КонсультацииОтношения в коллективе. Социальная психология

Сублидер - как правильно себя с ним позиционировать

2572
22 окт. 2018
Полина Э
Добрый день! Заметила такую ситуацию - неоднократно - когда в коллективе слишком добрый, либо слишком занятой руководитель и тп - появляется некий человек, который позиционирует себя на руководящее положение, добивается расположения и потом мешает всем не только расти, а вобще адекватно фукционировать. Про это часто говорили друзья. Из соседних подразделений. Недавно с этим сама столкнулась. Деятельность со стажерами было согласована с руководителем. В ней выразила заинтересованность администрация. Но они все там где-то высоко, а руководитель постоянно в коммандировках. Я человек в данном подразделении новый. Мы начали свою работу, стажеры под моим руководством начали осваивать обязанности. Есть сублидер, который однажды появился и стажерам сказал, что вобщем толка от стажерства он не видит и вобще начал их распрашивать, по своему личному выбору одного человека более активного выбрал, остальным сказал нежелательны. У меня работа в принципе запланирована, я их знаю, кто на что способен и чему кого учить. Предварительно согласовано. Выше говорят, очень круто. По должности я нахожусь на том же уровне, что и сублидер, а по навыкам и возможностям обгоняю. И не разделяю положения вещей - у него при работе только два начинающих спеца, которым он не дает расти - просто складывает рутину. Остальные просто числятся (есть предположение, что при этом положении вещей, он сам их к этому подвиг, ибо моим стажерам, активным и заинтересованным, сказал, что стажеры вобще не ходят никуда - такие ленивые). Настоящий руководитель подразделения выглядит очень добродушным и неконфликтым, ему интересно новое, но и правая рука наверняка не помешает, ибо занят.
Как мне с ними правильно выстроить отношения? У меня планы сделать красивый проект - по большей части из любви к искусству. Я уже давно к этому готова давно, просто декрет и зарабатывание в бизнесе отдалили - нужны были деньги, которых в госсекторе было не заработать. Я чувствую, что могу. Но как сделать, чтобы дали? Прозябать не интересно. Что это за система, когда числиться 10, работает трое, из них один сублидер, который боится развернуться. К тому же не очень-то корректно его поведение в целом - среди чужих стажеров выбирать тех, кто с ним "сработается". Я готова и с ним сотрудничать, если будет интересный проект. Но надо ли ему? Я умею делать многое из того, что у них на "аутсорсинге" выполняют сторонние люди. И даже лучше, но создается впечатление, что им это не надо. Я вполне честный и адекватный человек, не подставляю и не подсиживаю. Не боюсь и подчиненных хвалить и продвигать, говоря посиди еще так, "не достоин" пока. Что правильно: 1. Дистанцироваться и установить рамки. Но как? У него матчасть - потом будешь ходить и объяснять и выпрашивать. 2. Сотрудничать, и можно что-то интересное сделать, но видимо кое-как справляться с планом, не делая ничего выдающегося, вполне устраивает...?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
24 окт. 2018
Полина Э
Рина Несмиянова, обычно вобще молчу. У меня в юности всегда была уверенность, что кто верит в сплетни, плохо меня знает. И недостойно оправдываться. Если конфликт, то умные слова чаще всего приходят потом. Мне бы хотелось и со сплетнями и в конфликтах давать отпор парой умных фраз, не вдаваясь в долгие перепалки.
24 окт. 2018
Полина Э
Рина Несмиянова, да, это о женщине, работающей в этом учреждении, она сплетнями в мой адрес занимается еще с тех времен, когда я там работала очень давно в другом подразделении. Тогда сублидер тут не работал. Теоретически ее сплетни могли сейчас к нему прийти. Я сначала сплетням не придавала значение. Впервые мне передал ее слова один сотрудник и при этом посмеялся. Я просто удивилась. Потом когда это доходило от разных людей, даже из других учреждений и продолжается уже много лет, я стала злиться. Потому что это стало сказываться на моей карьере - не все готовы со мной сотрудничать. Тогда она была сотрудником, я еще училась и была соответственно младше более чем на 10 лет. Я понимаю ее мотивации: 1. Зависть (исходя из ее слов, что я хорошо устроилась и начальство меня любит), 2. Конкуренция -она, после моего ухода, заняла место, от которого я отказалась, 3 вероятно видит во мне угрозу. Я эту работу честно делала, она подтасовывала данные, вероятно только я смогу ее уличить.

