КонсультацииОтношения родителей и детей
Дочь не хочет ничем заниматься, а теперь еще отказывается ходить в школу. Ей 11 лет. Как себя вести в такой ситуации?
Марина, здравствуйте! Я готова обсудить Вашу ситуацию!
Вы очень хорошо описали поведение Вашей дочери сейчас. Для более полной картины, мне нужна информация о детстве девочки.
Как проходила беременность, роды были ли сложности? Были ли заболевания в первые 1,5 года жизни? Были ли вопросы у невролога к развитию девочки? Когда появилась речь? Какой она была в 3-4 года? Как складывалось общение с другими детками в этом возрасте?
Как училась в первом классе? Как делала уроки?
Была угроза выкидыше когда приподняла расплакавшегося ночью старшего, в беременность активизировались разные хронические, спавшие болячки, потом все прошло, роды были легкие. Болела с 3х месяцев через две недели на третью вслед за старшим, который только начал ходить в сад, зато в саду болела гораздо меньше чем старший. Была сильная аллергия, часта бывала вся в корке, не смотря на мою и ее диету, пока не подобрали хороших средств для кожи. Аллергия и сейчас бывает непонятно на что, но редко. После 2х стало сложно уложить ее на дневной сон, видно было что устала, но уложить ее на диван или кровать не представлялось возможным, засыпала просто о изнеможения, часто прямо на полу после истерики. В частном саду тоже были проблемы с укладыванием, часто ей разрешали не спать, а тихонько играть, так было всем проще. У невролога вопросов к развитию не было. На трудности со сном и истерики прописывали магний, но не помню, что бы он существенно на что-то влиял. Заговорила предложениями с 2х лет. В младенчестве, если не на руках, то кричала, выручал слинг. Не любила песни и стихи, начинала орать при попытках ей спеть или прочесть что-нибудь, книги тоже не любила, любила пазлы. Сейчас тоже читать не любит, изредко просит ей что-нибудь почитать или немного может послушать с младшим, хотя был продолжительный период с 3х лет, когда любила сказки и аудиосказки, но нравиться писать сочинения в школе и у нее хорошо получается. Друзья были в саду и есть в школе, дни рождения до ковида у нас всегда были многолюдные. Во дворе появились недавно подруги, до этого играла в основном с братьями. До недавнего времени с чужими людьми, детьми и взрослыми могла замкнуться, не разговаривать, не отвечать на вопросы, через время знакомства это проходило, последнее время такого не замечала. Те трудности, что я описывала были и в 3 и в 4 года, каждое почистить зубы - танец с бубном. В делах не критичных, я не настаивала, что бы не портить нервы себе и ей, всегда учитывала ее мнение. Но в плане гигиены, режима и лечения обычно я настойчива, тут с ней всегда было сложно и до сих пор. Училась всегда хорошо, можно было подержать по возрасту ее еще год в саду, но она уже читала и писала, да и почти вся группа шла в один класс. Уроки она обычно делала на продленке и без проблем, но когда приходилось это делать дома, что-то не успела или по болезни, вот тут я ничего не могла с ней поделать. Она просто сидела за партой, ничего не делала и молчала и пробить эту стену было не возможно. Я советовалась с ее учителем, она советовала дать время, подождат как подрастет, дозреет. В 3м классе карантин нам дался не легко в плане учебы, она как обычно сидела, молчала и ничего не делала. И никакие мои уговоры и крики, не могли ничего изменить. В итоге я махнула рукой, объявила что пока не сделаны уроки никакого телевизора и гаджетов. Она проводила так 2 дня, на 3й делала все за 3 дня и день после законно пользовалась привилегиями, потом все опять по новой. И так продолжалось весь период, но четверть мы закончили без долгов. В четвертом классе у нее проснулась осознанность и проблем с домашкой не было. Сейчас опять регресс. Я понимаю, что 5й класс, все по другому, но у нас школа маленькая и сад был в этой же школе, почти всех учителей она знает еще с садика. Почти все они довольно доброжелательны, если кто-то и менее, то ничего из ряда вон, и уж точно не ужас-ужас. Еще периодически у нее есть мода не идти сразу к столу, когда зовут обедать, а потом прийти к остывшей тарелке и заявить, что есть не будет, потому что холодное и не вкусно, и нет, греть ей не надо... Мы не настаиваем, но обычно после будет нытье, что она голодная и в доме нечего есть, потом милостиво согласится таки накормить ее тем что есть. Сечас может вместо общей еды сделать себе яичницу или быстро-кашу. Обычно она бывала веселой, подвижной и доброжелательной, сейчас стала любить больше дурачиться. И мне, кажется, что раньше к братьям она была добрее и терпимее, сейчас стала больше вредничать. Хотя вредничать любят все три периодически.
Марина, спасибо большое за подробную информацию! В бесплатной консультации, я могу только предположить каковы причины ее поведения, для эффективной работы, мне надо видеть ребенка и наблюдать ее поведение. Поэтому в этой консультации Вы можете увидеть возможные варианты причин. Но для точной информации, ребенка нужно показать психоневрологу и психологу.
Ваша девочка обладает особенным характером и стилем поведения. Она рано начала болеть и, у этого есть физиологические причины. Сама болезнь оказывала влияние и на психическое и психологическое развитие. Плохой сон, не ритмичность (не любит песенки и стихи), тоже могут быть маркерами каких то сложностей в развитии.
