В сентябре Егорке в первый класс. А он сейчас постоянно говорит, что в школе учиться не будет! Не хочет! Там скучно! Он хочет все время играть и баловаться. Я понимаю, что надо его отношение к этому менять, но как не знаю.
Научите! Помогите! Посоветуйте! Может книгу какую почитать.
КонсультацииОтношения родителей и детей
Ребенок не хочет учиться
6278
18 мар. 2016
Елена.
26 мар. 2016
Елена.
Добрый день, Мария)
Диалог.
-мама, я не хочу учиться ! (громко говорит, утвердительно, эмоционально)
-почему?
- там скучно и не интересно!
- почему?
-потому что на занятиях на других неинтересно (это он про школу куда мы ходим)
- но ты же не был еще в настоящей школе. надо сперва там побывать. а потом говорить.
- нет! не хочу! там будет так же! скучно!
- но в школу мы ходим не веселиться, а получать знания.
-а я не хочу получать знания!
- без знаний ты не сможешь работать. ни кем!
-ну и что? я буду клад искать! и найду много денег!
- чтобы клад искать, нужны инструменты. ты как их заработаешь?
- я их найду!
и так далее. по кругу.
какой-то бесполезный разговор. даже не диалог, а спор. вы так не считаете?
Спасибо за ссылку. почитаю. Вы же дочку свою как то мотивировали? Хотя девочки они с другой планеты)
Диалог.
-мама, я не хочу учиться ! (громко говорит, утвердительно, эмоционально)
-почему?
- там скучно и не интересно!
- почему?
-потому что на занятиях на других неинтересно (это он про школу куда мы ходим)
- но ты же не был еще в настоящей школе. надо сперва там побывать. а потом говорить.
- нет! не хочу! там будет так же! скучно!
- но в школу мы ходим не веселиться, а получать знания.
-а я не хочу получать знания!
- без знаний ты не сможешь работать. ни кем!
-ну и что? я буду клад искать! и найду много денег!
- чтобы клад искать, нужны инструменты. ты как их заработаешь?
- я их найду!
и так далее. по кругу.
какой-то бесполезный разговор. даже не диалог, а спор. вы так не считаете?
Спасибо за ссылку. почитаю. Вы же дочку свою как то мотивировали? Хотя девочки они с другой планеты)
26 мар. 2016
Елена, насчет девочек Вы правы: стремление к покладистости, усидчивости и аккуратности характерно для большинства из них) Давайте попробуем в разговоре с Егоркой говорить не о способах добычи денег/инструментов/пропитания, а об ощущениях и внутренних переживаниях сына, а также о собственных чувствах в форме "Я"-сообщений (Вы же читали Ю. Б. Гиппенрейтер, верно?). Тогда диалог может получиться иным, например:
- Мама, я не хочу учиться!
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да, мне скучно и совсем неинтересно! Этот учитель так надоел своим: "повтори", "прочитай". И все время одно и то же!
- Понимаю: из занятие в занятие делать то, что ты давно знаешь, не очень увлекательно.
- Да. Правда, иногда он наоборот задает сложные задачи.
- Ты не понимаешь их и боишься, что не справишься.
- Ну да. И буду выглядеть идиотом перед другими.
- Допустить ошибку перед всем классом - это действительно неприятно.
- Угу.
- Значит, нужно допускать меньше ошибок, - согласен?
- Может быть, но я все равно не хочу получать эти знания!
- Мне грустно слышать это. Обычно мальчики становятся кормильцами семьи, а без знаний это очень трудно. Я в тревоге, сынок.
- Мам, ну ладно тебе... А давай я найду клад!
- А ты знаешь, что клады прятали давным-давно и только в определенных местах? Чтобы найти их, требуются знания по географии и из других отраслей? Давай я покажу тебе!
И Вы можете превратить поиск клада в интересную игру с элементами преподавания географии.
Наверняка Вы заметили, что в этом диалоге мама показывает, что понимает сына и разделяет его страхи, соответственно - сын проникается к маме большим доверием и сам рассказывает о своих переживаниях. Поэкспериментируйте с этими методами, Елена)
- Мама, я не хочу учиться!
