КонсультацииОтношения родителей и детей

Смерть близкого ребёнку человека

584
26 мар. 2018
Саша82
Добрый день! Моей дочке 5 лет 10 месяцев. Ушел из жизни её любимый и самый главный человек в её жизни - её дедушка. Она в нем не чаяла души. 23.03.2018 мы сообщили ей что дедушка умер (перед этим я много читала из детской психологии как преподносят это детям).
До этого события она была очень ласковая со всеми, всем говорила что она любит тебя и обнимала, очень нежная и добрая девочка. Но вот уже три дня как я совершенно не узнаю своего ребёнка и мне очень страшно. Она стала постоянно огрызаться, в основном со мной и с бабушкой, со стороны у неё словно война чувств, то она играет с бабушкой, а то пытается её выгнать.. В тоже время дочка периодически говорит мне что она переживает что дедушка больше не вернется к бабушке. Выражение лица чаще стало какое то озлобленное, словно она всех ненавидит.. Подскажите, как помочь ребёнку справиться с этим? Как вести себя с ней нам - родителям? Как вести себя бабушке? Или может мало прошло времени и надо подождать? Но ждать очень страшно.. Она на самом деле не такая какая она сейчас.. Помогите пожалуйста.. Дайте совет

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
26 мар. 2018
Саша82, здравствуйте!
Искренне соболезную Вашей утрате.
Психолог ответит через некоторое время.
26 мар. 2018
Саша, добрый день!
Соболезную вашему горю.
Скажите, пожалуйста, планируете ли взять ребёнка на похороны?
Ребёнок переживает те же стадии горя, что и взрослые. Сейчас, вероятно, стадия гнева. Говорите с ребёнком, помогайте выразить чувства: "Ты злишься, что дедушка больше не вернётся? Мы тоже злимся, нам очень больно. Тебе грустно без него, ты его так любила! Посмотри, нам с бабушкой тоже очень больно".
26 мар. 2018
Саша82
Светлана Дьяченко, Спасибо
Юлия Попова, нет, не планировали, я не решилась.. Да и хотела что б дедушка в её воспоминаниях, в её картинках остался живым. Похороны были 21, а дочке уже сказали 23-го
26 мар. 2018
Саша, детей тоже нужно брать на похороны, так как это ритуал, позволяющий людям в специальной, располагающей обстановке, отреагировать свои чувства!
Вы хотите, чтобы дедушка остался живым в воспоминаниях, но ребёнок должен знать, что дедушка не вернётся, что его больше нет.
Скажите, пожалуйста, вы говорите с ребёнком о дедушке? Она задаёт вопросы?
26 мар. 2018
Саша82
Юлия Попова, конечно говорю.. Из вопросов она задаёт только:"Мама а ты скучаешь по дедушке?" и "мама, а мы совсем никогда не увидим больше дедушку?" "мама, я очень переживаю что дедушка больше не придет к бабушке"
26 мар. 2018
Саша, гнев ребёнка естественен и закономерен, учитывая стадию горя. Остаётся лишь поддерживать друг друга, позволять себе и другим выражать своим чувства, помогать выражать чувства и называть их (как я писала в первом сообщении), говорить об умершем человеке.
Берите дочь на руки, обнимайте, вспоминайте дедушку.
Ребёнок может начать спрашивать, умрёт ли он, другие близкие люди, что стало причиной смерти.
Сначала идёт острая стадия переживания горя, гнев тоже может быть составляющей этого периода. Затем отрицание смерти, поиски, отчаяние - ребёнок не находит умершего, затем злость может быть направлена на умершего, печаль... Затем придёт принятие. На весь этот процесс уходит примерно год. Будут особенные моменты, когда ребёнку и другим близким будет особенно больно, как правило это праздники.
Саша, вы правильно сделали, что почитали детскую психологию, что сказали о смерти дедушки.
Теперь самое важное не скрывать своих чувств и давать возможность девочке отреагировать свои.
Тревожными симптомами являются следующие проявления: затянувшееся переживание острого периода горя (более 12-14 месяцев), аутоагрессия (причинение вреда самому себе).

"мама, я очень переживаю что дедушка больше не придет к бабушке" - в этой ситуации говорить с ребёнком нужно уже бабушке. Ей нужно сказать, что дедушки нет, что ей очень плохо из-за этого, но она рада, что у неё есть внучка и они могут вместе грустить и поддерживать друг друга.
26 мар. 2018
Саша82
"мама, я очень переживаю что дедушка больше не придет к бабушке" - в этой ситуации говорить с ребёнком нужно уже бабушке. Ей нужно сказать, что дедушки нет, что ей очень плохо из-за этого, но она рада, что у неё есть внучка и они могут вместе грустить и поддерживать друг друга.