Тогда мне было 20 и я была не готова ей давать отпор и не представлялось случая. Тратить время на сплетни не хотелось.
Может пришло время. Хотя бы одну историю со сплетнями закончить. Раз она сказывается на трудовых отношениях и соответственно на моих финансах.
У нее кстати новая подруга секретарь, приближенный к администрации. (В старые времена у нее была подруга, имевшая конфликт с администрацией, она от нее и ее конфликта открестилась при увольнении этой самой подруги, хотя наверняка жалобы в вышестоящие органы сочиняли вместе. То есть дама-сплетница поменяла вектор на более выгодный))

Ну и из юности сплетни касались в основном любовных отношений*. Если девочке нравился мальчик, который симпатизирует мне, она пускала про меня разные слухи любовного плана и отношений с мальчиками, которых у меня на самом деле не было. Слышала, что один мальчик чуть не выпрыгнул из окна. Такие истории были не раз. Но я никогда никак не оправдывалась, считая недостойным. Наверно, мне свойственна пассивность и неумение отставивать свои интересы.
24 окт. 2018
Полина Э
Ну как-то легко мне в жизни и работе садятся на шею. Иногда делаю я, присваивают другие. В жизни тоже я основной кормилец семьи, ответственный за решение проблем. Так было и с родителями и в браке. Всё, что я могу противопоставить миру, делать больше других. Но я много лет так и живу, но мне это не приносит того, что я ожидала. Наверно, пора учиться противостоять сублидерам, сплетникам и недоброжелателям психологически.
Я не могу сформулировать, что стоит говорить в таких случаях, чтобы не молчать.
24 окт. 2018
Полина Э, здравствуйте.
В жизни тоже я основной кормилец семьи, ответственный за решение проблем. Так было и с родителями и в браке. Всё, что я могу противопоставить миру, делать больше других. Но я много лет так и живу, но мне это не приносит того, что я ожидала.

Но зато наверное "уносит"?:)
Вы часто злитесь?
24 окт. 2018
Полина Э
О сплетнях - от третьих лиц, знакомых, иногда даже друзья сообщали - бывало через время и уже бесполезно было этому внимание уделять.
Злюсь не часто. Иногда специально себя накручиваю. Видимо я флегмосангвиник.

Но если уж действительно разозлюсь...)))
24 окт. 2018
Но если уж действительно разозлюсь...)))

... Тогда Вам проще или труднее формулировать свои требования?
24 окт. 2018
Полина Э
В стандартном варианте все умные мысли приходят потом. Наверно флегма, еще низкое раньше было давление - у меня всегда задания на выносливость лучше удавались, чем на скорость))
Если разозлюсь - то это просто давление в ответ на давление. Если всё из детства по Фрейду - то в детстве у меня был определен круг обязанностей, право было одно - учиться, родители делали карьеру плюс жили отдельно, и заботились о моем многостороннем образовании, но что я думаю и чувствую никого не интересовало. Человеческого общения было немного - приводили в сад первую до 7, забирали последнюю, когда уже темнело до 20. Наверно поэтому я и не могу высказывать свои желания, а при любом кризисе углубляюсь в работу. Поэтому я привыкла больше молчать и иметь свое собственное на всё мнение.

Приятели и приятельницы есть, но объективно это те люди, которые сами первые ко мне тянутся. Я общительный человек, круг общения широкий, но на большие сборища меня зовут не всегда. Пару раз сама чего-то организовывала.
24 окт. 2018
Если разозлюсь - то это просто давление в ответ на давление.

А что Вы говорите обычно?
24 окт. 2018
Полина Э
Как раз подруга, о которой я писала выше, которая дистанцировалась от любимчиков своего начальника, высокосоциальный человек. Она часто ездит по друзьям и по разным городам, часто принимает у себя, участвует в любых сборищах. Я не знаю, как ей удается так организовывать людей, но это факт. Правда она в разводе и живет совсем одна, полностью на свое усмотрение располагая своим временем и ресурсами.
И она умеет вежливо послать человека, никого себе на шею старается не сажать. Когда я ей сказала, она ответила, что считала себя хамкой. Но мое мнение, она хорошо держит баланс. Хамов настоящих я видела. А когда человек четко говорит нет, это так и надо. Без комментариев и оправданий.
24 окт. 2018
мое мнение, она хорошо держит баланс. Хамов настоящих я видела. А когда человек четко говорит нет, это так и надо. Без комментариев и оправданий.

