КонсультацииОтношения родителей и детей

В школе сын толкает и бьёт других детей, дома такого никогда не делал. Как скорректировать его поведение?

964
25 нояб. 2021
Светлана
В этом году мой сын (6 лет) пошел в первый класс. Дома и с друзьями мой ребенок ласковый и чуткий, переживает за физическое состояние родных, других детей старается поддержать, проявить заботу. Но в школе его как будто меняют, он мешает другим детям, толкает, со слов учителя, нарушает личные границы других детей (может не сильно толкнуть, прижать или пытается обнимать без их согласия). Сегодня произошел случай, который просто выбил меня из колеи, он на пустом месте, без какого-либо конфликта, сильно ударил одноклассника в живот. Каждый день мы с ним проговариваем, что в школе нельзя драться, нельзя обижать других детей. Каждый день я прошу его, если его начинают задирать, просто отойти в сторону, или подойти к учителю и рассказать. Он соглашается, говорит что все понимает и вот опять. Объяснить причину, почему он так делает, он не может, отвечает, я не знаю, зачем я это сделал, раскаивается, плачет. В учёбе особых проблем нет, ему нравится ходить в школу, с кем-то из детей он общается (в основном это девочки). Я очень переживаю, вижу, что мои разговоры не помогают, не могу понять причину такого поведения только в школе. Когда состоялся первый разговор с учителем, я не могла поверить, что речь идет о моем ребенке. Не понимаю, как ему помочь скорректировать поведение, вообще не понимаю как действовать в этой ситуации, руки просто опускаются.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
25 нояб. 2021

Светлана, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!

25 нояб. 2021
Светлана

Добрый день. Да, меня устраивают условия консультации.

25 нояб. 2021

Светлана, чтобы мне лучше понять ситуации, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы!

Расскажите о его детстве, каким он был ребенком? Как проходил кризис 3 лет?

Расскажите о протекании беременности и родах. Болел ли чем-то серьезным первый год жизни? Наблюдался у невролога, логопеда, психолога?

Были ли травмирующие ситуации для ребенка. , например, смерть близких, сложности в отношениях между мамой и папой, переезды, рождение второго ребенка и т.п.

Как он в детстве выражал агрессию? Как получал то, что хотел? Были ли друзья в детстве, как он дружил? Ходил ли в детский сад, как там строилось общение?

Опишите черты характера ребенка: какой он? Опишите сильные и слабые стороны?

Расскажите, пожалуйста, какие у Вас отношения в семье? Кому ребенок доверяет? В чьем внимании нуждается? Каким способом он получает то, что хочет?

25 нояб. 2021

Как Вы сами думаете в чем причина такого его поведения?

25 нояб. 2021
Светлана

В раннем детстве сын был очень серьезным, до того как пойти в сад, ходил в подготовительную группу на несколько часов, проблем с адаптацией не было, очень быстро пошел на контакт с воспитателями т.к. рано начал разговаривать и ему очень хотелось строить диалог и разными людьми. , дети. В группе почти не говорили, он не понимал почему, даже спрашивал почему они общаются с ним так странно, возмущался что мальчик с которым он играет не хочет называть машинку, машинкой, а не бибикой. В 3 года и даже немного раньше очень заметно начал отстаивать свое " я сам" видно было что ему максимально важно все сделать самому и очень расстраивался когда не получалось что либо. На полный день в сад пошел без проблем, общался и играл со всеми, но друзей с которыми он бы хотел общаться вне сада не было. В старшей группе некоторый дети начали пытаться доминировать (он был самый маленький и по росту, и по возрасту) сначала расстраивался, плакал, пытался давать сдачи, и потом к этим детям отношение было настороженное даже когда они вместе играли, будто уже постоянно ждал что его обидят. В старшей группе был единичный случай, когда он ругался с другим ребенком, и в процессе специально разбил ему очки которые лежали рядом на столе, просто схватил, бросил и наступил ногой. В тот раз тоже не смог назвать причину, говорил : я не знаю зачем я так сделал.

Беременность была не очень легкой для меня, очень тяжело переносила токсикоз, развивался по нормам, но фактически на последней неделе, внезапно обнаружили 4хкратное обвитие пуповиной, и приняли решение о к/с.

В первый год жизни не болел совсем, он вообще очень редко болеет. У психолога, невролога и логопеда не наблюдается.

