КонсультацииОтношения в коллективе. Социальная психология

Как реагировать на хамство на работе, чтобы человек перестал так делать?

304
30 нояб. 2020
Мария
Я студентка, 21 год. Устроилась недавно на новую работу - работа с электронным документооборотом. Ничего совсем про эту работу не знала до этого, не умела. В первый день менеджер познакомил меня с моим сменником, сказав "вот, это Маша, учи, учи хорошо и тщательно, потому что, сам понимаешь, ничего не знает". На что он ответил "Да, хорошо. Да уж, тут за две недели точно не научить всему, да и за месяц тоже скорее всего не получится. " (большой объём всего для запоминания) С тех пор с ним вместе я отработала 8 полных смен (2 недели), пока он мне всё показывал и рассказывал. И всё ещё, конечно, я не работаю полностью самостоятельно. Проблема заключается в том, как этот человек разговаривает со мной. Когда я делаю что-то неправильно или забываю сделать, он никогда не говорит факт, что я сделала не так, чтобы я приняла к сведению и лучше запомнила как нужно. Он с ужасно противной интонацией задаёт дурацкие вопросы, цитирую: "Почему декларантам не отметила? "; "Ты на сайт*** даже не заходила? "; "Когда ты последний раз проверяла***? "; "почему ты не посмотрела? " и т.п. Как-то он просто кинул мне документ, и я вспомнила что с ним надо сделать (должна была в прошлый день сделать) и написала "Совсем забыла что это нужно делать", на что получила "А как бы ты получила документы? " и так далее, каждый раз и с ПЕРВЫХ дней. Мне сразу это не нравилось конечно, но я как-то решила пытаться не пропускать это через себя. Сейчас я уже больше не могу, меня так раздражает, я ужасно сильно злюсь, просто невозможно терпеть это хамское отношение, да и почему я должна. Человек знает, что я ноль в этой сфере; сам говорил что этому придется долго меня учить, так как очень много информации и обязанностей; постоянно ноет что раньше на эту должность было меньше обязанностей, но вот теперь так и что позже добавят ещё. При этом ведёт себя грубо, так, будто я обязана знать и помнить абсолютно всё уже сейчас, что ему самому противоречит. До этого никак не реагировала, либо игнорировала его и записывала себе свои пометки, либо говорила про другое, не отвечая на вопрос на который не может быть ответа. Сейчас вот он опять написал мне свои вопросы, и я уже просто молчу. Хочу ответить так, чтобы он перестал хамить и успокоился, что-ли. Как это сделать вообще не знаю. Ощущение, что человек реально нарывается на конфликт, что ему хочется поговнить, прошу прощения. Возможно, важен тот факт, что он последний месяц работал без выходных, так как работа сменная, а его сменщицу уволили из-за того что они вместе очень сильно накосячили. Синяки под глазами на всё лицо. Постоянно ноет. Надоело, а мне с ним ещё работать и работать. Вопрос - как ответить правильно, чтобы показать что так не надо со мной. Спасибо за уделенное время.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
30 нояб. 2020

Здравствуйте, Мария. Когда мы хотим кого-то покритиковать, лучший вариант сначала похвалить, а потом сказать то, что хотели. Конечно, мы не перевоспитаем взрослого мужчину, и если он хам, то скорее всего таким и останется. Поэтому можно выразить благодарность за то, что он Вас учит и затем напомнить, что Вы ещё не знаете всей системы и обычно нужно минимум два месяца чтобы начать ориентироваться в новой сфере деятельности. И помним, что агрессия всегда вызывает агрессию. Скажите максимально доброжелательно: "Спасибо что учите меня, я понимаю что это отнимает Ваше время, но я не могу все запомнить сразу, две недели это очень маленький срок и поэтому я делаю ошибки. Чем подробнее Вы мне все будете рассказывать, тем быстрее я научусь" и постарайтесь не обижаться на него. Он такой как есть и в принципе он как человек Вам не очень нравится

Постоянно ноет. Надоело, а мне с ним ещё работать и работать.