Да, отказ - это вежливое предложение сэкономить время и ресурсы.
24 окт. 2018
Полина Э
Говорю в зависимости от ситуации. Если хам конкретный человек - говорю, что в таком ракурсе не разрешаю с собой общаться, не даю такого права). Если по делу спор - стараюсь припомнить аргументы. Но иногда мне кажется неубедительно звучит, как какая-то внутренняя обида. Потом уже приходят в голову стоящие мысли - когда поздно высказывать.
Кстати с хамами это работает первый раз - эффект неожиданности. Потом уже не работает.

Есть мысли- а почему именно меня подставляют и садятся на шею, может виктимность повышенная? Вид какой-то слишком скромный?)

Моя цель наверно - как у этой приятельницы: дистанцироваться и делать своё дело, чтоб ко мне не лезли и не командовали, и я не полезу. Вся эта возня отнимает время. Чтоб любые сублидеры и сплетники оставили в покое)

И я уверена, что могу реально сделать что-то полезное и интересное.
25 окт. 2018
Полина Э, добрый день.
Жаль, пропустила вчера Ваши сообщения.
Моя цель наверно - как у этой приятельницы: дистанцироваться и делать своё дело, чтоб ко мне не лезли и не командовали, и я не полезу. Вся эта возня отнимает время. Чтоб любые сублидеры и сплетники оставили в покое)

И я уверена, что могу реально сделать что-то полезное и интересное.

Но для этого Вам нужно своё пространство для работы, а не чужое?
25 окт. 2018
Полина Э
Рина Несмиянова, добрый день! Спасибо Вам за внимание к моим вопросам. Пространство на работе всегда общее, наверно. И смел тот, кто первым съел. Почему не стать сублидером, не имея конкурентов, когда все меньше тебя по должности? При добродушном руководителе, который постоянно в командировках и не особо имеет времени заниматься внутренними частностями. Почему не сесть на место, от которого другой отказался, если ты до этого делал попытки освоить всё, что он делал. Конечно тебе неприятно, если он может вернуться, и окажется, что ты этого не умеешь.
У мен есть недостатки: я относительно стеснительным была ребенком и сейчас не всегда я умею отстоять свои интересы. Но с годами больше. И меня удивило, но может в глубине есть и лидерские качества. Потому что я иногда составляю оппозицию тому, чем не согласна, и теперь иногда люди идут за мной. Но осталась замедленная реакция, когда правильные мысли приходят поздно, а после драки руками не машут))).

Я ленивый работоголик))). Мне иногда трудно начать, но если я делаю, то как перфекционист и очень глубоко копаю. Реально на многие стрессы я отвечаю не словами, а работой. Наверно, надо себя больше любить. Потому что результаты моего труда нередко присваивали. Один молодой человек, который подгреб себе всё что я сделала, мне прямо сказал - а надо активнее быть, что ты только сидишь и работаешь?! И по сути кое-чему меня научил- теперь понятно, что работать мало, надо уметь использовать результаты себе во благо. (Я это знаю, но пока не получается).
25 окт. 2018
Полина Э
И третий недостаток. Я не умею держать удачу за хвост. Я знаю людей, которые использовали единственный шанс и на работе и в личной жизни. И получили то, что хотели. У меня было несколько отличных шансов, и я в полной мере не использовали ни один. Ну так по-немножку. Как будто меня что-то сдерживает. Говоря обывательским языком - сглазили что ли. А объективно - наверно ума не хватает. И не умею нужное впечатление производить на нужных людей. Ну это как крылья - вроде есть, а ходишь пешком.)))
Хочется уйти от этих внутренних барьеров и тогда ни один сублидер или сплетник не будет страшен.
Со мной училась девушка, которая этих барьеров не имеет и при отличной работоспособности она добилась больше всех моего поколения. И в профессии и в личной жизни. Она на том уровне, что сама может уйти, если ее что-то не устраивает или потребовать, что ей нужно и ей идут на встречу. При этом в ней не видно сомнений, что она недостойна. Я слышу, что некоторые кривятся и говорят что-то за ее спиной. Но слабыми и тихими голосами, для кого-то она как киборг. Но я сужу по фактам - у нее полноценная семья, трое детей, из предыдущих браков она ушла сама. У нее карьера и положение. Она сама потребовала себе высокую позицию, иначе сказала, что уйдет. Ей испугались и дали. Она реально высокими навыками обладает при высоком трудолюбии. А любят или нет кто-то из окружающих - не её забота.
Я бы хотела всем этим обладать. Мне кажется, у меня больше идей, чем у неё, но во всем остальном я сильно уступаю))). Но можно ли изменить свою психологию и навыки общения или уже это как сложилось от рождения и детства?
25 окт. 2018
можно ли изменить свою психологию и навыки общения или уже это как сложилось от рождения и детства?

