КонсультацииАпатия. Депрессия
Не вижу смысла жизни. Что делать?
Эсциталопрам 10мг, начинать с 1/4 таблетки, постепенно дохожу до целой. И тералиджен 5 мг.
Посоветовался. Назначения психиатры одобряют. В первые недели могут проявиться побочки (прочитайте о них). И самое главное - регулярность приема, как доктор прописал.
Да, про побочки меня врач предупредила.
Когда приступим к терапии?
Разбор теста Эллиса это уже начало работы. При Вашем тревожно-депрессивном состоянии мы непременно будем работать совместно с психиатром.
По тесту мы еще не рассмотрели оценочную установку, а она у Вас проявляется очень ярко.
Оценочная установка - показывает то, как человек оценивает себя и других. Наличие такой установки может свидетельствовать о том, что человеку свойственно оценивать не отдельные черты или поступки людей, а личность в целом. Оценочная установка указывает так же на то, как человек оценивает и себя - или резко положительно или резко отрицательно.
Эффект ореола — это ошибка мышления, при которой первое впечатление от одной черты или характеристики формирует наше мнение о личности. Ошибка атрибуции состоит в переоценке личных (внутренних) факторов в поведении других людей и одновременном преуменьшении значимости внешних обстоятельств, которые также могли сыграть свою роль.
Оценка личности в целом имеет такие слова-маркеры - "негодяй", "подлец", "глупец", или наоборот - "лучше всех". Проявляется и черно-белое мышление ("всегда или никогда", "или люблю, или ненавижу"). Имеется и склонность к сверхобобщениям ("постоянно", "никогда", "всегда"). Иногда происходит приписывание другим людям собственных мыслей и взглядов на жизнь ("они думают", "они знают", "они подозревают").
Что из этого проявляется?
Кратко напишу, как будем дальше работать в плане КПТ.
Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С. На этом этапе важно наиболее полно обдумать и записать колонку В: что промелькнуло в подсознании, какие возможные иррациональные установки Вы ощутили. Для подсказок предложен небольшой набор типичных "слов-маркеров" для каждой иррациональной установки.
Далее приступим к систематическому анализу дневника. Каждые несколько дней (а может и каждый день) будем разбирать ситуации из дневника, уточнять колонку В. Примерно через недельку (а может и раньше), когда ведение дневника уже не будет представлять особых проблем (именно в части колонки В), начнем следующий этап.
D): (disputing) – дискуссии, постановка под сомнение вредных систем убеждений с помощью их исследования, совместной с Вами оценки, оспаривания, выработка рациональных убеждений, соответствующих, прежде всего Вашему глубинному мировоззрению, приемлемых «душой».
Потом (практически одновременно с D) - E (effects) – закрепление в подсознании и поведении выработанных рациональных реакций как результатов осознания и оспаривания иррациональных (мешающих жить) установок.
Вот примеры: (долженствование к себе):
Очень часто клиентки (женщины) приводят банальный пример, «дома должно либо блестеть все, либо пусть все валяется... »
А) Осмотрелись кругом …
В) Боже, какой бардак, так не должно быть, это не приемлемо, требуется срочно навести порядок…
С) Эмоции: злость, неудовольствие, может быть даже отвращение к себе … и руки опустились, «пусть все валяется»…
Другие примеры:
А (активизирующие, или неблагоприятные факторы, активаторы). Например, вы испытываете желание преуспеть в учебе, работе, спорте, отношениях, но определенные (А) преграды встают на пути, обстоятельства (как Вам может кажется) мешают (в конкретной ситуации) этому желанию осуществиться.
В (убеждения), особенно иррациональные, по поводу провала и неуспеха. Например: «Я не должен был проиграть! Меня должны принять! Я ничтожный человек, раз меня отвергли! »
С (последствия), которые следуют за несчастьями и иррациональными убеждениями. Например, чувство сильной тревоги и угнетенности, самообвинение, апатия и отказ от своих целей.
Другой пример (катастрофизации+ долженствование):
A) — событие. Прошли собеседование на очень подходящую Вам вакансию, но на работу Вас не приняли.
