КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенок не хочет учиться

4939
05 дек. 2015
Евгений Майоров
Доброго дня!

Начну новую тему про обучение в школе, весьма актуально для многих. Может, кто-то сталкивался с подобным, поделитесь опытом.

Итак, девочка 9 лет (моя приемная дочь), не хочет учиться. Конкретно, она участвует во всех учебных процессах, но формально - по принципу "отстаньте от меня". К тому же, в наше время, наполненное ГАДжетами, ситуация усугубляется - главной печалькой является не неуспеваемость, а постоянная нехватка свободного места в телефоне для игрушек. Я контролирую доступ к ГАДжетам и время на них, но это все ничто, так как она не особо и желает что-либо делать. Т.е.на подготовку уроков уходи полностью весь вечер, на ее вопрос "когда можно уже поиграть?" всегда ответ один "когда все будет сделано" /пока вроде бы все правильно/, соответственно дальше она старается как можно быстрее отделаться от занятий, не важно как это будет сделано, главное, побыстрее. В приоритете вопрос: "просто переписать и все?". Если руковожу процессом я, то я оооооочень терпеливо отвечаю "нет, не просто; прочитай еще раз задание", на что в ответ имею ахи-вздохи, слезы, сопли, писить/какать и т.д. В общем, все что угодно, но главное не напрягаться, не утруждаться.

Когда дело доходит до математики, помимо слезы/сопли начинается новая трагедия: начинает "тупить". Причем, наблюдая со стороны, я вижу, она может, но не хочет; мало того, как будто нарочно старается тормозить этот процесс, по принципу "у меня все равно ничего не получается, поэтому, зачем пытаться?".

Однако, был и прогресс. Приходит она на кухню, показывает в телефоне калькулятор, говорит "вот сколько у меня денег" (на дисплее 249). Я переспрашиваю "249 чего", она понимает, что ответить не может и пытается уйти от ответа, на ходу придумывая внезапно появившиеся дела. Я ее торможу, и пока горячо, начинаю ковать (сам-то понимаю, что у нее 2 евро 49 центов). Полтора часа ее пытал, она упиралась как могла отказываясь понимать, именно отказываясь понимать сколько именно есть это "249". Наконец мне удалось достучаться на примере 1 евро это 1 коробка, в которой 100 конфет. Вдруг до нее дошло (или просто по-настоящему согласилась, сдалась моему напору), расцвела и следующий час сама просила дать ей еще комбинации цифр, чтобы она назвала цену.

Пожалуй, это был единственный прогресс. Во всем остальном она упорно не хочет, отказывается обучаться.

Английский язык. Казалось бы ей нравится, но опять, все формально: побыстрее избавиться. В понедельник "родителей вызвали в школу" - она несколько раз не была готова по одному заданию - т.е.она все вытесняет. Да, еще надо заметить, что программа учебная просто ***инг шит (простите за грубость): сначала им дают слова и требуют пересказ, а алфавит и звуки (ЭТО ЖЕ ОСНОВА ЯЗЫКА!) - дают только через полгода!!! О каком правильном произношении может идти речь, если они не знают звуки??? /Такая же история была с моей крестницей - первые полгода "спасибо" говорила как "тханк йоу"/. Итого, с одной стороны, я намерен выразить учителю конкретную претензию по части обучения, но при этом я понимаю, что это мелочь, по сравнению с общей картиной.

Итак, мой вопрос: кто сталкивался с подобным и как это решаемо?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
06 дек. 2015
Хочу поднять тему. Ситуация, если не аналогичная, то похожая по смыслу. Понятно, что за обычным нежеланием ребенка учиться, стоят необычные психологические проблемы в семье.

Приглашаю в тему психологов
  • Есть какие-то общие рекомендации родителям, что за этим стоит?
  • Как мотивировать ребенка?
  • Как, в конце концов, правильно с ним разговаривать?

Приглашаю и родителей
  • Поделитесь своим опытом
  • Как Вы решаете вопросы?
  • Что-то изменилось и, если да, то что предпринимали?

Спасибо
06 дек. 2015
...Поделитесь своим опытом...

Когда училась моя старшая дочь, для неё однозначно была важна правильная мотивация.
Девочка с раннего детства выбрала будущую профессию и осознание того, что усердие в учёбе приведёт её к желаемому результату, очень её дисциплинировало и значительно упрощало мои родительские функции.

06 дек. 2015
Провел небольшое тестирование, подозрения подтвердились: страх сцены, перфекционизм; расстраивается при неудаче; а как по столу стукну (ой, нехороший я, ой стыдно) - так она "просыпается" и сразу все получается. Да, было такое, несколько раз стукнул по столу - у нее сразу все получается - т.е. в этот момент страх тут же пропадает. Магия ... )))))
07 дек. 2015
Добрый вечер :)
на участвует во всех учебных процессах, но формально - по принципу "отстаньте от меня"

страх сцены, перфекционизм; расстраивается при неудаче

Тут у меня что-то не стыкуется в голове, если перфекционизм, то почему работает спустя рукава?

