КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

На новой работе устаю и чувствую себя профнепригодной на фоне коллег. Как справиться с тревогой?

445
10 янв. 2023
Арина
Молодой учитель, работаю второй год. Первый год вела уроки в сельской школе. До меня там год никто не преподавал мой предмет. Требований к моей работе как таковых не было, контроля за моей деятельностью - тоже. Вела не по учебнику, потому что материал учебника ребята не тянули В этом году перешла в другую школу и начались проблемы. Мне дали серьезную нагрузку, больше, чем в прошлом году. Я сильно устаю и из за этого не могу качественно подготовиться к занятиям. Я чувствую себя невероятно неуверенно, перед уроками боюсь и переживаю. Допускаю глупые ошибки, теряю тетради, ощущаю, будто уроки веду бессистемно, плохо. Обращаюсь к коллегам за помощью, но боюсь, что докучаю и выгляжу глупо. Каждый раз испытываю панику перед столкновением с родителями. Ощущаю себя профнепригодной на фоне своих коллег, будто я только притворяюсь учителем, а на самом деле нужных знаний у меня нет. Любой дедлайн меня парализует, не знаю, как подойти к решению простых проблем. Дошло до того, что меня начало в прямом смысле тошнить от работы — на каникулах все в порядке, а во время учебной четверти меня тошнит по утрам с периодическим ухудшением в "тошнит весь день". Хочется плакать и бросить работу, но я не смогу этого сделать еще 2 года, и не знаю, куда податься, если уйду. Как справиться с такой тревогой?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
10 янв. 2023

Здравствуйте, Арина.

Ощущаю себя профнепригодной на фоне своих коллег, будто я только притворяюсь учителем, а на самом деле нужных знаний у меня нет.
Молодой учитель, работаю второй год

Чтобы себе помочь, нужно объективно посмотреть на ситуацию - у Вас мало опыта и Вы пока только учитесь воплощать на практике то, чему Вас учили в институте. Ваши коллеги и руководство это понимают, они и сами когда-то были новичками и так же волновались. Уверенность приходит с опытом и когда Вы привыкнете к своей работе и всему научитесь, это перестанет вызывать тревогу. Вы преподаёте в средней или старшей школе? Вам кажется, что это неудобно, но все же, есть ли возможность получить помощь коллег и руководства?

10 янв. 2023
Арина

Преподаю во всех звеньях - и младшем, и среднем и старшем. Количество часов уменьшить невозможно в связи с нехваткой педагогов моего профиля в этой школе. За мной закреплен педагог-наставник, но в связи с той же нехваткой он работает практически без окон и не может посещать мои уроки. В начале года сказал - так и так, помочь по человечески я могу, но не более того. Я хожу к коллегам за советами на переменах между занятиями

Я знаю, что я еще неопытна, но боюсь, что пока я буду набираться опыта, дети от меня будут уходить без нужных знаний. Особенно в начальных классах - я ведь закладываю базу, им с этим идти дальше.

10 янв. 2023
(изменено 10 янв. 2023)
Я знаю, что я еще неопытна, но боюсь, что пока я буду набираться опыта, дети от меня будут уходить без нужных знаний. Особенно в начальных классах - я ведь закладываю базу, им с этим идти дальше.

И все же это объективная ситуация и пока действуем исходя из тех данных, которые есть. Стараемся решать проблемы по мере возможностей.

Я сильно устаю и из за этого не могу качественно подготовиться к занятиям. Я чувствую себя невероятно неуверенно, перед уроками боюсь и переживаю. Допускаю глупые ошибки, теряю тетради, ощущаю, будто уроки веду бессистемно, плохо.

Главное нужно справиться с тревожностью, потому что страх и тревога способствуют снижению концентрации внимания. Вы делаете ошибки потому что много тревожитесь, слишком сильно устаёте и не успеваете восстановиться.

Обращаюсь к коллегам за помощью, но боюсь, что докучаю и выгляжу глупо. Каждый раз испытываю панику перед столкновением с родителями.

Чтобы страх прошёл нужно каждый раз отмечать положительный опыт, когда все прошло хорошо. Так мозг фиксирует что все в порядке, ничего неприятного и плохого не случилось. С каждым разом беспокойства будет все меньше и тревожность постепенно снизится.