B) — наше убеждение по поводу этого события. Пример: «Я должен получить эту работу, иначе я это не переживу», «Я обязан был получить эту работу, иначе я ничего не стою, отказ - это непереносимо, непреодолимо»...
С) - наши эмоции и действия по поводу этого события: злость, даже ярость по отношению к людям, ведущим собеседование, апатия и глубокое разочарование в себе, в людях в мире... Из действий (С) - это может быт алкоголь, немотивированная агрессия на близких, драка с незнакомыми людьми без повода, покупка "веревки и мыла".
Сначала вспомните примеры из Вашей жизни и опишите их А В С, можно прямо сегодня.
Мы разберем их и оценим (все же) насколько записано все более-менее структурно верно по сути столбцов. Только не бойтесь ошибиться, думать о том, что что-то сделаете не так. При работе с психологом "клиент всегда прав" в своих текущих мыслях, оценках. Психологу может быть что-то непонятно самому из Ваших ответов, тогда я задам дополнительные вопросы, вместе обсудим, уточним. В этом и заключается суть психологической поддержки.
Писать надо всю строку А В С, а то будет непонятно, "откуда ноги растут".
Пишите, приводите свои КОНКРЕТНЫЕ примеры из жизни. Один-два, пока не больше, чтобы можно было сконцентрироваться.
Хорошего дня!
Оценочная установка работает в основном в отношении себя, к другим редко применяю. Эффект ореола иногда бывает, но редко.
Примеры ситуаций позже напишу.
Приведу в пример последние ситуации.
1. Например, мне надо что-то уточнить у коллег, но они собрались вместе и болтают о чем-то не по работе. Я понимаю, что мне надо спросить, но чувствую скованность, долго решаюсь к ним подойти и спросить. Кажется, что я их отвлекаю, хотя я понимаю, что они ничем важным не заняты. Наверно, возникают мысли по типу "люди болтают, расслабляются, я сейчас подойду и все испорчу, опять я мешаю людям", "сейчас подойду, спрошу, а на меня заорут" хотя коллеги крайне редко могут на меня повысить голос и в целом хорошо ко мне относятся. Иногда, я могу почувствовать раздражение на фоне мыслей "ну сколько можно болтать? ! Мне уточнить надо, и это по работе, а они сидят и просто болтают, ничем же важным не заняты".
2. Мне надо позвонить сотруднику и что-либо ему сообщить, но в первый раз я не дозвонилась. Мои мысли, когда мне надо позвонить второй раз "а вдруг сейчас наорут. Человек же видел пропущенный от меня, может сам перезвонит? А вдруг я отвлекаю? " Что чувствую: скованность, неуверенность, разочарование, страх.
Я уже пробовала проработать самостоятельно похожие моменты, что на меня наорут. И почему-то с начальницей это работает и с самого начала работало. Она хорошая женщина, но если нервничает, то начинает повышать голос и все это с матом. Но я никогда не расстраивалась из-за этого, иногда это даже вызавало смех. Я понимаю, что она просто человек такой и для неё это обычное поведение, что она матерится не на меня, а на мою заторможенность/тупость, либо в целом она на нервах и поэтому так выражается.
Добрый вечер!
Ситуации Вы привели, но по схеме А) В) С) не разложили.
Разберем ситуацию 1.
А) "мне надо что-то уточнить у коллег, но они собрались вместе и болтают о чем-то не по работе. Я понимаю, что мне надо спросить, но чувствую скованность, долго решаюсь к ним подойти и спросить. Кажется, что я их отвлекаю, хотя я понимаю, что они ничем важным не заняты".
В) Они не должны болтать на работе? Заорут - это будет кошмар?
С) раздражение.
Примерно так?
Теперь самостоятельно попытайтесь разобрать ситуацию 2.
Это и есть первый шаг КПТ.
В первой ситуации мои мысли все-таки другие.
Ситуация 1.
А) "мне надо что-то уточнить у коллег, но они собрались вместе и болтают о чем-то не по работе. Я понимаю, что мне надо спросить, но чувствую скованность, долго решаюсь к ним подойти и спросить. Кажется, что я их отвлекаю, хотя я понимаю, что они ничем важным не заняты".
