КонсультацииОтношения родителей и детей

Отношения с сыном (10 лет) сильно ухудшились. Как наладить с ним контакт и вернуть доверие?

278
22 мар. 2021
Светлана
Мне 36 лет, я замужем, 2 детей. Старшему сыну 10 лет, младшей дочери 8 месяцев. Последнее время наши отношения с сыном очень сильно ухудшились. Он стал плохо учиться, не хочет делать уроки и постоянно просит дать поиграть ему телефон или планшет. Время игр лимитировано. Оговорены условия получения гаджетов - сделанные уроки, порядок в комнате. И то и другое он делает «на отвали». Часто скрывает то, что задали в школе под маской «ой я просто забыл». Часто нарушает договоренности по времени (до ночи играет или смотрит видео). Соответственно за двойки за невыполненные домашние задания он лишается гаджетов. За последнюю неделю стал очень агрессивен. Когда я настаиваю вернуть мне планшет - чуть ли не швыряет его в меня. Физического насилия в семье нет. Пробовала замотивировать ребёнка на учебу и выполнение обязанностей с помощью различных совместных игр, совестной деятельности, дневника успеха. Не помогает. Лишала гаджетов надолго - получилось что вообще ничего не делал только психовал хлопал дверьми и не шёл на контакт. Ему в какой то мере не хватает моего внимания, есть место ревности к сестре. Я стараюсь уделять время на общение только с ним по 15-30 минут, но это все что-то могу, младшая дочь и быт занимают 90% моего времени. Не знаю, как себя вести и что делать с сыном с его агрессией и гаджетами (запрещать/ не запрещать, ограничивать/ не ограничивать).

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
23 мар. 2021

Здравствуйте, Светлана.

Ему в какой то мере не хватает моего внимания, есть место ревности к сестре. Я стараюсь уделять время на общение только с ним по 15-30 минут, но это все что-то могу, младшая дочь и быт занимают 90% моего времени.

Вы и сами понимаете, что внимания сыну мало. Мальчику 10 лет, он на пороге подростничества, если утратим контакт и доверие сейчас, дальше все будет ещё сложнее.

Не знаю, как себя вести и что делать с сыном с его агрессией и гаджетами (запрещать/ не запрещать, ограничивать/ не ограничивать).

Разработать адекватную систему поощрений и наказаний. Ограничивать разумно, не пугать наказаниями, которые не можем выполнить. Делаем все от плюса, от позитива. Поддерживаем хорошее поведение, в меру отмечаем плохое. Держим баланс чтобы похвалы было больше чем критики. Задача подкреплять хорошие поступки, тогда ребёнку захочется чаще поступать хорошо. Договориться с мужем и вести себя последовательно, что можно - то можно, что нельзя - то нельзя. Запретов должно быть немного, но самые важные. Когда определяем единые границы и ведём себя спокойно и выдержанно, ребёнок успокаивается, постепенно привыкает и начинает выполнять правила. Правила озвучить, чтобы все знали какие бонусы и наказания полагаются. Требования выражаем спокойно и с любовью, без крика и агрессии. Дети наше отражение - нападаем мы, они отвечают тем же. Даём понять, что он хороший и Вы его любите, но если он плохо себя ведёт, значит Вам придётся его наказать. Ничего личного. Отношения с мужем должны быть спокойными, уважительными и тёплыми. При ребенке не выяснять отношения, чтобы он точно знал что мама и папа договорились и требуют одинаково. Помним, как бы не пытались воспитывать детей, все равно они вырастут похожими на нас. Мы можем воспитать их только личным примером.

23 мар. 2021
Он стал плохо учиться, не хочет делать уроки и постоянно просит дать поиграть ему телефон или планшет. Время игр лимитировано. Оговорены условия получения гаджетов - сделанные уроки, порядок в комнате. И то и другое он делает «на отвали». Часто скрывает то, что задали в школе под маской «ой я просто забыл». Часто нарушает договоренности по времени (до ночи играет или смотрит видео). Соответственно за двойки за невыполненные домашние задания он лишается гаджетов. За последнюю неделю стал очень агрессивен.

