КонсультацииЛичностные проблемы

Чувствую себя никому ненужной и совершенно незначимой. Чем заполнить эту пустоту?

569
25 мар. 2023
Алина
Мне 28 лет. С детства я ощущаю себя совершенно никому не нужной, я никогда не чувствовала себя любимой, интересной или важной. У меня сломанное детство - все детство я видела ужасные пьяные скандалы и драки, в качестве наказания меня газлайтили, били, единственным решением всех проблем в семье было игнорировать друг друга и не общаться, сколько я ни пыталсь решать проблемы, обсуждая их, это приводило только к очередному скандалу. Моя мать - домашний тиран. Она перессорила всю семью, в детстве настраивала меня против отца, отца против меня, сейчас пытается настроить против бабушки и тёти (своей мамы и сестры). Когда я с ними общаюсь, мама прекращает общаться со мной. Она постоянно обманывает и пытается мной пользоваться, манипуляциями заставить меня делать то, что надо ей. У меня была единственная подруга в школе, которую я очень любила, и думала, что я ей так же важна, как и она мне. Но в какой-то момент она оборвала общение со мной, не объяснив причину. Мне было лет 15. После этого у меня не было ни одного человека, про которого могла бы сказать "я ему нужна". Хотя сама раньше очень тянулась к людям, потом просто устала, т.к. не получаю отдачу. Помогите мне, пожалуйста, понять, что мне делать и как заполнить эту "дыру" никому ненужности и не важности...

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
25 мар. 2023

Доброе утор, Алина!

С детства я ощущаю себя совершенно никому не нужной, я никогда не чувствовала себя любимой, интересной или важной.

Это сформировавшаяся как сознательная, так и глубоко встроенная в подсознание негативная установка по отношению прежде всего к самой себе.

Что мне делать и как заполнить эту "дыру" никому ненужности и не важности...

Прежде всего надо обрести гармонию своей душе. Ведь как достичь внешней гармонии (в отношениях), если нет гармонии внутренней?

Тяжелое детство стало причиной достаточно большого количества негативных установок. Некоторые из них Вы осознаете и описываете, другие (как отмечал еще Фрейд) - в резервуаре чувств, мыслей, побуждений и воспоминаний, которые находятся за пределами нашего сознательного понимания.

Надо прежде всего разобраться и поработать с негативными (иррациональными) подсознательными установками, определяющими Ваше отношение к жизни в целом и частностях.

Есть такой подход - когнитивно-поведенческая терапия (КПТ), который позволяет эффективно и достаточно быстро разобраться с негативными подсознательными установками и заменить их на рациональные, позволяющие адаптироваться к жизни. Он направлен на работу с внутренними понятийными структурами, опытом, знаниями и их обработкой.

КПТ успешно работает в удаленном доступе, эффективна при работе по переписке.

Давайте начнем с психодиагностики.

Пройдите тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных иррациональных установок:

https://psytests.org/personal/ellis-run.html

Он минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень Ваших подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

В конце теста краткое описание метода.

Пишите, что получилось (цифрами).

Обсудим (бесплатно) и дальше решим, что делать.

Хороших выходных!

25 мар. 2023
Алина

Добрый день, Эрнест.

Благодарю вас за ответ.

Вот результаты теста по порядку - 27, 28, 32, 30, 27.

Прочла описание РЭТ и трех установок - я думаю они все во мне присутствуют в какой-то мере, сильнее всего отозвалась вторая.

Интересно, что вот это состояние одиночества и ненужности присутствует не всегда, оно словно накрывает волнами периодически.

25 мар. 2023

Доброе утор, Алина!

Да, вот видите как оно получается. Несмотря такое достаточно враждебное окружение, Вы всё же более требовательны к себе чем другим. Что же касается катастрофизации, она сформировалась как достаточно естественное отношение к происходящим с вами в детстве событиям

Интересно, что вот это состояние одиночества и ненужности присутствует не всегда, оно словно накрывает волнами периодически.

И наверное даже непонятно откуда берётся эта волна? То есть я хочу сказать, что если кто-то как-то задел Вас словом, жестом, мимикой - то пробуждаются неприятные воспоминания и это вроде бы понятно почему. Бывает, что казалось бы просто, как говорится, всплыли мысли, неприятные воспоминания. Если не вдаваться подробности психофизиологии, то в двух словах это происходит так. Негативная установка сформировалась в некую функциональную нейронную структуру мозга. Это структура не является полностью изолированной, и какое-то побочное воздействие - взгляд на какой-то предмет, звук даже ощущение запаха может дать в эту структуру маленький импульс и она начинает раскручиваться в полную силу.

