КонсультацииОтношения родителей и детей

Как научить ребенка правилам поведения?

2600
12 июн. 2018
Ефросинья
Здравствуйте. У меня возникают сложности в воспитании сына. На данный момент ему 2 года и 9 месяцев.

Он хорошо развивается умственно и физически, много разговаривает. Когда проходили медкомиссию перед садиком, специалисты хвалили его поведение, сказали, что ребенок очень контактный и непосредственный. В данный момент в сад еще не ходит, хотим отдать с 3 лет. В связи с этим у меня беспокойство. Он очень активный и шаловливый. Бывает разбалуется, и нельзя остановить никак.

Сейчас его очень интересуют сверстники, но общаться он пока что не умеет. Мы много времени проводим среди детей, и бывают разные ситуации. Он может толкнуть, отобрать, что-то бросить в другого ребенка, как будто играя. Уже полгода я все время хожу за ним и перехватываю руку, останавливаю, если вижу, что он что-то плохое задумал. Пока я рядом, он ведет себя хорошо: спрашивает разрешение, прежде чем взять чужую игрушку, не хулиганит. Может, правда, сломать чужую постройку из песка или помешать игре других детей. Но в целом - с ним многие дети хотят играть, бегать и обниматься. Но стоит мне отвлечься или специально ослабить контроль, как ребенок обязательно обсыплет кого-то песком.

Недавно ходили на батут, и он, прыгая, сбил с ног другую девочку постарше. Ее родители потребовали, чтобы сына с этого батута вывели. Муж говорит, что в прошлый раз он с каким-то мальчиком точно так же играл, и оба ребенка были счастливы. Я все время пытаюсь научить сына правилам общения со сверстниками, а может быть, нет никаких правил? Может быть, все от ситуации зависит: сегодня на батуте девочка-недотрога, которая даже прыгать боится, а завтра - такой же хулиганистый мальчик, как и мой.

Нужно ли загонять ребенка в какие-то рамки? Как правильно это делать, чтобы работало и тогда, когда меня рядом нет?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
12 июн. 2018
Ефросинья, здравствуйте!
Может, правда, сломать чужую постройку из песка или помешать игре других детей

Как Вы реагируете в подобной ситуации?
Психолог ответит через некоторое время.
12 июн. 2018
Здравствуйте.
Сейчас его очень интересуют сверстники, но общаться он пока что не умеет.

Ребенка нужно учить общаться с другими детьми. Как вы это делаете?
12 июн. 2018
Ефросинья
Говорю, что так делать нельзя, что дети старались. Что будет лучше, если он начнет делать то же, что и дети: носить песок, например. Но рушить ему, почему-то нравится больше, чем строить вместе со всеми. Муж в таких случаях уводит на другую площадку. Есть дети, которые сами строят для него куличики и разрешают сломать.
Ребенка нужно учить общаться с другими детьми. Как вы это делаете?

Стараюсь объяснять реакции детей на его поступки. Учу играть по-очереди. Показываю, как знакомиться, просить прощения, прощаться... В основном, останавливаю, если что-то плохое хочет сделать в отношении других детей.
12 июн. 2018
Задам вас несколько уточняющих вопросов.
Но стоит мне отвлечься или специально ослабить контроль, как ребенок обязательно обсыплет кого-то песком.

Иногда так бывает, когда родительского контроля слишком много, ребенок ищет любую возможность, чтобы из под этого контроля выйти.
12 июн. 2018
Ефросинья
Например, если на площадку приходит совсем маленький ребенок, я предупреждаю своего, чтобы он играл осторожнее, не толкнул. Если вижу, что пытается взять игрушку из чужих рук, останавливаю, чтобы спросил разрешения. Я знаю, что он может силой забирать назад свои игрушки. Поэтому, когда идем домой, всегда говорю, чтобы вежливо попросил вернуть и контролирую, чтобы не дрался. Я знаю ситуации, в которых он может сделать плохо другим и контролирую. Когда вижу, что хочет песок бросить, тоже останавливаю. Но стоит мне перестать контролировать, ребенок делает удивительные вещи. Недавно до синяка укусил старшую девочку за ногу. Это при том, что он с ней прекрасно играет всегда. Как высчитаете, ему нужно больше свободы давать или наоборот, все время рядом следить?
12 июн. 2018
Он всегда так себя вел с другими детьми или это недавано началось? А дома есть есть какие-то похожие проявления?
Как высчитаете, ему нужно больше свободы давать или наоборот, все время рядом следить?

