КонсультацииОтношения родителей и детей

Что и как рисуют наши дети?

1344
17 нояб. 2015
Lelik
Говорят, что по детским рисункам можно выявить глубинные психологические проблемы развития, если они есть.

Сыну часто в школе делают замечания и снижают оценку на уроках рисования за то, что изображаемый предмет меньше, чем планировался учителем. Так же часто (дома) рисунки карандашные, т. е. он их не раскрашивает (не заканчивает)...
Предполагаю следующее: предметы маленького размера - занижение самооценки? Не законченные рисунки - неуверенность в себе??? В обычной жизни не вижу часто этих проявлений и тем не менее - не боюсь хвалить лишний раз, если вижу, что где-то что-то не получается - предлагаю/оказываю помощь,(совместная деятельность) Подскажите пожалуйста, всё ли я правильно интерпретировала? И что я могу сделать для него еще?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
17 нояб. 2015
Lelik, вечер добрый!
Вы правы, по детским рисункам можно выявить некоторые психологические трудности, проблемы и особенности. Но никогда нельзя ориентироваться только на рисунки. Всегда нужны дополнительные методики и беседа с ребенком.
По моему опыту, маленькие рисунки и незаконченность у детей говорит скорее о низком тонусе и/или высокой переключаемости. На фотографии рисунки вообще замечательные, Вы не указали сколько лет сыну, но создают они очень благоприятное впечатления для ученика младших классов.
Вы спращиваете, что бы Вы еще могли сделать для сына. Сделать чтобы что? Чего Вы хотите добиться? Я не очень поняла, вроде бы поднять самооценку, но Вы пишите, что она вроде и не занижена у него
17 нояб. 2015
Здравствуйте, Lelik !
Да, присоединюсь к тому, что по рисункам можно сделать лишь некие приблизительные выводы, но вообще надо смотреть в целом, а по рисункам - беседовать о том, что ребенок нарисовал и т.д.
На фото вроде бы на рисунках предметы крупные.
Особенно живое впечатление производят рисунки с птицами, тюленем и людьми. Прям вот хорошо схвачен момент. В рисунках передано движение, эмоции. Кажется, они сейчас оживут.
Меня вот что удивило: контур выполнен достаточно технично, аккуратно, а раскраска местами сильно за контур вылезает. У ребенка случайно нет двигательных нарушений?
По выбору сюжетов - животные, мультяшные персонажи, мама и папа (да?) можно предположить, что ребенок мягкий по характеру, неагрессивный.
Если смотреть по цветам - достаточно много мягких коричневатых оттенков - то это может говорить о какой-то "заземленности", внимании к телу и прочим материальным вещам.
Повторюсь, это всего лишь очень приблизительные предположения.
17 нояб. 2015
Lelik
Здравствуйте, Lelik !
Да, присоединюсь к тому, что по рисункам можно сделать лишь некие приблизительные выводы, но вообще надо смотреть в целом, а по рисункам - беседовать о том, что ребенок нарисовал и т.д.


Спасибо Вам большое за ответы!
Простите меня пожалуйста, я всех запутала))
На фото рисунки дочки, и даже не совсем ее... Екатерина, действительно есть двигательные нарушения (спастический тетрапарез), поэтому мы рисуем наоборот - сначала она рисует, а затем мы втроем смотрим, что получилось и уже я вместе с ней делаю контур)) -

Рисунки сына просто описАла, много просто карандашных контуров, много неоконченных рисунков, как-будто не хватает терпения. Часто, если не получается - готов бросить (не только в рисунках). Есть и хорошие работы, но чаще рисует на маленьких блокнотиках, а не на альбомных листах. Сложно ориентироваться в пространстве?