Утешает то, что эти структуры функциональные, не жёсткие. Как возникают, так и распадаются если их не подкреплять. Об этом мы поговорим позднее, да и сама психотерапия будет направлена не только на то, чтобы убрать функциональные негативные структуры, а и на то, чтобы создать новые рациональное адаптивные для жизни установки.

Теперь обратимся к результатам теста.

Наверное расстраивают такие показатели? (обращаю Ваше внимание - чем ниже показатель, тем выше степень проявления установки). Ничего непоправимого нет, просто отражение реальной действительности, состояние психики на сей момент. Как говориться, осознание — первый шаг к исцелению.

По опыту работы хочу отметить, что часто в работе с клиентом "уцепившись" за что-нибудь одно наиболее проявляющееся «иррациональное» и постепенно устраняя его, остальное подтягивается как бы полуавтоматически.

Начнем по порядку.

Катастрофизация (наиболее близко по смыслу «русское» слово «Драматизация» как усиление некой конфликтности). У Вас выражена очень сильно. Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки. У Вас - 27, а только после 30 установка оценивается более «мягко» - как наличие иррациональной установки и вероятность возникновения стресса по этому поводу.

Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.

Человек как существо биологическое имеет сильнейший инстинкт выживания, доставшийся нам от предков. Однако в современной социальной среде этот инстинкт зачастую играет отрицательную роль. Подсознание "бьет тревогу" при обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни. И человек своей склонностью к негативизму изводит себя вопросами: «А вдруг…? », «Как бы чего не случилось? », «А что, если…? ». Корни такого поведения следует искать в его внутренних установках: боязни неизвестного, завышении значимости негативных событий, повышенной эмоциональности (а не рациональности) анализа ситуации.

Для этой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, «жесть», «облом», вдруг не успею, "капец" …

Подумайте, что Вы используете из этого "арсенала". Например, как Вы писали:

У меня сломанное детство
Ужасные пьяные скандалы и драки

Вы используете слово "газлайтинг", характеризуя яркое психическое насилие.

Иногда клиенты просят пояснить значение понятия «слово-маркер».

Именно этими словами Вы как бы делаете отметку ситуации (помечаете ее как канцелярским маркером, только здесь словом на границе сознания и подсознания)

Если углубиться.

В лингвистике Маркер - это некая морфема (наименьшая единица языка, с лексическим и грамматическим значением), которая указывает на грамматическую функцию отмеченного слова, фразы или предложения.

Используется этот термин в различных областях.

Так например: для менеджеров по продажам важны слова-маркеры, встречающиеся в речи потенциального покупателя. Это слова или фразы, по которым он может быстро понять — на какие потребности ориентирован клиент (в хороших "конторах" продавцов этому учат).

Установка долженствования (или более по-русски: Установка повышенной требовательности или безусловная требовательность:

К себе,

К людям,

К миру в целом.

Установка проявляет себя в трех вышеупомянутых сферах.

Первая сфера – установка долженствования в отношении себя (тоже ярко выражена 28 ) – то, что я должен сам себе (требовательность к себе), каких результатов достигать; как я должен вести себя с другими, в обществе...

Наличие убеждения в том, что Вы себе или кому-то что-то постоянно должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновременно будет мешать Вам его исполнить.

Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасения по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?

Вторая сфера установки долженствования (у Вас менее выражена - 32) – долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).

И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.

Третья (возможная) сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам социальная среда в целом (миропорядок), правительство, местные власти и "гады из ЖКХ", природа, погода,... И т. п.

Слова-маркеры для всех этих установок: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно...

Насколько часто прокручиваются в голове?

Низкая стрессоустойчивость (30) — это пока естественно для Вашего общего состояния. Небольшие (для других людей) стрессы бьют по Вам гораздо сильнее. Вы многого требуете от себя, но не удается выполнить на "отлично", а иногда и вообще «обломы» случаются, кругом катастрофы, драмы (и маленькие и большие).

Самооценка и рациональность мышления - это некий обобщенный показатель. Судя по Вашим письмам и тесту Вы сейчас вполне способны адекватно анализировать себя и других (их поведение), формулировать и излагать свои мысли.

А вот самооценка видимо действительно низкая. Самооценка - оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности.

Чувство никому "ненужности и не важности... ".

Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности, что из этого появляется?

Обдумайте не спеша, напишите, что Вы сами думаете о полученных результатах теста Эллиса, а так же моем предварительном анализе Ваших негативных подсознательных установок.

С чем согласны. Более информативным будет даже с чем Вы не согласны.

На этой основе продолжим работу с негативными установками.

