КонсультацииОтношения родителей и детей

Как научить ребёнка (10 лет) искать самостоятельно решение проблемы и не пасовать перед трудностями?

537
02 янв. 2021
Ольга
Дочке 10 лет, занимается спортом - спортивной гимнастикой. Сама по характеру добрая, немного застенчивая. В компании с друзьями пользуется вниманием. Если для неё все легко, то золотой ребёнок. Проблемы начинаются тогда, когда ей трудно что то сделать. Например, надо подумать и найти правильное решение. Тогда начинаются дискуссии из серии# я не знаю как делать, у меня ничего не получится. Но, если начинаешь ей объяснять, пытаться помочь, то все советы и объяснения принимаются в штыки. В спорте тренер жалуется, что если ей указываешь на ошибку, то в следующий раз она делает все то же самое, даже и не пытается изменить. В школе, дома тоже такая реакция на ошибки " она все делает правильно "-дочкины возгласы. Вообщем нежелание признавать свои ошибки и исправлять их. Начинаются бесконечные дискуссии. В итоге воз и ныне там. А в целом у меня замечательная дочка. Может есть какие то методики или системы, как проработать нам нашу проблему.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
10 янв. 2021

Ольга, добрый день. Можем с вами обсудить сложившуюся ситуацию. Что для вас важно понять в результате нашей беседы?

Ознакомьтесь пожалуйста с условиями бесплатной консультации:

10 янв. 2021
Ольга

Здравствуйте, Алёна.

Да с удовольствием. Для меня важно научиться выходить безболезненно из таких конфликтных ситуаций, где " находит коса на камень " как говорится. А также помочь дочке понять, что если что то не получается, то не сидеть и дутся, а что то пробовать или успокоиться и начать заново. Или если уже ей помогают и объясняют, то хотя бы пытаться сделать, как объясняют, а не сразу находить контраргументы. Такое случается именно, когда что то новое или дочка знает изначально, что будет трудно.

Или бывает так, что она начинает дело с полной мотивацией, но какая то мелочь, неудача или неподходящая вещь (например не та бумага, но другой бумаги в данный момент нет или неподходящий предмет, слово в этот момент и все - мотивации ноль, дело заброшено и не доделано.

Когечно после таких ситуаций и у меня и у неё настроение на нуле.

Если вкратце.

10 янв. 2021

Скажите, как давно это началось? Сейчас дочери 10 лет, как в раннем детстве она проявляла свою самостоятельность? Как часто вы берёте на себя ответственность за дела дочери? В вашей семье за что несёт ответственность ваша дочь, какие домашние дела входят в ее обязанности?

11 янв. 2021
Ольга

Скажем так. Сильно проявляться стало лет с 8 ми. Но с самого маленького возраста дочка боялась всего нового. До 2 лет она вообще боялась всех взрослых и даже знакомых. Потом стала в один прекрасный момент очень общительная, в садике уже с этим проблем не было. Она боялась например войти в снег, в песочницу. Это все для неё было как бы шокирующим. В снегу или песке она стояла и не двигалась. Но все это лет к трем прошло.

Насчёт ответственности. Мы стараемся всегда дать ей понять, чтобы она не сделала, она за это несёт ответственность. Забыла записать домашнее задание -значит беспокойся сама. Забыла что то взять в школу (спортивную форму) никто не полетит и не принесёт ей форму в школу. Ну и так далее. Я всегда ей говорю, что она со мной сможет всегда говорить, я её всегда выслушаю, если надо посоветую, но делать за неё не буду, делать она должна сама.

Дома дочка пылесосит свою комнату, пыль протирает. Полностью на ней хомяк. Каждый день убирает, меняет воду, еду.

Регулярно чистит клетку+ разбирает посудомойку- последнее это не её прямая обязанность, но если попросить всегда сделает.

11 янв. 2021
Ольга

В младшем возрасте достаточно рано стала самостоятельно убирать кровать, с первого класса из за необходимости приходила домой одна , делала уроки без проблем.

Но вот например на уроках активно не участвовала в работе, в играх или конкурсах на каких нибудь праздниках по своему желанию не участвовала. В этом её надо было всегда "подталкивать". В магазине что то попросить для неё проблема. Говорит тогда она очень тихо, что люди её не слышат, хотя голос у неё обычно очень громктй

11 янв. 2021

Ольга, доброе утро. Скажите, за что вы дочку хвалите, за что ругаете, как наказываете? Она у вас единственная или ещё есть дети в семье? Какой у вас состав семьи, кто с вами ещё живет? Какие отношения внутри семьи?

11 янв. 2021
Ольга

За старание обязательно хвалим. Что если взяла себя в руки и не обратила препятствие в истерику. Нашла сама решение. Вообщем хвалим за разное. За хорошие оценки тоже хвалим, но за плохие не ругаем- разбираем почему.

Ругаем за ложь. Это самый серьёзный проступок (говорим ей всегда лучше горькая правда чем сладкая ложь и сокрытие) если сама все расскажет то мы просто нормально поговорим и постараемся понять, а вот если соврет - будет наказание. За споры где не надо. И за несдержание договорённости, слова.

