КонсультацииОтношения родителей и детей

Истерики у ребёнка 7 лет, проблемы в школе

6360
19 окт. 2017
Mariya80
Здравствуйте! У дочки очень сложный характер, с началом учёбы в школе всё обострилось. Она не выносит расставание со мной, каждое утро в школьном вестибюле устраивает такие истерики, что сбегаются все - учителя, психологи, пугаются дети. До школы идём почти нормально, она держится, но стоит мне попрощаться и шагнуть к дверям - дочь вцепляется в меня и визжит, не слышит и не понимает уговоров. Её отрывают силой, в классе сажают за отдельную парту, где она 1-2 урока всхлипывает, потом успокаивается и дальше всё нормально. За два месяца и педагоги и дети стали плохо к ней относиться, нашу семью считают "неблагополучной", намекнули, что ребёнка надо забирать из их школы. В детском саду были похожие проблемы, сама дочь объясняет мне, что у неё "такая привычка - плакать" и она боится оставаться без меня. Начала играть в "лялю", просит соску, памперсы, даже по квартире хочет ходить за ручку, стала бояться темноты. Школьный психолог пока в недоумении, но предположила, что ребёнок манипулирует. Прозвучал термин "нарушение привязанности". Девочка у меня очень умная, развитая, творческая, рано начала говорить и читать, с актёрскими способностями. Со сверстниками общается плохо, тянется к тем детям, которые её отталкивают или дразнят. Со взрослыми легко идёт на контакт. Как помочь ей расти, становиться самостоятельной, дружить? Боюсь, что смена школы будет дополнительным стрессом.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
19 окт. 2017
Mariya80, здравствуйте! Давайте попробуем с Вами пообщаться.
Напишите о своей семье более подробно.
19 окт. 2017
Mariya80
Здравствуйте, Галина. Попробую рассказать, семья нестандартная. От мужа я ушла, когда ребёнку было 10 мес., жила с мамой и братом (он инвалид с детства, псих. Заболевание). Обстановка в семье была спокойной, дружелюбной. Год назад мама тяжело заболела, стала абсолютно беспомощной. В феврале её не стало. Я разрывалась между родными и работой (работаю я одна), конечно, дочь недополучала внимания. Бабушка умерла практически на глазах у ребёнка. Но такая гиперпривязанность была ещё раньше, буквально с года, ещё мама говорила мне, что это ненормально. Дочка иногда пыталась вытолкнуть из комнаты всех "лишних", чтобы остались только я и она. Не выносила и не выносит моих телефонных разговоров, попыток почитать, заняться чем-то без неё.
Сейчас получается странная семья - дочь и брата я воспринимаю как своих двоих детей, работаю без выходных, бывший муж не помогает. С дочерью общается по телефону (живёт в другом городе). Всё свободное время отдаю дочери, беру с собой на работу, много с ней разговариваю, хвалю. Но у ребёнка постоянная готовность найти негатив и начать плакать или ругаться. В школу ходить категорически не хочет, а в садике нас едва дотерпели до сентября.
19 окт. 2017
Mariya80, я правильно Вас поняла, что Вы живете втроем: Вы, дочка и ваш брат с психическим заболеванием?
Сколько лет вашему брату? Вы оставляете дома дочку одну с братом?
19 окт. 2017
Mariya80
Да, живём втроём. Брату 36 лет (он как 6-летний + аутизм), с племянницей один на один он никогда не оставался. Я понимаю, о чём Вы спрашиваете, бдительно (даже мнительно) отношусь к этому моменту, хотя диагноз брата исключает всякие возможности. Общаются они нормально, на одном уровне, хотя есть соперничество, конечно - не могу поговорить с кем-то одним, тут же вмешивается другой. От истерик племянницы дядя выбегает из квартиры, зажав уши. Успокаиваю обоих (брата проще...)
20 окт. 2017
А где находится Ваш ребенок когда вы на работе? Кто забирает его со школы? Вы писали, что такую гиперпривязанность дочки наблюдали уже с года. Когда вы отдали дочку в детский сад? Какие у нею были отношения с воспитателем и детьми?
Расскажите что любит ваша дочка делать дома? Как она играет? Где она спит, одна или с Вами? Какие у нею привычки? Что любит? Как относится к еде?