Почему девочка не хочет учиться, причин может быть множество. Я бы вот над каким вопросами подумала:
1) 9 лет - второй класс? С самого начала училась так или началось в какой-то момент?
2) дочка давно пришла в вашу семью?
3) какие отношения с одноклассниками, с учительницей?
4) как вы (родители) реагируете, что помогает, что не помогает. Я поняла, помогает стукнуть кулаком по столу )) то есть создать некий стресс? В принципе, стресс может активизировать, возможно, стоит его в какой-то более приемлемой форме ввести.
5) про 1 евро = 1 коробка со 100 конфетами - здорово Вы придумали! Возможно, девочке трудно усваивать программу, поэтому и учиться неохота? Возможно, каких-то вот таких подходов не хватает?
6) как вообще у девочки с активностью? Обычно бодрая или нет? Утомляется быстро или выносливая? Легко переключается или инертная, или наоборот, трудно на чем-то сосредоточиться?
07 дек. 2015
:) Начнем с того, что нежелание учиться - это отсутствие мотивации, а точнее "ей в этом виде оно не надо". Отсутствие интереса, отсутствие мотивации "от..." (не самый лучший вариант, но можно использовать; это избегание плохих оценок, страх наказания, жаль потерянного времени на долгое изучение уроков вместо игр) и мотивации "к..." (простой интерес и желание получить результат, получение похвалы, удовольствие от работы и т.д)
Для начала можно попробовать родительскую креативность. Для этого надо объяснять зачем надо то или иное занятие и как оно пригодиться в жизни. За каждый результат хвалить как за Нобелевскую Премию) Привносить сказку в сюжет задания и домашних работ.
Я думаю, что у вас все получится. Экспериментируйте и хвалите хороший результат :) Помогите с интересом взглянуть на занятие! Она же волшебница, которая учится)
07 дек. 2015
Приветствую))

1) нет, уже 3-ий класс. С самого начала подход к учебе у нее именно такой.
2) скорее это я пришел в семью)) 3 года назад.
3) сегодня я ходил в школу на Родительский день, узнал много интересного и теперь у меня большая печалька. Собственно, дело было не в боббине. Имеет место быть отсутствие мотивации, отсюда ясно почему не успевает, да и не особо пытается (мотивацию-то я "проморгал"!). С учителями отношения нормальные, они никого не прессуют, как то девочка обрисовывает дома - выходит, это всего лишь оправдание. Про одноклассников пока неясно.
4) да, я легко по столу стукнуть могу, но ведь я могу перестараться + это может со временем перестать быть эффективным, поэтому придержу как козырь.
5) пожалуй, такие подходы могут быть действенными, когда будет мотивация.
6) вообще всегда бодрая, веселая, сама может себя развлекать, легко переключается. А все, что касается школы - картина ровно обратная - съеживается, зависает, буксует, трагедия, тысяча оправданий и т. д. Да, благодарю за оценку инновации и выражаю глубокую признательность Ее Величеству Интуиции!)))

В общем, картина маслом, Давид Маркович))

Только заметил Ваш пост. Да, в самую точку!

попробовать родительскую креативность
- попробовали. Пока безрезультатно. Любые попытки что-то объяснить встречают бурное сопротивление, на основе цитаты выше. Была у меня версия, что ответить домашнее задание вызывает трудность страх сцены, но, надо признать, что даже если такой и есть, то он непримарный, а вторичный. Так что все усилия попробуем направить на инициацию мотивации.
08 дек. 2015
Muhliani , а, ясно, кто в семью пришел. Я-то думала, девочку вы взяли из приюта.
Стучать по столу ни в коем разе не надо, стресс - я имела в виду, например, установить время выполнения домашки - делаем ровно час и ни минуты больше.
Насчет мотивации - в принципе, младшеклассников мотивируют... Оценки. То есть помимо познавательной мотивации - хочу все знать - в этом возрасте работает и внешняя, как бы ее ни ругали, мол, отбивает собственное желание учиться. Тем не менее, им оценка их работы необходима. Попробуйте дома ввести т. н. жетонную систему - звездочки, солнышки, наклейки и т. д. за хорошо выполненное задание, и затем какие-то бонусы за определенное количество жетонов.
Познавательная мотивация - которая, по идее, должна быть основной - ставьте в жизни задачи, для решения которых пригодятся школьные знания. Математика - сходить в магазин, разрезать торт на 12 частей и т. д. Окружающий мир - сходите в поход. Чтение - читайте вместе интересные ребенку книги. Только без подтекста "а вот сейчас мы будем учить математику в игровой форме", а как бы между прочим, вообще о связи с учебой не упоминая. Ведь знания 3 класса нам действительно в жизни часто пригождаются, это ж не логарифмы с интегралами.:)

А все, что касается школы - картина ровно обратная - съеживается, зависает, буксует, трагедия, тысяча оправданий и т.д.