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да, мне скучно и совсем неинтересно! Этот учитель так надоел своим: "повтори", "прочитай". И все время одно и то же!
- Понимаю: из занятие в занятие делать то, что ты давно знаешь, не очень увлекательно.
- Да. Правда, иногда он наоборот задает сложные задачи.
- Ты не понимаешь их и боишься, что не справишься.
- Ну да. И буду выглядеть идиотом перед другими.
- Допустить ошибку перед всем классом - это действительно неприятно.
- Угу.
- Значит, нужно допускать меньше ошибок, - согласен?
- Может быть, но я все равно не хочу получать эти знания!
- Мне грустно слышать это. Обычно мальчики становятся кормильцами семьи, а без знаний это очень трудно. Я в тревоге, сынок.
- Мам, ну ладно тебе... А давай я найду клад!
- А ты знаешь, что клады прятали давным-давно и только в определенных местах? Чтобы найти их, требуются знания по географии и из других отраслей? Давай я покажу тебе!
И Вы можете превратить поиск клада в интересную игру с элементами преподавания географии.
Наверняка Вы заметили, что в этом диалоге мама показывает, что понимает сына и разделяет его страхи, соответственно - сын проникается к маме большим доверием и сам рассказывает о своих переживаниях. Поэкспериментируйте с этими методами, Елена)
26 мар. 2016
Елена.
Мария! дайте я вас расцелую! А я то думаю, ну что я забыла! Про " я -сообщения" забыла"! Спасибо, спасибо!) пойду учить текст! :)
26 мар. 2016
Леночка, Вы чудесная мама. Я искренне рада за Егорку :) Удачи!
30 мар. 2016
Елена.
Мария Виноградова, не получается у меня! Сын не отвечает развернуто! только да или нет (не за что зацепиться(
30 мар. 2016
Елена, а на другие вопросы Егорка может ответить развернуто? Например, сделать подробный пересказ какой-то истории, или рассказать в деталях о том, во что играл с друзьями? Возможно, следует дополнительно как-то обыграть разговор о занятиях: предложить сыну представить, что класс - это корабль, учитель - капитан, а ребята - матросы, и спрашивать в таком ключе:
- Матросам скучно слушаться нудного капитана, - намного интереснее, когда он воодушевляет их на поиски новых земель и невиданных приключений, правда? Давай представим, что капитан уже не молод - ему тяжело подбадривать матросов, поэтому они сами должны помочь ему сделать путешествие увлекательным. Как ты думаешь: что бы ты сам мог сделать для того, чтобы было интересно?
Потом ответы типа "просматривать навигационные карты" или "весело натягивать паруса" переложить на занятия: заранее узнавать что-то новое по следующей теме, задавать учителю любопытные вопросы и так далее.
И еще момент: даже если Егорка не отвечает развернуто, можно продолжить разговор, отвечая за него:
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да.
- Представляю, как может быть скучно, когда учитель что-то монотонно бубнит себе под нос. Тебе бы хотелось заниматься с другим учителем?
- Да.
- А как ты его себе представляешь? Какой он должен быть?
Это уже приглашение поразмышлять. Возможно, в таком разговоре удастся узнать что-нибудь новое.
- Матросам скучно слушаться нудного капитана, - намного интереснее, когда он воодушевляет их на поиски новых земель и невиданных приключений, правда? Давай представим, что капитан уже не молод - ему тяжело подбадривать матросов, поэтому они сами должны помочь ему сделать путешествие увлекательным. Как ты думаешь: что бы ты сам мог сделать для того, чтобы было интересно?
Потом ответы типа "просматривать навигационные карты" или "весело натягивать паруса" переложить на занятия: заранее узнавать что-то новое по следующей теме, задавать учителю любопытные вопросы и так далее.
И еще момент: даже если Егорка не отвечает развернуто, можно продолжить разговор, отвечая за него:
- Наверное, на твоих уроках пока не очень интересно?
- Да.
