КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенок не хочет учиться

5392
18 мар. 2016
Елена.
В сентябре Егорке в первый класс. А он сейчас постоянно говорит, что в школе учиться не будет! Не хочет! Там скучно! Он хочет все время играть и баловаться. Я понимаю, что надо его отношение к этому менять, но как не знаю.
Научите! Помогите! Посоветуйте! Может книгу какую почитать.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
18 мар. 2016
Елена., на подготовительные занятие какие-нибудь ходили? В самой школе, куда ему предстоит идти, он был?
18 мар. 2016
Елена.
Мировик,
Был. ходили. там 25 человек и учитель не заинтересован в успехах детей. Егорка очень отвлекаем, а следовательно только играет на уроках. Ничего не делает, а учитель не помогает и не настаивает. вот я думаю, что не стоит его туда водить, чтобы он не привык к мысли, что в школе ничего не делают? ходит сейчас на логику в школе iq007
18 мар. 2016
Елена., а школу по какому принципу выбирали?
18 мар. 2016
Елена.
Елена., а школу по какому принципу выбирали?

та, которая есть. других у нас нет в ближайшем радиусе(
18 мар. 2016
Елена., плохо, конечно, когда нет выбора. Значит надо менять отношение. Психолог, надеюсь, с этим поможет :)
19 мар. 2016
(изменено 30 нояб. 2019)
Здравствуйте, Елена! Как я понимаю, речь идет о формировании позиции школьника у Егорки? Здесь важна мотивация и психологическая готовность к школе, которая формируется в семье и в ближайшем окружении (садик, подготовительные курсы).
Предлагаю Вам прочесть статью в тему - http://l-pankova.ru/budushhij-pervoklassnik-shpargalka-2-motivacionnaya-gotovnost-k-shkole/ Что Вы думаете об этом?
19 мар. 2016
Елена.
Мария Виноградова, Здравствуйте) я думаю, что такие статьи для меня ни о чем. Это как прийти со сломанной ногой, а доктор вместо гипса будет причину выяснять, которую ты и так знаешь. да даже не причину, а разгоаор на тему от чего бывает перелом) для меня важна инструкция:
1. возьмите нож
2 отрежте хлеб

1. когда ваш ребенок не хочет учиться, то постарайтесь выяснить причину одну причину я выяснила -страх,что неполучится, что это будет плохо. Несотвествия ожиданичм мамы получается. значит сильно давила. значит надо менять тактику.
20 мар. 2016
(изменено 30 нояб. 2019)
Елена, очень яркая метафора с доктором)
Судя по Вашим словам, у Егорки уже сложился стереотип школы как заведения, где скучно, и соответственно - делать там нечего. При адаптации один из самых сложных моментов (особенно для отвлекаемых деток) - высидеть 45 минут в состоянии сосредоточенного внимания. Причин этого несколько (и все они Вам известны): отсутствие интереса (тем более что учитель сам не заинтересован в занятиях), усталость (от однообразия и "ничего неделания") и нарушение душевного равновесия (страх не добиться того, на что нацеливают родители).
Привить интерес можно с помощью занятий в игровой форме (в интернете много хороших примеров для любого возраста - http://www.ug.ru/method_article/441 как пример, также можно найти публикации на эту тему - к примеру, Л. В. Мищенкова "25 развивающих занятий с первоклассниками". Ярославль: Академия развития, 2005.). При этом, конечно, Вам самой должно быть интересно заниматься с Егоркой.
С утомляемостью также можно справиться при помощи специальных упражнений:

Упражнение 1. Сохраняем позу
Детям свойственна подвижность и активность, поэтому долгое сидение за столом их утомляет. Научиться сохранять позу в течение длительного времени помогут такие игры, как \»Море волнуется\», \»Замри!\» или \»Памятник\». Например, в последней игре ребенку предлагается изобразить какого-нибудь известного человека и замереть без движения. Выигрывает тот, кто дольше сохранит выбранную позу, не покачнется, не моргнет и т. д.

Упражнение 2. Сбрасываем напряжение
Помимо умения долго находиться в одной и той же позе ребенок должен уметь и расслабляться. Быстро сбросить напряжение и ощутить прилив сил можно с помощью следующих упражнений:
— сделать 5 — 7 глубоких вдохов и выдохов;
— потянуться всем телом, вытягивая руки за голову, а ноги — вперед;
— потереть переносицу, виски, ладонь о ладонь.