Не знаю, как подойти к решению простых проблем. Дошло до того, что меня начало в прямом смысле тошнить от работы — на каникулах все в порядке, а во время учебной четверти меня тошнит по утрам с периодическим ухудшением в "тошнит весь день". Хочется плакать и бросить работу, но я не смогу этого сделать еще 2 года, и не знаю, куда податься, если уйду. Как справиться с такой тревогой?

Обычно работаем в КПТ - когнитивно-поведенческой психотерапии. Мы учимся отличать тревожные мысли и перестраиваем страхи в планирование. Кроме того нужно и поработать с негативными убеждениями, ведь мы не рождаемся со всеми этими мыслями в голове. Скорее всего у Вас тревожные близкие - мама или бабушка, которые дали такое воспитание, слишком много критиковали, контролировали, сравнивали с другими детьми. Поэтому нужно научиться иначе относиться к себе, тогда мы перестаем так сильно переживать и бояться оценки другими людьми. Кроме того, нужно научиться заботиться о себе - тревожный человек теряет сон и аппетит, не может вовремя отдыхать, в голове постоянно крутятся тревожные мысли, поэтому он быстро выгорает и истощается. Нам необходимо научиться расслаблению, техникам релаксации, тогда мы способны сами себя успокоить и снизить тревогу, как на уровне психики, так и на уровне тела.

То, что тело реагирует тошнотой, это психосоматика, такой явный сигнал о том, что нервное напряжение невыносимо и ситуация стала в буквальном смысле опасной. Поскольку работать ещё минимум 2 года, то конечно нужно сделать свою жизнь максимально комфортной и снизить это напряжение. Принимайте любую помощь коллег, может быть есть МО для специалистов-предметников, и помощь окажут там, не стесняйтесь спросить и попросить помощи. Нужно постараться наработать свою профессиональную базу, чтобы в следующем году все стало проще. Ведь в принципе в системе работы мало что меняется и если у Вас будут готовы все планы, конспекты занятий, отчёты, то дальше Вы будете ими пользоваться и только улучшать, находить интересные иллюстрирующие тему истории. Запоминание легче и эффективнее происходит когда информация эмоционально окрашена. Вообще работа педагога немного похожа на выступление артиста, на маленький спектакль. Если относиться к работе как к игре, возможно Вам станет и самой интересно и не так страшно. Нужно поработать над собой, к счастью мы способны учиться новому и приобретать новые полезные привычки.

10 янв. 2023
(изменено 10 янв. 2023)

Вы уже успели поработать в 2х школах и заметили, как все отличается - вроде и система одна, но разное руководство, разные требования, разные формы ведения документации. Поэтому даже профессионал с опытом работы переходя на новое место будет так же как Вы привыкать все делать по-новому, подстраиваться под новые условия. А Вы пока ещё чувствуете себя в профессии как первоклассница и это нормально. Не судим себя строго, делаем что можем, по-возможности хорошо, но и удовлетворительно тоже может быть.

Если работы навалилось много, старайтесь распределить по приоритетам - что самое главное, и в первую очередь делаем это. Не пытаемся сделать все и сразу, если понимаем что нагрузка слишком высока. Напишите свой план и выбирайте только то, что крайне важно сделать в ближайшее время. Кстати планирование снижает тревожность, когда мы знаем что будем делать, нам становится легче.

Обязательно нужно выдерживать режим сна, если не успевать отдыхать, то выгорание случится очень быстро. А если Вы в принципе тревожный человек, то сбитый режим сна может привести к тревожно-депресивным расстройствам. Значит сон ставим как важный приоритет. Учителя и так постоянно жертвуют личным временем ради работы, нужно обеспечить адекватный нагрузке отдых.

Что с питанием происходит, если такая реакция до тошноты, то скорее всего Вы не можете нормально есть?

