КонсультацииЛичностные проблемы

Хочу стать психологом, но осуждаю жертв. Как испытывать сочувствие, а не агрессию к жертвам?

194
12 окт. 2022
Юлия
Я мечтаю о том, чтобы работать психологом. Пришла я к этому через изучение и излечивание собственных травм. Психология буквально сделала меня новым человеком, а также меня всегда волновали и интересовали проблемы других людей, чужой жизненный опыт хлебом не корми - дайте послушать. И не раз случалось, что я без психологического образования могла подобрать такие нужные слова, чтобы повлиять на человека и он принял правильное для себя решение. Однако когда я сталкиваюсь с жертвенным поведением, я испытываю презрение к такому человеку и у меня возникает желание отдалиться от него, не хочется ему помогать, а хочется, наоборот, растоптать... Откуда во мне это - я тоже прекрасно понимаю. В детстве моя мама меня била, а когда я начинала плакать от боли, она запрещала мне плакать и говорила "не будь жертвой, если будешь плакать, то буду бить еще сильнее". Кстати, запрета на слёзы уже по взрослении у меня не появилось. Я спокойно сейчас плачу и вообще люблю поплакать, не только как способ справляться с негативными эмоциями, но и от счастья, умиления плачу нередко. Однако жертв я ненавижу. Но быть психологом с ненавистью жертв невозможно, ибо каждый второй клиент будет жертвить так или иначе. Как я могу справиться с этим? Как испытывать сочувствие, а не агрессию к жертвам?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
12 окт. 2022
(изменено 12 окт. 2022)

Здравствуйте, Юлия.

Однако жертв я ненавижу. Но быть психологом с ненавистью жертв невозможно, ибо каждый второй клиент будет жертвить так или иначе. Как я могу справиться с этим? Как испытывать сочувствие, а не агрессию к жертвам?

Если есть острые негативные чувства к любой проблеме, значит это проблема наша личная и мы её пока не решили.

Откуда во мне это - я тоже прекрасно понимаю. В детстве моя мама меня била, а когда я начинала плакать от боли, она запрещала мне плакать и говорила "не будь жертвой, если будешь плакать, то буду бить еще сильнее".

Сочувствую, Вы пережили тяжёлые времена в своём детском возрасте, физическое и психологическое насилие разрушает психику ребёнка, нарушает одну из главных базовых потребностей - потребность в безопасности. Вы сами и были жертвой своей матери-тирана, но когда мы дети, то копируем поведение своих родителей, другого образца у нас нет. Мама показала личным примером, что слабого можно и нужно унижать, поэтому сейчас Вы бессознательно повторяете мамино поведение. Когда Вы эту проблему решите, реакция на жертвенное поведение пройдёт. Вы примете, что люди такие как есть, мы все получили разные гены, воспитание, образование, прошли через разные психологические травмы - это множество факторов, формирующих личность человека. Поскольку Вы сами перестанете быть тираном, то и жертвы перестанут Вас будоражить, а пока хочется отыграться за свое детство и самоутвердиться за счёт более слабых людей. Хотя и роль спасателя, и роль жертвы все равно остаётся -

Меня всегда волновали и интересовали проблемы других людей, чужой жизненный опыт хлебом не корми - дайте послушать. И не раз случалось, что я без психологического образования могла подобрать такие нужные слова, чтобы повлиять на человека и он принял правильное для себя решение.

Это проявление роли спасателя, а роль жертвы может легко вернуться, если вновь появится сильный тиран, например мама - если она снова будет вести себя так же, то Вы почувствуете себя как в детстве - маленькой, беспомощной, униженной.

Работаем над собой, над детскими проблемами, хорошо поработать с психологом. Почитайте про треугольник Карпмана, как тиран, спасатель и жертва проигрывают эти роли. Когда мы выходим из этой игры, то все встаёт на свои места, мы уважаем себя и других, знаем свои границы и границы других людей, никого не осуждаем, не спасаем, живём своей жизнью. Когда мы становимся сами близки к психическому здоровью, то в профессии психолога остаёмся специалистом, а не спасателем (он же тиран, он же жертва), иначе, к сожалению, можно вместо пользы принести вред себе и другим.