КонсультацииОтношения родителей и детей

Дочь-подросток (10 лет) не хочет учиться. Как на неё можно повлиять?

1786
02 февр. 2021
Наталья
Дочь,10 лет, уже больше года в переходном сложном периоде - нервная, психует, замыкается, сменила стиль одежды и. т.д. Год назад начались месячные, сейчас цикл стабильный уже. Большая проблема обучение - ничего не хочет делать, абсолютно, все уроки только нужно стоять возле неё, и то сердится и вопит что ей это не пригодится. Сегодня уже звонила классный руководитель с таким же вопросом - ничего не хочет делать, на уроках рисует, болтает, только не занимается. Уговоры и убеждения у нас постоянно, примеры приводим, время на телефоне ограничено, как на нее можно повлиять и научить учиться? До 4 класса проблем практически не было, твердая хорошистка, сейчас скатилась (((спасибо заранее.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
04 февр. 2021
Наталья

Доброе утро, Алёна! Сейчас мне уже сложно сказать, чего именно хотелось от мамы, может просто чтоб поинтересовалась, как у меня дела, как настроение, в школе все боялись плохих отметок в дневнике, а мои хорошие даже никто не видел, это огорчало, но мама говорила, что учимся мы не для неё. Сейчас я особо не злюсь, больше расстраиваюсь, наверное. С мужем, если какое то недопонимание или разногласия- молчу, не то чтобы совсем игнор, но обычно мы обо всем разговариваем- что произошло, что прочитали, планы какие то, а в такие грустные периоды я отвечаю на вопросы, но ничего не рассказываю. Потом со временем отхожу, и всё как обычно. По поводу любви и нежности- стараюсь для них, готовлю то, что они любят, забота, она же в мелочах во всём, мы часто обнимаемся, знаю, что им это необходимо, да и приятно очень, у нас ритуал утренне-вечерний (если не в ссоре)- тройные обнимашки. Я обычно, если вижу, что назревает разногласия или выяснения между мужем и дочкой, стараюсь перевести тему, переключить внимание- они гораздо более вспыльчивые оба, дуются потом по разным углам и всем плохо. Может, это неправильно, нужно выяснять, но мне так дорог уют и спокойствие в наше недолгое совместное время. Тепло внутри меня- это и есть это спокойствие, что мой самый замечательный ребенок со мной, мы мирно беседуем, понимаем друг друга. Когда приходит время и я говорю, что нужно заниматься домашним заданием, сама она об этом не вспоминает, сразу же начинается- глаза закатывает, рычит, сердится, начинаются отговорки и часто ссора, она закрывается в комнате, шипит- я сама сделаю и может запросто через часик принести рисунок, который рисовала всё это время, как получилось вчера. Потом с уговорами сделали задание по русскому языку, совсем не сложное, сама всё разобрала- говорю к чему это вот было и времени столько потрачено, уже бы спали, а мы пишем. Плечами пожимает- незнаю, мне не хотелось. А я уже как выжатый лимон, я на нее не сержусь, переживаю больше и пытаюсь выход, как убедить, что учеба это важно и учителя вовсе не такие уже плохие, обычные люди, как и мы. Общалась вчера с мамой из нашего класса, наши девчонки дружат- её тоже не записывает домашние задания, но дома садится и учит сама уроки, что не понятно- разбирают. И учителям не грубит, не рассказывает, что это не пригодится в жизни и это мне не нужно, учить не буду. Чувствую себя беспомощно, а когда начинает грубит- отстань да выйди, вы меня достали и всё это с таким злым выражением лица, прям не говорит а шипит, стиснув зубы- хочется тряхнуть её хорошенько, и стукнуть. Я ей об этом говорила и сказала, что не смотря на это- бить я её не буду, она взрослый, сознательный человек уже. В детстве не били никогда, не за что было, да и не мой метод совсем, сама потом исстрадаюсь и сожалениями себя съем.

04 февр. 2021

Наталья, скажите пожалуйста, какие отношения вы хотите, чтобы у вас были с вашей дочерью? За что вы любите свою дочь? Назовите 10 её качеств, которыми вы гордитесь и 10 качеств, которых вы стыдитесь.