Вот у меня здесь что-то не стыкуется. Если просто не хочет - чего ежиться? То есть все-таки какое-то давление, что ли, чувствует? Протест? Конфликт? Отчего она съеживается-то?
08 дек. 2015
Коля
Думаю, для начала надо дать ей насытиться, до опостыливания, гаджетами, не забывая про учёбу и параллельно отыскивая её слабое место, которое и надо будет стимулировать.
А вообще, у неё не полноценное кровообращение головного мозга. Поэтому винить её в отсутствии тяги к учёбе грубейшая ошибка и пустое занятие. В данной ситуации искать виноватых нет смысла, потому что они уйдут очень глубоко, просто нужно исправлять ошибку, не думая о том, кто её совершил. Путь этот долгий и трудный, но с великолепным результатам.
13 дек. 2015
Елена Елисеева
Дети отказываются учиться - довольно распространенная ситуация. Muhliani, могу я Вас попросить рассказать, что Вы чувствуете, когда находитесь рядом с дочерью во время выполнения домашних заданий?
13 дек. 2015
По началу занятий я чувствую заинтересованность - я хочу, чтобы она выполнила домашнее задание. В процессе, я понимаю, что выполнения мало, так как она старается быстрее избавиться от заданий по принципу "просто переписать и всё?". Тогда я "включаю" требовательного учителя и пытаюсь подводить её наводящими вопросами к необходимому ответу. И чем больше я стараюсь, тем больше она упрямится. Далее становится очевидно - это невозможно не заметить - что ей абсолютно все равно до того, что она делает, все это делается формально, потому что надо. В итоге, уже время "спокойной ночи, малыши!", и реально так ничего и не сделано, либо начато, но не закончено. С одной стороны думаю "зачем козе баян?", с другой стороны - что теперь, вообще ничего не делать? нельзя запускать - она расслабится и создастся стереотип, что уроки можно и не делать, все равно ничего не получается. Кстати, кажется, есть такая психологическая игра: "я тебе докажу, что ничего у тебя не получится" (не знаю точного названия). Вероятно, дочь неосознанно играет именно в эту игру, потому что результат именно такой - ничего не получается. Бросать ее нельзя; наверное, нужен ее отказ от этой игры, а как?
14 дек. 2015
Елена Елисеева
По началу занятий я чувствую заинтересованность - я хочу, чтобы она выполнила домашнее задание. В процессе, я понимаю, что выполнения мало, так как она старается быстрее избавиться от заданий по принципу "просто переписать и всё?". Тогда я "включаю" требовательного учителя и пытаюсь подводить её наводящими вопросами к необходимому ответу. И чем больше я стараюсь, тем больше она упрямится.

Большое спасибо, Вы очень ясно описали, что происходит с Вами, а что можно изменить в Вашем отношении к занятиям, добавить новое, чтобы это качественно повлияло работу дочери?
14 дек. 2015
Коля
По началу занятий я чувствую заинтересованность - я хочу, чтобы она выполнила домашнее задание. В процессе, я понимаю, что выполнения мало, так как она старается быстрее избавиться от заданий по принципу "просто переписать и всё?". Тогда я "включаю" требовательного учителя и пытаюсь подводить её наводящими вопросами к необходимому ответу. И чем больше я стараюсь, тем больше она упрямится. Далее становится очевидно - это невозможно не заметить - что ей абсолютно все равно до того, что она делает, все это делается формально, потому что надо. В итоге, уже время "спокойной ночи, малыши!", и реально так ничего и не сделано, либо начато, но не закончено. С одной стороны думаю "зачем козе баян?", с другой стороны - что теперь, вообще ничего не делать? нельзя запускать - она расслабится и создастся стереотип, что уроки можно и не делать, все равно ничего не получается. Кстати, кажется, есть такая психологическая игра: "я тебе докажу, что ничего у тебя не получится" (не знаю точного названия). Вероятно, дочь неосознанно играет именно в эту игру, потому что результат именно такой - ничего не получается. Бросать ее нельзя; наверное, нужен ее отказ от этой игры, а как?