Снизим требования, пусть учится хотя бы на 3,4. Отличной учёбы не требуем, но домашние задания выполнять самостоятельно, в школу ходить, не прогуливать. Гаджетов лишаем, но это должно быть разумно. Определяем количество часов. Кроме того, сидеть часами у экранов ребёнку нельзя, значит нужно отвлечь его после уроков другими занятиями - спортом, творчеством, иначе может сформироваться цифровая зависимость. Ответственность за здоровье ребёнка лежит на родителях, спокойно объясняем почему нельзя и как нужно. Повторюсь, показываем личным примером, дети считывают наши схемы поведения. Если мы сами целыми днями не расстаёмся с телефоном, они будут делать тоже самое. Всегда начинаем исправлять поведение ребёнка с себя, и чаще применять похвалу и благодарность - это улучшает любые отношения.

23 мар. 2021
Светлана

Здравствуйте, Ольга. Все что вы пишите в настоящее время мы соблюдаем (я и муж). Договариваемся меду собой о поощерениях и наказаниях.

Вопрос1. Чем можно подкреплять хорошие поступки?

Вопрос 2. Я подозреваю, что у него уже сформирована в какой то мере цифровая зависимость. Очень агрессивно себя ведет, когда запрещаю гаджеты. Например, сегодня закрылся в комнате и что-то там крушил, швырял вещи, бил стенку, плакал. Очень много злости по отношению ко мне. Что мне делать в эти кризисные моменты? Ждать пока пропсихуется и сам придет? А если не придет?

Я сказала ему, что очень переживаю за него и обеспокоена его поведением, предложила ему посетить сеанс психолога, объяснила что он может помочь ему справиться с душевными переживаниями и проблемами. Он отказывается. Как быть в этой ситуации?

Далее личный пример. Папа работает, после работы читает книжки с компьютера. Но может быть час - два в общем. А кроме этого после работы он возится с дочерью, гуляет с ней. Ну не сказать что зависает в гаджетах.

Я в декрете, учусь он-лайн (то есть сын видит что я не фильмы смотрю, не отдыхаю, не играю, а именно учусь, тоже своего рода личный пример). В остальное время почти всегда занимаюсь дочерью, решаю проблемы с сыном, ну и домашние дела. Гаджеты только ночью когда все уже спят.

Вопрос 3. Не понимаю в чем причина развития этой зависимости и что еще можно изменить?

23 мар. 2021
Светлана

И еще вопрос: гаджетов лишаем но это должно быть разумно? Что вы имеете в виду? Разумно это как? Ведь количество часов оговорено и он эти договоренности не соблюдает.

23 мар. 2021
(изменено 23 мар. 2021)
Вопрос1. Чем можно подкреплять хорошие поступки?

Теми же гаджетами - посмотреть мультик, поиграть немного. Но общее время все же должно быть ограничено, например 2 часа в день. Игрушки, лакомства, развлечения в выходные, что доступно и вызывает интерес мальчика. Похвала, объятия, благодарность тоже отлично работает. Ребёнку нужна любовь мамы и папы, это и есть самое ценное. Конечно Вы с малышом ограничены в передвижении, пусть подключится отец - спортивные соревнования, пейнбол, тир - обратите внимание на мужские развлечения. Нельзя лишать еды и прогулки. Не нужно отбирать гаджеты на неделю, тем более это невозможно - онлайн обучение, электронные учебники. А на пару часов можно, или на ночь, если играет по ночам.

Главное внимание и разумный контроль.

Вопрос 2. Я подозреваю, что у него уже сформирована в какой то мере цифровая зависимость. Очень агрессивно себя ведет, когда запрещаю гаджеты. Например, сегодня закрылся в комнате и что-то там крушил, швырял вещи, бил стенку, плакал. Очень много злости по отношению ко мне. Что мне делать в эти кризисные моменты? Ждать пока пропсихуется и сам придет? А если не придет?

Он мальчик, тестостерон предполагает агрессию, объясните ему что гнев это нормально, и гневаться можно, но лучше выплескивать злость более адекватно, не вещи швырять, а например колотить грушу. Купите перчатки, повесьте снаряд) или на спорт - гормоны стресса адреналин и кортизол потратим физической активностью. Сын - будущий мужчина, хорошо если растёт физически крепким, победителем, это важно. Опять же отец личным примером показывает мальчику путь мужчины. Мы понимаем, отец работает, устаёт, он кормилец семьи. Но он должен дать этот правильный образец мужского поведения. Это и есть роль родителя в воспитании ребёнка, не словами, а делом показываем как нужно жить. Другого пути нет.