Из травмирующих событий, возможно что смерть кота 2 года назад, кот у нас был как член семьи, очень любил сына. Меня немного напрягло что когда это случилось, сын очень спокойно отнесся, его в этот день дома не было, он был в садике, и мы до этого проговаривали ситуацию сто кот старенький, болеет и пр. Примерно через год, сын начал о нем вспоминать, плакать, говорить что скучает.

С его папой мы в разводе, в нормальных отношениях, но с сыном он видится редко т.к. живет в другом городе, сын к нему хорошо относится, но воспринимает скорее как дальнего родственника.

Агрессию в детстве выражал криком или возмущением, как старый дедушка, мог ходить и возмущаться, сейчас так же. Если случалось так что его кто-то ударит на детской площадке, по глазам было видно что он растерян и не понимает что ему делать, в семье физические меры воспитания я не приемлю, только диалог иногда могла резко отругать.

Как получал то сто хотел? У нас никогда не было ситуаций с истериками "купи, купи". Если он хотел игрушку и объективных причин не купить ее, не было, она покупалась. Если я считала что это что-то бесполезное, объясняла свою позицию и на этом все, он так же старался объяснить почему ему это нужно.

Друзей как таковых не было, были приятели с которыми он гулял и дети из детского сада, если они встречались на площадках играли вместе, но дома он никогда не вспоминал о них, т.е. не было ситуации: "я соскучился по своему другу, давай ему позвоним или пойдем в гости".

По характеру, могу сказать что в большинстве случаев он спокойный и рассудительный, но если сто то не получается может психануть, это прямо яркая вспышка гнева "все, у меня ничего не получается", если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро. Не умеет проигрывать, мы с ним часто проговариваем фразу " проигрыш это не повод злиться, это возможность увидеть то в чем у тебя недостаточно навыка и улучшить его", умом он это понимает, но эмоции очень часто выходят на передний план.

Из сильных сторон можно отметить что он буквально впитывает информацию отовсюду, ему все интересно и он может часами обсуждать информацию, строить свои теории. Ему очень нравится выступать в роли учителя, видно что он рассказывает не с позиции "а я вот знаю, а ты нет", а именно хочет донести интересную для него информацию до других.

Из минусов: он теряется в конфликте, переходит на повышенные тона, не понимает почему его позицию не принимают при этом сам не всегда принимает позицию оппонента.

Я воспитываю его одна и мне помогает бабушка, у нас нет скандалов, как я уже написала, нет физических наказаний, все споры решаются в формате диалогов, у нас принято обращаться за советом друг к другу, но с началом школы сын перестал сам рассказывать что его беспокоит. На вопрос как у тебя прошел день, отвечает "все хорошо", и только если задавать прямые вопросы типа, я вижу что ты грустный, может тебя кто-то обидел, начинает расскпзывать, т.е. надо задать максимально прямой вопрос. Сложно ответить на вопрос в чьем внимании нуждается, я с ним провожу большую часть свободного времени, если только мы не договорились что "давай сейчас каждый позанимается своими делами, отдельно". Я вижу сто сейчас ему очень важно внимание классного руководителя в школе, он много говорит о ней, очень хочет ее впечатлить. Она в свою очередь уделяет ему достаточно много внимания в классе, дает ему возможность ответить, берет его на все конкурсы доклады и пр. У нас даже возник вопрос, не ревнует ли он к ней остальных детей в классе, но сын сам ответил что нет, его не волнует когда она хвалит кого-то другого, ему в этот момент не обидно. Сейчас то что хочет он получает так же как и раньше просит, объясняет зачем. К отказам относится спокойно.

25 нояб. 2021
Светлана

Я очень переживаю что причина в том что он не может найти свое место в коллективе, подход к этому коллективу. А я в свою очередь не могу ему помочь, я даже не вижу эту ситуацию вживую. Домой приходит мой обычный ребенок, белый и пушистый, в школу идти хочет, о том что он кого-то обидел я узнаю постфактум, даже если на прямую спрашиваю, а не обижал ли ты кого нибудь в школе, ответ : нет.

25 нояб. 2021

Светлана, спасибо за подробную информацию. Из того, что вы написали, мне видится, что у ребенка развиты интеллектуальные способности, но еще не досформировались эмоционально-волевой компонент, контроль и регуляция своих действий.