Хорошего дня!

.

25 мар. 2023
Алина
Вы всё же более требовательны к себе чем другим.

Да, так и есть. Я часто испыиываю за себя стыд в тех случаях, когда других я бы поддержала, или вообще не заметила бы что что-то не так. Например, когда у меня что-то не получается.

И наверное даже непонятно откуда берётся эта волна? То есть я хочу сказать, что если кто-то как-то задел Вас словом, жестом, мимикой - то пробуждаются неприятные воспоминания и это вроде бы понятно почему. Бывает, что казалось бы просто, как говорится, всплыли мысли, неприятные воспоминания.

Все верно, так как вы и говорите. Появляется какой-то 'триггер', это может быть что угодно, и я не всегда замечаю его, не понимаю, с чего все началось. Он тянет за собой цепочку мыслей, эмоций, и все это раскручивается в огромную воронку, до тех пор, пока мне не станет совсем плохо, видимо, пока не раскрутится до уровня той самой катастрофы...

Я не могу сказать, что я драматизирую все на свете - в целом я довольно позитивный человек и не вижу угрозу в каждой мелочи. Хотя, возможно я просто не замечаю этого.

Наверное расстраивают такие показатели?

Скорее беспокоюсь, насколько тяжело будет все исправить и возможно ли это вообще.

Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасения по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?

Сложно сказать. Я всегда была уверена, что я скорее пофигист, чем перфекционист. Но сейчас я понимаю, что это не так. Я действительно стремлюсь к идеалу. Когда я только берусь за что-то, я отношусь к себе не требовательно, я понимаю, что невозможно стать профессионалом только начав. Но когда я продолжаю заниматься, но не получаю заметных результатов, не вижу прогресса или он слишком медленный, я расстраиваюсь и не получаю удовольствия от процесса. Появляются мысли 'это не мое', чувство стыда и желание все бросить.

Слова-маркеры для всех этих установок: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно... Насколько часто прокручиваются в голове?

Из перечисленных точно могу сказать, что часто прокручивается "должна/не должна" и "надо". Остальные не знаю, т.к. не обращала на них внимания.

А вот самооценка видимо действительно низкая. Самооценка - оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности.

У меня словно две самооценки, одна внешняя, которую я показываю людям, а другая настоящая, которая всплывает, когда я наедине с собой. Я крайне редко кому-то показываю свою неуверенность, не говорю о своих неудачах, во многих ситуациях могу за себя постоять. Поэтому окружающие считают меня успешной и самодостаточной. Например, я начала заниматься спортом, когда кому-то об этом рассказываю, и о своих успехах, я чувствую гордость, ведь я давно хотела им заниматься. Мне дается не очень просто, но я же учусь и понимаю что все учатся с разной скоростью - кто-то быстрее, кто-то дольше, это нормально. Но внутри я испытываю стыд и апатию, потому что занимаюсь уже давно, результаты мне не нравятся, прогресс очень медленный, а стоит это очень дорого и я столько времени и денег портатила, а толку ноль. Я не могу расслабиться и не получаю удовольствия от занятий, теряю смысл продолжать.

... Посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности.

Сравнение себя с другими конечно присутствует, но я стараюсь это замечать и убирать. А вот сравнение с идеальной личностью - действительно проблема. Я совсем не соответствую тому, какой хочу быть, живу не той жизнью, о которой мечтала и возможности это изменить не вижу.

Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности, что из этого появляется?

Общения я не боюсь, критики тоже, конструктивную критику я приветствую. Конечно, если критика направлена на разрушение, или высказана не тем человеком или не в той форме, тогда это может меня задеть. Ранимость и чувство беззащитности - да, но внешне я этого не показываю.

С результатами теста я согласна, но на некоторые вопросы я не понимаю, как можно было ответить иначе. Например, вроде там был вопрос о том, должны ли ко мне хорошо относиться мои друзья. Как здесь можно ответить "нет"? Ведь друзья - это и есть люди, которые к тебе хорошо относятся, а ты к ним. Если бы вопрос был "Должны ли другие люди относиться к вам хорошо", ответ однозначно был бы нет, я не должна нравиться всем, но здесь вопрос о друзьях. Друзья перестают относиться друг к другу хорошо - так бывает, но тогда они просто перестают быть друзьями. Невозможно быть другом человеку, к которому ты плохо относишься.

Многие вещи сейчас приводят меня в ступор. Если мы ничего никому не должны, то почему нас с детства учат, что должны? Например, почему меня с детства учили, что врать это плохо, надо говорить правду, а теперь получается, что никто не должен мне говорить правду, это мои ожидания, которые никто не должен оправдывать. И я, оказывается, никому не должна была говорить правду.