Упражнение 3. Загадочно молчим
Посторонние разговоры тоже мешают сосредоточиться. Задавая вам вопросы, ойкая, передразнивая своих одноклассников или изображая Бэтмена, ребенок невольно уходит от сути выполняемой работы. Игра в \»молчанку\» позволит вашему чаду научиться сдерживать не относящиеся к делу реплики и возгласы. Это даст вам возможность не реагировать на вопросы ребенка, а ему, в свою очередь — самостоятельно справиться с заданием. Можно также поиграть всей семьей в игру, где участники должны отгадать какое-то слово или словосочетание, которое один из игроков изображает с помощью мимики и жестов.

Упражнение 4. Направляем взор
Умение концентрировать внимание предполагает способность длительно удерживать нужный объект в поле зрения. Многим детям не хватает именно этого умения. Для того чтобы развить его, подойдут любые игры, развивающие точность попадания в цель, например, городки, стрельба в тире, набрасывание колец. В домашних условиях можно попробовать складывать башни из спичек, девочкам — вышивать, а мальчикам — выжигать.

Упражнение 5. Переключаем внимание
Для того чтобы не попасть надолго во власть отвлекающих факторов, ребенку необходимо уметь быстро переключать внимание обратно на задание. В этом помогут игры, содержащие два-три условных сигнала, на которые ребенок должен реагировать различным образом. Например, услышав один хлопок — присесть, два хлопка — попрыгать, три хлопка — поднять руки. Более сложный вариант такой игры — \»Путаница\». Попросите ребенка показывать те части тела, которые вы называете, а сами показывайте неправильно — например, говорите \»глаз\», а дотрагивайтесь до своего носа, говорите \»ухо\», а дотрагивайтесь до губ и т. д. Темп игры можно постепенно ускорять. Главное, чтобы вы не запутались сами.

С родительскими ожиданиями справиться сложнее, поскольку это уже работа с установками. Елена, Вы можете подробнее рассказать о том, на что и как нацеливали Егорку?
20 мар. 2016
Елена.
Спасибо за упражнения) мы часто в путаницу играем-это очень сиешная игра) еще смешно играть в съедобное-несъедобное)
Хотелось бы нацелить Егорку на получение знаний, а не оценок. Есть дети, которые не понимают и получают плохие оценки, а мой сын для своего уровня все понимает, но очень невнимателен, путает плюс с минусом и так далее. Конечно все упражненияна логику и внимание мы делаем. По-этому на данный момент я ореинтирую сыночка на хорошие оценки, которые лично он может получить через свое внимание и трудолюбие. А усидчивость то нас подкачала, хочется все закрасить и решить быстрее, по-этому получается тяп ляп и мама огорчается (вот и начинается у него душевное волнение, что ниничегошеньки не получится. я пытаюсь поддержать его словами, но установка сына о том, что в школе он не будет учиться -меня волнует
21 мар. 2016
Елена, я не сомневалась, что все необходимые упражнения Вы с Егоркой уже делаете. Такая мудрая и внимательная мама - большая редкость и самый главный дар для ребенка)
Правильно ли я поняла: вы хотите выработать у Егорки усидчивость, внимательность и трудолюбие при помощи мотивации хорошей оценкой? Неоднозначный момент, поскольку, с одной стороны, оценка как показатель знаний важна, а с другой - оценивание субъективно (разные преподаватели могут поставить разные оценки за один и тот же итог работы), и оценка может не соответствовать реальным знаниям (быть проставлена больше за процесс - неаккуратность, например, - чем за результат). Вам нужно донести это до Егорки: получать хорошие оценки важно, но если вдруг выскочит "3" или даже "2", конца света не случится, и Вы поможете ему подучить материал и исправить оценку. Работу со страхом оценивания лучше провести до школы, - у Вас еще есть время.
По поводу установки: пока Егорка сравнивает будущее обучение только с тем, что видел на подготовительных занятиях. Этот стереотип шаток, поскольку его действие непостоянно (есть еще Вы - мама, которая объясняет, что реальное положение вещей другое) и не так серьезен, как Вам кажется (это пока только примерное представление о школе, которое поменяется в связи с началом настоящего обучения в сентябре). Сын пока просто не может сказать Вам: "Да, мама, я буду старательно учиться и получать только хорошие оценки!", - потому что он не прочувствовал школьной атмосферы и не осознал, насколько это важно. Осознание придет со временем, а пока он еще ребенок, и процесс игры для него - самая развивающая среда.

