КонсультацииЛичностные проблемы

Учусь играть на пианино. Дома играю хорошо, а на занятии из-за волнения допускаю ошибки. Как с этим справиться?

07 февр. 2022
Елена
На занятии не могу справиться с волнением, из-за этого замедляется процесс обучения. Учусь играть на пианино. Дома играю хорошо, на занятии не могу сыграть, мозг как будто покидает голову. Не могу сосредоточиться, делаю ошибки. Как с этим справиться, не знаю.
08 февр. 2022

Елена, добрый вечер. Меня зовут Игорь. Если вы согласны с правилами консультации - начнем.

08 февр. 2022
Елена

Доброе утро! Начнем.

08 февр. 2022

Отлично, Елена.

Из вашего текста я понял, что дома, при выполнении заданий, вы справляетесь хорошо, а на занятии вы не можете сосредоточиться.

Скажите, что именно мешает вам на занятии? Факт присутствия другого человека? Боязнь сделать что-то не очень хорошо? Боязнь осуждения, замечаний? В чем проявляется ваше волнение? Что вы чувствуете перед тем, как садитесь за пианино дома и что чувствуете в такой же момент на занятии?

08 февр. 2022
Елена

Я занимаюсь уже год, Мне нравится обстановка, педагог. И вроде начало занятий начинается хорошо, но через пару минут начинаю волноваться и начинаю терять контроль над тем что делаю. Эта проблема была всегда, я не могла никогда сдать ни один экзамен. У меня вылетало все из головы и я не могла вспомнить элементарных вещей. О том что я боюсь ошибиться играя на пианино - все ошибаются, страха нет. Дома, если я ошиблась -я быстро соображаю, что сыграла не тем пальцем или нажала не на ту клавишу. На занятии минут 10 не могу сообразить какой палец правильный, какая клавиша правильная, сижу как в тумане. Педагога в начале обучения предупредила о своей проблеме - относится с пониманием.

08 февр. 2022

Елена,

Верно ли я вас понимаю, что, когда вы играете дома для себя, у вас меньше ошибок, а когда играете на занятии для того, чтобы вас послушал ваш наставник - все идет не очень хорошо?

08 февр. 2022
Елена

Да

изменено 08 февр. 2022

Елена, прав ли я буду, если скажу, что ваше волнение вызвано страхом того, что вашу ошибку заметят, что вы сделаете что-то недостаточно хорошо и это будет выявлено?

Скажите, а как вы относитесь к обесценивающей критике ваших результатов? Склонны больше признавать, что, образно говоря, созданный вами алмаз выглядит как кусок стекла или все же стараетесь спорить, что это алмаз?

08 февр. 2022
Елена

Страха, что я ошибусь нет. Что преподаватель сделает замечание, так я учусь и отношусь к замечаниям спокойно. Я прекрасно вижу свои способности, как работают мои пальцы. Поэтому если преподаватель говорит, что пятилетний ребенок играет лучше, чем я - то мне как то все равно! Играю по своим возможностям. Если преподаватель говорит, что я дома не занимаюсь, то тут я возражаю - занимаюсь и играю гораздо лучше, чем на занятии. И преподаватель как то особо не критикует мою игру. И если другие критикуют меня, то в основном мне как- то все равно на критику. Я говорю, что я только учусь и все у меня будет хорошо. Каждый раз перед занятием думаю, что как сейчас хорошо сыграю, покажу результат, но ошибусь и не могу эту ошибку исправить. Не могу сообразить, что надо сделать, что бы исправить эту ошибку. Преподаватель говорит - играй медленно. Не торопись. Подумай. Начинаю играть медленно, пытаюсь включить голову, а включать нечего! Не могу сообразить. Даже играя медленно. Преподаватель указывает на мою ошибку, что бы я ее исправила. До меня не доходят ее замечания, я играю как робот. Минут через 10 только начинаю понимать, где ошиблась и исправляю ошибку. Совершаю новую ошибку и опять мне трудно осознать, что надо сделать, что бы исправить эту ошибку. Преподаватель сказал, что проблема в моей голове. Пока я не начну мозгом управлять свои руки, ничего не получиться. Когда я только начинала заниматься, я с этой проблемой справилась месяца за четыре. Преподаватель не давил. Я ее предупредила о проблеме своей. О том что мне тяжело себя контролировать, я волнуюсь на занятии. Это как страх выступления на сцене. Выходишь на сцену и мозг отключается. Ты как в тумане. И только на занятиях я стала контролировать свою игру, осознавать свои действия - как опять все вернулось, Опять я в тумане, опять ничего не понимаю. Понимаю, что опять проходить этот этап прихода контроля над собой, что бы я контролировала свою игру - мне трудно. Желание научиться играть большое.