Нас учат "относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе", а потом оказывается, что никто не должен ко мне относиться так же, как я к ним.

Так должны мы или нет по итогу? Где правда?

Или, например, нужно доверять миру, потому что недоверчивость приносит стресс, но при этом и доверчивой быть нельзя, иначе тобой будут пользоваться. Как это возможно? Это же противоречие. Доверяй, но не доверяй.

И таких вещей огромное множество.

Благодарю Вас за помощь и за ответ. И Вам тоже хорошего вечера.

25 мар. 2023
Алина
А вот самооценка видимо действительно низкая.

Очень хочется сюда добавть, что все свои достижения я считаю ерундой.

Я постоянно чувствую, что всем надоела и стараюсь не писать/звонить/приглашать кого-то куда-то лишний раз, потому что я навязываюсь и меня слишком много.

Когда раскручивается та самая воронка мыслей, все скатывается в то, что я навсегда останусь одна, и никогда не смогу жить той жизнью, о которой я мечтаю.

25 мар. 2023
Я не могу сказать, что я драматизирую все на свете 

Не с психологом тогда, а с психиатром надо было бы разговаривать -:) Важна именно ситуационность, приводящая к сильным негативным эмоциям.

Наверное расстраивают такие показатели? Скорее беспокоюсь, насколько тяжело будет все исправить и возможно ли это вообще.

Возможно ли это вообще, опять катастрофизируете немного?

Часто бывает наоборот, чем хуже тем легче найти и исправить. У вас наиболее сильно в ситуациях могут одновременно проявляться две негативные установки требовательность к себе (сделать на отлично) и катастрофизация, если сделано так себе, средненько, бывает?

У меня словно две самооценки, одна внешняя, которую я показываю людям, а другая настоящая, которая всплывает, когда я наедине с собой.

В психологии, то что Вы называете внешней самооценкой - это "маска", и ничего страшного в этом нет. Маска, или Персона (Persona) — описанный К. Г. Юнгом архетип - структурный элемент коллективного бессознательного, если не углубляться в аналитическую психологию, то это общее для всех людей. Маска, или Персона представляет собой социальную роль, которую человек играет, выполняя требования, обращённые к нему со стороны общества, публичное лицо личности, воспринимаемое окружающими, она скрывает уязвимые и болезненные места, слабости, недостатки, интимные подробности, а иногда и суть личности человека.

Сравнение себя с другими конечно присутствует, но я стараюсь это замечать и убирать. А вот сравнение с идеальной личностью - действительно проблема.

Это (тем более при Вашем перфекционизме) мешает жить полноценной жизнью. Идеальное Я всегда присутствует в душе человека, даёт ему цели и мотивы. Однако, если идеальное Я сильно расходится с реальным Я, то всё получается наоборот. Недовольство собой, стресс, мотивация падает, и что мы имеем в результате? Дело, деятельность становится гораздо менее эффективными.

И тут опять видятся Ваша, как мне кажется, только одна основная комплексная проблема долженствования+ катастрофизация.

К вопросам по тестам - там же варианты как бы степени ответов. И друзья, например, не всегда могут или хотят прийти на помощь. Безусловное "да" - оно ведь не совсем верно? Скорее всего, Вы ставите себя на их место и считаете что Вы ВСЕГДА ДОЛЖНЫ помочь?

Давайте немного прервемся, потому что

Многие вещи сейчас приводят меня в ступор.

Мне хочется пояснить свою позицию по поставленным вопросам. А это не так мало. Причем, ведь писал же кому то на эту тему, да разве теперь найдешь. Однако мысли есть мировоззренческого плана.

Вы пока немного подумайте над тем, что я написал Выше, а завтра с утра я продолжу.

Приятного вечера!

26 мар. 2023

Доброе утро, Алина!

Продолжаю дальше, пофилософствуем.

Если мы ничего никому не должны, то почему нас с детства учат, что должны?

"Кому я должен - всем прощаю" шутка?

Всем, кому должен – прощаю - это в данном случае означает отход от стереотипов и предрассудков, навязанных обществом.

«То, что я должен - записано в Налоговом кодексе; то, что не должен - в Уголовном, остальное - на своё усмотрение».

И даже в этих случаях всё не так однозначно. Если нет денег заплатить налоги, то ведь можно и не платить вовремя. Получить штраф от налоговой, и оплатить всё вместе, когда появится необходимые средства.

«Не убий» заповедь из Библии и статья Уголовного кодекса. Однако есть понятие необходимой самообороны. И тут весьма тонкая грань, где эти пределы необходимые самообороны.