Елена, мы с Вами можем поисследовать Ваш собственный страх по поводу слов сына о нежелании учиться. Что в этом беспокоит Вас больше всего?
21 мар. 2016
Елена.
Мария, хорошая оценка в дневнике и аттестате учитывается во многих местах. Даже в школе к тем, кто имеет хорошие оценки, учителя по-другому относятся. При поступлении в институт так же учитывают оценки. Я не хочу Егорке красный диплом, но если будет, то буду рада) все правильно Вы поняли про оценку, потому что именно через внимательность и аккуратность он сможет получать хорошие отметки на данном этапе. Внимательно слушая, он будет получать и знания)
Хе. Егорушка из тех пацанов, что если скажешь что 2 и 3 иногда это нормально, то это нормально будет всегда) я не хочу и не могу потерять то время, когда сын осознает зачем хорошо учиться. Меня беспокоит не стремление к лучшему, к достижениям, банальная лень (
24 мар. 2016
Елена, Ваша позиция мне очень понятна и близка. Как я вижу, для Вас знания и хорошая оценка - это синонимы, в то время как реальность несколько сложнее: в зависимости от личной симпатии учителя могут занижать или завышать оценки, ставить больше за поведение, чем за знания. Вы пишете, что на данном этапе Егорка сможет получать хорошие оценки через внимательность и аккуратность: правильно ли будет сказать, что пока в этом направлении нет хороших результатов, и это беспокоит Вас больше всего?
Вы наверняка знаете о "внутренней позиции школьника": она обнаруживается в том, что ребенок решительно отказывается от дошкольно-игрового способа существования и проявляет ярко положительное отношение к школьной деятельности в целом и особенно к тем ее сторонам, которые непосредственно связаны с учением. Похоже, что у Егорки формирование "внутренней позиции школьника" еще не произошло, но должна сказать, что это процесс постепенный, и он заканчивается приблизительно к середине первого года обучения в школе (в первое полугодие преобладает игровой (а также позиционный или социальный) мотив учения, и только потом возникает учебный). За Вашими переживаниями по этому поводу я вижу страх за будущее сына, желание, чтобы он соответствовал общепринятой системе оценивания. Действительно сложно добиться признания с плохими оценками, но значит ли это, что человек не будет успешным в будущем? Из моих одноклассников "выбились в люди" в основном как раз те, кто получал тройки: вместо академической науки они уделяли больше внимания жизни: общению и правилам финансовой сферы, в результате чего стали успешными предпринимателями. У всех по-разному складываются отношения с учебой и работой, - это я к тому, что не следует уделять оценкам повышенное внимание.
Если Вам сложно самостоятельно справиться с невнимательностью и неаккуратностью Егорки, можно поискать специальные занятия или нанять репетитора с психологическим образованием (как известно, дети лучше воспринимают материал от мало знакомого учителя, чем от изученных вдоль и поперек родителей).
Мне импонирует список рекомендаций для родителей первоклассников Марины Шуниной - посмотрите, наверняка найдете интересные мысли:

Ребенку, начинающему обучение в школе, необходима моральная и эмоциональная поддержка. Его надо не просто хвалить (и поменьше ругать, а лучше вообще не ругать), а хвалить именно тогда, когда он что-то делает.

Пробуждение.

  • Не нужно будить ребенка, он может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его, стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату. "Вставай, опоздаешь". Гораздо лучше научить его пользоваться будильником. Лучше купить будильник и, преподнося его, как - то обыграть ситуацию: "Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и всегда успевать".

Если вы будите ребёнка, то делать это спокойно. Проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку и услышать ласковый голос. Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его "лежебокой", не вступать в спор по поводу "последних минуток". Можно решить вопрос по-другому: поставить стрелку на пять минут раньше: " Да, я понимаю, вставать сегодня почему-то не хочется. Полежи еще пять минут". Эти слова создают атмосферу теплоты и добра, в противоположность крикам. Когда ребенка утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать, когда он должен закончить то, что делает: " Через 10 минут тебе надо выходить в школу". Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности, даже если "вчера предупреждали".
2. Не торопите. Умение рассчитать время - ваша задача, и если это плохо удаётся, это не вина ребёнка.
3. Не отправляйте ребёнка в школу без завтрака.

