КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Страх публичных выступлений, боязнь опозориться. Переживаю из-за чужого мнения. Мне 18 лет

563
12 нояб. 2019
София55
Здравствуйте. Меня зовут София. Мне 18 лет. Я поступила учиться в этом году в институт. Дело в том, что я боюсь читать рефераты на семинарах, отвечать на вопросы преподавателя, мне страшно сказать что-то неправильно и переживаю о том, что обо мне подумают. Это уже дошло до того, что я думаю об этих семенарах за неделю вперёд, загоняюсь по этому поводу до слёз. Но я понимаю, что не важно, что подумают люди, но при этом страх и переживания не пропадают. В школе было то же самое, я избегала публичных выступлений. Но в классе 4 все было хорошо, я танцевала танцы и была очень резвой девчонкой, не стеснялась ответить и выступать. В какой-то момент это все пропало. Надеюсь, на ваш ответ, который мне поможет.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
12 нояб. 2019
София55, здравствуйте! Вы пишете, что до 4 класса у Вас не было страха публичных выступлений. Давайте попробуем восстановить события прошлого и разобраться, что именно испугало вас когда-то, из-за чего Вы стали себя чувствовать неуверенно на публике. Расскажите побольше про свою жизнь, когда Вы были в 4-5 классе. Вспомните, когда впервые Вы ощутили себя неуютно, выступая перед людьми. Опишите, что произошло, какие события на это могли повлиять.
12 нояб. 2019
София55
Я пыталась весь день вспомнить, в какой момент я стала чувствовать себя неуверенно на публике, но не смогла. Я помню, что ещё в классе 5-6 уверенно выступала на мероприятиях, читала стихи. В 5 кл я перешла в параллельный класс, но не думаю, что повлияло именно это. На уроках физкультуры мы играли постоянно в волейбол и нас не учили ему играть, а просто давали мяч в руки, а дальше делай, что хочешь, следовательно, когда у нас, девочек, не получалось мальчики смеялись над нами и именно поэтому волейбол я до сих пор избегаю. А ещё в средних классах у меня появился гастрит. Именно из-за этого начал урчать живот. Я до сих пор боюсь находиться в тихих местах и боюсь, что он может заурчать. Хоть это и нормально, у всех урчит, когда они голодные, но я этого жутко стесняюсь. Гастроэнтеролог сказал, что это психологическое, но ничего против мы не предприняли. Также для меня трудно забываются все неловкие ситуации, которые со мной произошли, я могу думать об этом годами.
13 нояб. 2019
София55, расскажите побольше о том, с чем был связан перевод в параллельный класс?
Гастрит часто является последствием стресса, результатом того, что человек постоянно в напряжении (или страхе). Расскажите, как Вы учились, насколько сложно Вам было? Какие отношения у вас были с преподавателями, с учениками? Какая обстановка в семье? Насколько строгие родители?
13 нояб. 2019
София55
Родители предложили перевестись и я согласилась. Я просто изначально хотела учиться именно в Б классе. Училась хорошо, преподаватели всегда поддерживали. С одноклассниками тоже были хорошие отношения, параллельный класс принял меня как свою, я сразу влилась в их компанию.
В семье у меня тоже все нормально. Родители не строгие, во всем меня понимают. Но с ними я немного отдалена, с детства привыкла, что они постоянно в своей работе.
14 нояб. 2019
София55, насколько часто Вас критикуют в семье? Насколько сильно Вы ориентированы на то, чтобы быть первой. Лучшей?
Если Вы пишете, что и учителя и одноклассники в школе и родители Ваши - все с Вами в отличных отношениях. То почему Вы стали бояться выступать перед ними? Ведь доброжелательная публика - это всегда моральная поддержка и одобрение, которые подпитывают оратора, придают ему уверенности.
14 нояб. 2019
София55
Родители иногда и вправду критикуют. Они могут сказать, что какая-нибудь из моих подруг лучше. Мама всегда хотела, чтобы я выступала на мероприятиях, участвовала в олимпиадах. Она постоянно мне напоминала, что я перестала это делать и что это плохо.
Мне всегда хочется быть лучшей. Написать контрольную, сдать экзамен лучше всех и тд.
