КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочке 4 года, боится оставаться без мамы, даже в магазин не отпускает. Что же нам делать?

293
22 окт. 2022
Татьяна
Моя дочка 4 года, боится оставаться без меня. С рождения ребенок тревожный, впечатлительный, ранимый, долго помнит все неудачи. Когда ей было 3 года, без проблем пошла на танцы, в садик. Слез не было. Спокойно оставалась с папой, бабушкой, я могла на пару часов уйти по делам. Первая проблема - боится какать, если меня нет дома. До лета как обычно приехала бабушка, дочка хотела покакать, но не получилось у нее. Когда я собралась уезжать, она устроила истерику, боится что захочет в туалет, пока меня не будет. После этого случая не хочет оставаться с бабушкой без меня, спрашиваю почему, говорит боюсь, что захочу в туалет. С папой тоже перестала оставаться, боится, что захочет в туалет. Вторая проблема, плохо стала ходить на кружки. На танцах была ситуация, что она устала заниматься, расплакалась и вышла. Я разрешила ей не идти туда. После этого она отказалась ходить на танцы. С тревогой пошла на развивалки, на которые до этого ходила с удовольствием. Причина - "а вдруг я устану". Я сделала перерыв в прошлом году до весны, чтобы она отпустила эту ситуацию. Весной пошли на рисование, плакала перед кабинетом, потом пошла. В первое же занятие разговорилась и полюбила занятия. Осенью педагог по рисованию поменялся, опять слезы перед кабинетом, зашла и сразу влилась в занятие, ходит с удовольствием. Дочка очень общительная, легко знакомится на площадке, подходит первая и к детям, и к взрослым, любит ходить в гости и когда приходят к нам. Знакомится и в магазине, и в лифте, где угодно. Если я рядом, очень общительна. Отказывается даже погулять с бабушкой, "а вдруг я захочу в туалет". Проблема усугубляется, я не могу даже в магазин выйти. Объясняю, что это естественно, все ходят в туалет, играем в игры, что игрушка осталась с бабушкой и ходит в туалет. Не помогает. Что же нам делать?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
23 окт. 2022

Здравствуйте, Татьяна! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

23 окт. 2022
Татьяна

Здравствуйте! Условия подходят

23 окт. 2022
Татьяна

Здравствуйте! Условия подходят

23 окт. 2022

Татьяна, раньше проблемы со стулом были, если были то как она справлялась?

У малышки был испуг: возможно от боли или неожиданности (что-то пошло не так) и это закрепилось, породив страх. Когда вы с ней, она спокойно ходит в туалет? Как Вы себя ведёте, когда ей страшно, больно?

С рождения ребенок тревожный, впечатлительный, ранимый, долго помнит все неудачи

Как Вы реагируете на ее тревогу? Вы сами по характеру какой человек? Как воспринимаете ситуацию с тем, что она не хочет оставаться без Вас? Что делаете, когда она не отпускает Вас?

А вдруг я устану

Как думаете откуда у нее могли возникнуть такие мысли? Может кто-то в семье говорит о ней или о себе что-то подобное? Или кто-то сильно устает в семье или ближайшем окружении.

Можно спросить у малышки, а что будет, если она устанет? А что будет, если она захочет в туалет? Вам нужно понять чего она боится.

23 окт. 2022
Татьяна

1. Нет, проблем со стулом никогда не было. Запоров и боли никогда не было. Она с самого начала, как стала ходить на горшок, просила всех выйти, кроме меня. Так и делали. Теперь просит выйти меня тоже. Когда я дома, ходит в туалет спокойно. Началось все с того, что перед приходом бабушки она пыталась сходить в туалет, и у нее не получилось. С этого момента она перестала оставаться нормально с бабушкой. Остаётся, пока я хожу на 10 минут в магазин, но при этом постоянно спрашивает, когда я вернусь, не долго ли я. Моя реакция - я ей объясняю, что все ходят в туалет, это нормально и ественно, обещаю подарок принести из магазина, играем в такие игры с игрушками.