Все мы знаем крылатую фразу Остапа Бендера «красть грешно» и «надо чтить уголовный кодекс». Много соответствующих статей в Уголовном кодексе. Однако и там прописаны смягчающие обстоятельства. Будете ли Вы безусловно осуждать женщину которая украла булочку, чтобы накормить

Голодающего ребенка?

Нас учат "относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе", а потом оказывается, что никто не должен ко мне относиться так же, как я к ним.

"Никто никому ничего не должен! " - из устава батьки Махно.

Моральный закон по Канту (в более простом виде): «Относись к другим так, чтобы это могло стать всеобщим законом». Прав был Кант или нет? Вот, допустим, есть воровские законы и воры в законе, «Канты» этой общности индивидуумов. Но их мораль далеко не всеобщая.

Есть теория разумного эгоизма. Эта теория предполагает, что человек совершает действия тогда и только тогда, когда он разумом или подсознательно воспринимает, что именно такое действие максимизирует его внутреннюю гармонию. Причем это действие может быть направлено целиком на проблему «ближнего своего». Вот захотелось помочь…

В Евангелие сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею мыслию твоею: сия есть первая и большая заповедь,

Вторая же подобна ей: возлюби ближнего твоего как самого себя.

Интересно получается, вторая заповедь не работает без первой. А что такое Первая заповедь, в моём понимании - возлюбить душу свою - всё хорошее, что там есть.

Таким образом, разумный эгоист не только не препятствует реализации разумного эгоизма других, но и помогает другим по мере сил и возможностей. Полное пренебрежение интересами других является деструктивным и невыгодным для самого человека.

Разумный эгоизм в бытовом понимании — это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.

К примеру, разумным эгоизмом можно считать жертвование человека собственной жизнью ради любви или дружбы, ради каких-либо интересов.

Если человек закрывает грудью амбразуру ради своих товарищей, то это его выбор, осознанный или эмоциональный.

Возникает вопрос: чем разумный эгоизм отличается от эгоизма в прямом его понимании? Сторонники разумного эгоизма утверждают, что эгоист думает только о себе. Разумный эгоист заботится об интересах других в пределах своих желаний и возможностей. Разумному эгоисту в своих рациональных и подсознательных убеждениях просто как бы невыгодно пренебрегать интересами окружающих.

Поэтому обычный эгоизм часто проявляется как недальновидность, а иногда даже как глупость.

Долженствование к себе очень часто связано с такой дополнительной иррациональной установкой как дихотомическое мышление. Это способ оценивать происходящие ситуации только в абсолютных категориях, крайних значениях, «черно-белых» тонах. В данном случае - «безусловно должен» или «безусловно не должен», не рассматривая все нюансы ситуации.

Например, старшим надо уступать место в общественном транспорте. Всегда ли? Допустим, вы себя очень плохо чувствуете, сильно устали, а рядом сидят ещё более молодые люди. Может быть, в этом случае лучше правильнее, опустить голову, изобразить спящего? Дождаться пока среагирует кто-то другой?

От философии вернемся к практике.

По Вашему письму Вчера в 20:17.

Очень хочется сюда добавить, что все свои достижения я считаю ерундой.

Видимо по сравнению со своими идеалами, а не с достижениями других?

Я навязываюсь и меня слишком много

Это пройдёт в ходе психотерапии, достигнув внутренней гармонии наладятся и гармоничные отношения с окружающими. А как иначе?

Все скатывается в то, что я навсегда останусь одна, и никогда не смогу жить той жизнью, о которой я мечтаю.

Чётко проявляющаяся катастрофизация.

Теперь обдумайте моё письмо напишите ещё раз свои мысли по поводу моих мыслей, это мне даже интересно.

Потом приступим непосредственно психотерапии.

Хорошего дня!

26 мар. 2023
Алина

Добрый вечер!

У вас наиболее сильно в ситуациях могут одновременно проявляться две негативные установки требовательность к себе (сделать на отлично) и катастрофизация, если сделано так себе, средненько, бывает?

Да, думаю так и есть. Я себя успокаиваю в эти моменты, но внутри все равно сидит червячок, который меня точит.

В психологии, то что Вы называете внешней самооценкой - это "маска", и ничего страшного в этом нет.

Благодарю за разъяснения, маска всегда помогает, но не было понимания, нормально ли это.

Идеальное Я всегда присутствует в душе человека, даёт ему цели и мотивы. Однако, если идеальное Я сильно расходится с реальным Я, то всё получается наоборот.

И как поступать в такой ситуации, если не получается приблизиться к "идеальному я"?

