КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочка начала собирать вымышленные предметы. Что с этим делать?

33
19 июн. 2024
Анна
В марте, после какой-то стрессовой ситуации в детском саду, дочь начала собирать невидимые предметы. Мы ее забрали из сада и больше не водили (до этого все было хорошо). Она собирала вымышленные ягодки где-то около 1. 5-2 месяцев, потом все прошло. И вот в конце мая, начало июня на нее накричала няня, и она вновь начала собирать. Но с большим прогрессом. Мы были у невролога, нам ничего не поставили. В целом ребенок здоров по всем параметрам. Она единственная и долгожданная дочка. Так же у нас в семье не кричат. Семья благополучная и воспитанная, полная. Дома стрессы исключены. И спусковым механизмом, на мой взгляд, стали крики воспитателей, а может что-то другое, физическое насилие (хотя конечно никто это не подтвердит, садик государственный). Дома рукоприкладство отсутствует от слова совсем, никогда не было даже шлепков. Телевизор мы не смотрим, мультики очень редко. Сейчас мы на отдыхе. И собирание ‘вкусняшек’ идет в постоянном режиме. Хотя мама/папа всегда рядом. Вроде ничего не боится. В целом ребенок контактный, нежный. Места относительно знакомые (ездим по 3 раза в год в них). Просьба посоветовать что делать сейчас, в моменте, пока мы не можем прийти на очную консультацию к психологу (отпуск). Спасибо

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
19 июн. 2024
(изменено 19 июн. 2024)

Здравствуйте, Анна.

В марте, после какой-то стрессовой ситуации в детском саду, дочь начала собирать невидимые предметы. Мы ее забрали из сада и больше не водили (до этого все было хорошо). Она собирала вымышленные ягодки где-то около 1. 5-2 месяцев, потом все прошло. И вот в конце мая, начало июня на нее накричала няня, и она вновь начала собирать. Но с большим прогрессом. Мы были у невролога, нам ничего не поставили. В целом ребенок здоров по всем параметрам.

Что можем сказать о ситуации - был стресс, как реакция на него поведение ребёнка, которое взрослые восприняли как неадекватное (хотя для такого возраста игра в сказку и жизнь понарошку вполне нормальна). И реакция родителей - забрали из садика. Понятно, что любой садик, государственный или нет, для ребёнка не такая уж и радость, с мамой 3х-летнему ребёнку однозначно лучше. Само нахождение целый день в садике это стресс, а здесь после игры в сбор невидимых вещей случилось чудо - садик из жизни исчез. Кроме того, было и повышенное внимание всех членов семьи, наверняка об этом только и говорили. Ведь Вы испугались и даже повели ребёнка к врачу. Вероятно ребёнок так понял систему - начинаешь играть в игру "по ягоды" - получаешь много внимания, мама очень сильно беспокоится, а внимание мамы для ребёнка равно любовь. Кажется, что ребёнок слишком мал, чтобы придумать такие хитрые манипуляции, но это инстинктивное поведение, один раз получилось, мозг выстроил схему как это работает и ребёнок снова повторяет поведение, ожидая тот же результат. И ведь работает - тревога и внимание есть? Постарайтесь не относиться к поведению ребёнка с повышенным вниманием, для такого возраста это совершенно нормально. Не давайте подкрепление страхом, беспокойством, тревогой за состояние ребёнка. И скорее всего это пройдёт, так как поведение окажется бесполезным и перестанет давать результат.

Стрессы в жизни ребёнка все равно неизбежно будут, мы воспитываем детей личным примером - если в семье все спокойно, нет агрессии, между родителями мир и любовь, то и ребёнок будет копировать это поведение. Да, у кого-то не так, со временем мы рассказываем ребёнку как устроен мир, давая информацию на уровне его возраста. Объясняем стрессовые ситуации, поведение других людей. Но главное, какой пример мы даём сами - у ребёнка нет критического мышления и все происходящее в семье ребёнок считывает и воспринимает как норму. Если у Вас повышена тревожность - Вы слишком много волнуетесь, переживаете обо всем, есть постоянный страх о жизни и здоровье близких, то и ребёнок будет копировать такое тревожное поведение. Поскольку это дочка, то большее значение имеет именно Ваше поведение, мальчик копировал бы поведение отца.

Так что, чем спокойнее Вы, тем спокойнее ребёнок. Нейтрально, без негативных эмоций относимся к этой ситуации, спокойно разговариваем об этом, спрашиваем о чем эта игра, можно и поддержать - нарисовать картинки в виде грибов и ягод, сделать корзинки и поиграть вместе. Можно собирать в корзинку камешки, цветочки, листики, разный природный материал. Можно сочинять сказки, придумывать истории. С детьми хорошо работает арт-терапия, сказкотерапия, куклотерапия.

21 июн. 2024

Время консультации закончено, всего Вам доброго. Обращайтесь в частный формат, если решите продолжить работу со мной.