2. Я сама тревожный человек. Ее тревогу воспринимаю по разному, чаще спокойно и объясняю, что тревожиться не о чем. Иногда привожу в пример ее друзей, которые не тревожатся. Ситуацию, что не отпускает меня, воспринимаю не очень хорошо, внешне я спокойна, но внутри нет, я с ней 24/7, я даже в магазин не могу нормально выйти, ощущение, что меня просто нет, я как дополнение к ребенку. Когда она не отпускает, я говорю, что скоро вернусь и принесу ей подарок, а они с бабушкой весело поиграют. Ухожу на 15 минут, не больше.

3. Она стала говорить про усталость после ситуации на танцах, когда во время занятия устала, расстроилась и вышла. Я тогда не стала ее на занятие возвращать. Потом она отказалась от танцев. И перенесла этот опыт на другие занятия, хотя и место другое, и педагог другой. И все равно "а вдруг я устану".

Я устаю и говорю об этом. Дочка очень требует внимания, сама играет немного, но в основном ей нужна моя полная вовлечённость. Поэтому я говорю, что устала, и она должна чуть чуть поиграть сама.

4. На вопросы а что будет, если она устанет или захочет в туалет, она не даёт ответа. Просто "боюсь что захочу в туалет, пока тебя нет".

23 окт. 2022
Моя реакция - я ей объясняю, что все ходят в туалет, это нормально и ественно, обещаю подарок принести из магазина, играем в такие игры с игрушками.
Когда она не отпускает, я говорю, что скоро вернусь и принесу ей подарок, а они с бабушкой весело поиграют.

Вы подкрепляете негативный опыт вниманием и наградой. Это нужно убрать. Ей нет необходимости менять поведение, оно для нее приносит только бонусы.

Что можно сделать: Вы уходите сначала на 15 минут, потом на 20 минут и увеличиваете интервал, можно предложить ей ряд занятий совместно с бабушкой или одной, посмотреть мультики. Это не про бонус, а про умение переключаться при ожидании. Бабушка в момент тревоги находится рядом, говорит мама придет, давай подождем и предлагает какое-то занятие. Если ребенок плачет, нужно быть рядом гладить по спинке и продолжать говорить мама придет, давай что-нибудь поделаем.

При возвращении можно спросить, что она делала в Ваше отсутствие (возможно, будет рассказывать, что плакала или боялась, спросите все ли время или еще что-то делали).

Параллельно должно быть качественное внимание игры, обнимашки, чуть больше чем есть сейчас (даже, если их много) вне контекста этой ситуации.

Также нужно поработать с детским психологом с ее тревожностью и страхами, так как после убирания одного страха, может появиться другой. В этом возрасте появляются нормативные страхи: страх смерти, он проявляется в страхе потери родителя, страх наказания, страх боли и т.д. Ребенку с высокой тревогой сложнее справляться с такими страхами, им нужна помощь. Также ей нужно наработать стратегии справляться с ситуациями, связанными с преодолением трудностей.

Чаще спокойно и объясняю, что тревожиться не о чем

Важны не только Ваши объяснения, но и ее действия, рисунки, игры и лепка.

Лучше спросить, что ее тревожит, через проговаривание, даже может через слезки, тревога снизится, у нее появится привычка не держать эмоции внутри и это первый шаг, чтобы справиться с тревогой, озвучить ее. Даже, если она будет говорить одно и тоже, важно не то, что она говорит, а то, что она выговаривает свою тревогу.

Оставайтесь спокойной, давайте телесный контакт.

Можно нарисовать страх, и предложить покормить его тем, что он любит, пока он наестся, а потом нарисовать, когда не страшно

Вспоминайте те случаи, когда ее поведение приводило к успеху. Высказывайте ей слова поддержки в ситуациях, где он преодолела себя или была успешна. Предлагайте роли смелых героев, которые помогают слабым.

Чтобы девочка смогла выдерживать свою тревогу, Вам тоже нужно внутренне спокойно принимать ее проявления, как часть ее характера.

У деток с тревогой есть сильные стороны: предусмотрительность, осторожность, общительность и дружелюбность (за счет умения считывать настроение окружающих), часто бывают ответственными и дисциплинированными.