- Представляю, как может быть скучно, когда учитель что-то монотонно бубнит себе под нос. Тебе бы хотелось заниматься с другим учителем?
- Да.
- А как ты его себе представляешь? Какой он должен быть?
Это уже приглашение поразмышлять. Возможно, в таком разговоре удастся узнать что-нибудь новое.
30 мар. 2016
Елена.
Спасибо, Мария) Я попробую)
У меня с фантазией совсем туго!
- Не хочу учиться!(егор)
-Потому что тебе скучно!
-Да!
-Хочешь только играть!
-Да!
- ну давай тогда не будем учиться, а сыграем в игру " сто дверей". Кто быстрее решит задания, тот первый откроет дверь!
-Не хочу! это не игра! Это опять учеба!
Про пиратов, корабли и другое он даже не слушает(
У меня с фантазией совсем туго!
- Не хочу учиться!(егор)
-Потому что тебе скучно!
-Да!
-Хочешь только играть!
-Да!
- ну давай тогда не будем учиться, а сыграем в игру " сто дверей". Кто быстрее решит задания, тот первый откроет дверь!
-Не хочу! это не игра! Это опять учеба!
Про пиратов, корабли и другое он даже не слушает(
03 апр. 2016
Ekaterina5
Елена.,
А зачем ребенка мучить раньше времени - наседать то? конечно и я бы не хотела) Просто считаю не нужно быть навязчивой, а просто отстать от ребенка и все само придет) а чем больше заранее пристают навязывают уже как обязанность и мол все детство закончено и игрушке, тем сложнее ему будет идти в школу, напряжно) Нужно как-то по-другому позитивно ...
А зачем ребенка мучить раньше времени - наседать то? конечно и я бы не хотела) Просто считаю не нужно быть навязчивой, а просто отстать от ребенка и все само придет) а чем больше заранее пристают навязывают уже как обязанность и мол все детство закончено и игрушке, тем сложнее ему будет идти в школу, напряжно) Нужно как-то по-другому позитивно ...
03 апр. 2016
Елена, а если попробовать действовать от обратного? Принять участие в игре, но как только будет возникать вопрос о необходимости действия (например, построить дорогу или замок), Вы можете сказать: "Для строительства нужно знать определенные правила, иначе дорога не получится/замок упадет, а это уже не игра, а применение знаний. Давай пропустим". В результате Вы подведете Егорку к ситуации, когда без знаний никакая игра просто невозможна, и он сам может предложить использовать какие-то навыки и правила, и это будет первым шагом к осознанию важности учебы.
Перед реализацией данной идеи хочу предложить Вам взять тайм-аут, чтобы и самой передохнуть, и дать сыну свободу действий. Детство бывает только раз: пусть немного поиграет, а Вы на время отпустите ситуацию и вздохнете свободнее. И дальше уже, как говорится, с новыми силами)
Перед реализацией данной идеи хочу предложить Вам взять тайм-аут, чтобы и самой передохнуть, и дать сыну свободу действий. Детство бывает только раз: пусть немного поиграет, а Вы на время отпустите ситуацию и вздохнете свободнее. И дальше уже, как говорится, с новыми силами)
03 апр. 2016
у вас противоречие прям)
Ekaterina5
Хотелось бы нацелить Егорку на получение знаний, а не оценок. Есть дети, которые не понимают и получают плохие оценки, а мой сын для своего уровня все понимает, но очень невнимателен, путает плюс с минусом и так далее. Конечно все упражненияна логику и внимание мы делаем. По-этому на данный момент я ореинтирую сыночка на хорошие оценки
у вас противоречие прям)
03 апр. 2016
если вы внимательно прочтете Весь текст, то противоречие не увидите.
Елена.
у вас противоречие прям)
если вы внимательно прочтете Весь текст, то противоречие не увидите.
03 апр. 2016
Ekaterina5
Для знаний очень много интересно детской литературы - от книжек с наклейками (динозавры и пр для мальчиков и девочек и уни..), энциклопедии и тд У нас полно этого добра... просто через игру приучать получать знания - это ж интересно динозавров изучать и тд Красивые красочные энциклопедиии. В киосках Союзпечать тоже много коллекционных журналов для мальчиков сейчас и девочек и это познавательные журналы, которые может как бы приучать его к изучению нового и придет в привычку получать новые и новые интересные знания... а оценки оценками я думаю. Главное чтобы внутренняя мотивации была изучать мир ... и познавать новое ...
