подарки и одинаковое внимание" в данном случае вредит. Так как у детей разные потребности в силу того, что очень разные темпераменты и яркие индивидуальные особенности.

Речь не идет о том, чтобы разделить сестренок, чтобы обделить младшую за счет старшей. Я говорю лишь о том, что имеет смысл учесть, что старшей особенно нужно индивидуальное внимание родителей, чтобы она чувствовала свою исключительность и индивидуальную значимость - что она отдельная личность, представляющая ценность, а не просто одна из сестер, которые равны во всем и ничем друг от друга не отличаются для родителей, или одна из подруг, или одна из соседок...

Ревность у ребенка возникает тогда, когда у него есть дефицит внимания к нему. Каждому требуется свой уровень внимания - кому-то больше времени нужно посвящать и много ласковых слов говорить, чтобы он не чувствовал себя одиноким. Общительные люди обычно не зацикливаются на ком-то одном и для них важно разнообразие в общении. А замкнутые люди наоборот очень зависимы от внимания близкого круга, потому что круг общения ограничен единицами людей (а не десятками, как у общительных). Поэтому от каждого близкого человека им чрезвычайно важно получать максимум внимания. Ваша старшая дочка как раз относится к тем замкнутым детям, у которых круг общения мал и им важно внимание каждого, им нужно посвящать много времени и давать много тепла. Нужно подчеркивать значимость старшей дочки для Вас, побольше уделять ей индивидуально время. Это поможет снять тревожность девочки, повысит её уверенность в себе и уберет необходимость быть грубой в общении с младшей сестрой (это защитная реакция на то, что активный общительный ребенок неизбежно перетягивает внимание окружающих на себя, невольно оттесняя тихого и неактивного).

09 сент. 2020
Яна

Спасибо большое за ответ. Буду стараться исправлять ситуацию по Вашему совету. А какими словами я могу помочь дочери со школьной подругой? Когда ее подружку уводит третья из компании? Позволять ей это делать: пусть идёт, значит она тебе не настоящая подруга... Или ты должна отстаивать своих друзей и не позволять ей так вести? Как правильно поступить?

10 сент. 2020
(изменено 10 сент. 2020)

Яна, помочь наладить отношения дочери с подружкой можно только делами, а не словами. Пригласите подружек дочери к себе домой, устройте праздники совместные, выходы куда-нибудь с подружками дочери - детские центры, парки, музеи и тд. Создайте побольше поводов для общения дочки с подружками, чтобы им было интересно с ней, чтобы у них были общие дела и воспоминания и тд. Это сблизит девочек.

Очернять подружек "она тебе не подружка, раз общается с другой" или настраивать дочь на то, чтобы она запрещала своим друзьям общаться с кем-либо, кроме себя, давила на своих друзей, требуя от них внимания только к себе, не стоит. Это не про дружбу. Дружба - это добровольное желание общаться с людьми, которые тебе приятны, с которыми тебе интересно, которым ты сопереживаешь и тд. Поэтому друзей одновременно может быть много - это ведь не муж и не жена, которые поклялись в вечной любви и верности тебе одному.

10 сент. 2020
Яна

И ещё вопрос, как поднять самооценку? Мы читаем книги об этом, но результата пока нет. Может необходимо поводить ребёнка к психологу на очные занятия?

10 сент. 2020
(изменено 10 сент. 2020)

Яна, если девочка все время плачет, и Вы не можете ничего с этим поделать, то конечно же имеет смысл отвести её к детскому психологу. Детский психолог поможет найти истинную причину переживаний девочки. Вполне может быть, что дело вовсе не в самооценке, а это лишь попытка ребенка привлечь Ваше внимание - его способ получить от мамы дополнительное время и заботу. А может быть проблема с физиологией. Ведь в возрасте 11 лет уже может начинаться половое созревание ребенка и нестабильность настроения может быть вызвана гормональной перестройкой и тд. Так что имеет смысл показать ребенка детскому психологу, чтобы он помог Вам точно понять причины проблем девочки и подобрал эффективный способ справиться с этими проблемами.