Наказание в основном забирание гаджетов и спать раньше чем обычно, лишение просмотра вечернего фильма. Срок наказания или когда выполнит условие или на определённый срок, взависимости от ситуации

Поощрение - что то приятное, что дочка очень хочет- новую книгу в основном. Или новую фигурку из камня для её коллекции

(она их собирает). Ну и словами. Говорю ей, что я горжусь её поступком и старание или успехами.

У нас есть ещё сын , но он живёт с женой. Ему 22 года. Сейчас живём втроём- муж я и дочка. Сын с женой часто у нас бывает - отношения очень хорошие.

Иногда с мужем бывают разногласия, но мы стараемся улаживать. В целом отношения ровные.

11 янв. 2021
Взяла себя в руки и не обратила препятствие в истерику. Нашла сама решение.

У дочки получается самостоятельно преодолевать препятствия? Опишите пожалуйста в каких ситуациях у неё это получается.

11 янв. 2021
Ольга

Получается , когда, как говорится все звезды сходятся. Хорошее настроение, высокая мотивация (например, она что то очень сильно хочет после сделанного дела)

Но это происходит реже. Больше именно расстройства и театры. В эти моменты она мало контролирует себя и не думает о последствиях. Тогда её стоит оставить в покое, через какое то время она может подойти и извиниться. Но именно эти реакции меня беспокоят

11 янв. 2021

Ольга, опишите пожалуйста один день вашей дочери по часам, чем она занята, как отдыхает, как переключается с одной деятельности на другую и тд.

11 янв. 2021
Ольга

Опишу день без локдауна и сейчас в сравнении. Дочка встает в 6. 00, делает сразу зарядку. Это задание тренера 30 отжиманий, потом завтракает, чистит зубы, убирает кровать.

В нормальное время едет в школу, выезжает в 7. 00 , чтобы успеть в 8. 00 в школу до 13. 00. Потом едет домой или я её забираю если не работаю и мы должны успеть на тренировку. В локдаун сейчас она до часу на онлайн обучении с 8. 00 до 13. 00. Встаёт на час позже, остальное остаётся прежним. После школы домашнее задание. Старается успеть до тренировки. Так как после уже поздно. Если задания лёгкие справляется за час -полтора. Если для неё трудные, может просидеть и три четыре часа, так как начинается свистопляска - у меня ничего не получается ну и. Т. Д

Сейчас тренировки онлайн, так что времени на уроки у неё остаётся больше, ну и тратит она время больше. На тренировке тоже самое. Упражнения лёгкие- делает хорошо. Как только надо напрячься или не получается - настроение падает, начинает делать все хаотично и неоубдуманно. Тогда тренер на неё жалуется. Вообще что тренера, что учителя считают, что дочка могла бы делать лучше и больше. Они в ней видят потенциал, но она определила себе минимум и делает чётко по минимуму. То есть норма, но не больше

Если тренировок нет и время после уроков остаётся. То есть сидит не до вечера, то остаётся время на книги (читать очень любит) просмотр каких то передач, фильмов, общения с нами. Иногда играет в игры на планшете, но это не экстремально

В 20. 00 примерно идёт ложиться спать.

Перед убирает у хомяка и идёт в душ. Это время растягивает надолго, здесь у нас проблемы, пока пальцы на ногах не пересчитает, не помечтает)))

Ложится именно спать в 21- 21. 30

11 янв. 2021

Скажите, в три года как дочь проявляла самостоятельность? Что пыталась делать сама, что вы разрешали и что запрещали?

Когда начала заниматься гимнастикой? Как она или вы выбрали этот вид спорта? Насколько ей нравится заниматься сейчас и вначале этих занятий?

11 янв. 2021
Ольга

В три года, ела сама, одевалась сама, могла себя занять надолго и не требовала постоянно внимания. Больше мне сейчас на ум не приходит.

Разрешать и запрещать не было необходимости. Дочка не делала ничего того, что было нельзя. Как раз в том возрасте она была очень большая аккуратистка и соблюдатель всех правил. Она и за братом следила и воспитывала его.

Гимнастикой начала заниматься в 6 лет, когда пошла в первый класс. Я её спросила, хотела бы попробовать. Начали с хобби группы сначала три пробных занятия , после этого записались, потом ей понравилось и захотелось более углубленно. Для этого надо было тоже показать себя. В команду надо было тоже пройти отбор и она его прошла. Взяли в команду. Потом была травма, ушиб, но нормально смогла прыгать только через 5 месяцев. Это её выбило из тонуса. Тогда она не могла тренироваться, но и домашние уроки растягивались до 6 часов времени. Хотя всегда все успевала быстро. Очень много того что умела до травмы перестала уметь. Девчонки убежали на два шага вперёд. Настраивалась на режим как раньше она тоже заново после травмы. Сейчас прошло уже 2 года после этого. Всегда говорю, что если захочет прекратить это будет её решение. Помимо гимнастики ходит ещё на балет и акробатику как дополнение, тоже никто не принуждает.

В гимназии как факультатив тоже взяла гимнастику сама.

