КонсультацииТревоги. Страхи. Фобии

Боюсь опытных коллег, выражаю сильную неуверенность в себе. Как с этим справиться?

150
15 мар. 2023
Марго
У меня появилась очень волнующая меня проблема. Я студентка, заканчиваю четвертый курс университета (юридическое образование), и в один из дней к нам пришли представители юридической компании, сообщили, что ищут себе толковых сотрудников из числа молодых ребят, что помогут с возникшими сложностями на работе, если что подскажут, так как понимают, что опыта работы у нас нет. Я и одногруппник заинтересовались и пришли в эту компанию, нас отправили на неофициальную стажировку, чтобы мы хотя бы приблизительно понимали, как эта деятельность происходит на практике. Нас распределили на первое время на разные направления деятельности. Стоит отметить, что непосредственно в сфере, куда попала я, у меня не очень много даже теоретических знаний, ибо в вузе данную тему мы проходили «галопом по европам», и сама по себе она достаточно сложная. Но я понимаю, что она перспективна, и, даже если в иных сферах я разбираюсь немного получше, все же хочется восполнить пробелы в знаниях и попробовать себя непосредственно в этом направлении. Проблема заключается в том, что я почему-то очень боюсь опытных сотрудников этого отдела, да и в целом сотрудников компании, хотя все достаточно доброжелательны. Мне страшно задать вопросы касательно моментов, которые я не понимаю, при взаимодействии с сотрудниками ощущаю, что все мое существо выражает дикую неуверенность, даже голос непроизвольно меняется, становится выше, тише, и даже элементарные вещи, которые мне поручают (сделать копии документов, например) кажутся мне диким испытанием, и при их выполнении я косячу от переживания и общего чувства неуверенности, все движения какие-то сумбурные. Страшно, что в глазах опытных коллег покажусь какой-то дурочкой. Стоит отметить, что я считаю себя умным человеком, в университете учусь на отлично, но никогда не зазубриваю, могу найти ответы на каверзные вопросы, где нужна находчивость, при этом веселая, общительная, доброжелательная и язык у меня подвешенный. В кругу близких да и малознакомых людей я всегда душа компании и нахожусь в центре внимания. Причем когда я устраивалась на работы раньше, но на такие, где не нужны глубокие познания в чем либо, но нужна находчивость, коммуникабельность и некоторые навыки (бармен, актер хоррор квеста), подобной проблемы никогда не возникало, а тут…Я понимаю, что во многом переживания вызваны неопытностью в новой сфере и отсутствием достаточных знаний, но эта боязнь и неуверенность в себе точно не помогут мне показать себя с хорошей стороны, а только помешают произведению хорошего впечатления. Пыталась воспринимать всю ситуацию как данность, не зацикливаться, но не получается. Подскажите, пожалуйста, что делать?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
15 мар. 2023
(изменено 15 мар. 2023)

Здравствуйте, Марго! Расскажите подробнее о ситуации. Как давно Вы вышли на стажировку в компанию? Есть ли в компании сотрудники, с которыми у Вас сложились более близкие отношения, кого Вы не боитесь, с кем предпочитаете общаться (ходите на обед вместе и тп)?

Стоит отметить, что непосредственно в сфере, куда попала я, у меня не очень много даже теоретических знаний, ибо в вузе данную тему мы проходили «галопом по европам», и сама по себе она достаточно сложная. Но я понимаю, что она перспективна, и, даже если в иных сферах я разбираюсь немного получше, все же хочется восполнить пробелы в знаниях и попробовать себя непосредственно в этом направлении.
Мне страшно задать вопросы касательно моментов, которые я не понимаю Страшно, что в глазах опытных коллег покажусь какой-то дурочкой.

Если Вы боитесь задавать вопросы своим коллегам, то что мешает Вам самой найти эти ответы - в юридических базах, в интернете на юридических сайтах, например, или задать вопросы своим преподавателям в университете? Если не хотите "казаться дурочкой", то важно проявить активность и самой искать ответы на вопросы, самостоятельно изучать ту сферу, куда Вы идете работать. Ведь не всегда сотрудники будут доступны для того, чтобы заниматься Вашим образованием и решать Ваши вопросы - у них есть и свои дела. Поэтому очень важно развивать в себе навык самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, уметь пользоваться базами и ресурсами, где содержится нужна информация. Именно Ваша самостоятельность и инициативность произведут наиболее благоприятное впечатление на Ваших более опытных коллег и на работодателя.

Старайтесь сама найти ответы на свои вопросы, а к сотрудникам обращаться лишь за проверкой правильности своего решения. То есть подходите к опытным коллегам не с вопросами " а как мне это сделать? А где мне это найти? ", а с тем, что "у меня возник вопрос и я его решила вот таким вот образом - подскажите, я правильно решила или есть нюансы? ".

15 мар. 2023
Марго

На стажировке я всего второй день, не сказала бы, что есть коллеги, с которыми сложились близкие отношения, но есть сотрудники из другого отдела, которые сами проявляют инициативу, а именно интересуются, как проходит стажировка, могут приятно пошутить.

Я прекрасно понимаю, что обучать меня основам законодательства коллеги не обязаны, и вопросы у меня возникают преимущественно по организационным вопросам организации, а так же по поводу того, правильно ли я думаю в направлении определенных моментах применения того или иного закона.

Проблема заключается в том, что я все равно не могу справиться с волнением, которое напрямую влияет на мою продуктивность. И так как я накручиваю себя, вообще любой вопрос, касающийся профессиональной деятельности, кажется мне глупым и неуместным. Головой я понимаю, что коллеги не демоны во плоти, что они в свое время, как и я, начинали работать, сталкивались с переживаниями и волнением, но все равно переживаю. Как будто я уже на второй день должна быть на уровне человека со стажем работы, иначе разочарую.