Ощущение, что меня просто нет, я как дополнение к ребенку.

Ребенок в таком возрасте считывает состояние мамы. Вы сами готовы быть более свободной? Что Вы будете делать, если у Вас появиться свободное время? Нет ли такого, что если появится свободное время и Вам придется делать то, что Вам не хочется?

А если Вы не были бы дополнением к ребенку, то какая Вы бы были? Как бы к Вам относились окружающие?

Когда Вы уставшая, какая Вы?

Когда во время занятия устала, расстроилась и вышла

Попросите ее нарисовать усталость. И поиграйте в интервью с усталостью: Вы журналист, а она отвечает на вопросы за усталость. Задайте ей вопросы: Что любит усталость? Что не любит? Когда она появляется? Для чего она приходит? Чем она полезна? Кого боится? С кем она дружит? Что можно сделать, чтобы она прошла? Поблагодарите усталость, за то, что она помогает Вашей дочери. Попросите нарисовать то, что приходит после того как усталость уходит.

Упражнение поможет изучить состояние усталости и посмотреть как ее использует Ваша дочь. У меня есть предположение, что так она страхует себя от трудностей.

Также после этого упражнения можно сказать, что вот смотри усталость может возникать, но длится не долго и с ней можно что-то сделать (отдохнуть, например) и продолжить интересное дело.

23 окт. 2022
Татьяна

Я правильно понимаю, уходить ненадолго надо все равно, несмотря на ее волнение и слезы? Не закрепит мой уход ещё больше её страх, связанный с походом в туалет?

В прошлый раз когда я ушла, она минут 10 играла спокойно, потом разволновалась, что меня долго нет, стала выгонять бабушку в другую комнату. Она когда плачет, всегда просит всех уйти из комнаты. Так что пожалеть бабушка не не сможет, будет ещё хуже.

Я готова стать свободной. Я бы сходила к подруге, пошла бы в магазин за покупками в одиночестве, сходила бы к парикмахеру. Мне нужно время побыть одной, пока я могу остаться со своими мыслями наедине только ночью. Окружающие видели бы меня не уставшей и замотанной. Когда я уставшая, раздражаюсь из-за пустяков.

Спасибо за советы по играм, будем играть.

Дочка в тревожных ситуациях очень быстро уходит в истерику, не даёт себя успокоить другим людям. Если в мое отсутствие с бабушкой она захочет в туалет, будет сильная истерика, бабушку (и любого другого человека, кроме меня и мужа), она к себе не подпустит. Так что утешить и поддержать ее будет некому. И тут я боюсь этот страх ещё больше закрепится. Надо что-то делать со страхом похода в туалет, когда меня нет рядом. Причем если у нас гости, и я дома, она спокойно пойдет в туалет. И про детский сад она говорит, "я не хочу, чтобы воспитатель знал, что я иду в туалет". Прогулка с папой только около дома, если куда-то ехать, опять "а если я захочу в туалет", хотя до лета ездила с ним куда угодно.

23 окт. 2022
Татьяна

Ещё такой момент, когда дочка плачет, она просит бабушку уйти. Когда мы с ней остаёмся вдвоем, дочка мне рассказывает, что когда она прогоняет бабушка, то бабушка ей говорит "тогда я к тебе больше не буду приезжать". Я объясняла, что такое говорить не надо, достаточно просто уйти в другую комнату. Но ситуация повторилась. На бабушку я повлиять не могу.

23 окт. 2022
И тут я боюсь этот страх ещё больше закрепится

У нее нет страха похода в туалет, иначе при Вас она не ходила в в туалет. У нее страх ходить в туалет без Вас. Чтобы этот страх не закреплялся, для начала нужно подождать, пока она сходит в туалет, а потом Вам идти по делам и увеличивать промежуток, так делать до тех пор пока Вы не сможете уходить на долгий срок. Нужно разорвать эту связь "туалет-мамы нет". Не получится, обращайтесь к психологу, можно ко мне я работаю он-лайн. Если ситуация длиться больше полугода, нужна помощь профессионала.

Я объясняла, что такое говорить не надо, достаточно просто уйти в другую комнату. Но ситуация повторилась. На бабушку я повлиять не могу.