К вопросам по тестам - там же варианты как бы степени ответов. И друзья, например, не всегда могут или хотят прийти на помощь. Безусловное "да" - оно ведь не совсем верно? Скорее всего, Вы ставите себя на их место и считаете что Вы ВСЕГДА ДОЛЖНЫ помочь?

Я думаю, тут Вы тоже правы. Я всегда чувствую себя виноватой, если отказываю кому-то в помощи. Сейчас я отучаю себя помогать, когда об этом не просят. Получается. И ничего страшного не происходит, но я все равно чувствую себя виноватой и мне даже страшно, наверное, что на меня обидятся, перестанут со мной общаться или из-за моего отказа тоже не помогут когда мне нужна будет помощь.

Всем, кому должен – прощаю - это в данном случае означает отход от стереотипов и предрассудков, навязанных обществом.
«То, что я должен - записано в Налоговом кодексе; то, что не должен - в Уголовном, остальное - на своё усмотрение».

Так можно посмотреть и на законы, и на налоговые кодексы и прочее - это все стереотипы, навязанные обществом :) это система, которую выработали такие же обычные люди, и по этим правилам всех заставили играть. Кто-то другой решил за нас, что мы это должны делать, выходит так. И создал нам условия, в которых отказ играть по этим правилам приведет к наказанию, в виде штрафов, арестов и прочего.

Есть теория разумного эгоизма. Эта теория предполагает, что человек совершает действия тогда и только тогда, когда он разумом или подсознательно воспринимает, что именно такое действие максимизирует его внутреннюю гармонию. Причем это действие может быть направлено целиком на проблему «ближнего своего». Вот захотелось помочь…

Я понимаю, о чем вы говорите. Я читала книгу "Пособие для эгоиста", автор Андрей Курпатов, она рассказывает именно об этом, что на самом деле люди совершают все поступки для себя, ради своей выгоды, осознанно или подсознательно. Мне сложно делать какие-то выводы по этому вопросу, так как я не являюсь психологом, но теория интересная и, проанализировав свои поступки, я понимаю, что это действительно так. Даже те действия, которые я совершала якобы "против воли", на самом деле были моим выбором, только в этих случаях мотивом выбрать конкретно этот вариант являлось какое-то деструктивное чувство, например, страх.

Долженствование к себе очень часто связано с такой дополнительной иррациональной установкой как дихотомическое мышление. Это способ оценивать происходящие ситуации только в абсолютных категориях, крайних значениях, «черно-белых» тонах. В данном случае - «безусловно должен» или «безусловно не должен», не рассматривая все нюансы ситуации.

В ситуативных вопросах я рассуждаю так же, как вы в примере про "уступить место" и полностью согласна с вашими рассуждениями. Но этот червячок все равно ест изнутри... Размышление вроде бы верное, но все равно чувствую себя плохо, когда выбираю себя. Словно головой я понимаю одно, а откуда-то изнутри идут совсем другие мысли.

Когда проходила тест, отвечала больше интуитивно. Видимо, я выбирала ответы, которые для меня на подсознательном уровне являются каноном, от которого я уже отталкиваюсь в конкретных ситуациях, принимая решения.

Очень хочется сюда добавить, что все свои достижения я считаю ерундой.
Видимо по сравнению со своими идеалами, а не с достижениями других?

Да, верно. Для меня это как будто ничего не значит и совсем бесполезно. Хоть я и понимаю, что, например, у меня отличная профессия и карьера, я очень много сил вложила в то, чтобы добиться тех условий, в которых я сейчас работаю. Возможно, дело в том, что это просто не привело меня к тому, о чем я мечтала. Я словно впустую потратила время, а "идеальное я" все так же далеко.

Чётко проявляющаяся катастрофизация.

Почему так происходит? Я ведь делаю это не осознанно, не потому что хочу понервничать :)

Думаете, катастрофизация и чувство должноствования могут являться причиной моего ощущения 'ненужности'? Или эти качества просто усиливают это чувство?

Благодарю Вас за ответ и интересные мысли, Эрнест!

Хорошего Вам вечера.

26 мар. 2023

Добрый вечер, Алина!

Письмо Ваше прочитал с большим интересом.

Сейчас уже поздновато пространно отвечать, а кое что обсудить хотелось бы.

Отмечу только что очень уважаю первые серии книг Андрея Курпатова.

Мне самому лет 20 назад очень помогла вылезать из депрессии (было и такое) его книга "Счастлив по собственному желанию". Только потом, получая систематическое психологическое образование, понял, что все его предложенные техники базируются на прочном фундаменте теории и практики. Последние его книги, типа "Красная таблетка" такого впечатления не произвели.