Сейчас конечно стало труднее, дети растут, изменяется сложность элементов, но я пытаюсь объяснять, что только из за того что трудно нельзя бросать дело если помимо этого других причин нет. Тренер у нас старается девчонок мотивировать. Устраивает челенджи с призами. Кстати один из них дочка одна из первых выиграла.

Из 9 девочек смогла только она и ещё две.

Но проблема что сейчас этот элемент она уже не может. У неё был алгоритм, сделать только для челенджа.

11 янв. 2021

Ольга, расскажите пожалуйста об эмоциональном климате в вашей семье. Как вы проявляли раньше и как проявляете в настоящее время любовь, нежность, заботу, злость, агрессию, раздражение и тд. По отношению к дочери, к мужу, к сыну? Как проявляют эти же чувства друг к другу и к вам ваш муж, ваша дочь, ваш сын?

11 янв. 2021
Ольга

О эмоциональном положении я конечно могу рассказать только с моей стороны.

Я по натуре энергичная, эмоциональная, взрывная в каких то случаях нетерпимая к себе, но и к другим тоже. Муж более спокойный, даже где то местами равнодушный , где бы и надо проявить участие. Но он такой по характеру. Он реально не понимает, что сейчас именно надо в данный момент. Он заботливый отец, но живёт по определённому алгоритму.

И те проблемы которые я вижу, он не видит.

Хозяйственный, рассудительный, в основном со школой помогает он, если что объяснить надо. Ругаемся нечасто он отходчивый, да и я тоже.

С дочкой мы часто обнимаемся, много болтаем. В моменты конфликтов можем друг другу много чего наговорить, но потом когда успокоимся снова мир.

С сыном сейчас очень хорошие отношения. Правда был сложный подростковый период. , но когда женился, то отношения наладились. Большая заслуга в этом невестки тоже. Сын только мой муж ему отчим. Воспитывает с 10 лет. Сын был трудный подросток, но сейчас муж с сыном тоже хорошо ладят с друг другом.

12 янв. 2021

Ольга, здравствуйте. Дочке нравится когда папа помогает с уроками?

Рассудительный, в основном со школой помогает он, если что объяснить надо.

Какие отношения у дочери с папой?

Как вы реагируете на ситуации, когда дочка «бунтует»? Какие появляются мысли, чувства, ощущения в теле и что вы делаете или вам хочется сделать в этот момент?

12 янв. 2021
Ольга
Ольга, здравствуйте. Дочке нравится когда папа помогает с уроками

Такая же ситуация. Когда легко - все проходит спокойно. Чуть потруднее - в штыки.

Как вы реагируете на ситуации, когда дочка «бунтует»? Какие появляются мысли, чувства, ощущения в теле и что вы делаете или вам хочется сделать в этот момент?

Конечно меня эта ситуация злит. Мы все люди. Стараюсь сдерживаться, иногда кричим друг на друга. Если получается сдержаться, посто ухожу из комнаты. Дочка успокаиваится и подходит сама. Или я подхожу успокоивщись и начинаем опять спокойно говорить.

Внутренне в таких ситуациях меня рвёт и мечет. Иногда еле сдерживаюсь. Сейчас как бы очень бурные сцены стали реже.

Я пытаюсь изменять свое поведение , больше стараться спокойно и монотонно разговаривать в эти моменты.

12 янв. 2021

Между ситуацией и чувством злости мелькает какая-то мысль:

Конечно меня эта ситуация злит

Вас злит ваша мысль, поэтому сейчас важно вспомнить какие мысли появляются в таких ситуациях

Внутренне в таких ситуациях меня рвёт и мечет. Иногда еле сдерживаюсь. Сейчас как бы очень бурные сцены стали реже.

В результате вы чувствуете себя виноватой

Я пытаюсь изменять свое поведение, больше стараться спокойно и монотонно разговаривать в эти моменты.

Начинаете сдерживать/подавлять свои чувства и разговаривать, злясь внутри... , но это очень сложно - скрыть свою злость.

Давайте найдём вашу мысль.

12 янв. 2021
Ольга
Между ситуацией и чувством злости мелькает какая-то мысль:

Меня злит именно ситуация не дочь.

В эти моменты я просто злюсь, что все опять так а не как хотелось бы.

Иногда у нас есть планы или нам надо куда то успеть. Именно это меня злит.

В результате вы чувствуете себя виноватой

Не сказала бы, что у меня чувство вины. Я просто хочу изменить эту ситуацию. И дочка хочет, по крайней мере так говорит в наши душевные разговоры.

Давайте найдём вашу мысль.

Не могу ответить. Я не думаю о чем то конкретном. Может быть при повторении ситуации я могу попытаться поймать о чем я думаю, но сейчас нет

12 янв. 2021
Все опять так а не как хотелось бы.
Иногда у нас есть планы или нам надо куда то успеть

Как хотелось бы?

Отзыв о консультации

Спасибо большое, Алёна, за консультацию. Вы помогли мне увидеть важные моменты в проблеме, с которой я обратилась к Вам. Теперь я знаю, в каком направлении дальше идти. С уважением, Ольга.

Ольга