04 февр. 2021
Наталья

Мне нравятся отношения, которые у нас сейчас, до момента вопросов касающихся учёбы и её психов по этому поводу. Люблю её не за что то, люблю независимо от того, что она совершенно противоположна мне и моим давнишним представлениям какая она будет, когда подрастёт-не красиво одетая, лохматая, (хочется её прям на улице, когда встречаю со школы, обнять и чуточку пригладить), раздерганная и неопрятная, часто необоснованно грубая и вспыльчивая, в силу возраста, наверное- непоследовательная и не доводит дело до конца, быстро надоедает. Это всё были негативные качества. Из положительных- она очень добрая и чуткая, бабушек через дорогу водит, сумки предлагает поднести, всех котов собак бездомных кормим, спасаем. Не жадная совсем- раздаст своё, не раздумывая, легко заводит новых друзей. По хорошему настроению рассуждает о поведении кого то из одноклассников, осуждает, вроде как понимает, что это неправильное поведение, а сама на следующий день может позволить себе нагрубить учителю. Много у меня к ней претензий?

04 февр. 2021
Моим давнишним представлениям какая она будет, когда подрастёт

Какие у вас были представления о том, какая она будет, когда подрастёт?

Прочитайте эти сообщения о своей дочери:

Она очень добрая и чуткая, бабушек через дорогу водит, сумки предлагает поднести, всех котов собак бездомных кормим, спасаем. Не жадная совсем- раздаст своё, не раздумывая, легко заводит новых друзей. По хорошему настроению рассуждает о поведении кого то из одноклассников,

Прислушайтесь к себе... Какие чувства у вас появились?

А теперь прочитайте эти строчки:

Не красиво одетая, лохматая, (хочется её прям на улице, когда встречаю со школы, обнять и чуточку пригладить), раздерганная и неопрятная, часто необоснованно грубая и вспыльчивая, в силу возраста, наверное- непоследовательная и не доводит дело до конца, быстро надоедает.

Какие чувства у вас появились сейчас?

Когда дело доходит до уроков:

Момента вопросов касающихся учёбы и её психов по этому поводу.

Какие мысли приходят к вам? Какие чувства появляются?

09 февр. 2021

Наталья, здравствуйте. Вы вышли из разговора, актуальна ли для вас эта консультация?

09 февр. 2021
Наталья

Алёна, извините, не было возможности по семейным обстоятельствам. Да, тема актуальна, даже очень. Когда дочь была маленькая- представляла ее обычным ребенком с рюкзачком за плечами, планировала, какую мебель купим ей, когда пойдет в школу и она будет с удовольствием заниматься, писать и читать. Не ожидала, что будет так как сейчас- со школы пришла и в тетради нет даже классной работы, не захотела и не писала!!! (((Чувства у меня весь вечер и сейчас очень разнообразные, мы долго выясняли, почему так, со слезами и ссорами. У учителей сложилась уже скорее всего стойкая неприязнь к ней, из за хамства, из за того, что позволяет себе вести как вздумается, и даже если дома мы разобрали домашку, на оценку это не влияет. Некоторые уроки специально делает очень грязно, небрежно, плохо отзываясь об учителе- она сказала, что я даром просидела в школе и что из меня получится... Дома я никогда не говорю что сомневаюсь в ней, и видимо это капитально ее раздражает, сердит выбивает почву, но исправить ситуацию, не огрызаться и подтянуть учебу- это сейчас очень сложно убедить... Может, я не то пишу, что Вы спрашиваете, но мне сейчас важнее не то, что было со мной когда то, а что происходит сейчас с моим ребенком. Спасибо огромное Вам.

11 февр. 2021

Наталья, здравствуйте, прошу прощения за длительное ожидание ответа.

Я перечитала нашу переписку, не утверждаю, только могу предположить следующее:

В настоящее время вы очень сильно тревожитесь о дочери, забывая о себе:

Может, я не то пишу, что Вы спрашиваете, но мне сейчас важнее не то, что было со мной когда то, а что происходит сейчас с моим ребенком.

Дело в том, что ребёнок своим поведением отражает эмоциональное состояние семьи в том числе и ваше эмоциональное состояние и эмоциональное состояние вашего мужа.

Также дети методом наблюдения научаются жить в реальном мире, наблюдают они за родителями:

Много раз беседовали на тему важности хорошего образования, и как следствие- хорошей работы. Всё соглашается но на деле- ничего не хочу, мне не пригодится. Сейчас, к сожалению, я не авторитет- слишком много и постоянно о чем то талдычу, вижу, что иногда просто не слушает.

Сколько бы вы не говорили как правильно, дочь смотрит как делаете вы, что вам приносит радость и счастье, а что нет. Поэтому ваши чувства важны не только для вас, но и для климата в семье.

