КонсультацииОтношения родителей и детей

Учёба в профильном классе вгоняет сына в депрессию. Как ему помочь?

194
25 дек. 2022
Екатерина
Сын учится в 10 классе, поступил в инженерный класс (физмат). До 10 класса их постоянно перетасовывали из класса в класс. Но он всегда попадал в классы, где большинство были из старых классов,т.е. были друзья рядом. До 10 класса сын учился скачками, но всегда вытягивал в четвертных на 4 и 5. За 9 лет нет в году ниодной 3. Сдавали ОГЭ. Школа не готовила, от слова совсем. Сам часами и днями сидел и решал задания. Итог: два предмета на 4, информатику на 5, математику не дотянул один балл и получил 3. В аттестат пошли 4 и 5. У него с лихвой хватило баллов перейти в инженерный класс и начался тихий ужас. В классе нет ниодного друга, там сложившийся коллектив. Учительница по алгебре сразу всех новых детей приняла в штыки и стала упорно всем другим учителям доказывать, что дети пришли никакие. У сына двойка за двойкой. Я пошла в школу в день рождения моего сына, чтобы понять сложившуюся ситуацию. Вместо этого учительница стала возмущаться, что у сына сплошные пробелы за 5 и 6 классы. Классный учитель и завуч полностью поддержали её. Домой пришла проревелась, но позвонила летнему репетитору (она заверила, что у сына нет пробелов, делает медленно, но решает на твёрдую 4, ни о какой 2 речи нет). Дальше начался ад. К двойкам по алгебре присоединились двойки по геометрии, по русскому и, уж чего не ожидали, по информатике. Пришла в школу на день консультаций с учителями: русский - купите мои книжки и пусть изучает правила; геометрия - сын нулевой, ему не место в инженерном классе, исправить двойки у него не получится и точка; к алгебре не пошла, потому что все её слова сказал учитель по геометрии... Разговариваю с сыном, говорит что дико устал... В день на каждом уроке контрольная, самостоятельная или тесты. Не объясняют столько, сколько спрашивают. Чтобы он не делал все равно 2, ошибки зачастую не показывают. Даже сказал: жить не хочется. Не знаю как помочь сыну. В понедельник очередной раз иду в школу, наверно попросят уйти из инженерного класса, для сына это будет очередное фиаско. Прошу помочь разобраться со сложившейся ситуацией.

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
25 дек. 2022
(изменено 25 дек. 2022)

Здравствуйте, Екатерина! Вы пишете, что сын поступил в класс, где у него нет ни одного друга, а учителя к нему предвзяты и не учат, а критикуют. То есть, находясь в этом классе, ребенок знаний не получает совсем, у него нет поддержки ни от учителей, ни от учеников, для которых он "чужак" - его самооценка падает, он получает психологическую травмы, а знания никак не растут и сплошные двойки (необъективные оценки могут повлиять на его аттестат и возможность поступления в ВУЗ). С какой целью тогда мальчик должен оставаться в этом классе? Для чего держаться за место в классе, где ребенка не учат и все настроены против него? Что мешает Вам перевести его туда, где парень будет получать знания, к нему не будет предвзятого отношения? Ведь школа - это прежде всего место, где молодые люди получают знания, чтобы в дальнейшем поступить в ВУЗ и получить профессию. А если, как Вы пишете, даже к ОГЭ "школа не готовила, от слова совсем" и сейчас никак не обучает и никак не помогает Вашему сыну готовиться к поступлению в ВУЗ, то зачем ему оставаться в такой школе?

Вы с сыном обсуждали возможность перехода в другой класс? Что говорит сам сын о возможности перехода в другой класс к другим учителям? Он сам выбрал инженерный класс (физико-математическую специализацию)? Какие ещё интересы есть у Вашего сына, какие ещё предметы его интересуют, по которым у него хорошая успеваемость и он хотел бы развиваться?

В понедельник очередной раз иду в школу, наверно попросят уйти из инженерного класса, для сына это будет очередное фиаско.