Выход в школу
  • Ни в коем случае не прощайтесь "предупреждая": "Смотри, не балуйся! Чтобы сегодня не было плохих отметок!" Пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов - у него впереди трудный день. Если ребенок забыл положить в сумку учебник, завтрак, пенал; лучше протянуть их молча, чем пускаться в напряженное рассуждение о его забывчивости и безответственности: "Вот твой пенал" - лучше, чем "Неужели я доживу до того времени, когда ты научишься сам это делать".

(Если ребенок забывает что-то положить в портфель, то лучше будет, если вы сначала вместе будете это делать, причем вечером. Следующий этап ребенок сам собирает портфель, а вы проверяете за ним. И если что-то забыто, напомнить об этом доброжелательным тоном. Если делать это систематически, то результат будет положительным. Ребенок научится сам собираться в школу, ничего не забывая).

Возвращение из школы
  • Забудьте фразу "Что ты сегодня получил?" Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если ребёнок чересчур возбужден, если жаждет поделиться, не отмахивайтесь, не откладывайте на потом, выслушайте, это не займёт много времени;
  • Если увидите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится, тогда и расскажет всё сам;

3. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку, постарайтесь, чтобы ваш разговор с учителем происходил без ребёнка. Кстати, всегда не лишнее выслушать обе стороны и не торопиться с выводами.

Домашние задания
  • После школы не торопитесь садиться за уроки, необходим отдых (если есть возможность ещё лучше 1,5 часа поспать) для восстановления сил.
  • Не заставляйте делать уроки за один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минут перерыва, лучше, если он будет подвижным;
  • Во время приготовления уроков не сидите над душой, дайте возможность ребёнку сидеть самому, но уж если нужна ваша помощь, наберитесь терпения. Спокойный тон, поддержка "Не волнуйся, у тебя всё получится! Давай разберёмся вместе! Я тебе помогу!", похвала (даже если не очень получается)- необходимы. В общении с ребёнком старайтесь избегать условий: "Если ты сделаешь, то ...";
  • Найдите в течении дня хотя бы полчаса, когда вы полностью будете принадлежать ребёнку, не отвлекаясь на другие дела. В этот момент важнее всего его заботы, радости и неудачи;
  • Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребёнком, свои разногласия по поводу педагогической тактики решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, психологом, врачом, прочитайте литературу для родителей;
  • В чем бы ни был успешен ребенок, страдающий школьной неуспешностью, в спорте, домашних делах, в рисовании, конструировании и т. д., ему ни в коем случае нельзя ставить в вину неуспехи в других школьных делах. Напротив, следует подчеркнуть, что раз он что-то научился делать хорошо, то постепенно научится всему остальному.
  • Родители должны терпеливо ждать успехов, ибо на школьных делах чаще всего и происходит замыкание порочного круга тревожности. Школа должна очень долго оставаться сферой щадящего оценивания.
  • Искренне интересоваться школьной жизнью ребенка и смещать фокус своего внимания с учебы на отношения ребенка с другими детьми, на подготовку и проведение школьных праздников, дежурства, экскурсий и т. п.
  • Подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок больше успешен, помогать тем самым, обрести веру в себя
  • Помните, что в течении года есть критические периоды, когда учиться сложнее, быстрее наступает утомление, снижена работоспособность. Это первые 4-6 недель для первоклассников, конец второй четверти, первая неделя после зимних каникул, середина третьей четверти. В эти периоды следует быть особенно внимательными к состоянию ребёнка;
  • Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое состояние.


Пора спать.

1. Дошкольников и младших школьников лучше укладывать спать самим родителям (мать и отец). Если перед сном доверительно поговорить с ним, внимательно выслушать, успокоить страхи, показать, что ты понимаешь ребенка, тогда он научится раскрывать душу и освободится от страхов, тревоги, спокойно заснет.

2. Не надо вступать в спор, если ребенок сообщает, что забыл умыться и попить

Учтите, что даже "совсем большие дети" (мы часто говорим 7-8 летнему ребёнку) очень любят сказку перед сном, песенку и ласковые поглаживания. Все это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть.

3. Старайтесь не вспоминать перед сном неприятностей, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную.