Можно изменить и это достаточно легко сделать в занятиях с психологом. Если Вам понятны цели и если они реальны, то за полгода занятий стиль мышления сильно изменяется в плане критики, логики, эстетики отношений в работе.
25 окт. 2018
Полина Э
И про паттерны Вы абсолютно правы. Не то, чтобы я неуверенный в себя человек. (Если б была таким, наверно не имела бы с детства со всем свое мнение, даже если оно не совпадает с мнением большинства). Напротив, родители были достаточно амбициозными. И уверенными в каком-то смысле. Просто мама по отношению именно ко мне всегда проявляла авторитарность, а у отца не было времени. Попытки давления она и сейчас делает, но я просто дистанцировалась. Наверно из-за давления я не всегда высказывала свое мнение, хотя всегда его имела.
Во мне сформировано, что я и лидером быть не хочу, точнее руководителем, хотя иногда была. Но и чтоб мной как-то руководили, тем более даже не лидеры, а сублидеры и приближенные. Не секрет, что почти у каждого руководителя есть такой - заместитель-правая рука, жена или любовница или дама сердца, просто хотя б подхалим какой. И они всегда имеют особое положение, пытаются всеми манипулировать себе во благо.
25 окт. 2018
очти у каждого руководителя есть такой - заместитель-правая рука, жена или любовница или дама сердца, просто хотя б подхалим какой. И они всегда имеют особое положение, пытаются всеми манипулировать себе во благо.

Вы всё время о них говорите. Уже начинаю подозревать, что хотите на их место.:)
25 окт. 2018
Полина Э
Первое, что пришло на ум. С детства было много недоброжелателей, в основном женского пола. Моя подруга утверждала две вещи: Самый главный твой недостаток, что у тебя нет недостатков. И как быстро можно начать тебя ненавидеть? - Сама себе отвечала - С первого взгляда.
Это сильное преувеличение, у меня много недостатков. Но возможно, кто завидует, их не видит и считает, что мне в чём-то везет, хотя оказавшись на моем месте, вряд ли захотел бы остаться.))

Точно знаете, в чём уступаете ей?

- Если бы не уступала, большего бы достигла. Я не очень знаю, как, но она условно говоря приходит и берет, что ей нужно, и никто не станет возражать, что она недостойна. Как это называется, не знаю.
Если я - то начинается конкуренция и подсиживание, а я терплю до последнего.
Это и на работе и в жизни.
По сути у нее за спиной так же сплетничают, как и у меня. Но у нее вполголоса и безрезультатно)))
25 окт. 2018
И как быстро можно начать тебя ненавидеть? - Сама себе отвечала - С первого взгляда.

Я не поняла этого. Что означают эти слова?
25 окт. 2018
(изменено 30 нояб. 2019)
Полина Э
- Можно изменить и это достаточно легко сделать в занятиях с психологом. Если Вам понятны цели и если они реальны, то за полгода занятий стиль мышления сильно изменяется в плане критики, логики, эстетики отношений в работе.
- Это было б хорошо. Еще конечно стиль поведения, не только мышления поменять.

- Вы хотите иметь своё дело.

- Как вариант. Та, о которой мы писали сейчас выше, имеет и дело, кроме госзанятости. И семью. Это ответ тем, кто думает, что женщина способна сделать что-то одно - семью или карьеру. Уверена, и дети у нее далеко пойдут. У нее кстати мама педагог.
Я консультировала бизнес. В одной компании подняла направление с нуля, как раз тот самый молодой человек, который все подгреб, и подгреб и стал руководителем направления. А я получила денежное вознаграждение, не такое совсем, какие миллионы фирма подняла на этом.
Да, выгоднее на себя работать)))

https://www.psysovet.ru/consultation/18050
Видимо, она считала, что как раз из-за отсутствия недостатков меня ненавидят почти все женщины на моем пути, а мужчины любят.
Практика показала, что это не совсем так. У меня есть отдельные женщины без зависти при дружеских отношениях. И мужчины, с которыми не хочется общаться.