КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенок не хочет учиться

4940
05 дек. 2015
Евгений Майоров
Доброго дня!

Начну новую тему про обучение в школе, весьма актуально для многих. Может, кто-то сталкивался с подобным, поделитесь опытом.

Итак, девочка 9 лет (моя приемная дочь), не хочет учиться. Конкретно, она участвует во всех учебных процессах, но формально - по принципу "отстаньте от меня". К тому же, в наше время, наполненное ГАДжетами, ситуация усугубляется - главной печалькой является не неуспеваемость, а постоянная нехватка свободного места в телефоне для игрушек. Я контролирую доступ к ГАДжетам и время на них, но это все ничто, так как она не особо и желает что-либо делать. Т.е.на подготовку уроков уходи полностью весь вечер, на ее вопрос "когда можно уже поиграть?" всегда ответ один "когда все будет сделано" /пока вроде бы все правильно/, соответственно дальше она старается как можно быстрее отделаться от занятий, не важно как это будет сделано, главное, побыстрее. В приоритете вопрос: "просто переписать и все?". Если руковожу процессом я, то я оооооочень терпеливо отвечаю "нет, не просто; прочитай еще раз задание", на что в ответ имею ахи-вздохи, слезы, сопли, писить/какать и т.д. В общем, все что угодно, но главное не напрягаться, не утруждаться.

Когда дело доходит до математики, помимо слезы/сопли начинается новая трагедия: начинает "тупить". Причем, наблюдая со стороны, я вижу, она может, но не хочет; мало того, как будто нарочно старается тормозить этот процесс, по принципу "у меня все равно ничего не получается, поэтому, зачем пытаться?".

Однако, был и прогресс. Приходит она на кухню, показывает в телефоне калькулятор, говорит "вот сколько у меня денег" (на дисплее 249). Я переспрашиваю "249 чего", она понимает, что ответить не может и пытается уйти от ответа, на ходу придумывая внезапно появившиеся дела. Я ее торможу, и пока горячо, начинаю ковать (сам-то понимаю, что у нее 2 евро 49 центов). Полтора часа ее пытал, она упиралась как могла отказываясь понимать, именно отказываясь понимать сколько именно есть это "249". Наконец мне удалось достучаться на примере 1 евро это 1 коробка, в которой 100 конфет. Вдруг до нее дошло (или просто по-настоящему согласилась, сдалась моему напору), расцвела и следующий час сама просила дать ей еще комбинации цифр, чтобы она назвала цену.

Пожалуй, это был единственный прогресс. Во всем остальном она упорно не хочет, отказывается обучаться.

Английский язык. Казалось бы ей нравится, но опять, все формально: побыстрее избавиться. В понедельник "родителей вызвали в школу" - она несколько раз не была готова по одному заданию - т.е.она все вытесняет. Да, еще надо заметить, что программа учебная просто ***инг шит (простите за грубость): сначала им дают слова и требуют пересказ, а алфавит и звуки (ЭТО ЖЕ ОСНОВА ЯЗЫКА!) - дают только через полгода!!! О каком правильном произношении может идти речь, если они не знают звуки??? /Такая же история была с моей крестницей - первые полгода "спасибо" говорила как "тханк йоу"/. Итого, с одной стороны, я намерен выразить учителю конкретную претензию по части обучения, но при этом я понимаю, что это мелочь, по сравнению с общей картиной.

Итак, мой вопрос: кто сталкивался с подобным и как это решаемо?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
15 дек. 2015
Елена Елисеева
Для ребёнка опыт и достижения взрослого не работают, так как он не может представить насколько это важно и ценно в силу своего возраста, гораздо эффективнее действуют чувства и искреннее желание разобраться в отношениях не над, а рядом. Наверняка дочери импонирует Ваше участие, однако как только границы дозволенного нарушаются, сразу начинается протест. Что можно добавить в отношения, чтобы не провоцировать сложившуюся модель поведения, а найти новые точки соприкосновения, что может расширить Ваши общие интересы, создать комфортную среду доверия и понимания. (не путать с попустительством)
21 дек. 2015
Жанна
Мое видение) .Когда прекрасный метод " морковка спереди/ морковка сзади " работает плохо, хорошо было бы узнать , как там "ослик"?чем живет?чего хочет, на каком языке разговаривает? Возможно Вашему ребенку легче воспринимать информацию посредством образов, как это видно из истории. В моем опыте , столкнулась с тем, что сейчас в методике преподавания в школе очень мало внимания уделяется наглядно - образному мышлению, а оно у многих детей в начальной школе является ведущим. У моей дочки в самом начале курса английского, проблемы были именно из- за этого. Педагог практически не использовал наглядный материал, разговоры не помогали .пришлось заниматься дополнительно, с учетом особенностей)
про мотивацию. Видна мотивация " избегания неудач" , было бы классно как- то повернуть к "достижению успеха" . Тут креативить и креативить) . Система внешних поощрений- прекрасно стимулирует, но хотелось бы узнать про внутреннюю, кем хочет стать? Чем заниматься? Что интересно? При авторитарном стиле воспитания детям сложно докопаться до своих желаний..
еще интересна роль мамы...что у нее с мотивацией? Бывает, дети копируют и это... Может мамин язык изложения дочке будет легче воспринимать?
21 дек. 2015
Вы думаете у нас/у меня авторитарный стиль? Или это просто общая фраза? Да, "избегание неудач" однозначно присутствует. И как же скреативить ее к успеху?

