КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь (4 года) не хочет надевать обувь. В садике с горем пополам выводят на прогулку. Что делать?

1739
28 окт. 2020
Анна
Дочери 4 года 2 месяца и у нас проблема с обувью. Точнее с процессом ее надевания. На протяжении долгого времени это тянется, но всегда находили подход - уговаривали, отвлекали, меняли обувь. Последние два месяца каждый выход из дома заканчивается истерикой. Ребенку не нравится, что обувь можно снять (абсолютно любую, второй ногой давит на пяточки и ножка освобождается) ей нужно, чтобы обувь не снималась. Уговоры, отвлечение, другая обувь, ничего не помогает. До момента сборов она абсолютно адекватный ребенок - разговаривает, что конечно, сапожки нужны, она обязательно их наденет, что они такие красивые. Но как только доходит до дела - все, истерика, нытье и "неудобно". Предлагаю идти в тапочках, или босиком, чтобы она могла на деле почувствовать, зачем нужны сапожки, но одно слово "нет". В садике та же история, говорят что на одну прогулку с горем пополам выводят они ее, на вторую уже все, попросили забирать после сна, чтобы самим с ней мучиться. Руки опустились, не знаем, как быть.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
28 окт. 2020

Анна, здравствуйте. Я готова побеседовать с Вами, ознакомьтесь, пожалуйста, с условиями.

28 окт. 2020
Анна

Альбина, здравствуйте. С условиями ознакомлена, с пунктами согласна, благодарю.

28 окт. 2020

Анна, скажите, пожалуйста, верно ли я понимаю, что Вы исключили все возможные физиологические причины отказа дочки надевать обувь? Обращались ли к специалистам?

28 окт. 2020
Анна

К специалистам не обращалась, до этого не видела повода. Физиология здесь не причем - у дочери на данный момент 6 пар разной обуви (осенней и зимней) и ни одну из них она не хочет надевать, точнее она их выбирает, покупает, надевает и тут специально стаскивает их и начинается истерика...

28 окт. 2020

Анна, верно ли я понимаю, что Вы видите психологический аспект в поведении Вашей дочери?

Если предположить, что она специально истерит, то с чем это могло бы быть связано?

Может быть, Вы припомните какие-то ситуации, обстоятельства, которые могли сформировать у дочки особое отношение к этому предмету?

На протяжении долгого времени это тянется

Насколько долго?

А летняя обувь как ею воспринимается? Вы сказали, что два месяца как ситуация обострилась - это связано со сменой обуви на демисезонную?

Когда уже надели обувь уговорами и прочими ухищрениями, она нормально ходит? Вспоминает об обуви? Говорит о неудобстве? Снимает ли обувь на улице?

Мои вопросы сейчас направлены на уточнение вокруг слова Вашей дочки "неудобно".

А как она в магазине выбирает - соглашается примерять?

28 окт. 2020
Анна

Да, я думаю, что это психологический аспект. Летом проблема тоже была, на сандаликах застёжки, так она их натягивала так сильно, что они рвались, тоже менять только успевали. Но проблема не вставала остро, удавалось или на другие сандали поменять, или отвлечь.

Может быть, Вы припомните какие-то ситуации

Не могу сказать, не помню.

Насколько долго?

Очень долго длится, проблему помню еще с частного садика (года 1,5 ей было).

это связано со сменой обуви на демисезонную?

Осень мы еще как то пережили, а зимние ботинки отказывается носить, да и осенние уже тоже.

Когда уже надели обувь уговорами и прочими ухищрениями, она нормально ходит?

Как только надели и отошли от дома/садика, проблема пропадает, доча бегает, ходит и не вспоминает про ботинки. На улице не снимает.

А как она в магазине выбирает - соглашается примерять?

Да, 2 дня назад с папой купили 2 пары зимних сапожек (уже сил не было уговаривать на те, которые были, решили другой метод выбрать), она выбирала сама, несколько раз говорила, что ей в них удобно, дома мне похвасталась ими, но на утро переж садиком все повторилось. Они снимаются, я хочу чтобы туго было.

28 окт. 2020

Хорошо, поняла Вас.

Вашей дочери как-будто хотелось бы носить обувь, которая ей чуть маловата?

Вы пробовали надевать ей носочек для увеличения плотности?

