КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь боится сдавать ЕГЭ, появилась апатия, проблемы с памятью. Как ей помочь?

1427
09 янв. 2020
Марина
Моя дочь учится в 10 классе. Уже на протяжении 6 месяцев у нее и у меня ужасное состояние, она всегда твердит :" Я боюсь сдавать егэ и еще боюсь, что его не смогу сдать. Из-за этого у нее внутри постоянная тревога. В ней как будто поселился страх, появилась апатия к жизни. Любая ситуация сразу же обращается в слезы. Я боюсь, что еще не много и она может сделать что-то с собой, у нее не получается что-нибудь выучить нормально, потому что на следующее утро уже ничего не помнит... Из-за этого у нее возникают такие мысли: ты никчемная, ничтожество, ничего путного из тебя не выйдет. Что мне делать? Буду рада любым советам, хочу чтобы моя дочь жила полной жизнью, а не в постоянном страхе.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
10 янв. 2020
(изменено 10 янв. 2020)
Здравствуйте, Марина! Страх перед экзаменами рождается у детей, если взрослые придают неоправданно высокое значение экзаменам и , как следствие, внушают детям страх перед экзаменом, преподнося его , как что-то супер важное, способное сломать их жизнь в случае неудачи. От ЕГЭ жизнь человек не зависит. Это всего лишь школьный экзамен, который можно пересдать, если с первой попытки не получилось. Самая большая проблема, которая может возникнуть при несдаче этого экзамена с первого раза - это то, что на год будет отсрочено поступление в ВУЗ. Так что важно сформировать у своего ребенка адекватное отношение к этому экзамену. Никакой прямой связи между оценками, полученными за экзамены в школе, и счастьем и успешностью человека в жизни не прослеживается. Отличники могут стать обыкновенными клерками в офисе , а школьные троечники успешными предпринимателями. Заучивание и пересказывание материала не является залогом успеха в жизни. Вокруг множество примеров того, как успешные и талантливые люди поступали в ВУЗы далеко не с первого раза. А на счастье в личной жизни оценки в школе вообще не влияют. Так что тезис "если не сдам ЕГЭ, то я никчемная и ничего путного в жизни не выйдет" абсолютно не имеет никакой связи с реальностью.
Расскажите подробно, что произошло в жизни девочки полгода назад, когда у неё началось то, что Вы обозначили, как "ужасное состояние". Какие стрессы, какие изменения в жизни могли спровоцировать её постоянную тревогу? Расскажите про режим жизни девочки, наличие каких-либо заболеваний. Симптомы, которые Вы описали , характерны для переутомления или для дефицита сна. Обращались ли Вы к врачу-неврологу по поводу проблем с работой нервной системы ребенка - депрессии, постоянной тревожности ребенка и нарушения функции памяти?
10 янв. 2020
Марина
Здравствуйте , спасибо за ответ . Сейчас постараюсь подробно описать . Мы переехали в Москву как раз пол года назад , сменили школу и попали в профильный хим-био класс . Школа сильная , очень много требуют . В школе друзей мало , дочка говорит, что они ведут себя так , словно они первого сорта , а ты сорняк. У нас частые головные боли из-за вегето-сосудистой дистонии . Обязательно свожу ее к неврологу , потому что мне это уже не нравится . Я уже сама начала ложиться и просыпаться с мыслями о егэ . Очень переживаю за нее . А еще , самое интересное то, что она сама хочет стать врачом . Я сама уже начала сомневаться в том , что она сможет стать доктором . Я не знаю чем ей помочь ? Как помочь ей стать врачом ? Как снизить ее панику ? Я сейчас набираю это сообщение вам со слезами на глазах , так как это моя первая дочь и Я очень боюсь ее потерять . Я боюсь что под этим натиском егэ , она сломается. ЧТО вы можете мне посоветовать ?
11 янв. 2020
(изменено 11 янв. 2020)
Марина, у дочки сразу несколько проблем:
- переезд в Москву и смена школы. смена окружения и ритма жизни - это новые условия к которым необходимо адаптироваться. Это стресс и высокая нагрузка на нервную систему подростка, организма которого итак испытывает повышенную нагрузку из-за активной фазы роста. гормональных изменений, сопровождающих пубертатный период.
- смена школы - это смена программы на боле сильную, повышенные требования и нагрузка. Помимо этого ещё давят и выпускные экзамены, от которых зависит поступление в институт. Это значит повышенная нагрузка, психологическое давление и, как следствие, переутомление.
- Смена коллектива и окружения - девочка-подросток оказалась вырванной из привычной среды друзей и родных и попала в столичный коллектив, где оказалась в положении "чужака". Её не охотно принимают , потому что она из другой среды и пришла в уже сформировавшийся коллектив. где есть сложившиеся связи . Самооценка девочки упала. Ей сложно еще и потому, что она не понимает, как ей стать равной , что сделать, чтобы стать своей.
То есть у девочки наложились физиологические проблемы, связанные с пубертатным периодом и сильным стрессом, на социальные проблемы - необходимость соответствовать новым требованиям в коллективе и учёбе. Она оказалась в условиях, которые практически выжимают все её силы и создают избыточное для подростка психологические о физическое напряжение.

