КонсультацииАрхив

Пограничное расстройство личности. Или люди с расщепленным Я

7461
21 нояб. 2016
Ольга Сахарова
Пограничное расстройство личности

Что означает этот термин. Кто они такие эти люди?
Как устроено их восприятие себя и реальности?

Центральным конфликтом пограничной личностной организации является отсутствие целостного образа себя. В их жизни часто присутствует противоречивая двойственность, которая является отражением их представлений о себе.

Они часто импульсивны, не последовательны, и испытывают очень яркие эмоции.

Ну, например, в наиболее выраженных случаях они могут осуждать беспорядочное половое поведение и проституцию, а при этом сами зарабатывать таким способом.
Они разделяют людей, либо на очень хороших, либо на очень плохих. Причем сегодня Вы можете быть идеалом, они будут восхищаться буквально каждым Вашим действием, выражать признание и соглашаться с Вашей точкой зрения, а завтра из одного неверного шага, Вы подвергнетесь жесткой критике и обесцениванию.

Таким образом, люди с пограничной личностной организацией не способны испытывать амбивалентные (двойственные) чувства к одному и тому же объекту. Они в своем восприятии разделяют этот объект на полностью хорошего сегодня, а в другой день на полностью плохого.

Главным признаком пограничной личностной организации является не способность переживать отвержение и избегание этого события любыми доступными способами, так как в их восприятии это переживание может полностью разрушить их самих

В таких случаях они теряются, мир начинает рушиться и они не могут найти в нем опору.
Выражается подобное поведение, например, в резком разрыве отношений, пока этого не успел сделать партнер при малейшем подозрении на отдаление, либо цепляние и подстройка, под партнёра полностью отказываясь от реализации себя. Сюда же относится избегание близких отношений.
Крайность это одна из основных их черт.

Импульсивность, проблемы в межличностных взаимодействиях, непоследовательность в действиях есть результат их основной драмы - невозможности переносить боль от отвержения, которая руководит их поступками.

Почему им так сложно или даже почти, невозможно, переносить отвержение? Как развивалась эта двойственность восприятия?

Формирование пограничного характера происходит в условиях “жесткого”, не поддерживающего окружения ранних лет. Сюда относится травмирующие события, такие как физическое или эмоциональное насилие, потеря близки и другие катастрофы.
В таких условиях фаза отделения ребенка от матери происходит не правильным путем, что приводит к развитию разного вида страхов, которые не могут быть пережиты, а потому оказывают свое влияние и во взрослой жизни.

Согласно Элиноре Гринберг есть три способа травматической сепарации ребенка:
  • Ребёнок теряет / отрывается от своих матери / отца до 3 - х летнего возраста. И, тогда, страх отвержения или брошенности будет преследовать этого человека в его дальнейшей жизни.
  • Мать / отец холодные и незаинтересованные. В этом случае развивается страх перед непризнанием и перед тем, что его не видят.
  • Мать / отец не разрешают выработать собственное «я» слишком близко держа от себя ребёнка или слишком его защищают.

Страх быть «задушенным» или «поглощённым» приводит избеганию близких отношений во взрослом возрасте.

Как справляется психика в таких условиях?
В этом возрасте у ребенка есть определенный набор защитных механизмов. Один из них называется расщепление. Маленький ребенок не может понять, что заботящиеся о нём люди обладают одновременно как хорошими, так и плохими для него качествами. Он воспринимает свой опыт контакта с окружающими, не как с единым постоянным объектом, обладающим разными качествами, а как с набором разделенных во времени разных взаимодействий, а то есть с хорошими или плохими взрослыми. Это помогает ему ориентироваться в этом мире.

Позже у человека формируются более зрелые защитные механизмы, частично замещая ранние.

Однако, при ряде травматических событий, описанных выше, расщепление остается основным защитным механизмам, который формирует психику.

Целостного образа людей, окружающих нашего героя не формируется, и он может взаимодействовать с миром через отдельные части себя.

Эти объясняются все внешние признаки их поведения.

Итак, в условиях негативного окружения у ребенка формируется сильный страх отвержения или поглощения по описанным выше схемам, который и не дает возможность адекватно переживать отвержения во взрослом возрасте. Личность расщеплена и сильно зависима от того, кто находится рядом. Йонтеф подчёркивает, что развитие константности объекта не завершено у клиентов с пограничным состоянием. Им, следовательно, трудно сохранить образ другого, когда они отделены от другого, также, как это бывает у маленьких детей. Расставание означает для них быть брошенными и угрозу дезинтеграции и психологической смерти. (Yontef: 463).

Если близкий эмоционально значимый человек относится хорошо и одобряет, то тогда наш герой чувствует себя хорошо, живым и здоровым. Если этот близкий вдруг начинает критиковать или еще хуже отдаляться, то у нашего героя возникают ощущения разрушения и потери себя.

Они не могут справиться с этим переживанием, и, тогда, на помощь приходят алкоголь, наркотики, суицид и другие способы уничтожения боли.

Давайте рассмотрим рисунок художника на тему пограничного расстройства личности.
Мы видим молодую женщину, ее лицо затемнено, что символизирует отсутствие целостного представления о себе. Вместо глаз у нее просветы, что говорит о внутренней пустоте, если рядом нет того, кто вызывает приятные эмоции. “Я существую, пока есть хороший ты. Если ты меня критикуешь, значит уничтожаешь”.