Ей нужно время, учительница права, для того, чтобы освоиться. В случае стрессовой ситуации, она действительно, регрессирует, то есть ей сложно справиться с новыми обстоятельствами. В такой ситуации ей нужно время и Ваша поддержка. Ругая или требуя от нее что-то, Вы усиливаете стресс, она уходит в себя и в молчание, как способ отдохнуть и накопить энергию.
Она сумела скомпенсировать то, что не давало ей спокойно развиваться. Она пишет сочинения хорошо, опираясь на свой опыт прослушивания аудио сказок, а не на чтение. Он готовит еду, которая ей подходит. Она хорошо начинает учиться, если есть стабильные привычные условия и, возможно, пример других.
Она проводила так 2 дня, на 3й делала все за 3 дня и день после законно пользовалась привилегиями, потом все опять по новой
Это свидетельствует о том, что ей нужно время для накопления сил и энергии. Моя рекомендация - обратиться к психоневрологу и пройти исследование развития психических функции.
Возможно, она по физиологическим причинам быстро утомляется, возможно функции лобных еще не достаточно развились (это процесс может длиться долго) и это может влиять на то, что она не способна встроить в свою жизнь регламент и порядок, также это может влиять на отсутствие мотивации. Обследование предполагет наблюдение за поведением ребенка, а также ряд интересных для ребенка заданий, после выполнения которых оцениваются, что развито лучше, что требует коррекции.
Вы все правильно делает, что следите за ее регламентом. Необходимо учитывать ее особенности и, как Вы и делаете, на что-то закрывать глаз, а что- то развивать и корректировать. Важно понимать, что она делает это не назло, а пытается справится со стрессом. 5 класс - сильный стресс, требующий быстрого перестраивания и выработки новой программы поведения, "удаленка" , тоже требует приспособления.
Посмотрите, в каких условиях она наиболее эффективно действует, а в каких ей сложно, она замыкается, регрессирует в поведении?
. Обычно она бывала веселой, подвижной и доброжелательной, сейчас стала любить больше дурачиться. И мне, кажется, что раньше к братьям она была добрее и терпимее, сейчас стала больше вредничать.
У нее также может начинаться подростковый период и накладывать свой отпечаток.
Здравствуйте. Спасибо за развернутый ответ. Подумаем об обследовании и где его можно провести.
Это свидетельствует о том, что ей нужно время для накопления сил и энергии.
Хорошо бы понять сколько требуется. Она болела неделю не сильно, было бодра и весела, ничем ее не нагружала, но уроки сделать я ее так и не сподвигла, при том, что их не много и ей вообще все легко дается.
Но вскрылось что что-то еще в школе происходит. Учитель ничего не знает, при том, что они почти все время под присмотром. Добиться от нее рассказа так и не удалось, только какие-то непонятные обрывки фраз, говорит, что не знает как сказать, но факт травли отрицает, говорит, что ее никто не обижает и раньше даже о незначительных обидах рассказывала, со школьным психологом разговаривать не хочет. Высказала пожелание, что хочет перевестись в другую школу, при попытке выяснить что происходит отмалчивается, только обронила, что возможно у нее там будет больше друзей, а здесь класс маленький (15 человек) и она дружит только с половиной. На что я ей ответила, что большие классы не гарантируют много друзей. Привела себя в пример, из 30 человек дружила только с 2мя, с остальными в лучшем случае товарищеские, нейтральные отношения, а с несколькими и неприятные конфликты случались. Дальше тему развивать она не захотела. Сейчас она согласилась пойти в школу, мужу как-то удалось убедить, но что будет дальше, и как в этом разобраться представляю смутно.
Марина, здравствуйте! Я разделяю Ваши сомнения в том, что Ваша девочка просто так не стала бы игнорировать школу. Возможно, есть сложности, может конфликты.
Учитель может не знать, что происходит в душе ребенка и не все слышать и видеть, дети не стремятся выносить конфликт на показ учителю.
Попросите ее нарисовать рисунок на тему "Моя школа" и "Моя идеальна я школа". Можете мотивировать тем, что Вам интересно понять что она думает про школу и в какой бы школе она хотела учиться. Скажите, что словами не всегда можно объяснить, а нарисовать можно. Если она согласится, напишете мне в личные сообщения, я Вам пришлю адрес электронной почты и можно будет посмотреть, есть ли что-то тревожащее.
Хорошо бы понять сколько требуется.
Это можете только Вы понять и понаблюдать, сколько ей нужно времени. То что она девочка умная и справляется не связано с мотивацией. Возможно ей требуются усилия на самоорганизацию, а ей это сложно дается. То есть для нее поддерживание с Вашей стороны режима в семье - это важно, хотя может казаться, что ей наплевать. То что Вы зовете кушать, то что укладываете спать в определенное время - это правильно. Для нее это ориентир. Не было бы распорядка ей было бы еще сложнее. Обязательно отмечайте, когда она делает что-то согласно режиму, даже, если не полностью. Избегайте нотаций и осуждения. Вы пока служите ее организующей частью, возможно с возрастом она сама сможет. Подключайте ее к выполнению расписания. Что она сама может делать согласно режиму и распорядку семьи и школы?