КонсультацииОтношения родителей и детей

Как научить ребёнка (10 лет) искать самостоятельно решение проблемы и не пасовать перед трудностями?

538
02 янв. 2021
Ольга
Дочке 10 лет, занимается спортом - спортивной гимнастикой. Сама по характеру добрая, немного застенчивая. В компании с друзьями пользуется вниманием. Если для неё все легко, то золотой ребёнок. Проблемы начинаются тогда, когда ей трудно что то сделать. Например, надо подумать и найти правильное решение. Тогда начинаются дискуссии из серии# я не знаю как делать, у меня ничего не получится. Но, если начинаешь ей объяснять, пытаться помочь, то все советы и объяснения принимаются в штыки. В спорте тренер жалуется, что если ей указываешь на ошибку, то в следующий раз она делает все то же самое, даже и не пытается изменить. В школе, дома тоже такая реакция на ошибки " она все делает правильно "-дочкины возгласы. Вообщем нежелание признавать свои ошибки и исправлять их. Начинаются бесконечные дискуссии. В итоге воз и ныне там. А в целом у меня замечательная дочка. Может есть какие то методики или системы, как проработать нам нашу проблему.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
14 янв. 2021

Ольга, вы можете свой вариант предложить:

Если выбор из двух слов, то обида

Пока мы с вами рассуждаем на тему вторичной выгоды:

Что Вы имеете ввиду? Желание оттянуть ситуацию как можно дальше, связанную с трудностями?

Напряжение нервной системы снимается взрывом и затем отдыхом. Поэтому, может быть вы ещё заметили, какую выгоду дочь получает в таких ситуациях.

В те дни когда нет «психов», что происходит по-другому? Как они отличаются от дней с «психами»? Насколько они загружены тренировками, уроками или какими-то развлечениями, больше занимается делами, которые ей нравятся и тд.

14 янв. 2021
Ольга
Ольга, вы можете свой вариант предложить:

Скажем первый раз, когда я слышала от дочки эти слова, они меня ранили.

Но сейчас я отношусь к ним спокойно.

Я знаю, что последует дальше. Я знаю, что дочка говорит их не всерьёз.

Поэтому, может быть вы ещё заметили, какую выгоду дочь получает в таких ситуациях.

Я думаю никакую. Она сама устаёт от этих психов. Я думаю выгода для неё просто оттянуть или по возможности избежать трудности.

те дни когда нет «психов», что происходит по-другому? Как они отличаются от дней с «психами»? Насколько они загружены тренировками, уроками или какими-то развлечениями, больше занимается делами, которые ей нравятся и тд.

Само собой самые хорошие дни, это когда дочке не надо в школу, не надо ничего для школы делать или для тренировок или то что ей не нравится (обычно, то что долго не получается)

Бывает дни, когда дочка берет себя в руки и тогда делает очень большие прыжки в достижениях, учёбе. И самое главное, она видит, что при полной концентрации и собранности,

Без психов может достичь многое.

То есть есть и хорошие дни с полной нагруженностью.

14 янв. 2021

Ольга, скажите, как вы проявляете любовь к дочери? В какие моменты она понимает, что вы её любите? Что она для этого делает?

14 янв. 2021

Если дочь признает свои ошибки:

Нежелание признавать свои ошибки и исправлять их

То какая она будет? У ваших детей очень большая разница в возрасте, поэтому она практически единственная и ей очень тяжело дотянуться до старшего брата и до родителей, они всегда на голову выше и делают всё лучше. Дочка любит вас и хочет получить вашу любовь, для этого она старается соответствовать вашим ожиданиям, требованиям, быть похожей на вас:

Разрешать и запрещать не было необходимости. Дочка не делала ничего того, что было нельзя. Как раз в том возрасте она была очень большая аккуратистка и соблюдатель всех правил. Она и за братом следила и воспитывала его.
Я по натуре энергичная, эмоциональная, взрывная в каких то случаях нетерпимая к себе, но и к другим тоже.

В 6 лет пошла в первый класс - это серьёзная нагрузка, плюс гимнастика:

Гимнастикой начала заниматься в 6 лет, когда пошла в первый класс.

Плюс дополнительные занятия:

Помимо гимнастики ходит ещё на балет и акробатику как дополнение, тоже никто не принуждает. В гимназии как факультатив тоже взяла гимнастику сама.

И плюс в возрасте восьми лет произошла травма (вы сказали, что именно с этого возраста появились "психи"), также у девочки нет доверия к миру, Мир для неё не безопасен:

Сильно проявляться стало лет с 8 ми. Но с самого маленького возраста дочка боялась всего нового. До 2 лет она вообще боялась всех взрослых и даже знакомых
Она боялась например войти в снег, в песочницу. Это все для неё было как бы шокирующим. В снегу или песке она стояла и не двигалась
В магазине что то попросить для неё проблема. Говорит тогда она очень тихо, что люди её не слышат, хотя голос у неё обычно очень громктй
Моя. Говорю дочке, если ей надо то пусть подходит и сама спрашивает. Она подходит, но говорит очень тихо, что её не слышат. Или просто стоит и ждёт, пока на неё обратят внимание.

Думаю, это все и может быть причиной нервного напряжения.

Сейчас, интуитивно, она как может, даёт себе передышку, делает минимум:

Вообще что тренера, что учителя считают, что дочка могла бы делать лучше и больше. Они в ней видят потенциал, но она определила себе минимум и делает чётко по минимуму. То есть норма, но не больше
1. Появляется время на перерыв (пока успокоится); 2. Увеличивается время на выполнение задания (преодоление препятствия).

Когла дочь в состоянии "психов" кричит вам слова

Из серии " вы меня не любите" " я вам все равно" " у меня все равно не получится" " мне никто не хочет помочь " ну и в том же роде.

Настоящее её желание в этот момент получить вашу любовь, получить подтверждение, что вы её любите: тактильное подтверждение или взглядом, поэтому игнорирование не всегда полезно...

Это только мои предположения, мне сложно давать рекомендации в переписке. С вашей девочкой всё в порядке, я бы порекомендовала вам лично поработать с психологом в направлении проявления эмоций и взаимодействия с ребёнком (чуть-чуть больше принимать себя, принимать и проявлять любовь к дочери), дать ей чувство любви и безопасности, дочке - может быть чуть-чуть снизить нагрузку.

Есть хорошая книга Кэтрин Кволс "Радость воспитания", она есть Интранете, скачайте и прочитайте, найдёте много полезного. В индивидуальной работе можно по этой книге отработать новые навыки взаимодействия.

14 янв. 2021
Ольга
Ольга, скажите, как вы проявляете любовь к дочери? В какие моменты она понимает, что вы её любите? Что она для этого делает?

Обнимаю, целую, мы много разговариваем. Говорю ей, что я её люблю, забочусь, интересуюсь ее делами, играем с ней, обсуждаем темы, интересные ей.

Алёна, спасибо большое за помощь. Я учту ваши советы. С психологом у нас мы тоже начали работать. Просто термин только в феврале, да ещё и локдаун. Сидим все дома.

У психолога был только ознакомительная встреча.

А вы сами делаете консультации онлайн, например через скайп.?

Дочка моя по русски тоже говорит. Мы не в России.

14 янв. 2021
А вы сами делаете консультации онлайн, например через скайп.?

Да. На моей странице есть вся информация.

Отзыв о консультации

Спасибо большое, Алёна, за консультацию. Вы помогли мне увидеть важные моменты в проблеме, с которой я обратилась к Вам. Теперь я знаю, в каком направлении дальше идти. С уважением, Ольга.

Ольга