КонсультацииОтношения родителей и детей

Ребенок не хочет учиться

5679
18 мар. 2016
Елена.
В сентябре Егорке в первый класс. А он сейчас постоянно говорит, что в школе учиться не будет! Не хочет! Там скучно! Он хочет все время играть и баловаться. Я понимаю, что надо его отношение к этому менять, но как не знаю.
Научите! Помогите! Посоветуйте! Может книгу какую почитать.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
26 мар. 2016
Елена.
Добрый день, Мария)
Диалог.
-мама, я не хочу учиться ! (громко говорит, утвердительно, эмоционально)
-почему?
- там скучно и не интересно!
- почему?
-потому что на занятиях на других неинтересно (это он про школу куда мы ходим)
- но ты же не был еще в настоящей школе. надо сперва там побывать. а потом говорить.
- нет! не хочу! там будет так же! скучно!
- но в школу мы ходим не веселиться, а получать знания.
-а я не хочу получать знания!
- без знаний ты не сможешь работать. ни кем!
-ну и что? я буду клад искать! и найду много денег!
- чтобы клад искать, нужны инструменты. ты как их заработаешь?
- я их найду!
и так далее. по кругу.
какой-то бесполезный разговор. даже не диалог, а спор. вы так не считаете?
Спасибо за ссылку. почитаю. Вы же дочку свою как то мотивировали? Хотя девочки они с другой планеты)
26 мар. 2016
Елена, насчет девочек Вы правы: стремление к покладистости, усидчивости и аккуратности характерно для большинства из них) Давайте попробуем в разговоре с Егоркой говорить не о способах добычи денег/инструментов/пропитания, а об ощущениях и внутренних переживаниях сына, а также о собственных чувствах в форме "Я"-сообщений (Вы же читали Ю. Б. Гиппенрейтер, верно?). Тогда диалог может получиться иным, например:
- Мама, я не хочу учиться!
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да, мне скучно и совсем неинтересно! Этот учитель так надоел своим: "повтори", "прочитай". И все время одно и то же!
- Понимаю: из занятие в занятие делать то, что ты давно знаешь, не очень увлекательно.
- Да. Правда, иногда он наоборот задает сложные задачи.
- Ты не понимаешь их и боишься, что не справишься.
- Ну да. И буду выглядеть идиотом перед другими.
- Допустить ошибку перед всем классом - это действительно неприятно.
- Угу.
- Значит, нужно допускать меньше ошибок, - согласен?
- Может быть, но я все равно не хочу получать эти знания!
- Мне грустно слышать это. Обычно мальчики становятся кормильцами семьи, а без знаний это очень трудно. Я в тревоге, сынок.
- Мам, ну ладно тебе... А давай я найду клад!
- А ты знаешь, что клады прятали давным-давно и только в определенных местах? Чтобы найти их, требуются знания по географии и из других отраслей? Давай я покажу тебе!

И Вы можете превратить поиск клада в интересную игру с элементами преподавания географии.
Наверняка Вы заметили, что в этом диалоге мама показывает, что понимает сына и разделяет его страхи, соответственно - сын проникается к маме большим доверием и сам рассказывает о своих переживаниях. Поэкспериментируйте с этими методами, Елена)
26 мар. 2016
Елена.
Мария! дайте я вас расцелую! А я то думаю, ну что я забыла! Про " я -сообщения" забыла"! Спасибо, спасибо!) пойду учить текст! :)
26 мар. 2016
Леночка, Вы чудесная мама. Я искренне рада за Егорку :) Удачи!
30 мар. 2016
Елена.
Мария Виноградова, не получается у меня! Сын не отвечает развернуто! только да или нет (не за что зацепиться(
30 мар. 2016
Елена, а на другие вопросы Егорка может ответить развернуто? Например, сделать подробный пересказ какой-то истории, или рассказать в деталях о том, во что играл с друзьями? Возможно, следует дополнительно как-то обыграть разговор о занятиях: предложить сыну представить, что класс - это корабль, учитель - капитан, а ребята - матросы, и спрашивать в таком ключе:
- Матросам скучно слушаться нудного капитана, - намного интереснее, когда он воодушевляет их на поиски новых земель и невиданных приключений, правда? Давай представим, что капитан уже не молод - ему тяжело подбадривать матросов, поэтому они сами должны помочь ему сделать путешествие увлекательным. Как ты думаешь: что бы ты сам мог сделать для того, чтобы было интересно?
Потом ответы типа "просматривать навигационные карты" или "весело натягивать паруса" переложить на занятия: заранее узнавать что-то новое по следующей теме, задавать учителю любопытные вопросы и так далее.
И еще момент: даже если Егорка не отвечает развернуто, можно продолжить разговор, отвечая за него:
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да.
- Представляю, как может быть скучно, когда учитель что-то монотонно бубнит себе под нос. Тебе бы хотелось заниматься с другим учителем?
- Да.
- А как ты его себе представляешь? Какой он должен быть?
Это уже приглашение поразмышлять. Возможно, в таком разговоре удастся узнать что-нибудь новое.
30 мар. 2016
Елена.
Спасибо, Мария) Я попробую)

