Андрей Григорьевич, если вы вырастили 5 детей - честь вам и слава! Мало кто в наше время решается на такое, это достойно уважения! У вас большой опыт воспитания детей.
Однако, нужно учесть, что ваш сын, которого вы вырастили "психологически крепким" несмотря на это не смог построить свою семью, выстроить отношения с женой на основе взаимоуважения и доверия, зато сформировал за время семейной жизни у жены чувство ненависти к себе, что привело к проблемам для совместной дочери после распада семьи. Так что вашему сыну есть что корректировать в плане психологии отношений в паре. Он был ваш первый ребенок и, вероятно, на какие - то моменты вы не обратили внимание, которые оказались важными для формирования у мужчины правильных ролевых моделей в семье и выстраивания нормальных отношений с женой, которые бы не вызывали у неё агрессию к нему и его родителям.
Важно не повторять такие ошибки с внучкой и уважительно относиться к её индивидуальности, стремлению к самостоятельности и независимости от мнения бабушки и дедушки. Не стараться подгонять ребенка под рамки своих стандартов и ожиданий, рассматривая отклонение от них, как сигнал о психическом расстройстве ребёнка.
В помощь вам дам несколько ссылок, чтобы вы лучше понимали, что происходит с вашей 6 - летней внучкой на данном этапе её развития, что для этого возраста характерно Это определенный этап созревания. Для детей этого возраста характерны определенные психологические особенности развития.
"Ребенок становится более независимым oт родителей, иной раз даже нетерпеливым. Для него важнее мнение его товарищей. После 6 лет ребенок продолжает глубоко любить своих родителей, но старается этого не показывать Ему не нравится, когда его целуют, по крайней мере при людях. Он приобретает чувство собственного достоинства и хочет, чтобы его уважали.
Он хочет носить только такую одежду и прическу, как другие ребята. Он может нарочно ходить с расстегнутым воротником и расшнурованными ботинками. Он может совершенно забыть, как правильно есть за столом, садится за стол с грязными руками, набивает рот или ковыряет вилкой в тарелке. Он может рассеянно бить ногой по ножке стула, бросать пальто на пол, хлопать дверями или забывать закрывать их за собой. Он меняет пример для подражания: раньше он подражал взрослым, а теперь— своим сверстникам. Он заявляет о своем праве на независимость от родителей. И совесть его чиста, так как он не делает ничего такого, что нехорошо с моральной точки зрения. Эти плохие манеры и плохие привычки очень расстраивают родителей. Они думают, что ребенок забыл все, чему его так долго учили. На самом деле эти перемены доказывают, что ребенок навсегда усвоил, что такое хорошее поведение, иначе он не стал бы против него восставать. Когда ребенок почувствует, что он утвердил свою независимость, хорошее поведение вернется. А тем временем хорошие родители могут утешаться тем, что их ребенок нормально развивается. "
Полную версию статьи и рекомендации родителям можете почитать здесь
http://golovkomi.narod.ru/index/0-76И вот ещё одна статья, где очень подробно анализируют все проявления особенностей для 6-7 лет и дают подробные рекомендации по взаимодействию с детьми, чтобы помочь им успешно пройти этот этап развития. permsad148.ru/stranica-psihologa/6-7/