КонсультацииОтношения родителей и детей
Ребенок 7 лет часто расстраивается и сразу плачет. Как себя вести, чтобы ему помочь?
Виктория, доброе утро!
Меня зовут Елена. Хочется поддержать Вас в сложившейся ситуации. Ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями бесплатной консультации. Если Вы согласны, напишите, пожалуйста, и мы сможем приступить к беседе.
Доброе утро. Да, конечно, я согласна с условиями бесплатной консультации.
Виктория,
Вы - очень внимательная мама.
Так здорово, что Вы к нам обратились и хотите разобраться с тем, как сыну справиться с плаксивостью.
Для того, чтобы мы вместе с Вами могли проанализировать Вашу ситуацию, мне нужно задать Вам несколько вопросов и выполнить несколько заданий.
Задание 1.
Найдите, пожалуйста, в интернете онлайн тест на определение темперамента ребенка (версия для детей младшего школьного возраста). Пройдите, пожалуйста, тест с ребенком и вернитесь с результатом.
Буду ждать от Вас обратную связь.
С уважением, Елена
Как раз вчера вечером распечатала тест, хотела узнать для себя. Сегодня пройдём. Спасибо!
Виктория,
Да. Это очень важно. Если у него темперамент - меланхолик, значит будем отталкиваться именно от этого.
Это самый легкий ключик. Просто принять)
Елена, добрый вечер. Прошли тест. Как показал тест, сын-холерик
Виктория,
Из какого источника проходили тест - по Айзенку?
Виктория,
Если дело не в темпераменте, значит будем разбираться дальше.
Вы абсолютно правы. Дети считывают тревожность взрослых. Так как сейчас почти все "на пределе" особо чувствительные дети плачут за нас всех.
Проанализируйте, когда ребенок начал плакать по малейшему поводу. Если ваш младшеклассник вдруг стал не только плаксивым, но и раздражительным, невнимательным, если у него появились проблемы со сном, нарушение аппетита, то все это симптомы переутомления. В такой ситуации коррекция режима дня и уменьшение нагрузок помогут справиться с переутомлением школьника и, как следствие, с повышенной плаксивостью и капризностью.
Другая возможная причина повышенной плаксивости и капризности – эмоциональная нестабильность. Именно у таких деток часто возникает привычка реагировать рыданиями на любые трудности, неудачи, замечания. Порвался шнурок, много задали, не пошли в кино из-за дождя – поводов для плача они находят великое множество. Как правило, привычка реагировать на все подобными капризами закрепляется из-за изначально неправильного реагирования на плач родителей. Последние при виде слез не просто стараются утешить ребенка – они бросаются его спасать и ограждать, готовы на все, лишь бы слезки на любимых щечках высохли: напишут или нарисуют за него в тетради, сбегают за любимым пирожным, пообещают купить игрушку… Ребенок постепенно осознает, как выгодно пускать слезу по любому поводу. А дальше возникает желание испытывать сочувствие и сопереживание постоянно, прибегать к заботливой помощи, пользоваться чужими умениями в любой затруднительной ситуации.
Побочным негативным продуктом подобного воспитания является растущая у ребенка неуверенность в себе.
Он начинает считать себя не способным без посторонней помощи решать любые задачи – будь то школьные задания или налаживание отношений со сверстниками. Единственный знакомый ему «самостоятельный» выход – уход в слезы. Он словно не настроен взрослеть, его очень устраивает «малышовая» позиция.
Еще одна причина повышенной плаксивости – повышенная тревожность. Школьная тревожность – проблема в наше время достаточно распространенная. Ребенок по характеру всегда был очень ранимым, впечатлительным и застенчивым. Для таких детей поступление в школу/смена школы и т.д. заведомо является стрессогенным фактором.
Укоренившийся тип взаимоотношений со взрослыми ребенок пытается перенести на сверстников. Но вот они редко когда бросаются утешать и спасать… А вместо этого награждают ребенка обидными прозвищами, - нытик, плакса - что, как Вы догадываетесь, только усугубляет ситуацию.
Рекомендации
Что касается непосредственно ребенка.
Слезы - это хорошо. Они помогают отреагировать возникшую сильную эмоцию, не дать ей соматизироваься (переход в физические симптомы, болезни, психосоматику).
Оцените, пожалуйста, сколько времени Вы и Ваш супруг проводите с ребенком? В какие конкретно игры с ним играете? Сколько времени общаетесь, обсуждаете что-то? Сколько раз в день Вы его целуете, обнимаете, говорите "я люблю тебя"?
Слезы не бывают бесполезны. Они вызваны эмоциями. И эти эмоции должны куда-то уйти, как-то угаснуть. Безопасно для здоровья, желательно. Налагая запреты на слезы Вы ведете ребенка к появлению других проблем.
Рекомендация: Если ребенок испытывает тягостные эмоции, сядьте на таком уровне, чтобы Ваши глаза были на уровне его глаз. И проговаривайте за ребенка его возможные чувства "У тебя... Ты чувствуешь себя расстроенным", также переповторяйте то, что сможет сказать сам ребенок "Мне больно " - "Тебе больно. " , "Меня обидели" -"Тебя обидели. ", кивайте головой, когда ребенок рассказывает, пусть он выговорит все свои чувства. Обнимите ребенка.