Около нее находятся изображения нечетких скелетообразных объектов, символизирующие негативное окружение первых лет, которое остается рядом с этим человеком и во взрослей жизни. Слишком сильные страхи сформированные тогда, сейчас превращают восприятии реальности, как нечто угрожающего и враждебное.

Эти люди живут все время в борьбе, с “демонами” из детства.
Именно, поэтому, попадая в сложные ситуации, они демонстрируют одновременно с просьбой о помощи отвергающее помощь поведение, проявляя в этом свою двойственность.
“Я ненавижу тебя, но не бросай меня” вот, так очень точно охарактеризовал суть пограничного конфликта австрийский психолог Альфрид Лэнгле.

Они боятся отвержения, но веду себя так, чтобы его получить, так как их восприятие происходит через призму негативного детского опыта.

Они уходят в фантазии об идеальном мире и развитии событий, но неизбежно сталкиваясь с реальностью испытывают сильное разочарование. Невозможность его пережить приводит к депрессии суицидальным мыслям или попыткам.
Крайности являются лейтмотивом их жизни. Они всегда балансируют на грани жизни и смерти.

Прекрасным примером пограничного расстройства личности является фильм “Прерванная жизнь". США 1999.

Само название уже характеризует суть патологии, которая формируется в условиях прерывания, а не нормальной сепарации (отделения) ребенка от матери.

Молодая девушка Сьюзи попадает с психиатрическую клинику после попытки самоубийства. Там она знакомится с одной очень привлекательной пациенткой Лизой, которая проходит безрезультатное лечение уже в течение 8 лет с диагнозом одноимённым этой статье.

Лиза агрессивна, импульсивна, часто сбегает из клиники, обманывает врачей и не принимает таблетки, оставляя их под языком. А то есть демонстрирует все виды сопротивления лечению. Вместе с тем она харизматична и привлекательна, хитра и умна.

Самый яркий момент пограничного конфликта разворачивается практически в самом конце фильма, когда Сьюзи выписывают после года лечения, и остается последняя ночь в больнице.
Девушки во главе с Лизи, украв дневник Сьюзи, устраивают чтение его в подвале больницы. Сьюзи просыпается, и заподозрив не ладное и спешит в подвал.

Эту сцену можно рассматривать, как внутри психическую картину переживаний пограничного человека, где каждая из девушек представляет собой отдельные части личности.
Атмосфера страха, тревожности и надрыва разворачивается среди стен подвала.
Лиза совершает насилие, читая личные записи Сьюзи, что символизирует травматическое событие. Сьюзи просит ее остановиться, но та и не собирается.

Речь Лизы очень ярко демонстрирует пограничное разделение, где она выставляет себя “негодяйкой”, а Сьюзи “хорошей девочкой”.

В какой - то момент Сьюзи начинает в страхе убегать, и скорее всего это страх поглощения. Лиза бежит за ней, крича о свободе. Вот так больная часть преследует здоровую, искажая реальность и формируя ощущения враждебного окружения.



Как происходит выздоровление?
Сьюзи останавливается, разворачиваясь к Лизе и произносит текст, который возвращается в реальность всех присутствующих девушек.

Ключевая фраза этого текста :“И может в том мире одни лжецы, невежество и тупость, но лучше я буду в том хреновом мире, чем тут с вами”.

Переживание боли дает свободу и возможность принять этот мир, таким, какой он есть. Это дает выход из фантазий об идеальной стране “Оз, которая существует только в психиатрической больнице.
Лиза впервые плачет от боли отвержения, но в этот момент у нее появляется возможность сформировать целостный образ себя и научится жить в реальном мире.

Психотерапия людей с пограничной личностной организацией или расстройством направлена на работу с травмой, которая мешает формированию целостного образа себя. Этот выход в реальность часто сопровождается болезненными ощущениями, однако, только пройдя через такой опыт человек, обретает истинную свободу.

Интеграции различных частей Эго дает возможность улучшить межличностное взаимодействие, в которых у таких людей часто возникают проблемы и наладить адекватную социальную жизнь.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
22 нояб. 2016
Да это даёт понимание. Хорошая статья.
23 нояб. 2016
Да это даёт понимание. Хорошая статья.


Спасибо!
24 нояб. 2016
Алина 17
А есть ли шанс вылечиться от этого, ведь это психиатрическое заболевание?
29 нояб. 2016
А есть ли шанс вылечиться от этого, ведь это психиатрическое заболевание?


Да, конечно.
Во первых важно пониисать разницу между пограничной структурой харакера и растройством личности
В первом случае результат восстановления происходит гораздо быстрее.
Конечно, если человек не занимается собой, то со временем его состояние будет прогресировать и ухудшаться, и тогда уже потребуется помощь не только психолога, но и психиатра.
Если человек осознает то, что у него есть проблемы и начинает что-то делать для того, чтобы их решить, то это говорит об очень хорошнм прогнозе.
20 янв. 2017
Alex3825
Отличная статья.
Даёт мне корень понимания собственной субъективной проблемы.
26 февр. 2017
(изменено 30 нояб. 2019)
Более полная версия https://www.psysovet.ru/articles/411