В) Опять я мешаю людям. Если на меня заорут - это лишний раз доказывает, что я туплю и я - никчемная личность. Коллеги то свою работу выполнили, они имеют полное право отдохнуть и поболтать.
С) раздражение на себя, разочарование в себе.
Ситуация 2.
А) Мне надо позвонить сотруднику и что-либо ему сообщить, но в первый раз я не дозвонилась. Я чувствую скованность, неуверенность, страх, разочарование.
В) я снова мешаю людям, отвлекаю их. Я всю жизнь всем мешаю. Если бы меня не было, всем было б гораздо лучше.
С) очень сильное разочарование в себе, опустошение. Хотелось бы заплакать, но уже пару месяцев я не могу плакать, не получается.
Доброе утро!
"В) Опять я мешаю людям" - это все же подсознательная установка долженствования - "я не должна мешать людям", в обеих ситуациях.
Здравствуйте! Хорошо
Здравствуйте!
Теперь шаг D) - оспаривание установки.
- Насколько часто Вы чувствуете, что мешаете людям?
- Почему Вы думаете, что это правда?
- Что страшного может случиться если Вы кому то помешали?
- В это верить, так думать - полезно, помогает по жизни?
- Как отреагировали бы другие люди на вашем месте?
Вот такие вопросы.
1. В зависимости от ситуации, но, наверно, чаще, чем стоило бы.
2. Потому что переодически я слышу в ответ "не мешай, не сейчас, я занят/занята".
3. Человек раздражается, может прикрикнуть на меня.
4. Нет, не полезно. Это очень даже мешает по жизни. Почти каждый раз, когда надо у кого-либо что-либо спросить, волнуюсь. Особенно, если человек незнакомый и я не знаю его реакции.
5. Смотря кто. Кто-то бы спокойно, кто-то расстроился, а кто-то почувствовал бы раздражение.
Здравствуйте!
- "Чаще, чем стоило бы". Есть понимание, но и привычные реакции. Замечайте привычные нерациональные реакции. Это уже будет шажок. Верно?
- "не мешай, не сейчас, я занят/занята". - так вот периодически грубовато говорят или все же редко?
- "Человек раздражается, может прикрикнуть на меня. " - это действительно сильно травматично? Часто бывало такое?
- "Почти каждый раз, когда надо у кого-либо что-либо спросить, волнуюсь. Нет, не полезно. Это очень даже мешает по жизни. " Волнение - нервозность, боязнь, смущение, тревожность,... Как бы Вы уточнили?
- "Кто-то бы спокойно, кто-то расстроился, а кто-то почувствовал бы раздражение. " Совсем спокойно наверное не бывает? Умеренное расстройство, может быть. Раздражение - недовольство, досада, неприязнь, неодобрение... Что из этого наиболее подходит?
1. Верно.
2. Именно так и говорят. Особенно мама, у неё все это ещё сопровождается страданиями, а когда говорю, что я же просто спросила, начинает кричать, прошу не кричать, в ответ "я не кричу, вот ты меня вечно критикуешь". В общем слово не скажи, всегда недовольна.
3. Часто, это не травматично, это неприятно.
4. Смущение, боязнь.
5. Умеренно расстройство и недовольство.
Добрый день!
По 2. "Именно так и говорят". Вопрос был - насколько часто?
Об отношениях с мамой. Сложная отдельная проблема. Скорее всего именно она заложила с детства в Вас подобные реакции.
Маму изменить практически нельзя, а себя — можно. Нельзя навязывать маме перемены, но можно и нужно о них побеседовать. Понять, что никто не обязан соответствовать чужим ожиданиям. Это сложно. Ожидания все равно будут. "Она не должна так себя вести... " наверное думаете Вы. Попробуйте в момент конфликта заменять "Не должна" на "Хотелось бы; Желательно;... Что бы она вела себя по другому, но уж какая она есть, у нее свои комплексы.
По 3. И все же: "Человек раздражается, может прикрикнуть на меня. "... - насколько часто бывало такое???