16 мар. 2023
(изменено 16 мар. 2023)

Марго, если Вы впервые беретесь за какое-то важное дело, то волнение неизбежно будет присутствовать, пока Вы не адаптируетесь. Нервная система человека работает таким образом, что новизна и неопределенность вызывают выброс адреналина, чтобы усилить активность человека в непонятной ему ситуации - это способствует лучшей адаптации в процессе ориентировочного поведения. Некоторая суетливость и изменение голоса, даже легкая дрожь - это все проявления выброса адреналина. На адаптацию к новому месту работы, к новому коллективу, к новым заданиям уходит от одного до трех месяцев (в зависимости от сложности ситуации). В трудовом законодательстве этот срок (до 3-х месяцев) даже закреплен, как испытательный срок для новых сотрудников.

Так что думать, что придя куда-то, где Вы ничего не знаете и ничего не умеете, Вы будете вести себя спокойно и уверенно - это напрасные ожидания. Чтобы быть спокойным и уверенным, нужно чувствовать, что Вы знаете, что именно и как именно делать. Уверенность и спокойствие - это результат накопленного опыта, когда человек может оценить заранее, какие действия ему предпринимать, какие будут последствия его действий и как они скажутся на его жизни, на отношениях. А у Вас такого опыта нет и Вы всего лишь второй день в новой для себя ситуации. Ваше волнение естественно и необходимо (в плане физиологии) для быстрой ориентировки и адаптации на новом месте.

Марго, помните о том, что КАЖДЫЙ (абсолютно каждый) сотрудник в компании, куда Вы пришли работать, был когда-то на Вашем месте и впервые приходил куда-то работать. Так что КАЖДОМУ в Вашей компании очень понятно Ваше волнение, оно им знакомо на собственном опыте. Поэтому никто не будет считать Вас " дурочкой" за то, что Вы волнуетесь от того, что впервые вышли на работу, и пока не знаете, как там всё устроено. НИКТО не станет Вас оценивать плохо только за то, что Вы в первые дни задаете много организационных и уточняющих вопросов, пытаетесь сориентироваться и разобраться, что и как делать в незнакомом месте. КАЖДЫЙ сотрудник был на Вашем месте и точно также волновался, когда попадал в новый коллектив, на новую для него работу. Даже те, кто опытный и кого берут на руководящую должность, точно также волнуется, чувствует неловкость и много расспрашивает, когда пытается вникнуть в дела на новой работе. И так же переживает за то, как его воспримут подчиненные, как к нему отнесется руководство, справится ли он на новом месте со своими задачами. Волнение обязательно присутствует.

Ошибки и промахи у новичков неизбежны - это часть процесса обучения и освоения нового, наработки навыка и практического опыта. Не воспринимайте работу, как экзамен, где требуется с первого раза ответить правильно, иначе поставят неуд. Это нормально, когда человек, берясь за новое дело, делает первую попытку, ошибается, а затем анализирует, что сделал не так, и делает новую попытку, извлекая урок из предыдущего промаха, и благодаря этому достигает хорошего результата. Только так и становятся профессионалами.

Оценивать Вас и Ваши рабочие качества будут не по тому, какой тональности у Вас голос или какие у Вас движения - не по внешним признакам поведения будут Вас оценивать на работе. Сотрудников и руководителя интересует не то, как Вы выглядите, а то, насколько Вы проявляете интерес к своей работе, есть ли у Вас инициатива в изучении нового, есть ли стремление делать свою работу качественно, есть ли у Вас желание быть полезной. И, если Вы в период адаптации (а особенно в первые дни) расспрашиваете коллег, стараетесь побольше узнать, проявляете интерес к работе и готовность работать (не ведете себя инертно и не тусуетесь просто так, тратя рабочее время), то Вас будут оценивать положительно и будут Вам помогать, видя Ваше стремление быть полезной и учиться новому.

Волнение возникает от неопределенности и неизвестности. Поэтому, чтобы снять волнение, нужно собрать побольше информации, чтобы сложилась какая-то целостная картина в голове и Вы бы смогли более-менее ориентироваться в ситуации самостоятельно. А собрать информацию можно лишь по-расспрашивая, по-уточняя её у тех, кто разъяснит, что и как принято в компании, или подскажет Вам, где можно самой всё это почитать (регламенты и документы компании, касающиеся Вашей работы). Среди тех сотрудников, кто проявляет к Вам особое дружелюбие и сам идет на контакт, найдите тех, кто сможет Вам в неформальной обстановке (за чашкой чая в обеденный перерыв, например, или по дороге домой) объяснить те правила и организационные моменты, которые Вам непонятны, кого можно расспросить про нюансы, которые Вас особенно волнуют или кажутся сложными. Тогда Вам не придется всё это схватывать на бегу и на лету прямо в процессе работы. Такие разговоры в неформальной обстановке с дружелюбно настроенными сотрудниками облегчат Вам процесс адаптации, сэкономят время и успокоят.

16 мар. 2023
Марго

Спасибо за поддержку! Сегодня постаралась быть активнее на работе, побольше общаться, и день прошёл интересно и без стресса.

16 мар. 2023
(изменено 16 мар. 2023)

Марго, это замечательно, что Ваши усилия сразу же дали хороший результат! Желаю Вам быстро освоиться на работе и получать удовольствие от того, чем Вы занимаетесь!

Если консультация помогла Вам разобраться с вашим вопросом, Вы можете закрыть консультацию и оставить отзыв. Для этого в разделе "Действия" выберите опцию "Завершить" и откроется окошко для отзыва.