Я сказала ему, что очень переживаю за него и обеспокоена его поведением, предложила ему посетить сеанс психолога, объяснила что он может помочь ему справиться с душевными переживаниями и проблемами. Он отказывается. Как быть в этой ситуации?

То, что говорите о своих эмоциях и переживаниях с сыном это очень хорошо. Но психолог как врач, не нужно давать ребёнку такой выбор - за здоровье отвечаете Вы. Выбор можно дать в простых вещах - хочешь кашу или бутерброд, наденешь рубашку в клетку или футболку, хочешь на секцию хоккея или на лыжи? Необходимость визита к психологу определяете Вы, как взрослые. Вы не стали бы спрашивать - ты хочешь лечить зуб или нет? Здоровье ребёнка это ответственность взрослых и это не обсуждается. Отличаем мелочи от серьёзного. Поэтому говорите спокойно, что Вы переживаете, кажется цифровая зависимость уже сформировалась, это заболевание, и если так пойдёт и дальше, обратиться к психологу придётся, выбора нет.

Вопрос 3. Не понимаю в чем причина развития этой зависимости и что еще можно изменить?

Причина в быстром получении удовольствия на которое мозг откликается выработкой дофамина и эндорфинов - веществ, похожих на оппиаты. Чтобы получить это в реальной жизни нужно приложить гораздо больше усилий - например завершить начатое дело, прийти к успеху. Дофамин даёт вкусная еда, сексуальное удовольствие, положительные эмоции от общения с любимыми людьми. В гаджетах все получается очень быстро и мозг привыкает получать дофамин таким лёгким путем, это наркотики в нашей голове. Поэтому со временем возникает зависимость, привычка, которая вытесняет из жизни другие занятия и остаётся только предмет зависимости. Кроме того, у взрослых уже сформированы внимание, память, мышление. Дети находятся в процессе развития, и экраны влияют крайне негативно, затрудняя формирование нейронных связей головного мозга. Почитайте вместе с сыном информацию по этой теме, это действительно очень опасная история и лучше объяснить ребёнку последствия. Тогда он будет знать, почему ограничено время. Говорите с ним как со взрослым, но на его уровне. Мы должны научить ребёнка осознавать последствия своих действий.

23 мар. 2021
(изменено 23 мар. 2021)
Папа работает, после работы читает книжки с компьютера. Но может быть час - два в общем. А кроме этого после работы он возится с дочерью, гуляет с ней.
Ему в какой то мере не хватает моего внимания, есть место ревности к сестре. Я стараюсь уделять время на общение только с ним по 15-30 минут, но это все что-то могу, младшая дочь и быт занимают 90% моего времени.

То есть, мы понимаем, сыну отчаянно не хватает вашего внимания. Это уже сформировало ревность к сестре. Все возятся с ней - малышка и быт вытеснили его из поля зрения родителей. Поэтому срочно меняем ситуацию. Книжки читаем с сыном, хотя бы час перед сном, быт - только самое важное, потому что мальчик важнее кастрюлек и чистоты. Постарайтесь минимизировать бытовые дела, упростить процесс - когда времени мало, расставляем приоритеты. Если сын перестал быть приоритетом, мы видим что происходит.

Вообще ничего не делал только психовал хлопал дверьми и не шёл на контакт

Делаем выводы, так не работает. Меняем систему.

23 мар. 2021
(изменено 23 мар. 2021)
И еще вопрос: гаджетов лишаем но это должно быть разумно? Что вы имеете в виду? Разумно это как? Ведь количество часов оговорено и он эти договоренности не соблюдает.