По 4. "Смущение, боязнь". Это похоже на драматизацию "А вдруг прикрикнет, обругает, рявкнет, начнет ворчать, отчитывать, браниться,... ". Может быть в этом корень проблемы в этой ситуации?
По 5. "Умеренно расстройство и недовольство". Недовольство тоже, видимо, умеренное?
Часто, по крайней мере для меня, раза 3 в неделю я слышу такой ответ.
Заложила подобные реакции не только мама, но и брат, тот с детства орал, когда к нему подходишь.
4. Совершенно верно, я не хочу, чтобы на меня опять кто-то наорал.
5. Конечно умеренное либо лёгкая досада. В идеале бы вообще ничего не чувствовать, но так, думаю, невозможно.
С мамой пробовала замену на "хотелось бы" и принять то, что она такая какая есть. Как раз по книге Альберта Эллиса прорабатывала, и какое-то время это работало, но как только она заметила, что я спокойно реагирую, то у неё началась та самая драматизация. У неё начинается сразу "меня критикуют"," да неизвестно сколько мне жить осталось", "мне плохо", "не отвлекай, а то я сейчас что-нибудь уроню или сама упаду", и может специально споткнуться упасть или уронить что-нибудь. Когда я сказала, что это всё манипуляции, она ещё больше начала возмущаться, что я так сказала.
Думаю, стоит упомянуть, что моей маме свойственно магическое мышление. Она все время увлекалась эзотерикой, а когда у меня была попытка суицида, после выписки их больницы, она отвезла меня в деревню к какой-то женщине, которая провела ритуал. Тогда же, когда мне было 16, она пошла в секту ДЭИР, потом и нас с сестрой туда привела. Естественно, у меня ничего из их практик не работало, и когда я говорила, что что-то я сомневаюсь, ругалась на меня. Года 4 я отходила в эту секту и забросила. К счастью, магическое мышление у меня полностью пропало. Но 3 года назад подруга начала увлекаться таро и прочим подобным, её расклады на меня не сбывались и я не верила. Один раз сбылось, и я начала сомневаться и немного поверила, потом выпал совсем плохой расклад. Я начала из-за этого нервничать, начались навязчивые мысли, полезла в интернет гуглить и вышла на окр, полегчало, т. К раньше у меня уже был окр. Посмеялась над тем, как могла поверить во всю эту чушь, и несколько месяцев назад магическое мышление пропало. А вот маму, к сожалению, переубедить не получается. Наверно, отсюда и все её страдания, ведь она верит, что вселенная должна ей помочь.
Добрый вечер!
Да, многие иррациональные установки заложены в детстве. Однако КПТ в отличие от психоанализа не копается годами в детских травмах, а смотрит как эти травмы проявляются в сей момент, работает с ними и тем самым устраняет и детские причины.
"4. Совершенно верно, я не хочу, чтобы на меня опять кто-то наорал. "
Это будет - Ужасно; Чудовищно, Кошмар, Жуть...? Ведь нет?
Пробуйте постепенно переходить к умеренным реакциям, давать им менее экстремальные оценки : Неприятно; Дискомфортно; Досадно, Огорчительно, ...
Что для этого нужно делать.
Подготовиться: "я хочу задать кому то вопрос. Возможна негативная реакция" - осознанное внимание, сделайте паузу.
Задать себе вопрос: "и что страшного случиться? "
Осмыслить: "Задать этот вопрос - объективная необходимость? ".
Приготовиться - "да возможен стресс". Что можно в этой ситуации сделать для подготовки - глубоко подышать, напрячь и расслабить мышцы, отстраниться от ситуации как бы разглядывая ее со стороны.
И вперед с мыслью "я делаю то, что правильно и чужая реакция меня мало волнует".
Попробуйте.
Спасибо, попробую. Я понимаю, что если наорут это будет не ужасно, это будет крайне неприятно. Возможно, так сильно всё воспринимаю, потому что на работе, естественно, не отдохнешь, прихожу домой и тоже невозможно отдохнуть.
Отзыв о консультации
Разобрали проблему в режиме бесплатной консультации. Проблему выявили, принцип работы понятен. Тем более до этого была знакома с методом РЭПТ.