Также возможно присутствует непонимание своих чувств и не знание как с ними справляться.

На него сейчас большая нагрузка из-за учебы и необходимости вливаться в коллектив, вероятно он не справляется со своими импульсами.

это прямо яркая вспышка гнева "все, у меня ничего не получается", если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро.

Вы проходили нейропсихологическое обследование перед школой? Почему решили отдать ребенка в 6 лет? Иногда не все зон мозга готовы для обучения, даже если ребенок умный и способные. Некоторые еще физиологически не готовы в связи с возрастом.

Желательно выяснить у специалиста причину импульсивного поведения. Вы сами пишите, что ребенок рассудительный, вероятно одного его желания не достаточно, что бы совладать со своими импульсами. Нейропсихолог может дать ответ на этот вопрос - нужно ли помочь ребенку скорректировать работу определенных структур мозга.

В любом случае с ребенком нужно поработать над изучением его эмоций.

Например:

  • Рисуем настроение (можно лепить). Вместе с сыном рисуете то настроение, которое испытываете сейчас. Вы свое, он свое. Он угадывает, какое у Вас, Вы какое у него.
  • Рассказываете ребенку об эмоциях: что они все важны и нужны, но только с ними нужно уметь дружить. Называете вместе с ребенком эмоции, которые знаете, сначала он, потом Вы помогаете. Рисуете для каждой эмоции домик, так, чтобы было понятно какая эмоция там живет. Рассмотрим на примере гнева. Нарисуй в каком домике живет гнев, как мы поймем, что это домик гнева.
  • Что хочет гнев, зачем он нужен. Попросите изобразить как выглядит гнев. Сначала как он только появляется, потом как он увеличивается, и как он уже неуправляем. Можно это нарисовать в виде комиксов преображение гнева. Задача показать ребенку как его эмоции появляются и развиваются. Спросите в какой момент гнев проще остановить.
  • Скажите, что гневаться - это нормально, и бывают ситуации, когда он полезен. Разберите в каких ситуациях гнев помогает.
  • Обсудите в каких ситуациях можно нанести вред человеку, дружбе и, чем он может навредить. Что можно сделать, чтобы не навредить гневом? Предложите ребенку самому подумать над этим, выслушайте его варианты. Предложите свои: глубоко дышать, считаться про себя от 10 до 1 (потренируйтесь дома, пусть изобразит злого медведя, а потом будет считать обратно), придумать и назначить место на теле с кнопкой "стоп" (например кисть руки или колено), на которую можно нажать, когда начинаешь злиться.

Хорошо использовать игры на остановку импульса:

Лиса: один ведущий поворачивается спиной к участникам, участники должны добежать до него и хлопнуть по спине. При этом лиса периодически поворачивается, когда она поворачивается, все должны замереть, кто не успел, возвращается назад. В этой игре ребенок учится тормозить импульс и играть по правилам, даже если потерпел неудачу.

Из настольных игр хорошо "Детский свинтус", "Кортекс".

Если у нейропсихолога не будет к Вам вопросов, лучше посетить детского психолога, чтобы ребенок мог быстрее преодолеть свои трудности. Я работаю с такими ситуациями, если будет интересно напишите в личные сообщения, я подробнее расскажу об условиях индивидуальной работы.

Важно еще помнить, что в этом возрасте ведущей деятельностью все еще остается игра, поэтому беседы можно дополнять игровыми моментами.

25 нояб. 2021
Светлана

Я обобщенно написала 6, т.к. учитель считает это проблемой. Сыну на данный момент 6,10, в этом году весь его выпуск пошел в школу, психологическое тестирование проходили в саду+ ходили на подготовительные курсы в школу в которую в итоге и пошли, ни психолог, ни учитель на тот момент проблемы не увидели, педагог по доп. Образованию (сын ходит на доп. Занятия раз в неделю, в выходной) тоже с такой проблемой не сталкивалась, но там значительно меньше человек в группе.

Огромное спасибо за консультацию! Очень надеюсь что Ваши советы помогут нам разобраться в ситуации.

25 нояб. 2021
(изменено 25 нояб. 2021)

Светлана, пожалуйста! Желаю Вам всего самого хорошего, завершите, пожалуйста, консультацию!