Он ребёнок. Если решили что 2 часа в день, значит 2 часа в день, хоть атомный взрыв или инопланетяне. Неважно. Распределить режим дня. Школа, обед, отдых, уроки, отдых, прогулка, спорт, ужин, отдых, чтение, сон. Огласить весь список. И прямо по часам. В отдых входят гаджеты. Час после того, как сделал уроки как поощрение, и например час перед чтением. Может поделить это время на 3 раза, немного поиграть или посмотреть мультик после школы, как ему удобно. Первые пару недель будет сопротивление, это нормально. Говорите, что привыкать к новому всегда тяжело, но эволюция нас закалила, мы всегда подстраиваемся под изменения, иначе бы человечество не выжило. Ты справишься, сынок, мы в тебя верим. Главное подчёркиваем, что это не блажь, не прихоть родительская и не пытки средневековые, это разумные правила, иначе потеряем здоровье. А это очень важно, это не обсуждается. Любим тебя, обожаем, ты самый лучший мальчик на свете. Целуем, обнимаем. Но мы кремень, мы родители и мы знаем как надо - 2 часа значит 2 часа. Все по режиму, как в армии.

23 мар. 2021
Светлана
Почитайте вместе с сыном информацию по этой теме, это действительно очень опасная история и лучше объяснить ребёнку последствия. Тогда он будет знать, почему ограничено время. Говорите с ним как со взрослым, но на его уровне. Мы должны научить ребёнка осознавать последствия своих действий.

Подскажите что можно почитать с ним? Может видео полезные есть или статьи написанные несложным языком (если это конечно возможно в рамках данной консультации? )

23 мар. 2021
(изменено 23 мар. 2021)

Любую информацию написанную доступным языком, даже просто в поисковике найти "цифровая зависимость у детей и её последствия" читайте вместе - достаточно несколько статей, уже ребёнок поймёт, что это серьёзно. И главное, Ваша родительская уверенность - сынок, так надо. Дело серьёзное. Мы тут с тобой расслабились немного, но на самом деле здоровье это самая большая ценность для человека. Нет здоровья и нет целей, нет планов, нет сил жить. Мы тебя любим, нам очень важно чтобы ты был здоров и счастлив. Кроме планшета в жизни очень много всего интересного, нужно найти то, что тебе нравится, что получается, к чему есть склонности и таланты. Когда мы занимаемся любимым делом, нас окружают единомышленники, и приходит успех - это и есть счастье, радость и удовольствие. Совместное дело, творчество, исследования, эксперименты - это и даёт самые яркие эмоции.

24 мар. 2021
Светлана

Ольга я благодарю вас от всей души за внимательность, отзывчивость и неравнодушие к моей проблеме. Вы дали очень много полезных советов и рекомендаций. Конечно жесткий распорядок дня не сможет выполнять ни ребёнок ни я (в плане контроля), но определенные моменты я уже придумала как можно решить.

Спасибо что разложили по полочкам информацию, касаемую ответственности за его здоровье (не нужно уговаривать и ждать пока он согласится на посещение психолога), а так же цифровой зависимости.

Наступающая весна и подрастание дочки позволит мне чаще выбираться с детьми на природу или в парки, разнообразить их жизнь и наполнять ее яркими красками!

24 мар. 2021
(изменено 24 мар. 2021)

Светлана, я рада помочь Вам. Говорите с мальчиком как можно больше, обо всем, слушайте его, так мы и проявляем внимание, становимся ближе, ведь ребёнку нужно внимание и любовь. Когда планшет становится няней и другом, сначала это кажется удобным, ребёнок занят и не требует нашего внимания, но потом гаджеты вытесняют родителей и мы утрачиваем доверие и контакт, теряем свой авторитет. Но мы даём ребёнку стиль жизни, умение преодолевать трудности, систему координат. Объясняйте правила жизни на простых примерах - если мы теряем чувство меры, мы начинаем себе вредить. Есть сладкое в разумных количествах можно, но если мы будем есть торт по три раза в день, проблемы со здоровьем не заставят себя ждать.

Режим поминутно конечно выполнять не нужно, но примерно это возможно, для мальчика дисциплина это очень хорошо.

Если нужна будет дальнейшая работа, обращайтесь в частный формат, пишите в личные сообщения. Всего Вам доброго и берегите себя.

Отзыв о консультации

Огромное спасибо Ольге! Она дала очень полезные советы, разложила всё по полочкам и предложила конкретные рекомендации!

Светлана