Сыну 10 лет.
Вот его рисунки

17 нояб. 2015
Судя по тем рисункам, что Вы выложили с ориентацией в пространстве все прекрасно: смотрите, весь рисунок помещается еа листе, есть даже основы композиции и изображение движения. А по поводу блокнотиков: возможно, для Вашего сына важен не красивый результат, а сам процесс. И может это его способ справится с каким-то переживанием - быстро зарисовать что-то. Это может объяснять и то, что он не дорисовывает, как только потребность разрядилась, рисовать дальше не имеет смысла. Как Вам такое мое предположение?
17 нояб. 2015
Lelik
Елизавета

Спасибо большое за ответ. Думаю - Вы правы! зарисовать и забыть. Рисунок не как рисунок, а как способ что-то пережить. Присмотрюсь повнимательнее.
:)
19 нояб. 2015
на фото рисунки дочки

Ага, спасибо, теперь понятнее. А то я прочитала в другой теме, что у вас дочка особый ребенок, думаю, неужели и сын тоже.
Здорово у вас получается в соавторстве рисовать!

По рисункам сына - присоединюсь к Елизавета , с ориентацией в пространстве все хорошо. Рисунки располагаются посредине листа, их размеры соответствуют размеру листа.
Карандашные наброски людей довольно схематичны для 10 лет, но это может быть как раз потому, что это набросок.

Часто, если не получается - готов бросить (не только в рисунках).

Это всего лишь черта характера, причем еще формирующегося характера, и "плохая" она или "хорошая", зависит от того, как человек научается с ней обходиться.
Если эта черта умеренно выражена, то она вполне полезна: человек не застревает в безнадежных делах, быстро переключается, восприимчив к новым идеям и т.д.
Если сильно выражена - получаем "летуна", который ничего не может довести до конца.
Ваша помощь сыну конкретно по этому вопросу могла бы быть такой: принять эту черту и научить его наилучшим образом ее использовать.
А есть ли у него сферы, где он хочет и может преодолевать трудности и добиваться результата?
19 нояб. 2015
Lelik
А есть ли у него сферы, где он хочет и может преодолевать трудности и добиваться результата?


Да, разумеется, есть. Есть даже то, ради чего готов пожертвовать и сном и едой :-)
20 нояб. 2015
Есть даже то, ради чего готов пожертвовать и сном и едой

Надеюсь, это не комп. игрушки :)
Ну вот, получается, что парень знает, чего хочет, а остальное - факультативно.
Ну а серьезно, привычка не доводить до конца - она реально ему мешает или это больше ваше убеждение "нельзя бросать начатое"?
Поясню свою мысль. Дела бывают обязательные и не очень. Если ребенок бросает на полпути, скажем, учебу в школе, то это ситуация сложная, хотя и из нее бывают счастливые выходы. А если ребенок периодически меняет свои увлечения - то это, в общем, нормально, особенно если при этом у него есть какое-то постоянное.
Если сам страдает от того, что ничего не может закончить - это одно, а если просто ищет себя - ну так в этом возрасте самое оно этим заниматься.
20 нояб. 2015
Lelik
Если сам страдает от того, что ничего не может закончить - это одно, а если просто ищет себя - ну так в этом возрасте самое оно этим заниматься.


Сам он точно не страдает)))
Думаю да - поиски себя и своего)
22 нояб. 2015
Красиво!

Мамы такие паникерши )))

Да, Вы довольно много беспокоитесь за детей, как мне показалось...

Для серьезных дел, таких как учеба, есть слово "НАДО". Он это знает! И не отлынивает )
думаю незавершенными остаются лишь те дела, которые не важны или не интересны...

Ну, если человек может разграничить важные дела и неважные и от важных не отлынивает, а от неважных может отказаться, по-моему, это отличная стратегия.

К примеру сегодня: попросила помыть посуду после обеда (пара тарелок) - сделал, но очень некачественно, т.е. поленился воспользоваться губкой и средством . Правда я промолчала. Сказала "Спасибо, ты молодец!", но потом втихаря перемыла... Нужно ли в этой ситуации ему сделать корректное замечание или нет?

Тут нельзя однозначно сказать, что лучше. Один раз плохо помыл или всегда так? Почему плохо помыл - куда-то торопился? решил, что и так сойдет? просто не знает, как надо мыть посуду?
Как Вы думаете, если Вы сделаете замечание, какова будет реакция сына? А ваша - на его реакцию?
23 нояб. 2015
Lelik


Тут нельзя однозначно сказать, что лучше. Один раз плохо помыл или всегда так? Почему плохо помыл - куда-то торопился? решил, что и так сойдет? просто не знает, как надо мыть посуду?
Как Вы думаете, если Вы сделаете замечание, какова будет реакция сына? А ваша - на его реакцию?


