КонсультацииОтношения родителей и детей

Сын-студент (18 лет) с СДВ. Надо ли ему помогать или он в таком случае никогда не станет взрослым?

248
18 дек. 2020
Елена
Мне 42 года, я в гражданском браке, с отцом сына разведена уже 7 лет. Сыну 18 лет, имеет диагноз СДВ, который поставили поздно, лишь в 10 классе, хотя с детства ходили по психологам... Вопрос собственно вот в чем. С этим диагнозом перечитала всю информацию вдоль и поперек. Со многим удалось справиться, с некоторым смириться. Сейчас сын учится в институте, на первом курсе. Несмотря на то, что он сейчас четко понимает принцип обучения, как, что и когда надо сдавать, его прокрастинация побеждает его. Весь семестр он говорит, что все хорошо, он уже взрослый, все понимает и делает, но ближе к сессии, он пришел со словами, что решил дальше не учиться. Сначала был шок, мы столько сил потратили, чтобы попасть в институт, с таким ребенком - это тяжкий труд... Начала задавать вопросы... Оказалось - он просто ничего не делал, мотивируя это тем, что ему скучно... Сказал, что не говорил раньше про хвосты, потому что думал, что все успеет. Начала ему помогать, мотивировать, "стоять над душой", буквально вместе с ним сидели за компьютером, изучали с нуля с+. Кое какие работы пришлось купить, из-за срока сдачи не успевали совсем... Я прошла с ним и детсад и школу (постоянные вызовы к директору и жалобы учителей). Он осознает сейчас уже принципы жизни, но не пытается особо побороть свою лень и не работая над своими "особенностями". Надо ли ему помогать, или он в таком случае никогда не станет взрослым. Направлять его он не дает... Тут либо полное вмешательство, либо он опять играет во взрослого, и заканчивается это ничем. К учебе в институте я его ни коим образом не склоняла, он хотел сам.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
18 дек. 2020
(изменено 18 дек. 2020)

Здравствуйте. Елена! Вы пишете, что у сына есть заболевание, которое не позволяет ему вести себя, как взрослому и ответственному человеку - у него органические проблемы, не дающие ему быть усидчивым, внимательным и принимать осознанные решения на основе детального анализа ситуации. Особенности состояния его нервной системы таковы, что сам он не может контролировать себя - у него синдром дефицита внимания. Поэтому помощь ему конечно же необходима. Но не в таком варианте, как получилось в этот раз - в последний момент Вы решили за него проблему с учебой тем, что купили для него работы, написанные другими. То есть по сути дали ему пример того, как можно ничего не делая получать зачеты за счет маминых денег. Этот вариант не сделает вашего сына взрослым и самостоятельным - лишь даст уверенность в том, что мама сама за него всё сделает и решит.

Помощь подростку при СДВ имеет смысл оказывать, ежедневно контролируя его успехи в учебе, напоминая ему о необходимости ежедневных занятий, следя за его режимом занятий, чтобы формировались привычки к регулярным занятиям. Пусть эти занятия будут короткими, пусть понемногу и на недолгое время, но он будет концентрироваться на учебе ежедневно. Это даёт определенную тренировку воли и внимания.

Кроме того, стоит взвешенно оценить, тот факультет и та специальность, которую сын сам выбрал, соответствуют ли его возможностям, учитывая, что у него СДВ? Ведь, даже если с помощью мамы сын закончит учебу и получит диплом, если профессия, которую он выбрал, требует высокой концентрации внимания и усидчивости, то работать по ней он вряд ли сможет из-за особенностей своей нервной системы. И мама тут ему уже ничем не поможет, ведь контролировать его на работе не выйдет, влиять на его продуктивность и результативность не удастся.

18 дек. 2020
Елена

Профессия точно соответствует, в другой ни он ни я его не видим :) В том-то и дело, он не дает ни коим образом его контролировать, пока не становится совсем плохо. Я пыталась очень методично интересоваться его «успехами», он скрывал правду. Как он сказал потом, он до последнего думал, что все успеет. А так как ему 18, то никаких рычагов давления у меня нет. Собственно оттого и вопрос мой... Я понимаю КАК НАДО, но теперь так не получается, раньше заручалась поддержкой учителей, сейчас как вы понимаете, не могу. Не понимаю, как поступать теперь.

18 дек. 2020
(изменено 18 дек. 2020)

Елена, имеет смысл контролировать его расписание и поддерживать контакт с преподавателями, если у подростка есть проблемы с СДВ. Он сам за себя отвечать не готов и оценить свои силы не в состоянии. Вы уже убедились, что если Вы отпустите ситуацию, расчитывая, что он сам научится ответственности и самоконтролю, то сын просто уйдет из института, как он решил сделать уже на первой сессии - он не смог расчитать ни время, ни силы, ни свои возможности. Если Вы к варианту, что он бросит учебу, не готовы, то контроль за ним придется оставить такой же, как был в школе. Ведь СДВ как раз и характеризуется тем, что функции самоконтроля у подростка слабые в силу особенностей функционирования нервной системы. Он не может сам расставить приоритеты и распланировать время, придерживаться расписания. Не потому что не хочет или не умеет, а потому что не способен в силу органических причин - его нервная система работает в особенном режиме. Соответственно функции планирования и контроля для сына с СДВ кто-то должен осуществлять извне, чтобы помочь ему организовать свой день и свой распорядок дел.

А так как ему 18, то никаких рычагов давления у меня нет.

Пока сын материально зависит от Вас и живет вместе с Вами, у Вас всегда есть рычаги влияния на него. Ведь без Вас он ничего не может - у него нет средств к самостоятельной жизни. Так что ему придется считаться с Вашим мнением и Вашими правилами, если он намерен и дальше пользоваться маминой опекой и деньгами. Даже, если ему 18 лет. Так ведь?

08 янв. 2021

Елена, срок бесплатной консультации истек, и Вы можете оставить отзыв о консультации, закрыв её (справа вверху страницы есть раздел "Действия" и опция "Завершить", после чего откроется окно для отзыва)