Вам имеет смысл поговорить с дочкой обо всем этом. чтобы она понимала, что нет её вины в том, что она что-то не запоминает или не может. Это естественно в тех условиях, когда на неё свалилась такая нагрузка по всем фронтам. Важно сейчас в первую очередь позаботиться о здоровье девочки - это во много раз важнее, чем учеба и ЕГЭ. Поэтому начинать нужно с врача-невролога, чтобы он помог улучшить физическое самочувствие и справиться с последствиями стресса.
Очень важно следить, чтобы девочка высыпалась - именно во сне восстанавливается нервная система и формируется память, от качества сна зависит концентрация внимания, настроение и самочувствие. Если ребенок невысыпается, то будет депрессия и низкая обучаемость из-за физиологических причин. Так что ложиться необходимо не позднее 23.00 и за 30-40 минут до этого выключать телефон. компьютер, телевизор, чтобы снизить информационный поток. Подойдет приятная расслабляющая музыка, расслабляющий массаж, ароматерапия, чтобы подготовиться ко сну.
Объясните дочке, что оценки в школе и экзамены - это не самоцель. Если что-то не получается сейчас, если экзамен не сдан, то это всегда можно исправить - это не катастрофа, которая испортит жизнь, а всего лишь временная проблема, которую можно потом исправить . Поэтому относиться к экзамену нужно, как к чему-то проходящему, и не связывать счастье и успех в жизни именно с этим событием ( и Эйнштейн, и основатель корпорации Apple проваливали экзамены и это никак не помешало им стать всемирно известными и успешными людьми - их биографии можно почитать, чтобы убедиться, что их путь не был гладким). Если она хочет быть врачом - она обязательно будет врачом. Не обязательно для этого сдать экзамен или поступить в ВУЗ с первого раза. Можно сделать перерыв, восстановиться и снова подготовится к экзамену и поступлению. Это нормально и так делают многие.
Ваша задача, как мамы, правильно расставить приоритеты и показать подростку,что жизнь не ограничивается учебой и не зацикливается на ней. Обязательно делайте выходные, в которые Вы с дочкой будете выбираться куда-то в музеи. на концерты, на прогулки - за новыми впечатлениями и радостями жизни.
Для выведения гормонов стресса и избавления от депрессии очень важна ежедневная физическая активность - как минимум прогулки 40 минут в энергичном темпе до первой испарины. Подойдут так же коньки, лыжи, велосипед, любые игры на свежем воздухе и др. Очень хорошо помогают танцы - там и музыка и движение способствуют снятию напряжения и выбросу гормонов радости - эндорфинов.
11 янв. 2020
(изменено 17 апр. 2020)
Марина

Огромное Вам спасибо, прочитала ваше сообщение и понимаю, какая тяжелая ноша легла на ее хрупкие плечи. Постараюсь что-нибудь исправить в нашей ситуации. А как вы думаете поход к психологу или к психиатру может изменить ситуацию?

11 янв. 2020
(изменено 11 янв. 2020)
Начните с посещения врача-невролога. Он проведет диагностику и, если увидит какие-либо проблемы, требующие участия других специалистов, он Вам даст направление к нужному специалисту.
Важно понимать, что девочке прежде всего нужна разгрузка и отдых, правильная расстановка приоритетов - полноценный сон, физическая активность, общение с друзьями и близкими людьми, чтобы переключаться с учебы на отдых, развлечения и приятное общение. В жизни подростка , как и в жизни любого человека, важно соблюдать баланс между трудом и отдыхом, учебой и развлечениями, между делами и личной жизнью. Сейчас девочка зациклена на одной учёбе и поэтому проблемы с учебой являются для неё трагедией, потому что ничего другого она не видит - фокус внимания только на учебе и экзамене, а остальная жизнь проходит стороной и у девочки нет возможности переключиться, отвлечься, отдохнуть от мыслей об учебе и восстановить душевное равновесие в общении и развлечениями с близкими друзьями. К тому же переутомление лишает её способности усваивать материал (возникают проблемы с концентрацией внимания и памятью) и она начинает паниковать, начинает еще больше времени уделять учебе, усиливая переутомление. А результаты лишь ухудшаются и её самооценка падает, возникает апатия и депрессия. Так что отдых и переключение внимания на приятные новые впечатления и физическую активность для неё сейчас невероятно важен, чтобы восстановить свои способности к обучению.