Может ли она что-то делать самостоятельно без вашего участия? Какие домашние обязанности за ней закреплены?
20 окт. 2017
Mariya80
После школы она на продлёнке до 7 вечера, потом я забираю, других вариантов у нас нет. В выходные на работе со мной (и очень это любит). В детский сад пошли в 3,5 года, сложность была в том, что до этого же времени кормила грудью. Адаптация к садику и отучение от груди шли одновременно и очень болезненно. Хотя на работу я вышла, когда ей было 1,5, она сидела с бабушкой, а вечером буквально набрасывалась на меня. В детском саду часто менялись воспитатели, отношения более-менее со всеми были хорошие. С детьми хуже - её дразнили из-за постоянного плача, а она прямо прилипала к тем, кто её обижал, хотела им понравиться, дома только и рассказывала, как её обидчица разрешила рядом в песочнице посидеть. А вот тех, кто сами хотели с ней играть - не замечала. И с садика привыкла быть на "особом положении". Её, как плаксу, сажали отдельно, с ней разговаривали отдельно, повар её отдельно кормил. Сейчас в школе всё повторяется - подозреваю, что ей нравится сидеть в кабинете с тётей-психологом или соц. Работником, а не с ребятами в классе. Часто спрашивает у меня: "А я редкая девочка? Я необычная?". У меня на работе Соня - любимица всего коллектива.
Дома спит со мной, хотя есть возможность отдельно. Играет странно - в куклы никогда, но может пеленать машинки или строить крепости из фломастеров, мастерит что-то из фольги. Больше всего любит играть с живыми участниками, причём так: "Мама, сядь сюда, кошки, ложитесь тут, теперь делайте, как я скажу". Может часами сочинять песни. Если что-то не получается в игре, в рисунке - истерика, швыряет вещи, может бить себя, обзывает тупой, пробую успокоить - в ответ агрессия. Без меня играет минут 5. Потом обязательно требует помощи, даже нарочно что-нибудь роняет и кричит, пока я не подниму. Если уйду из комнаты, звать будет каждые 2 минуты, засекала. Ест без проблем, в магазине сама выбирает себе лакомства. Из обязанностей по дому - только самой складывать свою одежду, и то через споры и истерики. И уроки тоже делаем через сопротивление.
20 окт. 2017
Mariya80, есть ли у вашей доченьки какие нибудь заболевания? Наблюдались ли Вы у врача невролога? Проходили ли перед школой комиссию? Были ли когда нибудь на приеме психолога?

Вы сейчас учитесь в 1 классе. Умеет ли девочка писать? Читать? Как она ведет себя на уроках? Отвечает ли на вопросы учителя? Есть ли любимый предмет? Какие отношения с самим учителем у Вас и дочки?