Тут одно НО.. Дочка у бабушки вообще ничего не спрашивает, да и не говорит ей я очень переживаю что дедушка больше не придет к бабушке
Это она говорит только мне (
26 мар. 2018
В отношении агрессии. Говорите ей: "Ты сейчас злишься, тебе тяжело, что дедушки нет рядом. Нам всем тяжело. Когда ты так поступаешь/говоришь, ты делаешь мне не приятно/больно, мне обидно".
То есть проговаривайте причину агрессии + озвучивайте её чувства + говорите о своих чувствах (ты делаешь что-то, что причиняет мне негативные чувства (боль, грусть, обида)).

Полагаю, если бабушка сама начнёт разговор о дедушке, то, в ходе беседы, они могут обсудить описанный вами момент. Просто обсудите с бабушкой заранее эту тему, попросите начать разговор о дедушке, если ребёнок не проявляет инициативу. Попросите её, в разговоре с внучкой, сказать, что она скучает по дедушке, что ей больно от того, что его нет теперь рядом...

Саша82, около года переживается горе, это не значит, что весь год будет длиться агрессивное состояние ребёнка.
Гнев - это одно из проявлений горя.
Как взаимодействовать с ребёнком при проявлении агрессии - я написала в предыдущем сообщении.
Если у вас сохраняются сомнения, вы можете показать ребёнка специалисту (детскому психологу).
Вы ходите в детский сад? При вашем садике есть психолог?
26 мар. 2018
Саша82
Юлия Попова,
Вы ходите в детский сад? При вашем садике есть психолог?

Да, конечно ходим.. В садике есть психолог, но я не уверенна в ее компетенции.. Был у меня с ней конфликт уже год назад, когда она решила что моя дочка очень отстает в психологическом развитии, но почему то целая комиссия в составе из 4 человек (была в саду комиссия психо - логопедическая, для распределения в логопедические группы) сказала совершенно противоположное! Да и в школу развивающую мы ходили, там была психолог и она тоже была удивлена что детсадовский психолог сказала такое о моём ребёнке. Юлия, если честно то нет к ней доверия.. Или думаете все таки стоит попробовать обратиться к ней?
26 мар. 2018
Саша82, считаю, что если со специалистом не получилось наладить контакт, то лучше обратиться в другое место. Например к психологу в поликлинике, в районный психологический центр и т. д. Я дала вам рекомендации, основываясь на вашем видении ситуации. ВСЕГДА лучше, если специалист видит того, о ком речь.

Вы пишите, что агрессивное поведение для девочки не свойственно, но, может быть, как-то она проявляла непослушание? Как в таких ситуациях вы реагировали? Каким способом наказываете ребёнка? Я спрашиваю это, чтобы удостовериться, что мои рекомендации согласовываются с вашей линией воспитания.
26 мар. 2018
Саша82
Юлия Попова,
может быть, как-то она проявляла непослушание? Как в таких ситуациях вы реагировали? Каким способом наказываете ребёнка?

Непослушание она редко проявляла, а если и бывало такое, то старалась с ней в спокойном тоне обЪяснить что так себя вести нельзя.. Иногда ультиматумы - пример: не хочешь убирать за собой разбросанные игрушки - мультики смотреть не будешь пока не уберешь.. В редких случаях разговариваю с ней строго.. Но в основном она слушалась
26 мар. 2018
Саша82, в таком случае мои рекомендации согласовываются с вашей стратегией.
Скажите, пожалуйста, как вы относитесь к моим рекомендациям? Или у вас были иные ожидания от консультации?
26 мар. 2018
Саша82
Юлия Попова, В принципе основное мне понятно... Осталось и себя как то в руках держать.. Спасибо
26 мар. 2018
Саша82, быть может вы хотите поговорить о себе?

Саша82, если мы закончили, пожалуйста, закройте тему. Буду признательна за отзыв о моей работе.
Рада, если была вам полезна!
26 мар. 2018
Саша82
Юлия Попова, нет, о себе нет... Пока постараюсь сама, нужно время. Спасибо вам за помощь

Отзыв о консультации

Спасибо Юлии за разъяснения и за помощь. Надеюсь, данные мне советы помогут на деле и я справлюсь с проблемой моего ребёнка.

Саша82