Если "Счастлив... " в сети не найдете в полном виде, у меня вроде бы где то осталась электронная версия.

До завтра!

27 мар. 2023

Доброе утро, Алина!

"Требовательность к себе и катастрофизация" - мы пришли к общему мнению, что это основная проблема с которой будем работать. О непринятии себя - в конце письма.

Про маски хотелось бы добавить, их польза для внешнего мира для социума несомненна, однако не забывайте их снимать, прежде всего перед самой собой и перед очень близкими людьми. Кроме того, хочу отметить, правильным будет динамичное изменение масок в зависимости от текущей ситуации.

И как поступать в такой ситуации, если не получается приблизиться к "идеальному я"?

Я писал немного не об этом. Волей-неволей, практически каждый адекватный человек так или иначе приближается к своему идеальному Я. Да, бывает - шаг вперёд два шага назад, шаги в сторону, но потом, как правило, опять вперед. Только вот если идеальное Я слишком расходятся с реальным Я, то труднее определить ориентиры и цели. Человек в этом случае как бы топчется на месте. Стресс потери жизненных ориентиров. Иногда он проявляется как экзистенциальный кризис — чувство сильной тревоги и беспокойства, связанные с потерей смысла жизни. Об этом мы подробнее поговорим позднее.

Когнитивно-поведенческая терапия позволяет наладить гармонию в душе на текущем этапе жизни.

Для дальнейшего развития и саморазвития, осознания своих истинных жизненных ценностей и изменению своего жизненного пути на основе этих ценностей, постановке перед собой новых задач, более осмысленного бытия и достижения успехов в жизни предполагается экзистенциальное консультирование.

Я всегда чувствую себя виноватой, если отказываю кому-то в помощи.

Будем учиться отказывать без чувства вины, на основе рационального выбора.

Так можно посмотреть и на законы, и на налоговые кодексы и прочее... Отказ играть по этим правилам приведет к наказанию, в виде штрафов, арестов и прочего.

Всегда играть по правилам неконструктивно. Простой пример, превышаю установленную скорость (в разумных пределах), потому что опаздываю на поезд. С одной стороны штраф ГИБДД, с другой стороны деньги за обмен билета, нервы, стресс...

В ситуативных вопросах я рассуждаю так же, как вы в примере про "уступить место" и полностью согласна с вашими рассуждениями. Но этот червячок все равно ест изнутри... Размышление вроде бы верное, но все равно чувствую себя плохо, когда выбираю себя. Словно головой я понимаю одно, а откуда-то изнутри идут совсем другие мысли

Это иррациональные установки в подсознании конфликтуют с рациональными решениями сознания.

Думаете, катастрофизация и чувство долженствования могут являться причиной моего ощущения 'ненужности'? Или эти качества просто усиливают это чувство?

Катастрофизация и долженствования ударяют по самооценке и Вы чувствуете себя ненужной как во внешнем мире так и для самой себя. "Меня мало ценят, значит я никому не нужна? " Несоответствие между притязаниями человека и его реальными возможностями является источником деформации, искажения самооценки, в связи с чем у него возникает и усиливается неудовлетворенность собой, повышение уровня тревоги и т.п.

Непринятие себя ведет и к частичному непринятию Вас окружающими, не в полной мере, конечно, но в достаточно высокой степени, достаточной для того, что бы Вы это ощущали.

Мне кажется, что по крупному проблемы прояснились. Хотелось бы дождаться Вашего ответа на это письмо и тогда уже вплотную приступить к решению проблем.

Хорошего дня!

28 мар. 2023
Алина

Добрый день!

Благодарю вас за ответ, давайте попробуем поработать

28 мар. 2023

Добрый день, Алина!

Теперь для продолжения работы немного теории и примеры.

Основная модель когнитивный-поведенческой терапии (КПТ) основана на представлении о том, что каждое жизненное событие состоит из серии активирующих событий, мнений и их последствий: Активирующее событие (А) (activating experience) → (В) внутренние установки (beliefs) → (С) последствия (consequences).

A): активирующее событие. Любая осознанная стимуляция, вызывающая ряд мыслей и эмоций. Сюда входят как внешние, так и внутренние (мысль или чувство) события. Это Ваши так же Ваши внутренние якоря и триггеры.

B): установки. Все, что мы думаем об активирующем событии или ситуации. Эти мысли могут быть как явными, так и подсознательными или едва заметными. Сюда также включаются визуальные образы, иногда ощущение запахов.

С): последствия. Эмоции или поведенческие реакции, возникшие в результате A + B. Это означает, что когда что-то происходит (А), Вы затем (чаще даже подсознательно) думаете об этом событии, оцениваете его, и после эмоционально реагируете (ощущаете) или совершаете что-либо действие.