Вы сделали все правильно, и конечно такие слова со стороны бабушки вызывают тревогу у ребёнка, что ее могут оставить.

Она когда плачет, всегда просит всех уйти из комнаты.

Она сама успокаивается, когда остается одна? Сколько по времени длиться истерика? Если Вы рядом как она успокаивается?

23 окт. 2022
Татьяна

Даже если она сходит в туалет утром, а бабушка приедет днём или даже раньше, ребенок все равно боится, что захочет в туалет.

После того, как появился этот страх (это случилось в июле, когда перед приходом бабушки она не смогла сходить в туалет), я ее надолго не оставляла. Максимум на 15 минут. Поэтому сколько длится истерика, сказать не могу. Когда она со мной, она уходит в другую комнату, закрывает дверь, спустя минут 5-10 выходит, чтобы я ее пожалела.

23 окт. 2022
Ребенок все равно боится, что захочет в туалет

Это точно не страх ходить в туалет, это страх Вас потерять, смещённый на страх хождения в туалет.

Когда она со мной, она уходит в другую комнату, закрывает дверь, спустя минут 5-10 выходит, чтобы я ее пожалела.

Тогда нужно действовать мягче, так как видно, что у ребенка сильная привязанность к Вам. Идея заключается в том, что ей нужно сформировать еще с кем-то привязанность. Нужно это делать с детским психологом, так как он профессионально сможет установить эту связь, и после Вы сможете оставлять ее с психологом на какое-то время.

У нее будет опыт взаимодействия с другим взрослым, который она сможет перенести на других взрослых, плюс психолог поможет проработать ее страхи. Самой Вам будет сложно девочке помочь, потому что Вы в связке с ней. В данном случае, я рекомендую психолога офлайн, чтобы был физически контакт.

23 окт. 2022
Татьяна

Спасибо вам за консультацию, многое стало понятно.

Только мне чуть чуть не понятно следующее, до этого момента в июле, дочка же оставалась с лёгкостью с бабушкой, с папой, хоть на полдня, без тревоги совершенно. Не было никакой ситуации, которая бы повлекла такую привязанность ко мне. Единственное - не сходила в туалет прям перед приходом бабушки. Поэтому я и сделала вывод, что это был стрессовый момент, который запустил страх. Почему же так резко она стала привязана ко мне, не могу понять.

24 окт. 2022

Татьяна, как я писала выше, у нее период актуализации возрастных страхов, плюс испуг из-за ситуации с туалетом, а Вас не было рядом -так совпало. Поэтому это усиливает привязанность к Вам как способ совладать с этим стрессом.

Также у нее появляется неосознанная выгода, она получает внимание, которое ей необходимо для того, чтобы справляться со страхом, вкусняшки, и ей не нужно вырабатывать самой способов совладать со своей тревогой. Поэтому она фиксируется в этом состоянии. Ей нужно разомкнуть этот круг и показать другой способ поведения, дать другой опыт.

Если у Вас будет желание, у меня есть бесплатная получасовая консультация и мы можем с Вашей девочкой сделать на игрушках расстановку с симптомом, и посмотреть, зачем ей нужен этот симптом (страх, что она захочет в туалет). Так как у нее это неосознанно, то она сама не знает зачем она это делает. Так мы сможем увидеть роль симптома, и ей это поможет осознать, что с ней происходит. Если готовы, напишите мне в личные сообщения, чтобы договориться о времени.

25 окт. 2022

Татьяна, добрый день! Вы получили ответ на свой вопрос? Если у Вас больше нет ко мне вопросов, завершите, пожалуйста, консультацию!

25 окт. 2022
Татьяна

Здравствуйте! Да, спасибо за консультацию. Вы говорили про консультацию онлайн, я могу Вам позже в личные сообщения написать?

25 окт. 2022

Татьяна, да Вы можете написать мне! )

Отзыв о консультации

Ольга помогла понять суть проблемы. Помогла понять, что я делаю не так. Будем пробовать игры, которые нам посоветовали, чтобы помочь ребенку справиться со страхами. Спасибо большое!

Татьяна