Тип нервной системы - это врожденный показатель.
Принимайте сына таким, какой он есть. Без завышенных ожиданий.
Скажите, а он плачет только в Вашем присутствии?
Для мальчика безусловно важно присутствие отца, в этом возрасте мальчики как раз и впитывают мужское поведение, соотнося себя с папой. Волевое поведение дети заимствуют от пап.
Разговаривайте с ребенком, обсуждайте героев мультиков, кино, сказок. Обсуждайте мужское, волевое поведение героев. Хвалите это поведение в глазах ребенка, поощряйте его.
Полезно правильно организовать режим дня, учебные нагрузки, прогулки, физические нагрузки, питание.
Виктория,
По-хорошему, Вам нужно показать его неврологу, потому что на лицо тот факт, что нервная система ребенка истощена (и не только у него одного).
Впереди у нас период ОРВИ и простудных заболеваний, профилактика никогда не повредит.
Возможно, врач выпишет детский Тенотен и витамины.
Что из гипотез выше и рекомендаций может быть применимо в Вашей ситуации?
Буду ждать от Вас обратную связь.
Елена, спасибо за развёрнутый ответ. Тест проходили по Айзенку.
За последнюю неделю действительно появились и раздражительность, и нарушения сна (раньше никогда не было), и аппетит хуже стал. Сама вижу, что устаёт, говорю, что нужно отдыхать. А он как заведённый постоянно что-то делает. То играет в школу, то прыгает на скакалке (тоже на физкультуре попросили научиться). Все в основном связано со школой.
Играем редко. Разговариваем много. И я и супруг. На любые темы. Играет в основном один. Либо в игрушки, либо в телефон. Папа играет с ним ежедневно по чуть-чуть, после рабочего дня не хватает сил ни у кого (((выходные проводим вместе: гуляем, играем. Правда как началась школа, стало тяжелее и ему и нам найти время на игры. Ещё записали на футбол (захотел сам). Устаёт. Признаётся. Спрашиваю «раз тяжело, может не будешь сейчас заниматься, пока привыкаешь к школе? » отвечает, что будет заниматься дальше.
Насчет объятий и поцелуев. Обнимаем и целуем часто. Даже папа (хотя он у нас не любит нежностей). А вот фразу «я тебя люблю», признаюсь, говорю редко. Почему-то мне сложно это говорить часто…видимо у самой какая-то проблема сидит.
Плачет только при нас, при родителях. Уезжая на день к бабушке или дедушке поведение другое. Они даже и не знают, что он дома часто плачет. С ними он другой.
Виктория, доброе утро!
Вы сама видите, что плачет только при вас с мужем.
Значит,
1) работаете над эмоциональной регуляцией, развитием эмоционального интеллекта.
Объясняете ему, что это только малыши передают эмоции через плач.
Взрослые иногда снимают стресс слезами, но не во всех ситуациях.
Они распознают эмоцию и заявляют о ней.
Чтобы Ваши глаза были на уровне его глаз. И проговаривайте за ребенка его возможные чувства "У тебя... Ты чувствуешь себя расстроенным", также переповторяйте то, что сможет сказать сам ребенок "Мне больно " - "Тебе больно. " , "Меня обидели" -"Тебя обидели. ", кивайте головой, когда ребенок рассказывает, пусть он выговорит все свои чувства. Обнимите ребенка.
В интернете есть много игр на развитие эмоционального интеллекта. Выберете подходящие и интересные для Вашей семьи.
2) Режим дня (сон-еда-прогулки, побольше физической активности желательно на свежем воздухе). У человека больше всего двигательных нейронов.
3) Мужской спорт. Но не жесткий тренер. Вот там точно нельзя ныть. С чем Ваш сын согласен. Футбол - отличный выбор. Он же командный.
4) Побольше времени с отцом. И всякие мужские занятия.
5) Для витаминной поддержки я бы все-таки рекомендовала посетить невролога.
Сын пока не справляется с этой нагрузкой, считывает наши печальные эмоции из пространства вокруг и пока у него еще сложности с саморегуляцией (поведенческой и эмоциональной).
Если это затянется до НГ, тогда можно будет обратиться к детскому психологу, чтобы помогал ему развивать эмоциональный интеллект (оффлайн).
Спасибо большое за ответ! Будем прорабатывать все пункты.
Виктория,
У Вас все получится.
Будем на связи. Мои контакты в моем профиле.
Если консультация помогла Вам разобраться с Вашим вопросом и Вам стало немного легче, прошу оставить отзыв. Для этого в разделе "Действия" нажмите на опцию "Завершить консультацию" и откроется окошко для отзыва.
Буду Вам за это благодарна.
С уважением, Елена
Большое спасибо Вам за консультацию!
Отзыв обязательно оставлю.
Отзыв о консультации
Очень благодарна Елене за такие развёрнутые и понятные рекомендации. Ответы приходили очень быстро. Будем практиковать всё, что посоветовала Елена. Ещё раз огромное спасибо Вам!