внимательно прочла еще раз - противоречии все равно вижу прямое... :) вы же пишите хотите нацелить на знания, а потом мол на оценки ...
Оценки это может быть зубрежка ... просто... а знания если человек мотивирован получать, то наверное будет получать всю жизнь... У меня тоже подружка была отличница одна из двух-трех в классе - закончила школы с красным дипломом или медалью, а далее знания не хотела получать и ум не далекий... не дальнозоркий по жизни оказался... и ее слова "зачем сидеть в офисе пылиться (примерно)"... Оценки не важно настолько сколько внутренняя мотивация развиваться и получать знания не за оценки, а за развитие свое и пр (соглашусь с психологом)
если вы внимательно прочтете Весь текст, то противоречие не увидите.
внимательно прочла еще раз - противоречии все равно вижу прямое... :) вы же пишите хотите нацелить на знания, а потом мол на оценки ...
Оценки это может быть зубрежка ... просто... а знания если человек мотивирован получать, то наверное будет получать всю жизнь... У меня тоже подружка была отличница одна из двух-трех в классе - закончила школы с красным дипломом или медалью, а далее знания не хотела получать и ум не далекий... не дальнозоркий по жизни оказался... и ее слова "зачем сидеть в офисе пылиться (примерно)"... Оценки не важно настолько сколько внутренняя мотивация развиваться и получать знания не за оценки, а за развитие свое и пр (соглашусь с психологом)
03 апр. 2016
Елена.
Спасибо Мария. Егорка играет 23 часа, а занимается 1 (образно) .Ни кто не отбирает его время на игру, прогулку и другие важные детские дела и, если, перестать с ним заниматься (я уже так делала), то потом ни как не войти в режим. Совершенно не возможно будет увлечь его занятиями(
03 апр. 2016
Ekaterina5
Все занятия только в игре с дошкольниками (и со школьника тоже вроде как - слышала и читала)... иначе можно отбить желания учиться и получать эти знания... система конечно должны быть... завлекать и систематически заниматься, но так чтобы было комфортно и интересно обоим... на положительных эмоциях и мотивацией даже думаю (позанимаемся, а потом уже поиграешь или мультфильм посмотришь..)... Или ты уже большой и уже можешь Это сделать (например в тетрадке в клеточку - рисовать и писать цифорки)...
03 апр. 2016
Если вам так хочется поучаствовать в разговоре, то объясню вам весь текст, а не только часть, которую может вы захотели прочитать. Я хочу, чтобы мой ребенок стремился получать знания, но не могу ничего с этим сделать, не могу мотивировать и психолог уже ответил как это сделать. Сейчас для моего сына хорошая оценка = это знаниям. По-этому за мотивацию я беру получение оценок.
Елена.
внимательно прочла еще раз - противоречии все равно вижу прямое... :) вы же пишите хотите нацелить на знания, а потом мол на оценки ...
Если вам так хочется поучаствовать в разговоре, то объясню вам весь текст, а не только часть, которую может вы захотели прочитать. Я хочу, чтобы мой ребенок стремился получать знания, но не могу ничего с этим сделать, не могу мотивировать и психолог уже ответил как это сделать. Сейчас для моего сына хорошая оценка = это знаниям. По-этому за мотивацию я беру получение оценок.
03 апр. 2016
Ekaterina5
А вообще говорят сейчас главное общение со сверстниками...
Елена., ну не знаю - наоборот слышала сейчас в 1 классе оценок не ставят... как раз потому что бы мотивацией не оценка была, а знания (и чтобы самооценка не падала, если среди сверстников у кого-то что-то не получается..)
Не мотивация, а может поощрение лучше за хорошее (за каждое занятие его) - в дет. садах наклейки дают, например... Подкрепление положительное сделать, что мол заниматься это еще хорошо и поощряется) Хотя я против этого, тк мы с дочей привыкли без поощрений заниматься... а не за поощрение...