У меня с фантазией совсем туго!
- Не хочу учиться!(егор)
-Потому что тебе скучно!
-Да!
-Хочешь только играть!
-Да!
- ну давай тогда не будем учиться, а сыграем в игру " сто дверей". Кто быстрее решит задания, тот первый откроет дверь!
-Не хочу! это не игра! Это опять учеба!
Про пиратов, корабли и другое он даже не слушает(
03 апр. 2016
Ekaterina5
Елена.,
А зачем ребенка мучить раньше времени - наседать то? конечно и я бы не хотела) Просто считаю не нужно быть навязчивой, а просто отстать от ребенка и все само придет) а чем больше заранее пристают навязывают уже как обязанность и мол все детство закончено и игрушке, тем сложнее ему будет идти в школу, напряжно) Нужно как-то по-другому позитивно ...
03 апр. 2016
Елена, а если попробовать действовать от обратного? Принять участие в игре, но как только будет возникать вопрос о необходимости действия (например, построить дорогу или замок), Вы можете сказать: "Для строительства нужно знать определенные правила, иначе дорога не получится/замок упадет, а это уже не игра, а применение знаний. Давай пропустим". В результате Вы подведете Егорку к ситуации, когда без знаний никакая игра просто невозможна, и он сам может предложить использовать какие-то навыки и правила, и это будет первым шагом к осознанию важности учебы.
Перед реализацией данной идеи хочу предложить Вам взять тайм-аут, чтобы и самой передохнуть, и дать сыну свободу действий. Детство бывает только раз: пусть немного поиграет, а Вы на время отпустите ситуацию и вздохнете свободнее. И дальше уже, как говорится, с новыми силами)
03 апр. 2016
Ekaterina5
Хотелось бы нацелить Егорку на получение знаний, а не оценок. Есть дети, которые не понимают и получают плохие оценки, а мой сын для своего уровня все понимает, но очень невнимателен, путает плюс с минусом и так далее. Конечно все упражненияна логику и внимание мы делаем. По-этому на данный момент я ореинтирую сыночка на хорошие оценки

у вас противоречие прям)
03 апр. 2016
Елена.
у вас противоречие прям)

если вы внимательно прочтете Весь текст, то противоречие не увидите.
03 апр. 2016
Ekaterina5
Для знаний очень много интересно детской литературы - от книжек с наклейками (динозавры и пр для мальчиков и девочек и уни..), энциклопедии и тд У нас полно этого добра... просто через игру приучать получать знания - это ж интересно динозавров изучать и тд Красивые красочные энциклопедиии. В киосках Союзпечать тоже много коллекционных журналов для мальчиков сейчас и девочек и это познавательные журналы, которые может как бы приучать его к изучению нового и придет в привычку получать новые и новые интересные знания... а оценки оценками я думаю. Главное чтобы внутренняя мотивации была изучать мир ... и познавать новое ...

если вы внимательно прочтете Весь текст, то противоречие не увидите.

внимательно прочла еще раз - противоречии все равно вижу прямое... :) вы же пишите хотите нацелить на знания, а потом мол на оценки ...

Оценки это может быть зубрежка ... просто... а знания если человек мотивирован получать, то наверное будет получать всю жизнь... У меня тоже подружка была отличница одна из двух-трех в классе - закончила школы с красным дипломом или медалью, а далее знания не хотела получать и ум не далекий... не дальнозоркий по жизни оказался... и ее слова "зачем сидеть в офисе пылиться (примерно)"... Оценки не важно настолько сколько внутренняя мотивация развиваться и получать знания не за оценки, а за развитие свое и пр (соглашусь с психологом)
03 апр. 2016
Елена.
Спасибо Мария. Егорка играет 23 часа, а занимается 1 (образно) .Ни кто не отбирает его время на игру, прогулку и другие важные детские дела и, если, перестать с ним заниматься (я уже так делала), то потом ни как не войти в режим. Совершенно не возможно будет увлечь его занятиями(
03 апр. 2016
Ekaterina5
Все занятия только в игре с дошкольниками (и со школьника тоже вроде как - слышала и читала)... иначе можно отбить желания учиться и получать эти знания... система конечно должны быть... завлекать и систематически заниматься, но так чтобы было комфортно и интересно обоим... на положительных эмоциях и мотивацией даже думаю (позанимаемся, а потом уже поиграешь или мультфильм посмотришь..)... Или ты уже большой и уже можешь Это сделать (например в тетрадке в клеточку - рисовать и писать цифорки)...
03 апр. 2016
Елена.
внимательно прочла еще раз - противоречии все равно вижу прямое... :) вы же пишите хотите нацелить на знания, а потом мол на оценки ...