Важно понимать, что фиаско в данном случае потерпела школа, а не Ваш сын. Если учителя в школе заявляют, что "сын нулевой и исправить двойки у него не получится и точка" при том, что парень до 10 класса доучился именно в этой школе, значит это сами учителя не смогли за 10 лет дать знания по математике в необходимом объеме. Вероятнее всего между учителями есть какая-то "подковёрная борьба", если оценки прежних учителей нынешние учителя опровергают, и знания Вашего сына, которые в предыдущих классах оценивали на 4 и 5, теперь оценивают на 2. Для Вашего сына переход в другой класс - это не фиаско, а выход из проблемной и стрессовой ситуации, в которую он попал, возможность улучшить свои знания и психологическую обстановку, в которой он учится.

25 дек. 2022
Екатерина

Добрый день. Спасибо, что откликнулись. Много раз предлагала сменить класс или школу... Сын говорит, что в другом классе - подготовка будет нулевая и он опять боится завалить экзамен... Сейчас они подвязаны в 10 классе к индивидуальным проектам... И если перейдёт в другую школу, как он будет защищать проект? Вижу, что боится менять обстановку, не хочет выглядеть лузером перед бывшими одноклассниками... Терзает себя... Тут действительно сильные преподаватели. В профильном классе изучают углубленно профильные предметы, в обычном обо всем и ни о чем, поэтому там нет подготовки...

25 дек. 2022
(изменено 25 дек. 2022)

Екатерина, получается, что преподаватели сильные, но научить не могут? Только здесь он получает знания, но за них ему ставят 2? То есть сын доволен своей учебой и своими знаниями, а учителя оценивают его уровень знаний, как нулевой? Ребенок получил тройку за экзамен, а теперь получает одни двойки и при этом считает, что только здесь ему дают хорошие знания и что только здесь он может сделать успешный проект. Вы не чувствуете противоречий в таких умозаключениях?

На Ваш взгляд никто больше, кроме этих учителей, не способен преподавать физику и математику по школьной программе? Возможно ребенок и может так считать в силу отсутствия у него жизненного опыта и представления о том, каким уровнем подготовки обладает школьный учитель (явно не профессор). Вы ведь Вы сама пишете, что нанимали репетитора - то есть знания свои сын получал вовсе не в школе. Знания он может получить у репетитора из ВУЗа (даже студент может его натаскать на решение задач для поступления в ВУЗ), а вот оценки в аттестат по математике можно получить только у учителей в школе. И, если сын будет готовиться к поступлению, то для него оценки в аттестате не менее важны, чем знания по математике. Так стоит ли так рисковать аттестатом, если учителя однозначно не собираются учить Вашего сына и открыто говорят о том, что выше 2-ки оценок не будет и точка, и никто не даст ему шанса их исправлять? Какой смысл оставаться в классе, где ребенок ничего, кроме двоек, не получает?

Вижу, что боится менять обстановку, не хочет выглядеть лузером перед бывшими одноклассниками...

Проблема в том, что именно сейчас он лузером и выглядит - он учится с ними вместе по одной программе, а получает только двойки. Вы думаете, что кто-то из одноклассников считает его сейчас успешным? Когда он сменит класс (школу) и попадет в более дружелюбную среду, где ему не придется каждый раз краснеть, выслушивая, что он "нулевой и ему не место в классе", самооценка сына станет гораздо выше, тревожность снизится, он не будет столько времени тратить на переживания и восстановление после стресса и у него останется гораздо больше сил для учебы и воплощения своих планов.

25 дек. 2022
Екатерина

Ирина, спасибо. Вы пишите совершенно правильные вещи. Будем искать другую школу.

25 дек. 2022
(изменено 25 дек. 2022)

Екатерина, желаю Вам успешно найти тех учителей, которые окажут поддержку Вашему сыну, и то окружение, где способности Вашего сына раскроются в полной мере! Важно понимать, что для обучения не так важны знания самих преподавателей (для обучения ребенка по школьной программе не так уж и много знаний нужно), как доброжелательное отношение к ребенку и желание вкладываться в ученика, чтобы ребенок усвоил материал, не потерял интереса к науке и раскрыл свой потенциал. Учеба идет хорошо только тогда, когда ребенок чувствует себя в безопасности и видит, что ему помогают, его подбадривают и вселяют в него уверенность в своих силах.