А когда вырастит - и не будет оценок, можно не получать знания? :)
Или получать знания и работать за деньги? хм
А мотивацией - интерес не может быть?
Интересно написать, например, слово МАМА ПАПА, а как? для этого нужно буквы поучить и поучиться их писать)
Чтобы книжку прочитать - также нужно научиться читать, а чтобы научиться читать, нужно буковки выучить... хм
А вообще на эмоциях положительных нужно брать ребенка - я свою так брала с 6 месяцев или 8, и в книжке как раз вычла на днях, что ребенка дошкольника на занятиях нужно привлекать именно положительными эмоциями... Лет до 8 примерно им сложно держать внимание... У меня книжка как раз про подготовку к школе. читаю вот...
М. М. Безруких Трудности обучения в НАчальной школе (подготовка к школе, истоки школьных проблем, помощь детям со школьными трудностями, трудности обучения письму и чтению и пр)
Очень хорошая книжка... почитайте...
Мне кажется зря Вы так глубоко в ребенка копаетесь и как бы развиваете такие разговоры... мне кажется это излишне для психики и психика такая вещь тонкая, что лучше оставить ребенка и не мучать) а то как будто вы уже нагнетаете на него, что он уже ищет выходы из тяжелого якобы бремени, которое ему уже накладывают в ближайшем будущем. (имхо)... Я может плохо знаю психологию, но нужно как-то по-другому все это... дабы закладки неверные поставить и объяснить главное, что плохо и хорошо... усе не буду Вам мешать)
Точнее дабы закладки неверные не поставить (исправлю неверное, см. выше)
Елена., ну не знаю - наоборот слышала сейчас в 1 классе оценок не ставят... как раз потому что бы мотивацией не оценка была, а знания (и чтобы самооценка не падала, если среди сверстников у кого-то что-то не получается..)
Не мотивация, а может поощрение лучше за хорошее (за каждое занятие его) - в дет. садах наклейки дают, например... Подкрепление положительное сделать, что мол заниматься это еще хорошо и поощряется) Хотя я против этого, тк мы с дочей привыкли без поощрений заниматься... а не за поощрение...
А когда вырастит - и не будет оценок, можно не получать знания? :)
Или получать знания и работать за деньги? хм
А мотивацией - интерес не может быть?
Интересно написать, например, слово МАМА ПАПА, а как? для этого нужно буквы поучить и поучиться их писать)
Чтобы книжку прочитать - также нужно научиться читать, а чтобы научиться читать, нужно буковки выучить... хм
А вообще на эмоциях положительных нужно брать ребенка - я свою так брала с 6 месяцев или 8, и в книжке как раз вычла на днях, что ребенка дошкольника на занятиях нужно привлекать именно положительными эмоциями... Лет до 8 примерно им сложно держать внимание... У меня книжка как раз про подготовку к школе. читаю вот...
М. М. Безруких Трудности обучения в НАчальной школе (подготовка к школе, истоки школьных проблем, помощь детям со школьными трудностями, трудности обучения письму и чтению и пр)
Очень хорошая книжка... почитайте...
Мне кажется зря Вы так глубоко в ребенка копаетесь и как бы развиваете такие разговоры... мне кажется это излишне для психики и психика такая вещь тонкая, что лучше оставить ребенка и не мучать) а то как будто вы уже нагнетаете на него, что он уже ищет выходы из тяжелого якобы бремени, которое ему уже накладывают в ближайшем будущем. (имхо)... Я может плохо знаю психологию, но нужно как-то по-другому все это... дабы закладки неверные поставить и объяснить главное, что плохо и хорошо... усе не буду Вам мешать)
Точнее дабы закладки неверные не поставить (исправлю неверное, см. выше)
03 апр. 2016
Елена.
Мария.
у нас диалог такой!
-Мама.я не буду работать!
-Почему?
- Не интересно!
- А на что ты будешь жить? игрушки покупать? конфеты?