10 янв. 2023
Арина

Да, с едой тоже была беда. На пике тревожности я, чтобы не чувствовать себя ужасно постоянно, ложилась спать очень рано и так "пропускала" весь день, поэтому не ела достаточно. На следующий день из-за тошноты пропускала завтрак - и так снова по новой. Это привело к тому, что тошноту я начала испытывать постоянно, а не только утром. Вела уроки, а меня тошнило. На больничный выходить боялась (боялась отстать от программы с детьми), но через неделю сдалась. Дальше был больничный, беготня по врачам, желудочный диагноз, на который не работали прописанные таблетки, поиск других диагнозов, дополнительная тревожность из-за состояния здоровья — а потом четверть закончилась и все симптомы как рукой смахнуло без всяких таблеток, что подтвердило мысль, что это все было вызвано нервами. Сейчас стараюсь держать режим питания и еду в себя запихиваю через все "не хочу" (аппетит на фоне стресса пропадает регулярно). Спать тоже стараюсь достаточно. Новые болячки у себя больше не ищу, так я себе делала только хуже

С планированием у меня сложно. Прихожу уставшая после работы, должна сделать какое-то рабочее дело, не могу отдохнуть, потому что надо мной нависает работа, не могу сделать дело, потому что не отдохнула. Не знаю как разорвать этот круг, не умею отключаться. Для меня самое тяжелое в этой профессии это ощущение, будто работа никогда не заканчивается и не отпускает. На работе - работа, дома - работа, заходишь в магазин, а там те же самые лица учеников - работа

О семье - да, это так. Мой отец с детства придерживался мнения "либо делай хорошо, либо - никак" и с его критикой эта установка передалась мне. Каждая ошибка ощущается как конец света и критический нерешаемый провал

10 янв. 2023
Да, с едой тоже была беда. На пике тревожности я, чтобы не чувствовать себя ужасно постоянно, ложилась спать очень рано и так "пропускала" весь день, поэтому не ела достаточно. На следующий день из-за тошноты пропускала завтрак - и так снова по новой. Это привело к тому, что тошноту я начала испытывать постоянно, а не только утром. Вела уроки, а меня тошнило. На больничный выходить боялась (боялась отстать от программы с детьми), но через неделю сдалась. Дальше был больничный, беготня по врачам, желудочный диагноз, на который не работали прописанные таблетки, поиск других диагнозов, дополнительная тревожность из-за состояния здоровья — а потом четверть закончилась и все симптомы как рукой смахнуло без всяких таблеток, что подтвердило мысль, что это все было вызвано нервами. Сейчас стараюсь держать режим питания и еду в себя запихиваю через все "не хочу" (аппетит на фоне стресса пропадает регулярно). Спать тоже стараюсь достаточно. Новые болячки у себя больше не ищу, так я себе делала только хуже

Понимаем, что так жить нельзя, и смотрите Ваша тревожность идёт с уклоном в ипохондрическое тревожное расстройство. Это очень неприятная, тяжёлая жизнь с беготней по врачам, бесконечной сдачей анализов и поиском новых заболеваний. Трудно жить с удовольствием когда мы постоянно переживаем о своём самочувствии и ожидаем худшего. Снижаем тревогу и учимся слушать свое тело, не доводить себя до истощения.

С планированием у меня сложно. Прихожу уставшая после работы, должна сделать какое-то рабочее дело, не могу отдохнуть, потому что надо мной нависает работа, не могу сделать дело, потому что не отдохнула. Не знаю как разорвать этот круг, не умею отключаться. Для меня самое тяжелое в этой профессии это ощущение, будто работа никогда не заканчивается и не отпускает. На работе - работа, дома - работа, заходишь в магазин, а там те же самые лица учеников - работа

Учимся отключаться, хотя бы на время. Напишите свой план, свой режим. Например, когда я прихожу с работы мне нужно приготовить ужин, поужинать и немного отдохнуть, переключиться. Может быть посмотреть сериал или позвонить маме или подруге, полистать женский журнал, нам нужно время для себя. Тогда и работу мы сделаем гораздо быстрее и качественнее, чем если сразу после работы, без отдыха начнём проверять тетрадки или писать планы. Дайте себе время на отдых и делайте сколько можете, без излишнего перфекционизма.

