КонсультацииОтношения родителей и детей
В школе сын толкает и бьёт других детей, дома такого никогда не делал. Как скорректировать его поведение?
Светлана, здравствуйте! Если Вам подходят условия консультации, я готова обсудить Вашу ситуацию!
Добрый день. Да, меня устраивают условия консультации.
Светлана, чтобы мне лучше понять ситуации, ответьте, пожалуйста на следующие вопросы!
Расскажите о его детстве, каким он был ребенком? Как проходил кризис 3 лет?
Расскажите о протекании беременности и родах. Болел ли чем-то серьезным первый год жизни? Наблюдался у невролога, логопеда, психолога?
Были ли травмирующие ситуации для ребенка. , например, смерть близких, сложности в отношениях между мамой и папой, переезды, рождение второго ребенка и т.п.
Как он в детстве выражал агрессию? Как получал то, что хотел? Были ли друзья в детстве, как он дружил? Ходил ли в детский сад, как там строилось общение?
Опишите черты характера ребенка: какой он? Опишите сильные и слабые стороны?
Расскажите, пожалуйста, какие у Вас отношения в семье? Кому ребенок доверяет? В чьем внимании нуждается? Каким способом он получает то, что хочет?
Как Вы сами думаете в чем причина такого его поведения?
В раннем детстве сын был очень серьезным, до того как пойти в сад, ходил в подготовительную группу на несколько часов, проблем с адаптацией не было, очень быстро пошел на контакт с воспитателями т.к. рано начал разговаривать и ему очень хотелось строить диалог и разными людьми. , дети. В группе почти не говорили, он не понимал почему, даже спрашивал почему они общаются с ним так странно, возмущался что мальчик с которым он играет не хочет называть машинку, машинкой, а не бибикой. В 3 года и даже немного раньше очень заметно начал отстаивать свое " я сам" видно было что ему максимально важно все сделать самому и очень расстраивался когда не получалось что либо. На полный день в сад пошел без проблем, общался и играл со всеми, но друзей с которыми он бы хотел общаться вне сада не было. В старшей группе некоторый дети начали пытаться доминировать (он был самый маленький и по росту, и по возрасту) сначала расстраивался, плакал, пытался давать сдачи, и потом к этим детям отношение было настороженное даже когда они вместе играли, будто уже постоянно ждал что его обидят. В старшей группе был единичный случай, когда он ругался с другим ребенком, и в процессе специально разбил ему очки которые лежали рядом на столе, просто схватил, бросил и наступил ногой. В тот раз тоже не смог назвать причину, говорил : я не знаю зачем я так сделал.
Беременность была не очень легкой для меня, очень тяжело переносила токсикоз, развивался по нормам, но фактически на последней неделе, внезапно обнаружили 4хкратное обвитие пуповиной, и приняли решение о к/с.
В первый год жизни не болел совсем, он вообще очень редко болеет. У психолога, невролога и логопеда не наблюдается.
Из травмирующих событий, возможно что смерть кота 2 года назад, кот у нас был как член семьи, очень любил сына. Меня немного напрягло что когда это случилось, сын очень спокойно отнесся, его в этот день дома не было, он был в садике, и мы до этого проговаривали ситуацию сто кот старенький, болеет и пр. Примерно через год, сын начал о нем вспоминать, плакать, говорить что скучает.
С его папой мы в разводе, в нормальных отношениях, но с сыном он видится редко т.к. живет в другом городе, сын к нему хорошо относится, но воспринимает скорее как дальнего родственника.
Агрессию в детстве выражал криком или возмущением, как старый дедушка, мог ходить и возмущаться, сейчас так же. Если случалось так что его кто-то ударит на детской площадке, по глазам было видно что он растерян и не понимает что ему делать, в семье физические меры воспитания я не приемлю, только диалог иногда могла резко отругать.
Как получал то сто хотел? У нас никогда не было ситуаций с истериками "купи, купи". Если он хотел игрушку и объективных причин не купить ее, не было, она покупалась. Если я считала что это что-то бесполезное, объясняла свою позицию и на этом все, он так же старался объяснить почему ему это нужно.
Друзей как таковых не было, были приятели с которыми он гулял и дети из детского сада, если они встречались на площадках играли вместе, но дома он никогда не вспоминал о них, т.е. не было ситуации: "я соскучился по своему другу, давай ему позвоним или пойдем в гости".
По характеру, могу сказать что в большинстве случаев он спокойный и рассудительный, но если сто то не получается может психануть, это прямо яркая вспышка гнева "все, у меня ничего не получается", если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро. Не умеет проигрывать, мы с ним часто проговариваем фразу " проигрыш это не повод злиться, это возможность увидеть то в чем у тебя недостаточно навыка и улучшить его", умом он это понимает, но эмоции очень часто выходят на передний план.
Из сильных сторон можно отметить что он буквально впитывает информацию отовсюду, ему все интересно и он может часами обсуждать информацию, строить свои теории. Ему очень нравится выступать в роли учителя, видно что он рассказывает не с позиции "а я вот знаю, а ты нет", а именно хочет донести интересную для него информацию до других.
Из минусов: он теряется в конфликте, переходит на повышенные тона, не понимает почему его позицию не принимают при этом сам не всегда принимает позицию оппонента.