Да, я думаю, что это психологический аспект.

Можете развернуть эту мысль?

28 окт. 2020
Очень долго длится, проблему помню еще с частного садика (года 1,5 ей было).

Вспомните, пожалуйста, как проявилось впервые? Что происходило в Вашей семье в тот период?

29 окт. 2020
Анна
Вашей дочери как-будто хотелось бы носить обувь, которая ей чуть маловата?

Не совсем, она хочет, чтобы ее невозможно было стянуть. Но даже высокие сапоги все равно можно снять с пяточки, чем она и занимается.

Можете развернуть эту мысль?

Один ребенок в семье, очень долгожданный. Старались все время все для нее делать. Бабушки сильно балуют. Возможно, дело в этом.

Но при этом нет проблем с игрушками, сладостями и мультфильмами- если мы говорим, что нельзя, она воспринимает спокойно

Что происходило в Вашей семье

Это было 3 года назад, подробности не вспомню - но у нас отличные отношения с мужем, если мы и ругаемся, то это крайне редко и только в период Викиных обострений, когда нервы на пределе. Доча всегда была очень развитой, общительной, активной. В общем то ничего плохого у нас в семье не происходит.

Внимание возможно мало ребенку от папы с мамой, оба работаем много, но мы всегда стараемся с ней играть, обнимать, танцевать, выезжать куда то.

29 окт. 2020
хочет, чтобы ее невозможно было стянуть. Но даже высокие сапоги все равно можно снять с пяточки

Уверена, что Вы испробовали массу способов, и в то же время, например, коньки, невозможно стянуть без расшнуровки, сидят как влитые.

Скажите, как это обычно происходит? Утром Вы собираетесь в сад, она надевает обувь, потом ее стягивает, так?

Как Вы обычно реагируете?

Чувствуете ли нарастание напряжения каждый раз перед необходимостью одевать дочь?

Пробовали играть с ней про ботиночки и сапожки, про пяточки и ножки?

Первое мое стремление направлено на снижение симптома. Игра - самый быстрый и действенный способ приблизиться к пониманию того, что именно ребёнок хочет сообщить, какую потребность реализует через взаимодействие с обувью и родителями.

Бабушки сильно балуют. Возможно, дело в этом

С бабушками дочка тоже не хочет обувь надевать? Если да, то как они справляются? Как реагируют?

Бывало ли такое, что дочь отказывалась надевать обувь - взрослые не находили способов уговорить и она оставалась дома?

29 окт. 2020
Анна

У нас есть ботинки на шнуровке, она их сначала расшнурует, потом станет и говорит, что неудобно.

Да, она с радостью собирается куда-нибудь, сад или танцы, надевает их, и начинает психовать. Конечно, напряжение возникает уже при одной только мысли о ботинках.

Играть пробовали, куколка сама надевает ботинки, никто ее не уговаривает. Разговариваем, что без обуви холодно, что выйти на улицу без этого невозможно, она все понимает, проговаривает это, говорит, что будет их надевать. Но как до дела доходит, ничего.

Бабушки не могут справиться, как и воспитатели - звонят нам, дальше от ситуации- если в саду и надо забрать, то просто одеваем ее насильно и выводим. Потому что там истерика такая, что весь сад сбегается. Если дома, по-разному- если идет на контакт, разговариваем, если нет, пытаемся игнорировать и ждем, пока проорется и успокоится.

Да, последние дни вообще не выходит из дома, ни в сад ни на танцы, ни гулять, никуда. У нас нет сил на уговоры, пытаемся ее собрать - она не хочет ну и не надо.

29 окт. 2020
Да, последние дни вообще не выходит из дома, ни в сад ни на танцы, ни гулять, никуда. У нас нет сил на уговоры, пытаемся ее собрать - она не хочет ну и не надо.

Вот это примечательный момент.

С кем она остается дома?

Есть ли у Вас ощущение, что дочь манипулирует с определенной целью?

Например, с целью остаться дома?

Бабушки сильно балуют. Возможно, дело в этом.

В чём видите их влияние?

Играть пробовали, куколка сама надевает ботинки, никто ее не уговаривает. Разговариваем, что без обуви холодно, что выйти на улицу без этого невозможно, она все понимает, проговаривает это, говорит, что будет их надевать.