Продолжим с Вами общение завтра.
20 окт. 2017
Mariya80
Галина Шилова, добрый день, продолжаю пытаться понять проблему. Хронических заболеваний у дочки нет, болеет вообще редко. В 8 мес. Ставили гипертонус, после курса массажа сняли. Год назад с кишечной инфекцией попала в реанимацию на сутки, потом 4 дня лежала в инфекц. Отделении (без меня), до сих пор мне это припоминает. Комиссия перед школой проходила в садике, никаких болезней не нашли. С психологом консультировались в садике, но безуспешно. Тоже предположили манипуляции, но особо не занимались. В 4 года моя мама настояла на проверке ребёнка у психиатра. Я согласилась, чтобы успокоить маму - у неё ведь был свой негативный опыт. Психиатр не нашла отклонений, хотя сказала, что в таком возрасте нельзя ставить диагнозы. Со школьным психологом Соня общается постоянно, к сожалению, есть давление педагогов - убрать проблемного ребёнка из школы. С учительницей общение у меня отрывочное - утром всем некогда, потом я на работе. Со слов дочери знаю, что она доброжелательна, старается её утешить. Но в классе 30 человек... На уроках дочь очень стеснительна, отвечает шёпотом, сильно волнуется. Хотя читает с 4 лет, пишет, хорошо считает в уме, вообще развита и сообразительна. На вопросы о школе, предметах говорит очень неохотно, с раздражением: "там всё скучно", уходит от расспросов. Только об уроках музыки рассказывает сама, демонстрирует, что делали, готовится к уроку. Стараюсь поддержать этот интерес.
20 окт. 2017
Mariya80, добрый вечер! Конечно это не очное консультирование и девочку вашу не видно, но мы с Вами попробуем как Вы говорите:"понять проблему". Да, лучший вариант это работа с хорошим психологом с девочкой!
Адаптационный период у первоклассников конечно же имеет место быть. Кто-то его переживает безболезненно, кому то требуется месяц, кому то три, а кому то пол года и даже год. Новые условия, требования, коллектив и конечно же нагрузка на детскую психику и организм в целом.
Как ребенок встает в школу? Кто собирает портфель? Как начинает делать уроки (хотя в 1 классе их не задают), но все равно учитель что-то дает делать дома? Есть такое что нравится ей в школе? Есть ли там подружки?
Вы говорите, что заходя в школу начинается истерика. Напишите подробнее как это происходит. Вот идете до школы общаетесь, все хорошо. А потом? Кто успокаивает? Как Вы уходите из школы? Кто доводит до класс? Вообщем все нюансы вашего утреннего прощания.
20 окт. 2017
Mariya80
Добрый вечер! Я тоже пока думаю про адаптацию. Беспокоит то, что так было и в садике (все 3 года), сейчас вижу лишь усугубление тех же проблем. Подружки появляются, слышу постоянно 2-3 имени от неё, очень нравится самый хулиганистый мальчик. Нравятся уроки музыки, теперь ещё и ритмики. К остальным предметам полное равнодушие, не помнит, азбука или математика были первым уроком, что там делали - приходится выпытывать. Смотрю тетради - всё выполнено верно, иногда небрежно. Уроки делают на продлёнке, проблем нет. Портфель с вечера собираю я, Соня следит, напоминает разные мелочи, тревожится. Засыпает поздно - очень много говорит перед сном, фантазирует, хохочет. В итоге утром трудно будить. С утра чаще всего плохое настроение, ещё не открыв глаза начинает хныкать, что не пойдёт в школу. Если удаётся успокоить - всё равно напряжена, угрюма, ищет повод, чтобы сорваться в плач. Уговариваю, иду на любые уступки. Так, требуется моё обязательное присутствие в туалете и ванной, обязательно включение мультика, обязательно "прощание" с мультиком перед уходом. Одевается сама, но нарочито медленно. До школы ехать 3 остановки, в дороге успокаивается, я развлекаю, сочиняю истории, обещаю хороший день. У крыльца школы она вся сжимается, каменеет, иногда шепчет: "не смогу, заплачу, не смогу". В вестибюле я её переобуваю. Дальше - ритуал прощания, который Соня сочинила ещё в садике (я соглашалась на всё, лишь бы не плакала. Может, в этом ошибка?). Мы должны обняться, поцеловаться, перекрестить друг друга, погладить по голове, послать воздушный поцелуй и помахать рукой. Ничего нельзя