Мы об этом поговорим чуть позже.
12 июн. 2018
Ефросинья
Был период, когда наоборот - у него все все забирали, а он плакал и бездействовал. Но это было давно - год назад. Когда ребенку исполнилось 2 года, он начал ходить в развивашку, где он был без мамы 45 минут. После нескольких посещений он стал вести себя смелее, мне это даже нравилось. Дома может щипаться в игре. Мы говорим, что нам больно, так нельзя. Кусался в последний раз во младенчестве. Не знаю, почему он с той девочкой так поступил. Думаю, изображал собаку и заигрался. У меня не получается отучить его гоняться за кошками и давить муравьев. То есть, я всячески объясняю, даже сказки рассказываю. Но не понимает он, почему это плохо.
12 июн. 2018
. Не знаю, почему он с той девочкой так поступил.

То есть, это было разово и только в тот раз?
12 июн. 2018
Ефросинья
Кусался да - разово. Но он делает другие неприятные вещи. Может начать приставать к другим детям, дергать их за руки или одежду, привлекая внимание. Потом они начинают от него убегать, а он за ними гоняется. С более-менее резвыми детьми он находит общий язык, а тихие и спокойные на него обижаются.
12 июн. 2018
Расскажите, пожалуйста, про вашу семью. С кем проживаете, чем зантимаетесь вы в свободное время и т. д. Что у вашего сына получатся делать хорошо? Как часто и за что вы его хвалите?

Ответьте пока на мои вопросы
Думаю, я могу уже рассказать вам свои гипотеза на тему того, почему он может так себя вести и что делать
12 июн. 2018
Ефросинья
1. Мы живем втроем: я, муж, ребенок. Бабушки все в другой стране, видимся с ними несколько раз в год. Муж часто занимается с ребенком по вечерам и днем, если расписание на работе позволяет. Когда ребенок спит, я подрабатываю в интернете, люблю читать, вязать, заниматься спортом. Стараемся почаще путешествовать в другие города, ребенок это тоже очень любит. В целом - все благополучно в семье, конфликтов нет.

2. Сын хорошо собирает конструкторы и пазлы, учит стихи наизусть. Любит петь, танцевать. Достаточно самостоятельный. Ему хорошо удается все, что связано с двигательной активностью, но тихие игры вроде лепки, рисования не любит. С трудом учим его надевать одежду: он все время старается убежать. Хвалим каждый раз, если выполняет наши просьбы, если проявляет самостоятельность или показывает способности. Например, он очень быстро выучивает наизусть стихотворения - хвалим и радуемся. Приучаем его собирать игрушки и ставить тарелку в раковину. Если делает - хвалим. Еще я могу похвалить в том случае, если он проявляет выдержку: когда нужно некоторое время посидеть спокойно, а он уже не может или подождать в очереди. После посещения поликлиники дарим машинки "за хорошее поведение". В принципе, он достаточно много знает для своего возраста, и у него хороший словарный запас.
12 июн. 2018
Поняла вас. Все, что вы описываете про поведение ребенка
Недавно до синяка укусил старшую девочку за ногу.