-Я клад найду!
- А чем клад найдешь?
- Специальным устройством!
- а где ты его возьмешь?
-Украду!
- Тогда могут посадить в тюрьму! Красть это плохо!
- Я возьму кувалду и разобью тюрьму?
и что мне дальше говорить?) ответы сына ставят меня в тупик)
Ekaterina5, вы можете не спамить? вас слишком много в одной теме. пишите, пожалуйста, одним сообщением. Марии будет трудно ориентироваться в переписке со мной, если будут ваши бесконечные предложения
у нас диалог такой!
-Мама.я не буду работать!
-Почему?
- Не интересно!
- А на что ты будешь жить? игрушки покупать? конфеты?
-Я клад найду!
- А чем клад найдешь?
- Специальным устройством!
- а где ты его возьмешь?
-Украду!
- Тогда могут посадить в тюрьму! Красть это плохо!
- Я возьму кувалду и разобью тюрьму?
и что мне дальше говорить?) ответы сына ставят меня в тупик)
Ekaterina5, вы можете не спамить? вас слишком много в одной теме. пишите, пожалуйста, одним сообщением. Марии будет трудно ориентироваться в переписке со мной, если будут ваши бесконечные предложения
03 апр. 2016
Ekaterina5
Это все равно что девочке заранее говорят - что все мужчины Коз* И девочка вырастает с этим ощущением... также думаю и работай не дай может получится. Внутреннее чувство - мол нужно работать, а я не хочу - нужно значит искать другой выход (тк я не справлюсь... меня заставляют и пр)... Интересно что психологи скажут., но я так думаю...
Елена., больше не буду спамить, сори, уходу, больше следить не буду, тк мало печатать не умею) удачи и здоровья!
Елена., больше не буду спамить, сори, уходу, больше следить не буду, тк мало печатать не умею) удачи и здоровья!
03 апр. 2016
Елена, понимаю и разделяю Ваши опасения по поводу отсутствия интереса к получению знаний у Егорки. Мне кажется, что от постоянных мыслей об этом Вы уже устали и обессилели, поэтому предложила тайм-аут больше для Вас, нежели для сына.
Надеюсь, что Вы хорошо ощущаете тот момент, когда начинаете чрезмерно тревожиться и давить на сына. Родительская тревога действительно может способствовать неохоте учиться: как и все дети, сын хорошо чувствует посыл "тот, кто не тянется к знаниям, ничего не добьется в жизни", и может следовать установке: "Если я не хочу учиться, значит, я ничего не добьюсь в жизни, значит - я плохой/недостойный/не успешный". Таким образом, лучшие побуждения могут обернуться противоположным результатом.
Вы говорите, что бОльшую часть времени Егорка играет, и не видите вариантов через игру приобщить его к получению знаний, - так? Есть ли возможность подключить папу? Пример отца для мальчика важен, Вы хорошо знаете об этом. Думаю, это может благотворно повлиять на ситуацию.
Надеюсь, что Вы хорошо ощущаете тот момент, когда начинаете чрезмерно тревожиться и давить на сына. Родительская тревога действительно может способствовать неохоте учиться: как и все дети, сын хорошо чувствует посыл "тот, кто не тянется к знаниям, ничего не добьется в жизни", и может следовать установке: "Если я не хочу учиться, значит, я ничего не добьюсь в жизни, значит - я плохой/недостойный/не успешный". Таким образом, лучшие побуждения могут обернуться противоположным результатом.
Вы говорите, что бОльшую часть времени Егорка играет, и не видите вариантов через игру приобщить его к получению знаний, - так? Есть ли возможность подключить папу? Пример отца для мальчика важен, Вы хорошо знаете об этом. Думаю, это может благотворно повлиять на ситуацию.
03 апр. 2016
Елена.
Мария. в том то и дело, что не чувствую. а как это давление проявляется? может для себя я не считаю что это давление?
а что папа должен сделать? :)
а что папа должен сделать? :)
Похожие консультации
Консультацию ведет
232Отзывов
1253Консультаций
Задайте вопрос психологу ведущему эту консультацию