Человек обычно воспринимает А (Активирующее событие) и последствия С. Однако, согласно когнитивно-поведенческой теории и практике, каждое событие происходит последовательно, как A-B-C. Эмоции и поступки всегда являются результатами некого первичного цикла A + B, но Вы в первую очередь ощущаете С. Пока мы рассматривали только А и С в свободной переписке. Наша следующая задача будет выявить реальные Ваши подсознательные установки (В).

Пишите, насколько это понятно, лучше сразу - что непонятно.

Как с этим дальше работать?

Очень кратко напишу как будем работать.

Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С. На этом этапе важно наиболее полно обдумать и записать колонку В: что промелькнуло в подсознании, какие возможные иррациональные установки Вы ощутили. Для подсказок предложен небольшой набор типичных "слов-маркеров" для каждой иррациональной установки.

Далее приступим к систематическому анализу дневника. Каждые несколько дней (а может и каждый день) будем разбирать ситуации из дневника, уточнять колонку В. Примерно через недельку (а может и раньше), когда ведение дневника уже не будет представлять особых проблем (именно в части колонки В), начнем следующий этап.

D): (disputing) – дискуссии, постановка под сомнение вредных систем убеждений с помощью их исследования, совместной с Вами оценки, оспаривания, выработка рациональных убеждений, соответствующих прежде всего Вашему глубинному мировоззрению, приемлемых «душой».

Потом (практически одновременно с D) - E (effects) – закрепление в подсознании и поведении выработанных рациональных реакций как результатов осознания и оспаривания иррациональных (мешающих жить) установок.

Вот примеры: (долженствование к себе):

Очень часто клиентки (женщины) приводят банальный пример, «дома должно либо блестеть все, либо пусть все валяется... »

А) Осмотрелись кругом.

В) Боже какой бардак, так не должно быть, это не приемлемо, требуется срочно навести порядок…

С) Эмоции: злость, неудовольствие, может быть даже отвращение к себе … и руки опустились, «пусть все валяется»…

Другие примеры:

А (активизирующие, или неблагоприятные факторы, активаторы). Например, вы испытываете желание преуспеть в учебе, работе, спорте, отношениях, но определенные (А) преграды встают на пути, обстоятельства (как Вам может кажется) мешают (в конкретной ситуации) этому желанию осуществиться.

В (убеждения), особенно иррациональные, по поводу провала и неуспеха. Например: «Я не должен был проиграть! Меня должны принять! Я ничтожный человек, раз меня отвергли! »

С (последствия), которые следуют за несчастьями и иррациональными убеждениями. Например, чувство сильной тревоги и угнетенности, самообвинение, апатия и отказ от своих целей.

Другой пример (катастрофизации+ долженствование):

A) — событие. Прошли собеседование на очень подходящую Вам вакансию, но на работу Вас не приняли.

B) — наше убеждение по поводу этого события. Пример: «Я должен получить эту работу, иначе я это не переживу», «Я обязан был получить эту работу, иначе я ничего не стою, отказ - это непереносимо, непреодолимо»...

С) - наши эмоции и действия по поводу этого события: злость, даже ярость по отношению к людям ведущим собеседование, апатия и глубокое разочарование в себе, в людях в мире... Из действий (С) - это может быт алкоголь, немотивированная агрессия на близких, драка с незнакомыми людьми без повода, покупка "веревки и мыла".

Сначала вспомните примеры из Вашей жизни и опишите их А В С, можно прямо сегодня.

Мы разберем их и оценим (все же) насколько записано все более-менее структурно верно по сути столбцов. Только не бойтесь ошибиться, думать о том, что что-то сделаете не так. При работе с психологом "клиент всегда прав" в своих текущих мыслях, оценках. Психологу может быть что-то непонятно самому из Ваших ответов, тогда я задам дополнительные вопросы, вместе обсудим, уточним. В этом и заключается суть психологической поддержки.

Писать надо всю строку А В С, а то будет непонятно, "откуда ноги растут".

Пишите.

Хорошего вечера!

19 апр. 2023

Здравствуйте, Алина!

Вы давно не пишете. Отпуска, дела….? Будем продолжать? Или возможно по-крупному, справились со своими проблемами? Тогда предлагаю Вам завершить консультацию. На странице консультации есть соответствующее ссылка. Буду благодарен за отзыв (есть и такая "кнопочка" на странице консультации), причем любой отзыв, а не только положительный. Это будет полезно и мне и другим потенциальным клиентам.

Хорошего настроения!