К сожалению, мы не можем выбирать сотрудников, можем только сменить место работы, если становится невыносимо. Подумайте так - мне нужна эта работа и я постараюсь потерпеть минимум 2 месяца, пока пройдёт адаптация и если я не привыкну, значит буду искать другое место.

Относитесь к своим ошибкам нормально, просто учитывайте их как опыт. Если что-то забываю, значит надо сделать напоминание в ежедневнике или телефоне. Если что-то не поняла, переспрошу, уточню - лучше не догадываться, а знать точно что Вы все поняли правильно. Вы такой же ученик как и все молодые специалисты, и всегда нас надо сначала научить, ведь у нас нет опыта работы, кроме того в каждой организации есть свои правила, тонкости, которым мы учимся, но нам нужно время. Нужно пройти этот путь и Вам станет намного комфортнее работать.

30 нояб. 2020
Мария

Спасибо большое!

30 нояб. 2020

Я рада Вас поддержать. Если пока вопросов ко мне нет, можете закрыть тему и написать краткий отзыв. В будущем Вы по правилам сайта можете так же открыть две новые темы с другими вопросами. Всего Вам доброго и удачи на работе :)

30 нояб. 2020
Мария

Если можно вопрос, то он есть. Если я после этого "Спасибо что учите меня, я понимаю что это отнимает Ваше время, но я не могу все запомнить сразу, две недели это очень маленький срок и поэтому я делаю ошибки. Чем подробнее Вы мне все будете рассказывать, тем быстрее я научусь" скажу что мне не нравится и как бы я хотела, это будет нормально?

30 нояб. 2020
(изменено 30 нояб. 2020)

Вы конечно можете сказать как бы Вы хотели чтобы с Вами общались. Если это сказано после похвалы и благодарности, спокойно и без агрессии, то скорее всего это не вызовет агрессию. Он мужчина и некоторое непонимание может быть из за этой разницы - мужчины между собой общаются иначе, они прямолинейны, привыкли справляться сами, просят совета в крайнем случае, говорят по делу без лишних слов и эмоций. Женщины более эмоциональны, любят поговорить и сами давать советы, любят отвлекаться на личное. Нам иногда действительно трудно понять друг друга. И эти его вопросы вводят Вас в некий ступор. Скажите ему об этом спокойно, что Вы во многом теряетесь из-за этого. И Вам было бы проще если бы важное он давал под запись, на документ с которым надо поработать более ясную инструкцию, потому что новой информации слишком много и просто запомнить не получится. Вам надо как можно больше записывать, тогда процесс пойдёт быстрее.

30 нояб. 2020
(изменено 30 нояб. 2020)
При этом ведёт себя грубо, так, будто я обязана знать и помнить абсолютно всё уже сейчас, что ему самому противоречит. До этого никак не реагировала, либо игнорировала его и записывала себе свои пометки, либо говорила про другое, не отвечая на вопрос на который не может быть ответа. Сейчас вот он опять написал мне свои вопросы, и я уже просто молчу.

То есть смотрите что Вы делаете, Вы не отвечаете на его вопросы, это игнорирование он воспринимает как неуважение и нежелание подчиняться его требованиям. Если у Вас на вопрос нет ответа скажите честно что не знаете, потому что... Вас не ввели в курс дела, не проинструктировали и прочее. Потому что Вы игнорируя его вступаете в открытое противостояние и конечно с его стороны будет ответ - общение которое Вам не понравится. Работать в таких условиях будет сложно и скорее всего уйти будете вынуждены Вы. Поэтому с Вашей стороны лучше демонстрировать уважение и внимание к его вопросам и требованиям в той мере насколько Вы можете с этим справиться. И если не уверены, обращайтесь к нему за разъяснениями - он Ваш куратор, он отвечает перед руководством за обучение нового сотрудника.