У мамы с мотивацией все в порядке, мама любит учиться, постоянно совершенствуется и подумывает об еще одном образовании.
21 дек. 2015
Жанна

Этот вывод напросился из-за описанных Вами действенных методов (кулаком по столу) , прозвучало из моих уст категорично, сорри. Нам помогло мотивировать на удачу то, что ребенок понял свою ответственность за процесс и выбрал желаемое направление в будущем. горы были свёрнуты)
21 дек. 2015
Позволю себе с этим не согласиться!
К сожалению, в большинстве случаев неделание учиться вызывает система образования, которая строится не на интересе ребенка к миру и естественной для него познавательной потребности, а совсем других вещах. Кроме этого, влияет еще довольно много "школьных" факторов: учитель, класс и тд, а также внутренняя готовность ребенка к учению.

Проблемы в семье в таких случаях создаются извне. Родители пытаются помочь ребенку в учебе, и оказываются в ужасной ситуации. Ведь такого рода обучение не является родительской функцией, родитель - тот, кто обеспечивает ребенку физический и психологический комфорт (это не означает отсутствие правил и вседозволенность, детям очень нужны границы). В архаических обществах отец никогда не обучал сына военному делу, это делал его брат или другой мужчина-родственник. Получается, что школа портит отношения родителей и детей. Ребенок, которому трудно в школе и который нуждается в поддержке родителя, видит, что родитель на стороне школы.
Что делать? Родителям начинать с себя, разбираться кому нужны хорошие оценки и успеваемость, и расставлять приоритеты.
22 дек. 2015
Елизавета , благодарю за отзыв и поддерживаю Ваше мнение:
Проблемы в семье в таких случаях создаются извне. Родители пытаются помочь ребенку в учебе, и оказываются в ужасной ситуации. Ведь такого рода обучение не является родительской функцией, родитель - тот, кто обеспечивает ребенку физический и психологический комфорт(это не означает отсутствие правил и вседозволенность, детям очень нужны границы)


- это тоже аргументы, хоть и не оправдывают реальность ...
22 дек. 2015
Don Vittorio
Елизавета , благодарю за отзыв и поддерживаю Ваше мнение:




- это тоже аргументы, хоть и не оправдывают реальность ...

Доброго дня! Попробуйте "опуститься" до уровня ученика. Не обьясняйте ребенку материал, а ИЗУЧАЙТЕ его вместе с ним, даже если тема Вам хорошо знакома. Формула может быть, например, такая - " Что - то не получается? Давай посмотрим. Хм, ты знаешь, это очень интересная вещь (задание, упражнение и т.д.). Попробуем разобраться вместе? И побольше наводящих вопросов. У меня работает. И уж, конечно, пор нервы нужно забыть!!! Если ребенок говорит неправильно, говорить ему этого нельзя! Задайте ему вопрос - " А почему ты так думаешь? Как ты пришел к такому решению, и какой будет результат, если МЫ сделаем по твоему? Если результат будет неверным, спросите ребенка " Как ты думаешь, где мы (ИМЕННО МЫ) ошиблись. Давай попробуем еще раз. И вернитесь к наводящим вопросам! И когда результат будет верным, не скупитесь на похвалы, типа " Видишь, у ТЕБЯ все прекрасно получается! А ты говорил, что не понимаешь! Ты все прекрасно понимаешь! УМНИЦА!!! Поэтому, моя дочь более охотно делает уроки со мной, а не с мамой или бабушкой, которые в случае ошибок начинают повышать голос и высказываться типа " Ну как ты можешь этого не понимать? Это же элементарно! Или ты совсем глупая? Сиди и думай!" Понятное дело, что после таких слов ребенку не до уроков, когда его так принизили. Мотивации НОЛЬ.
23 дек. 2015
венера59
Да проблем тут множества, и советы тут от "бабушек" типа "будь строже с ней", "ремня ей давать надо" тут абсолютно не помогут. Сейчас в помощь родителям есть современные методы работы с детьми