08 февр. 2022

Елена, а вы пробовали играть дома, включив видеозапись вашей игры? Как я понял, эта проблема преследовала вас во время обучения и раньше. Поддерживали ли вас близкие, когда вы учились? Ругали ли за оценки?

Вы написали ваше отношение к критике, спасибо. А что вы чувствуете при этом? Вы говорите, "я только учусь и все будет хорошо". Совпадают ли слова, что вам все равно на замечания с тем, что вы чувствуете внутри?

08 февр. 2022
Елена

Дома часто записываю свою игру. Выкладывала записи и в Тик Ток и в Одноклассники и в тому подобные сети. Общаясь по видеосвязи - то же играю. Поначалу стеснялась снимать видио, а сейчас проблем нет. Когда училась в школе, что-то не помню, что бы сильно ругали за оценки. Может быть стерлось в памяти. Училась нормально, поэтому какого то недовольства со стороны родителей не помню. Если что то не понимала, старшая сестра помогала. Не очень поняла вопроса о поддержке близких во время учебы. По поводу критики игры на пианино - со стороны родных и близких - не критикуют. Если я ходила на занятия по пению, то я слышала от них критику. Но я знаю, что у меня нет ни голоса, ни слуха - а я их заставляю слушать свое пение. Поэтому как меня ни критиковали, как то мне все равно было. Говорила - да не талант, но зато сколько чувств, получала очередную порцию критики и пела дальше! Может у меня возраст такой, что отношусь к критике спокойно. Ну написали в Тик Токе, что мне лучше не петь. Согласилась, посмеялась и дальше пою. Может быть преподаватель и критикует меня, но я это не воспринимаю как критику. Если она говорит, все плохо, руки как крюки - так я вижу, что это все так. Может я неправильно понимаю критику?

08 февр. 2022

Елена,

Спрашивая про поддержку близких во время учебы я имел ввиду то, как они относились к вашим достижениям и вашим неудачам. Грубо говоря, ребенок, получивший "4" по пятибальной системе дома может слышать "какой ты молодец" или "а почему не пять? ", ребенок, получивший "2" - слышать "ничего, это всего лишь оценка" или "ты что, тупее всех? ". Я описываю граничные ситуации - но, думаю, вы понимаете о чем я. Постоянная критика порой приводит к ситуации, когда человек начинает бояться осуждения. Пускай голова сто раз говорит "ты не тупой" - организм впадает в оцепенение.

Я спросил о записи на видео. Как я понимаю, в отсутствии наблюдателей, особенно тех, кто может хотя бы гипотетически давать вам оценку, у вас все неплохо.

Вы говорите, что играете "для себя". Так ли это? Представьте, что вы научились играть, хорошо освоили инструмент. И играете на нем. Как вы видите себя при этом: играющей в комнате и слушающей сама себя или все же больше играющей для кого-то? Что больше соответствует вашему представлению?

08 февр. 2022
Елена

Вспоминала про поддержку, ничего вспомнить и не могу. Не хвалили и не ругали. Учусь ровно, проблем нет. Может только после род. Собраний мама говорила, что учителя считают. Что могу учится лучше. Если что-то не получалось, говорили - надо позаниматься, потренироваться и все получится. Не запомнились ни нареканий ни одобрений. Если получу двойку, мама говорила, что двойка тоже оценка. Ничего страшного нет.

Мне кажется, что я учусь играть больше для себя. Нравится процесс обучения, радуюсь что у меня что-то получается. Представляю как играю более сложные произведения. Кого-нибудь может и позову послушать как я играю. Но на данный момент слушателей в моих мечтах нет. Представляю только как я сажусь за пианино и наслаждаюсь своей игрой. Хвастаться конечно я буду перед родными и близкими. Но картинки, что я вечерами музицирую в кругу семьи, нет.