Вы в своём детстве пытались привлечь внимание мамы своим таким поведением, хорошими успехами в школе:

Хотелось от мамы, может просто чтоб поинтересовалась, как у меня дела, как настроение, в школе все боялись плохих отметок в дневнике, а мои хорошие даже никто не видел, это огорчало,
В подростковом возрасте часто были закидоны- сидела в комнате и не общалась почти ни с кем из домашних, но с учебой у меня никогда не было проблем, мама даже дневник могла не смотреть, я сама всё учила, все олимпиады и конкурсы были мои. Грубо разговаривать с родителями я себе не позволяла.

И не позволяли себе «буйного» проявления эмоций (это было небезопасно). Ваша дочь своим поведением, что-то хочет вам сказать... , мы с вами здесь можем только догадываться... , могу предположить, что она хочет искренних эмоций, чувств и их проявления в поведении (любовь, радость и если злость, то тоже искреннюю). Когда ваша дочь получила в школе четверку, станете вы её любить меньше? Станет она от этого хуже/глупее/нелюбимее? Поэтому я часто спрашиваю вас о ваших мыслях и чувствах. Вы, имея свою детскую ограничивающую установку «нельзя показывать свои чувства, потому что я этим обижу другого человека/потому что реакция другого непредсказуема и он может обидеть меня» (это моя гипотеза), не привыкли открыто говорить о своих чувствах и выражать их:

С мужем, если какое то недопонимание или разногласия- молчу, не то чтобы совсем игнор, но обычно мы обо всем разговариваем- что произошло, что прочитали, планы какие то, а в такие грустные периоды я отвечаю на вопросы, но ничего не рассказываю. Потом со временем отхожу, и всё как обычно.

И когда вы внутри чувствуете злость/раздражение от осознавания себя плохой мамой:

Вот я и думаю, что мама я не очень, в плане того, что как то не научила ребенка учиться, наверное, не убедительно объясняю, что это ее будущее и важно научиться сейчас именно учиться

Эти все чувства проявляются внешне и слышны в тоне вашего голоса (дети это считывают моментально), но вы стараетесь «спокойным» голосом донести до дочери важные для вас вещи (для неё эти вещи могут быть менее значительны). Что в этот момент чувствует ваша дочь? Она открыто демонстрирует свои чувства. Думаю вашей дочери не нравится лицемерие и дома, и в школе (это её восприятие ситуации), поэтому она демонстрирует бунтующего ребёнка.

Ваши ожидания:

Когда дочь была маленькая- представляла ее обычным ребенком с рюкзачком за плечами, планировала, какую мебель купим ей, когда пойдет в школу и она будет с удовольствием заниматься, писать и читать. Не ожидала, что будет так как сейчас- со школы пришла и в тетради нет даже классной работы, не захотела и не писала!!! (((

Оправдались, до третьего класса не было проблем:

До 3 класса в школе не было проблем- сама собиралась, на продленке учили уроки, что то дома доучивали, но нежелания учится и позиции- мне это не надо, такого не было.

Сейчас, вы правы, в переходном возрасте нестабильная гормональная система обостряет внутренние и внешние противоречия. Ваша дочь таким образом обозначает свои границы и требует их уважения.

Если вы хотите менять дочь (без её согласия это сложно сделать), то вам необходимо начать с себя. Работать с психологом вам с дочерью нужно параллельно: вам со специалистом, который работает с взрослыми, а дочери со специалистом, который работает с детьми и подростками.

Что можно сделать сейчас? Честно говорить о своих чувствах, проявлять их (этому тоже надо учиться). Для начала необходимо свои чувства осознавать:

1. Что сейчас происходит?

2. Что я чувствую?

3. Какие мои мысли вызвали эти чувства?

Не стоит начинать с дочерью говорить об уроках когда вы раздражаетесь/злитесь, вспомните пять её качеств, за которые вы любите дочку:

Она очень добрая и чуткая, бабушек через дорогу водит, сумки предлагает поднести, всех котов собак бездомных кормим, спасаем. Не жадная совсем- раздаст своё, не раздумывая, легко заводит новых друзей.

Почувствуйте нежность, заботу, любовь и только после этого начинайте говорить. Тогда ситуация может сложиться иначе.

Думаю, у вас всё получится.

14 февр. 2021
Наталья

Алёна, благодарю Вас от всей души! Читала и слезы текли сами по себе... Спасибо Вам огромное, что Вы размотали этот клубок, буду продолжать идти именно в этом направлении...

Отзыв о консультации

Очень довольна и благодарна, внимательный и вдумчивый психолог, моментами не понимала, зачем спрашивает об этом, но в конце все стало на свои места. Очень надеюсь сдвинуться в лучшую сторону. Очень благодарна за помощь!

Наталья