О семье - да, это так. Мой отец с детства придерживался мнения "либо делай хорошо, либо - никак" и с его критикой эта установка передалась мне. Каждая ошибка ощущается как конец света и критический нерешаемый провал

Вот это убеждение нужно менять, это отнимает нашу энергию, побуждает все доводить до блеска, до идеала, переделывать, перепроверять и тогда любая работа становится тяжким бременем, потому что увеличивается в объёме во много раз. И хочется вообще все бросить или даже не начинать, потому что не хочется снова попадать в свой маленький ад. Задача - избавиться от перфекционизма, от комплекса отличницы. Если это конечно не отчет с сухими цифрами, а более свободные формы работы - план урока или родительского собрания, сделать как могу, без фанатизма, если что поправлю по ходу дела, потом можно отметить недочёты и в следующий раз это учесть. Хорошо учитывать психологию человека в принципе. Мы все - и взрослые и дети, хотим получить удовольствие и избежать неприятностей, хочется получать как можно меньше скуки и напряжения, что бы это ни было - урок или родительское собрание. Если мы тревожны, то и все мероприятия становятся серьёзны, тяжеловесны, а лучше если будет больше игры, лёгкости, шуток. Тогда мы получаем эмоциональный контакт и больший контроль над теми, кому хотим донести информацию.

10 янв. 2023
(изменено 10 янв. 2023)
Я чувствую себя невероятно неуверенно, перед уроками боюсь и переживаю. Допускаю глупые ошибки, теряю тетради, ощущаю, будто уроки веду бессистемно, плохо.

То есть, если рассмотреть ещё раз что происходит, что можем с этим сделать - с одной стороны, разрешить себе переживать, да, я новенькая, только начинаю свой путь в профессии - имею право. С другой стороны - снизить планку, скорее всего Вы все делаете правильно, как учили в ВУЗе, просто перфекционизм такие шутки шутит - все хочется обесценить, пока не обесценили другие. Страшно, что кто-то оценит плохо, поэтому я первая скажу - все хуже некуда. На самом деле все вполне нормально. Вспомните себя, когда приходила новая учительница, тоже немного напрягались, чего от неё ждать, а потом ничего, привыкли и нет проблемы. Ставьте себя чаще на место детей, подумайте, как сделать свое выступление на уроке более доступным, понятным, при этом ярким, запоминающимся. Нужно научиться получать удовольствие от процесса, не от результата. В этом проблема перфекциониста-отличника - это гонка за призом, а в погоне нет радости. При получении приза (хорошей оценки, медали, грамоты, красного диплома) удовольствие, как от новой игрушки, проходит очень быстро. А остальным как выясняется в принципе все равно, родные погордились немного да и забыли, каждый своей жизнью занят. И как проходит наша жизнь во многом зависит от нас.

Обращаюсь к коллегам за помощью, но боюсь, что докучаю и выгляжу глупо.

Понимаю, что выгляжу более чем нормально, поэтому докучаю как можно больше. Руководство всегда идет навстречу, ведь оно заинтересовано, чтобы новый сотрудник как можно скорее освоился и стал работать самостоятельно. Поэтому выясняю все что мне нужно, спрашиваю у всех, у кого можно спросить. Если есть возможность взять образцы всех форм документации это существенно облегчит работу, зачем изобретать велосипед, если все уже придумано до нас, останется только подогнать под свой предмет. Находим информацию в интернете, огромное количество разных форм работы выложено на педагогических ресурсах, берём все себе в помощь.

Каждый раз испытываю панику перед столкновением с родителями.

Родители - обычные люди и они хотят чтобы в школе у ребёнка все было хорошо. Поэтому глобально они с Вами на одной стороне, и Вы и родители имеете одну единую цель - качественное обучение и воспитание ребёнка, на это и опираемся. Мы не враги, не соперники, мы в одной команде и воспринимать их лучше как друзей и помощников. Объединяемся и настраиваемся на общую цель.

Таким образом смещаем фокус с того какой Вы педагог - с большим опытом или не очень, это не важно, главное Вы педагог, а они родители и нужно выстроить командную работу, сотрудничество и взаимопомощь.

11 янв. 2023
Арина

Большое спасибо за советы!

Отзыв о консультации

Впечатления от общения исключительно положительные, консультация была полезной. Буду работать в предложенном направлении

Арина