Чтобы что-то изменить в отношениях с ребёнком, в первую очередь, нужно выяснить что именно нужно менять. А для этого придётся "прокрутить" все эти отношения от сегодняшного дня до дня его рождения. Найти ту мелочь,которая сейчас вышла наружу. Крупные просчёты видны и исправляются по мере их поступления. А вот на мелочи внимание - постольку поскольку и они уходят в глубь подсознания ребёнка до поры, до времени.
Жизнь - это одиноко стоящая сосна во широком поле, шикарная, объёмная, многогранная, ветвистая.
В воспитании ребёнка необходимо задействовать все человеческие познания, ничего не игнорируя.
Вот вы, Muhliani, многое уже испробовали, результат нулевой, значит нужно новое познание подключать. Вам необходимо, для продолжения начатого, выяснить значение имени вашей дочери и что оно привносит в жизнь человека.
остановлюсь, не углубляясь в то, насколько Вам это интересно
14 дек. 2015
Благодарю, интересная версия про значение имени)) Пример про одиноко стоящую сосну мне тоже понравился))

Елена Елисеева, - хммм, мне пока неясно. Чтобы мотивировать ее - обратиться к моей мотивации? И что в ней не так, если я на правильном пути?
14 дек. 2015
Коля
Благодарю, интересная версия про значение имени )) Пример про одиноко стоящую сосну мне тоже понравился ))

Выбор имени. Бывает для кого-то и проблемой. И основной ведь критерий, в большинстве своём, один - красивое звучание выбранного имени для выбирающих. Ну, ещё добавляться может, чтобы выглядел как... или обладал какими-то выдающимися способностями. И все считают, что они самостоятельно выбирают имя своему ребёнку: ан нет! Мы всего лишь марионетки во вселенной и всё что мы не делаем, делаем по чьей-то указке. Хотя бы один, но у любого человека есть случай в жизни, что он делал не то что хотел, не так как хотел и вообще и в мыслях такого не держал, но сделал и получил какой-то положительный результат. Имя ребёнку выбирает кто-то, родители его только озвучивают. И выбирается то или другое имя для того, чтобы по имени узнать плюсы и минусы нового человека, основываясь на оном правильно вводить его в жизнь. И это не версия - это жизнь со своей многогранностью.
Muhliani, так сложилась моя жизнь, я безо какой-либо установки СВОЕЙ, наблюдаю жизнь пяти поколений от четырёх до восьмидесяти четырёх лет. На моих глазах гиперактивный малышь становится нормальным мальчуганом.
14 дек. 2015
В процессе, я понимаю, что выполнения мало, так как она старается быстрее избавиться от заданий по принципу "просто переписать и всё?". Тогда я "включаю" требовательного учителя и пытаюсь подводить её наводящими вопросами к необходимому ответу. И чем больше я стараюсь, тем больше она упрямится. Далее становится очевидно - это невозможно не заметить - что ей абсолютно все равно до того, что она делает, все это делается формально, потому что надо.

Muhliani , у меня две версии возникло, хочу проверить, задам пару вопросов.

1) Бывает ли, что с кем-то (мама, продленка, сама) она делает домашку нормально? Насколько Вы стали для нее авторитетом? Если Вы пришли в семью, когда ей было лет 6, возможно, она еще Вас не признает за "своего" и саботирует Ваши указания. Похоже, она сопротивляется Вашему давлению.
Как бы Вы вообще описали ваши с ней отношения?

2) Как она успевает в классе? Я уже озвучивала эту версию, но, может быть, она просто не понимает материал?

3) Как дочка относится к слову НАДО в других областях, кроме учебы?
14 дек. 2015
Елена Елисеева
Елена Елисеева, - хммм, мне пока неясно. Чтобы мотивировать ее - обратиться к моей мотивации? И что в ней не так, если я на правильном пути?

с вашей мотивацией все в порядке, разве я могу судить о ситуации со своей колокольни, вам виднее, поэтому я и спрашиваю, что можно изменить, добавить новое, попробовать себя представить на месте дочери, вспомнить свое детство и попытаться понять, что может вызывать протест
15 дек. 2015
Благодарю!

Сам нахожусь в поиске, но пока "мимо" (( Подумалось мне сегодня о принципе "медалей" - выложить на просмотр все свои дипломы, но ... вероятность мала, скорее всего еще больше закроется ((
15 дек. 2015
Коля
Благодарю!

Сам нахожусь в поиске, но пока "мимо" (( Подумалось мне сегодня о принципе "медалей" - выложить на просмотр все свои дипломы, но ... вероятность мала, скорее всего еще больше закроется ((

Это в лучшем случае. Это может стать толчком для её отдаления от вас.
15 дек. 2015
Да, поэтому с дипломами не спешу, спасибо за совет ))
15 дек. 2015
Коля
Muhliani, пересмотрите свою тему и найдите то, чего в ней не хватает?