Это про детскую агрессию.
Агрессия у детей почти всегда появляется по внешним причинам: отсутствие желаемого, семейное неблагополучие, лишение чего-то, экспериментирование своего поведения на взрослых.
Агрессия у детей 2-3 лет проявляется в укусах взрослого или сверстника. Также дети плюются, толкаются, бросают различные предметы, бьют других, истерят. Чаще всего такое поведение возникает из-за любой ситуации, которая связана с игрушками. Укысы, например, являются способом познания всего окружающего мира. Двухлетки прибегают к укусам при невозможности быстро добиться своей цели.
Укус — это попытка утверждения своих прав, а также выражение своих переживаний, неудач. Некоторые двухлетние дети кусают при любой угрозе для самозащиты. Отдельные малыши кусаются для того, чтобы демонстрировать свою силу. Именно так делают малыши, стремящиеся к власти над другими. Иногда укусы вызываются и неврологическими причинами.
Когда вы осознаете, чем было спровоцировано негативное поведение малыша, вам сразу станет понятно, как научить его справляться с собой в критической ситуации. Важно помнить, что малыши всему учатся на примерах своих родителей.
12 июн. 2018
В случае, если ребенок экспериментирует или привлекает ваше внимание, то он обязательно будет следить за вашей реакцией. Если ваша реакция слишком бурная и всегда разная – наверняка ребенок продолжит свои эксперименты. Поэтому надо выработать четкую схему реагирования на подобные поступки.. Необходимо учить ребенка контролировать свои агрессивные действия и переводить их в адекватные выражения своего гнева.
Что в этой ситуации можно делать?
1. Уделите максимум внимания пострадавшему ребенку: «Тебе больно. Извини, пожалуйста... (имя вашего ребенка). Он пока не очень хорошо умеет играть с песком!»
2. Обратитесь к своему ребенку, сделайте ему короткое замечание и помогите исправить ситуацию: "Кидаться песком нельзя! Мальчику/девочке неприятно (больно).".
3. Помогите детям наладить конструктивное взаимодействие: «Хотите, я научу вас копать глубокие колодцы? Тогда берите лопатки...» Например, так. Можно любую другую игру с песком.
4. В домашних играх с игрушками проигрывайте и проговаривайте, что драться нельзя и учите ребенка выражать свои желания словами.
5. Если ребенок и после ваших нескольких замечание и помощи в исправлении ситуации, не перестал бросаться песком и т. д. можно уверенным голосом сказать: "Каждый раз когды ты будешь бросаться песком в других детей, мы сразу будем уходить домой." После этой фразы вы должны сразу уйти с площадки домой. А перед следующей прогулкой нужно ребенку напомнить, что в случае, если он будет вести сеья так и так, вы сразу уйдете домой. (Даже, если вы только что вышли на улицу.)
6. Что можно делать дома с ребенком, чтобы ему было проще понимать свои чувства и уживаться с ними: например, рвать бумажки на скорость (кто быстрее мама или ребенок) можно выигрывать по очереди (знает об этом только взрослый), можно строить башню из бумаги и потом ее порвать/сломать. Только важно проговоривать с ребенком все его чувства в этот момент. Также, важно говорить о том, что дома, когда вы играете то в стороителя, то в разрушителя, так играть можно, а на улице нельзя, особенно, когда другие дети играть так не хотят.
7. Ребенку можно бросаться песком в песочнице, если там нет других детей.
12 июн. 2018
Ефросинья
Анна Чичина, а может ли быт так, что ребенок не хочет никого обидеть, когда отбирает игрушку. Просто она ему нравится, и он на секундочку забывает спросить разрешения?
2. Если мой ребенок просит вернуть свою игрушку, говорит: " Отдай", "Это мое", "Верни, мы уходим", а друг его не понимает, силой можно забирать? Мой обычно валит ребенка на землю и вырывает из рук, если тот не отдает.
3. Я не понимаю, что заставляет ребенка просто так обижать других. Я не уверена, что у него есть цель обидеть. Кажется, он пытается всех расшевелить, чтобы дети вместе с ним подурачились. Он вообще может распознавать нежелание других играть с ним, или для него это слишком сложно еще? Иногда я говорю:" Видишь, девочка не хочет так играть". Но сын как будто не понимает.
13 июн. 2018
Мой обычно валит ребенка на землю и вырывает из рук, если тот не отдает.

Как вы на это реагируете? Постарайтесь описать вашу реакцию подробно (ваша мимика когда вы видите это, ваши слова, ваши действия, ваши чувства)
13 июн. 2018
Ефросинья
Если сын сначала попросил, но ему не отдали, я стараюсь не вмешиваться. Потому что в садике будет 1 воспитатель на группу, который не будет во всех конфликтах участвовать. А я совсем не хочу, чтобы сын по каждому поводу бегал жаловаться. К тому же, пока я буду звать родителей того мальчика, дети уже 5 раз передраться успеют. Исключение составляют слабые девочки и малыши. А в какой форме ребенок может предложить игру? Я вот не представляю, как его этому учить. Даже когдаон говорит:" Давай побегаем", дети часто просто не реагируют.
13 июн. 2018
Даже когдаон говорит:" Давай побегаем", дети часто просто не реагируют.

Так бывает, что кто-то с кем-то не хочет играть по разным причинам. Это нормальная ситуация. В такой ситуации, нужно объяснить ребенку почему сейчас никто не захотел играть. А потом, поиграйте вы с ним. Но здесь важно обратить внимание на то, почему другие дети не хотят играть с ним.
13 июн. 2018
Ефросинья
Не всегда понятно, почему не хотят играть. Пробовала научить знакомиться, тоже не реагируют. Сверстники, похоже, сами не умеют общаться, а те, кто постарше, не хотят с малышом водиться. Он к ним рвется, часто со скандалом уводить приходится.
13 июн. 2018
(изменено 30 нояб. 2019)
Ефросинья, я посмотрела, что вы ранее получали консультации у других психологов и у меня в том числе. https://www.psysovet.ru/consultation/8977 Там мы много говорили ровноо том же самом, что и сейчас. Какие рекомендации вы выполяли? Что получилось, а что нет? Есть ли улучшения? Есть ли есть, то какие?
13 июн. 2018
Ефросинья
Рекомендациям следую. Муж тоже следует. Но это все работает, когда мы рядом. Я так поняла, что ребенку нужно хорошенько объяснить, как общаться, и он будет это делать сам. Обратиться сейчас за консультацией я решила после того случая, когда ребенка с батута вывели. Я сама была примерным ребенком, и очень переживаю из-за таких ситуаций. Как- то получается, что мой ребенок никак приличия не усвоит.