Это нечасто, но бывает, делаем спустя рукава...
либо спешит, либо оооочень не хочет, но "мама просила", поэтому надо. Как мыть - знает. Почему в этот раз сделал плохо - вероятно ждали дела поинтересней:(

Замечания я делаю если не удовлетворяет качество сделанного, но не всегда.
Считаю "положительное подкрепление" эффективнее отрицательного. Обычно так: "Ты молодец! так мне помогаешь! А ты не пробовал применить вот это? Может быть получилось бы еще лучше? Нет? А... ты не подумал?! Ну ничего! В следующий раз можно ЭТО испытать! Да? Отлично!"

Мне кажется, если человек что-то делает, по просьбе другого, и не всегда получается - критикой можно желание помогать превратить в нежелание. Хотя ситуации всегда разные.
В нашем случае - критику мы не любим. Думаю - от большого количества замечаний - стараний будет все меньше и меньше:cool:... идем другим путем. Насколько верным - наверное только время покажет.

Опять же - о мужских обязанностях в доме не нужно говорить... если по дороге из школы мы заехали в магазин - пакеты и сумки хватает даже те, которые не под силу... лучше будет волочить по земле... но мне отдаст только в самом крайнем случае...
24 нояб. 2015
Да, на мой взгляд, чаще всего именно положительная мотивация лучше работает, хотя бывает иногда, что похвала, наоборот, расхолаживает, но это не ваш случай, т.к. Вы пишете, что критику сын не любит и Ваша тактика в общем работает. У Вас накоплен репертуар, так сказать, способов, как мотивировать сына. Действительно, похвала, даже авансом, благодарность, вера в человека - мотивирует "подтягиваться" к уровню качественной работы. Другой способ - это постепенно передавать ребенку ответственность за дела, которые он делает. В Вашем случае это выглядело бы так: плохо помыл посуду - едим из грязной, или же мама перемывает, но из-за этого меньше времени остается на какие-то совместные занятия... С этим методом надо не перегнуть палку, то есть ребенок должен чувствовать, что Вы все-таки на его стороне, но вот - такова жизнь, ресурсы ограничены, либо моем посуду, либо что-то другое.

А вообще, прекрасный у Вас сын :) Прямо хочется спросить: Вы на него жалуетесь или хвастаетесь? ;)
29 нояб. 2015
Lelik
Прямо хочется спросить: Вы на него жалуетесь или хвастаетесь? ;)


Люблю! Люблю я его:)
30 нояб. 2015
Вам материнское сердце и интуиция подсказали правильное решение!
Кажется, я даже рада, что ошиблась со своим предложением "естественных последствий" :)

Люблю! Люблю я его

Это самое главное :)
01 апр. 2016
Ксения77
Добрый вечер! Ребенку 2.5 года, в последнее время она как-то странно начала разукрашивать свои раскраски, я уже начала бояться, не значит ли это что-то.
за качество фото прошу прощения, ребенок не очень дал сфотографировать.
01 апр. 2016
Ксения77,
Ксения, а что именно Вас напрягло?
Ребенок раскрашивает смыловые места - те, куда больше всего направленно внимание. Это хорошо, что они совпадают с социально-принятыми важными местами - лицо, глаза, рот. Пока ребенок не сожет рисовать только внутри контура, поэтому такая штриховка. Выбор цветов может тоже диктоваться просто яркостью и привлекательностью красного)
Есть ли еще что-то в поведении дочери, что Вас беспокоит?
02 апр. 2016
Ксения77
Елизавета,
Спасибо большое за ответ! так все в порядке, я просто испугалась, что акцент именно на лицо..руки,спасибо большое еще раз
02 апр. 2016
Ekaterina5
Я по дочке заметила - она рисует красным агрессию - рот, глаза - подумайте... Например, злой пес: будут красные глаза и красный язык - признак агрессии этого пса... Зеленый - спокойствие... То есть если ребенок видит красные глаза, руки красные и красный рот - по мне признак возможно ассициативный агрессии (глазами ребенка)