пропустить! Во время этого прощания ребёнок уже невменяем - движения судорожные, торопливые, в глазах паника, и вот после последнего "пока" она вцепляется в меня и кричит "Нет, не уходи!!!" Рядом ждут дежурные педагоги, чтобы провожать детей до классов (такой порядок в школе), пытаются её уговорить, я тоже, ребёнок бьётся в истерике. В итоге быстро убегаю, её уводят ревущую. В конце сентября мне предложили самой проводить дочь в класс - было только хуже, весь спектакль наблюдали одноклассники, и плакала она в тот раз намного дольше. И в садике было так, ничего принципиально не изменилось, только стало хуже. И на вопрос "почему" она и воспитателям, и учителям твердит одно: "здесь нет мамы". Хотя со мной она находилась подолгу лишь до 1,5 лет, она не избалована вниманием. Ей по возрасту пора отдаляться от меня, познавать мир, а она хочет "расти обратно". Пытаюсь понять, может, я сама её держу - но не вижу этого...
20 окт. 2017
Mariya80, какой Вы хотите видеть Вашу дочку?
20 окт. 2017
Mariya80
Не боящейся мира. Счастливой. Уверенной. Мне было бы легче, если б она иногда говорила: "Не мешай, я занята, у мня интересное дело". Боюсь, что её зависимость со временем переключится с меня на других людей и будет столь же болезненной.
20 окт. 2017
Mariya80, хорошо!
Чтобы стать уверенной, нужно стать хоть чуточку самостоятельной, иметь свое мнение и не бояться ошибаться. А теперь скажите, даёте ли Вы возможность своей дочурке проявлять эти качества?
20 окт. 2017
Mariya80
Очень хороший вопрос. Думаю, что я непоследовательна в воспитании самостоятельности - пытаюсь, и тут же начинаю тревожиться. Ребёнок это чувствует. Будем работать над этим, тем более, что мне самой катастрофически нужна хоть минимальная помощь по дому. Насчёт ошибок - давно беседуем с дочерью на эту тему. Она боится ошибок, любых, приходит в отчаяние из-за мелочей, хотя её никто никогда не ругает.
Я в ходе нашей с Вами беседы вдруг поняла, что самая напряжённая точка моих отношений с ребёнком уже несколько лет - плач при утренних прощаниях. Я нервничаю заранее, педагоги недовольны, ребёнок не может справиться с собой, боится. Мы каждого утра ждём как катастрофы. А что страшного может произойти, если я вдруг скажу ей: "Хочешь плакать - ну, поплачь, потом успокойся и иди на урок"? Может, её отпустит?
20 окт. 2017
Mariya80, смотрите, приведу Вам некоторые примеры:
Вы хотите самостоятельности от дочки и смотрите что Вы делаете: собираете за нею портфель, а она как бы тут не причем-контролирует процесс с ваших слов. А вы не думаете, что должно быть наоборот?
Дальше: ребёнок в таком возрасте должен спать уже давно в своей кроватке, но никак не с мамой.
Дальше: у ребенка должен быть режим. Она не должна засыпать поздно-нервная система вашей доченьки не справляется с нагрузкой. Организм ребенка должен отдыхать, тем более тревожного ребенка. РЕЖИМ!!!
Все ваши лекарства Вам не помогут, если не будет строго соблюдаться режим и без нарушений!

Если Вы скажите ребёнку:"Хочешь плакать - ну, поплачь, потом успокойся и иди на урок"? В принципе этого вообще не должно быть. Нужно добиться того что бы этого не было совсем. Сейчас Ваши слова ей не помогут.

Если ребенок может делать что-то сам, а за него это делают, то в нем убивается всякая самостоятельность. Ваша девочка ведет себя как маленькая девочка. Согласитесь, повзрослевший ребенок плачет только от боли и сильной обиды. Капризы - это удел малышей.
Какой можно сделать вывод-нужно сделать так чтоб ребенок повзрослел!

Что вы скажите? Какие чувства Вы сейчас испытываете? Что хотите сказать?

Mariya80,
После завершения консультации прошу её закрыть и оставить свой отзыв.
Ссылка psysovet.ru/threads/7909/.
Спасибо!
20 окт. 2017
Mariya80
Спасибо. Я думаю, что Вы правы. Меня тормозит страх, что ребёнок воспримет это негативно. Но надо расти - причём и мне, и дочери. Надеюсь, что получится. Ещё раз спасибо огромное!

Отзыв о консультации

Очень внимательный и подробный разбор ситуации. Профессионально найдены причины. Есть направление дальнейшей работы. Спасибо за помощь!

Mariya80