Есть такой метод, называется Игровая Терапия, Центрированная на ребенке. Её суть в том, чтобы дать ребенку возможность самому выстроить игру.

Взрослый не направляет игру, а лишь подхватывает идею и сюжет, который ребенок выбирает спонтанно, исходя из своих неосознаваемых мотивов, давая возможность наблюдателю увидеть истинные потребности малыша.

Такой метод позволяет работать с широким спектром поведенческих особенностей, глубже понимать своего ребенка, считывать его неявные послания взрослым.

То есть в истории с надеванием обуви не обязательно играть про ботинки. Скорее здесь присутствует материал про уровень привязанности и способы выражения чувств.

Есть много информации в интернете, если Вам будет интересно, я дам ссылки на лекции мастеров этого метода. Так как Вашей дочке трудно выходить из дома, возможно, Вам будет полезно освоить самые начальные навыки из этого метода для применения в домашних условиях.

Очень интересно было бы поисследовать, про что играет Ваша дочка самостоятельно или с другими детьми, про что предлагает играть вам как родителям. Также можно использовать арт-терапию - рассмотреть рисунки дочери, на свободную тему и по заданию.

Разговариваем, что без обуви холодно, что выйти на улицу без этого невозможно, она все понимает, проговаривает это, говорит, что будет их надевать.

Я слышу, что вы выбрали путь убеждения, обращаясь к когнитивной части ребенка, взывая к разуму, в логике. Это не совсем действенный путь коммуникации с ребенком такого возраста. 3-4летки коммуницируют в основном на эмоциональном уровне - много чувствуют, но выразить пока не могут.

Чаще всего в "умных разговорах" говорят то, что от них хотят слышать взрослые. А что-то важное для них самих остается скрытым.

29 окт. 2020
Анна
Есть ли у Вас ощущение, что дочь манипулирует с определенной целью? Например, с целью остаться дома?

Да, у меня есть ощущение, что это манипуляция. Но только не с целью остаться домая а скорее привлечь внимание. Вика очень любит садик, детей, танцы, гулять, в общем очень общительная, и мы очень удивлены, что она готова сидеть дома, лишь бы не надевать их.

Я дам ссылки на лекции мастеров этого метода.

Да, пожалуйста, мне это интересно!

Про что предлагает играть вам как родителям.

Сегодня мы играли куклами в детский сад, она руководила сама, я делала все, что доча говорит - мы пришли в сад, переоделись, сделали зарядку, поспали, погуляли и пошли домой.

Рассмотреть рисунки дочери, на свободную тему 

В последнее время постоянно рисует нас с ней, и втроём с папой, везде улыбаемся, и разные ситуации - дождь, день рождение, гуляем

говорят то, что от них хотят слышать взрослые.

Я соглашусь, мне иногда кажется, что она просто слово в слово повторяет мои слова, но другой подход я не могу найти

29 окт. 2020
(изменено 29 окт. 2020)
Но только не с целью остаться домая а скорее привлечь внимание

Да-да, остаться дома как способ возместить дефицит внимания - ведь именно дома она находится среди близких людей.

Как гипотеза: в какой-то очень ранний период, возможно, как раз около 1,5 лет, у неё закрепилась связь между надеванием обуви и расставанием с мамой. То есть возникла нейронная связь, сигнализирующая о том, что надевать обувь это значит потерять маму. А если обувь не надета, то из дома не выйти, а следовательно, с мамой не расставаться.

И теперь каждое действие, связанное с "обувь-выход" включает в ней защитные (абсолютно бессознательные! ) механизмы, с которыми малышка не справляется.

Сегодня мы играли куклами в детский сад, она руководила сама, я делала все, что доча говорит - мы пришли в сад, переоделись, сделали зарядку, поспали, погуляли и пошли домой.

Анна, отлично! Вам точно стоит присмотреться к ИТЦР.

Анна, я вижу, что лимит консультации исчерпан. Надеюсь, наша беседа была полезной для Вас, а, возможно, и для Вашей дочки. Иногда бывает так, что обращение мамы к психологу уже действует на малыша целительно.

Я Вас прошу завершить консультацию с помощью соответствующей иконки "Завершить".

Если Ваш интерес по поводу ИТЦР сохранится, напишите мне в личные сообщения.