08 февр. 2022

Елена,

Ваша ситуация выглядит несколько глубже, чем "ступор" при занятиях музыкой с преподавателем. Как я могу сделать вывод из ваших слов, у вас присутствует страх публичных выступлений - вы можете показывать результаты в одиночестве или присутствии близких людей. Но стоит появиться стороннему наблюдателю, который, возможно, будет "оценивать" вашу работу - и все идет наперекосяк. Правильно ли я это понимаю?

Вы говорите, что играете "для себя". Хорошие музыканты так и поступают, неважно, присутствует ли вокруг публика. Посмотрите на выступления, например, Алексея Архиповского, Филомены Моретти или Эстас Тонне - и обратите внимание на эмоции на их лицах в процессе игры. Это профессиональные музыканты с отличной техникой - но по их лицам видно, что они наслаждаются игрой, играют для того, чтобы получать удовольствие, а публика вокруг - не имеет значения.

Я едва ли смогу помочь вам справиться с этой проблемой в рамках дистанционной демо-консультации. Страх публичных выступлений имеет в своем фундаменте глубинные личностные элементы. И возможности справиться с ним я знаю лишь две:

-Выявить корень проблемы, добраться до него и реконструировать. Такой эффект можно достигнуть в рамках психотерапевтической работы, и, возможно, длительной;

-Справиться исключительно с беспокоящей на данный момент ситуацией, не затрагивая структуру личности. Это тоже разновидность психотерапии, которая моделирует поведение. Эффективными в данной случае будут тренинг ассертивности (настойчивости), модели КПТ (когнитивно-поведенческой терапии), система ДПДГ (десенсибилизация и переработка движением глаз).

Если подобного рода проблема проявляется не только при обучении музыке, но и в других сферах, и при этом беспокоит вас - задумайтесь, возможно, этим следует заняться. Подчеркну, что речь не идет о психическом заболевании - мы говорим о работе со здоровым человеком.

Если вам нужно справиться только с описанным вами проявлением проблемы, не затрагивая остальное, то могу посоветовать вам несколько вариантов, которые могут вам помочь.

-Перед занятиями воспользуйтесь техниками релаксации, лучше и безопаснее это сделать методом ритмичного дыхания в течении как минимум пяти минут;

-Во время занятия попросите преподавателя не отмечать ваши ошибки по ходу, попросите преподавателя стать вне зоны вашей видимости, постарайтесь исключить факт присутствия постороннего из сознания и играйте. Преподаватель пускай обратит внимание на ваши ошибки после окончания игры и объяснит их. Я не соглашусь с вами, когда вы говорите "преподаватель входит в положение": судя по фразам "пятилетние играют лучше" - это не вход в положение.

-Дома периодически просите близких посидеть с вами в одной комнате, когда вы играете. Если есть возможность - попросите соседа. Либо поставьте запись видео и представьте, что вас на том конце камеры видят люди, но играть вы будете для себя.

Ваше проблема по частоте, пожалуй, вторая после страха смерти. Но хорошо управляется тренировками.

Скажите, пожалуйста, что вы думаете о моих выводах?

08 февр. 2022
Елена

Поняли правильно, без посторонних играю, на людях впадаю в ступор. Так как я на пенсии, других сфер деятельности нет. Проблема на данный момент только в обучении игры на пианино. Постараюсь последовать Вашим советам, что бы справится с ситуацией, так как большое желание научится играть. Если не будет результатов, то придется обратится очно. Спасибо большое!

08 февр. 2022

Пожалуйста, Елена.

Уверен, что у вас все получится. Буду благодарен вам за отзыв о консультации на сайте. Закрывайте консультацию, пожалуйста.

Всего вам доброго.

Отзыв о консультации

09 февр. 2022
Елена

Спасибо большое за помощь! Не думала, что переписка с психологом может помочь. Приятно было общаться. Получила хорошие советы как помочь себе в сложившейся ситуации.

Получите консультацию психолога

Не откладывайте решение вопроса!

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!