Я не знаю, почему я стала бояться. Вы говорите, что меня что-то испугало. Я не могу вспомнить что и мне кажется, упускаю что-то важное. Если в 5 кл я ещё была активной, а в 8 я точно помню, что уже нет, значит этот переломный момент был в 6-7 кл.
15 нояб. 2019
София55, страх рождается из-за того, что для Вас теперь в приоритете "быть лучшей" - то есть Вы как будто соревнуетесь с кем-то каждый раз за первое место. А ведь в детстве вы просто получали удовольствие от выступлений на публике - просто от самого процесса (танцев, чтения стихов и тд), от того, что на Вас смотрели и видели, чему Вы научились и тд. А теперь Вы каждый раз идете выступать, не для того, чтобы выразить себя, а для того, чтобы получить чью-то оценку и при том самую лучшую. При таких условиях, когда Вы по сути "работаете, чтобы произвести впечатление на кого-то", а не чтобы выразить себя или выучить что-то новое для себя, Вы будете постоянно испытывать стресс, что не произведете впечатления самой лучшей и получите какую-то критику в свой адрес.
Задумайтесь, Ваши знания и умения никому кроме Вас самой не нужны - Вы учитесь и демонстрируете эти знания на публике ради себя, чтобы получить диплом, освоить любимую профессию, а не для коллег-студентов, преподавателей и родителей. Оценки со стороны - это всего лишь субъективные мнения отдельных людей и, если вы будете ставить цель угодить каждому, то Вы никогда этой цели не добьетесь и лишь приучите себя всегда угождать другим, всегда подстраиваться под мнение других. Так стоит ли портить самой себе жизнь и жить с вечным страхом, "как меня оценят? Вдруг не выберут лучшей?" ?
В качестве примера того, насколько чужие оценки бессмысленны, и того, что любые оценки со стороны (даже очень авторитетные) могут быть ошибочны, хочу привести Вам истории известных людей.
" «Безнадежен! » - такой вердикт вынес своему ученику, Людвигу ван Бетховену, его преподаватель музыки. С тех пор прошло почти 250 лет, и нет сегодня человека, даже очень далекого от музыки, который бы не слышал о Бетховене. А кто знает имя его учителя?
«Рисовать не умеет, воображение отсутствует полностью» - по этой причине Уолта Диснея уволили из книжного издательства, в которое он устроился на должность художника, рисующего шаржи и пародии. Как называлось это издательство и как звали начальника, который выставил Диснею оценку "профнепригоден", уже никто не помнит. А уволенный за отсутствие воображения карикатурист основал в Голливуде собственную киностудию и создал мультяшных персонажей, которые принесли ему более миллиарда долларов прибыли и всемирную известность.
«Ничего путного из него не выйдет» - к такому единогласному мнению пришли преподаватели юного Эйнштейна. Ребенок явно отставал в развитии (к четырем годам даже не умел разговаривать), поэтому неуды по всем предметам никого не удивляли. Даже в политехникум он поступил только со второй попытки. Повлияли ли оценки и мнения учителей на его дальнейшую судьбу? Разве помешали они ему реализовать себя в профессии? "

После таких уроков истории Вам все ещё хочется произвести впечатление на кого-то и получить одобрение, боитесь не получить высокую оценку?:) Вы все еще видите в этом какой-то высокий смысл для себя, чтобы бояться чужого мнения и оценок со стороны?
15 нояб. 2019
София55
Это действительно так. Спасибо вам большое☺️
15 нояб. 2019
(изменено 30 нояб. 2019)
София55, я рекомендую Вам почитать раздел "Для тех, кто не любит себя" https://www.psysovet.ru/forums/discussion/43115, где я собрала истории и мысли известных людей на тему того, насколько важно обращать внимание на то, нравится ли Вам самой то, чем Вы занимаетесь, и насколько важно не бояться делать ошибки и быть непохожей на других. Опыт многих поколений показывает, что счастье, успех и оценки, мнения нашего близкого окружения - это не связанные между собой явления. Каждый видит мир и оценивает других, исходя из своих личностных качеств и своего жизненного опыта, поэтому чужое мнение и оценки - это всего лишь отражение их внутреннего мира и представлений, а не объективный взгляд на Ваши способности и потенциал.