Когда учеба приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, недостаточным любви, тогда школа не является проблемой.
24 мар. 2016
Елена.
Мария Виноградова, ух ты) С планшета трудно вме написать, что хочу, но первое это спасибо, а второе -ВЫ как относились бы к тому, если бы ваш малыш был троечником? У меня тоже есть пример успешного троечника, но очень легко опираясь на этот факт не уделять оценкам внимание и в итоге получить неуспешного человека. каждая мама хочет, что бы малыш ее был счастлив, но при этом в своей квартире со своими деньгами, а не попрошайкой в переходе)
?
24 мар. 2016
Елена, очень Вас понимаю и повторюсь, что разделяю Вашу позицию) Моя цель - не убедить Вас в том, что троечники однозначно выигрывают в жизни, а немного успокоить и помочь чуть легче относиться к оценкам. Вы одна из очень немногих мам, которые действительно всесторонне и глубоко подходят к каждому вопросу, связанному с ребенком. Я вижу, что Вы считаете главными препятствиями на пути хорошей успеваемости невнимательность и неусидчивость Егорки, - верно? И, насколько я понимаю, уже выполняете специальные упражнения на данную тему. Не всех детей удается замотивировать и сформировать необходимый уровень усидчивости, - Вы делаете все, что возможно, и пока я бы рекомендовала продолжать говорить о необходимости получения знаний (желательно без частого упоминания оценок, поскольку это отбивает охоту учиться из-за страха не справиться), выполнять упражнения на внимание и аккуратность и верить в то, что "внутренняя позиция школьника" сформируется чуть позже (читайте - больше принимать Егорку таким, какой он сейчас). Елена, Вы получили ответы на Ваши вопросы (хотя бы частично)?
24 мар. 2016
Елена.
Мария Виноградова, зачем учиться? напишите, пожалуйста, моему сыну. Если что то он собрался работать кассиром.
24 мар. 2016
Елена, быть кассиром - это выраженное вслух желание Егорки? А Вы сами кем видите его в будущем? Возможно, у Вас перед глазами имеются примеры неблагополучно сложившейся жизни отстающего в учебе человека? Или Ваш страх за будущее сына больше экзистенциальный?
24 мар. 2016
Елена.
Мария) да. Егорка говорит о том, что хочет быть кассиром, потому что там деньги и чеки, которые он очень любит) Я бы хотела, чтобы он был как папа и занимался айти, но тут как Бог положит. Да примеров масса неудавшихся карьер, но это еще не так страшно для девочки, а вот для мальчика хуже, потому что я воспитываю в понятии, что мужчина должен обеспечивать семью) а у вас сын или дочь?)или оба?)я услышала вашу мысль о том, что я бегу впереди паровоза, а к сыну просто еще не пришло время #формирование позиции школьника#.думаю это еще зависит и от характера?
24 мар. 2016
Елена, Вы правильно поняли меня) Время формирования "внутренней позиции школьника" происходит в процессе учебы - к середине первого класса (а у многих деток только ко 2 классу и старше). Подписываюсь под Вашими словами о том, что это зависит и от характера, и от темперамента. У меня оба: у дочки (5,5 лет) "внутренняя позиция школьника" практически сформирована, а с сыном, чувствую, будет ситуация, схожая с Вашей (ему сейчас 3 года). Согласна с тем, что мальчика необходимо воспитывать как мужчину-добытчика, главный пример здесь исходит от папы: как я понимаю, семью обеспечивает он? Про кассира - неплохая идея (особенно если рассматривать ее как желание постоянно обращаться с деньгами - здесь прямая дорога в экономисты или смежные профессии).
24 мар. 2016
Елена.
Мария! Какой кассир? а? ну какой кассир мужчина! тьфу. тьфу.
я, наверное, не так спросила. Чтобы вы сказали своему сыну, когда бы он сказал, что не хочет учиться. помогите построить мне диалог, пожалуйста.
пс. девочки они вообще с другой планеты)
папа наша опора)
25 мар. 2016
Елена, доброе утро! Про кассира я имела ввиду, что вот эта тяга Егорки заниматься деньгами потом может трансформироваться в профессию финансового аналитика или экономиста крупной компании) То, что папа - опора семьи, Ваш главный козырь в разговоре с сыном: Егорка и так видит пример мужчины, обеспечивающего свою семью, а если еще рассказывать о том, что так происходит и в других "ячейках общества", то Вы сформируете у него установку на становление мужчиной-добытчиком. И тогда уже даже если он будет не круглым отличником, он будет стремиться к этой цели.
Насчет диалога - Вы можете написать примеры 2 не очень длинных диалогов с Егоркой по поводу учебы, чтобы мы разобрали их здесь?

Елена, как дополнение: только что нашла интересную статью о факторах, влияющих на успеваемость ребенка в школе.