Я воспитываю его одна и мне помогает бабушка, у нас нет скандалов, как я уже написала, нет физических наказаний, все споры решаются в формате диалогов, у нас принято обращаться за советом друг к другу, но с началом школы сын перестал сам рассказывать что его беспокоит. На вопрос как у тебя прошел день, отвечает "все хорошо", и только если задавать прямые вопросы типа, я вижу что ты грустный, может тебя кто-то обидел, начинает расскпзывать, т.е. надо задать максимально прямой вопрос. Сложно ответить на вопрос в чьем внимании нуждается, я с ним провожу большую часть свободного времени, если только мы не договорились что "давай сейчас каждый позанимается своими делами, отдельно". Я вижу сто сейчас ему очень важно внимание классного руководителя в школе, он много говорит о ней, очень хочет ее впечатлить. Она в свою очередь уделяет ему достаточно много внимания в классе, дает ему возможность ответить, берет его на все конкурсы доклады и пр. У нас даже возник вопрос, не ревнует ли он к ней остальных детей в классе, но сын сам ответил что нет, его не волнует когда она хвалит кого-то другого, ему в этот момент не обидно. Сейчас то что хочет он получает так же как и раньше просит, объясняет зачем. К отказам относится спокойно.
Я очень переживаю что причина в том что он не может найти свое место в коллективе, подход к этому коллективу. А я в свою очередь не могу ему помочь, я даже не вижу эту ситуацию вживую. Домой приходит мой обычный ребенок, белый и пушистый, в школу идти хочет, о том что он кого-то обидел я узнаю постфактум, даже если на прямую спрашиваю, а не обижал ли ты кого нибудь в школе, ответ : нет.
Светлана, спасибо за подробную информацию. Из того, что вы написали, мне видится, что у ребенка развиты интеллектуальные способности, но еще не досформировались эмоционально-волевой компонент, контроль и регуляция своих действий.
Также возможно присутствует непонимание своих чувств и не знание как с ними справляться.
На него сейчас большая нагрузка из-за учебы и необходимости вливаться в коллектив, вероятно он не справляется со своими импульсами.
это прямо яркая вспышка гнева "все, у меня ничего не получается", если пишет что либо может бросить ручку, оттолкнуть тетрадь, успокаивается так же быстро.
Вы проходили нейропсихологическое обследование перед школой? Почему решили отдать ребенка в 6 лет? Иногда не все зон мозга готовы для обучения, даже если ребенок умный и способные. Некоторые еще физиологически не готовы в связи с возрастом.
Желательно выяснить у специалиста причину импульсивного поведения. Вы сами пишите, что ребенок рассудительный, вероятно одного его желания не достаточно, что бы совладать со своими импульсами. Нейропсихолог может дать ответ на этот вопрос - нужно ли помочь ребенку скорректировать работу определенных структур мозга.
В любом случае с ребенком нужно поработать над изучением его эмоций.
Например:
- Рисуем настроение (можно лепить). Вместе с сыном рисуете то настроение, которое испытываете сейчас. Вы свое, он свое. Он угадывает, какое у Вас, Вы какое у него.
- Рассказываете ребенку об эмоциях: что они все важны и нужны, но только с ними нужно уметь дружить. Называете вместе с ребенком эмоции, которые знаете, сначала он, потом Вы помогаете. Рисуете для каждой эмоции домик, так, чтобы было понятно какая эмоция там живет. Рассмотрим на примере гнева. Нарисуй в каком домике живет гнев, как мы поймем, что это домик гнева.
- Что хочет гнев, зачем он нужен. Попросите изобразить как выглядит гнев. Сначала как он только появляется, потом как он увеличивается, и как он уже неуправляем. Можно это нарисовать в виде комиксов преображение гнева. Задача показать ребенку как его эмоции появляются и развиваются. Спросите в какой момент гнев проще остановить.
- Скажите, что гневаться - это нормально, и бывают ситуации, когда он полезен. Разберите в каких ситуациях гнев помогает.
- Обсудите в каких ситуациях можно нанести вред человеку, дружбе и, чем он может навредить. Что можно сделать, чтобы не навредить гневом? Предложите ребенку самому подумать над этим, выслушайте его варианты. Предложите свои: глубоко дышать, считаться про себя от 10 до 1 (потренируйтесь дома, пусть изобразит злого медведя, а потом будет считать обратно), придумать и назначить место на теле с кнопкой "стоп" (например кисть руки или колено), на которую можно нажать, когда начинаешь злиться.
Хорошо использовать игры на остановку импульса:
Лиса: один ведущий поворачивается спиной к участникам, участники должны добежать до него и хлопнуть по спине. При этом лиса периодически поворачивается, когда она поворачивается, все должны замереть, кто не успел, возвращается назад. В этой игре ребенок учится тормозить импульс и играть по правилам, даже если потерпел неудачу.
Из настольных игр хорошо "Детский свинтус", "Кортекс".
Если у нейропсихолога не будет к Вам вопросов, лучше посетить детского психолога, чтобы ребенок мог быстрее преодолеть свои трудности. Я работаю с такими ситуациями, если будет интересно напишите в личные сообщения, я подробнее расскажу об условиях индивидуальной работы.
Важно еще помнить, что в этом возрасте ведущей деятельностью все еще остается игра, поэтому беседы можно дополнять игровыми моментами.
Я обобщенно написала 6, т.к. учитель считает это проблемой. Сыну на данный момент 6,10, в этом году весь его выпуск пошел в школу, психологическое тестирование проходили в саду+ ходили на подготовительные курсы в школу в которую в итоге и пошли, ни психолог, ни учитель на тот момент проблемы не увидели, педагог по доп. Образованию (сын ходит на доп. Занятия раз в неделю, в выходной) тоже с такой проблемой не сталкивалась, но там значительно меньше человек в группе.
Огромное спасибо за консультацию! Очень надеюсь что Ваши советы помогут нам разобраться в ситуации.
(изменено 25 нояб. 2021)
Светлана, пожалуйста! Желаю Вам всего самого хорошего, завершите, пожалуйста, консультацию!