Если вам так хочется поучаствовать в разговоре, то объясню вам весь текст, а не только часть, которую может вы захотели прочитать. Я хочу, чтобы мой ребенок стремился получать знания, но не могу ничего с этим сделать, не могу мотивировать и психолог уже ответил как это сделать. Сейчас для моего сына хорошая оценка = это знаниям. По-этому за мотивацию я беру получение оценок.
03 апр. 2016
Ekaterina5
А вообще говорят сейчас главное общение со сверстниками...

Елена., ну не знаю - наоборот слышала сейчас в 1 классе оценок не ставят... как раз потому что бы мотивацией не оценка была, а знания (и чтобы самооценка не падала, если среди сверстников у кого-то что-то не получается..)

Не мотивация, а может поощрение лучше за хорошее (за каждое занятие его) - в дет. садах наклейки дают, например... Подкрепление положительное сделать, что мол заниматься это еще хорошо и поощряется) Хотя я против этого, тк мы с дочей привыкли без поощрений заниматься... а не за поощрение...

А когда вырастит - и не будет оценок, можно не получать знания? :)

Или получать знания и работать за деньги? хм

А мотивацией - интерес не может быть?

Интересно написать, например, слово МАМА ПАПА, а как? для этого нужно буквы поучить и поучиться их писать)

Чтобы книжку прочитать - также нужно научиться читать, а чтобы научиться читать, нужно буковки выучить... хм

А вообще на эмоциях положительных нужно брать ребенка - я свою так брала с 6 месяцев или 8, и в книжке как раз вычла на днях, что ребенка дошкольника на занятиях нужно привлекать именно положительными эмоциями... Лет до 8 примерно им сложно держать внимание... У меня книжка как раз про подготовку к школе. читаю вот...

М. М. Безруких Трудности обучения в НАчальной школе (подготовка к школе, истоки школьных проблем, помощь детям со школьными трудностями, трудности обучения письму и чтению и пр)
Очень хорошая книжка... почитайте...

Мне кажется зря Вы так глубоко в ребенка копаетесь и как бы развиваете такие разговоры... мне кажется это излишне для психики и психика такая вещь тонкая, что лучше оставить ребенка и не мучать) а то как будто вы уже нагнетаете на него, что он уже ищет выходы из тяжелого якобы бремени, которое ему уже накладывают в ближайшем будущем. (имхо)... Я может плохо знаю психологию, но нужно как-то по-другому все это... дабы закладки неверные поставить и объяснить главное, что плохо и хорошо... усе не буду Вам мешать)

Точнее дабы закладки неверные не поставить (исправлю неверное, см. выше)
03 апр. 2016
Елена.
Мария.
у нас диалог такой!
-Мама.я не буду работать!
-Почему?
- Не интересно!
- А на что ты будешь жить? игрушки покупать? конфеты?
-Я клад найду!
- А чем клад найдешь?
- Специальным устройством!
- а где ты его возьмешь?
-Украду!
- Тогда могут посадить в тюрьму! Красть это плохо!
- Я возьму кувалду и разобью тюрьму?
и что мне дальше говорить?) ответы сына ставят меня в тупик)

Ekaterina5, вы можете не спамить? вас слишком много в одной теме. пишите, пожалуйста, одним сообщением. Марии будет трудно ориентироваться в переписке со мной, если будут ваши бесконечные предложения
03 апр. 2016
Ekaterina5
Это все равно что девочке заранее говорят - что все мужчины Коз* И девочка вырастает с этим ощущением... также думаю и работай не дай может получится. Внутреннее чувство - мол нужно работать, а я не хочу - нужно значит искать другой выход (тк я не справлюсь... меня заставляют и пр)... Интересно что психологи скажут., но я так думаю...

Елена., больше не буду спамить, сори, уходу, больше следить не буду, тк мало печатать не умею) удачи и здоровья!
03 апр. 2016
Елена, понимаю и разделяю Ваши опасения по поводу отсутствия интереса к получению знаний у Егорки. Мне кажется, что от постоянных мыслей об этом Вы уже устали и обессилели, поэтому предложила тайм-аут больше для Вас, нежели для сына.
Надеюсь, что Вы хорошо ощущаете тот момент, когда начинаете чрезмерно тревожиться и давить на сына. Родительская тревога действительно может способствовать неохоте учиться: как и все дети, сын хорошо чувствует посыл "тот, кто не тянется к знаниям, ничего не добьется в жизни", и может следовать установке: "Если я не хочу учиться, значит, я ничего не добьюсь в жизни, значит - я плохой/недостойный/не успешный". Таким образом, лучшие побуждения могут обернуться противоположным результатом.
Вы говорите, что бОльшую часть времени Егорка играет, и не видите вариантов через игру приобщить его к получению знаний, - так? Есть ли возможность подключить папу? Пример отца для мальчика важен, Вы хорошо знаете об этом. Думаю, это может благотворно повлиять на ситуацию.
03 апр. 2016
Елена.
Мария. в том то и дело, что не чувствую. а как это давление проявляется? может для себя я не считаю что это давление?
а что папа должен сделать? :)