КонсультацииАпатия. Депрессия

Не чувствую голода, мне сложно уснуть, ничего не радует. Стоит ли обращаться к специалисту?

224
29 июн. 2023
Юлия
Хотелось бы узнать, с таким симптомами возможно справиться самому или лучше пойти к специалисту? Заранее спасибо за ответ. Нет чувства голода, для моего возраста и роста сильный недовес, не могу уснуть, пока сильно не вымотаюсь, ничего не интересует и не радует, бывает чувство подавленности, страшно принимать вполне обычные решения, не хочется ничего менять в своей жизни, верю в глупые приметы и я жуткий параноик. По несколько раз все проверяю. Я понимаю, из-за чего и откуда это все, были травматичные случаи из семьи, я все простила и отпустила, но состояние так и не изменилось

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
29 июн. 2023

Здравствуйте, Юлия!

Начнём с конца вашего письма. Вам кажется что Вы всё простили и отпустили, а что там в глубинах подсознания?

Пройдите классический тест Эллиса онлайн на наличие подсознательных негативных иррациональных установок (Ссылка на тест в личном сообщении).

Тест минут на 15-20, достаточно информативный, выявит уровень Ваших подсознательных негативных проблем, с которыми работает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ).

В конце теста краткое описание метода.

Пишите, что получилось (цифрами или ссылкой), обсудим.

Хорошего дня!

29 июн. 2023
Юлия

Большое спасибо за ответ, ссылка в личные сообщения не поступила, но было не сложно найти тест, если я правильно поняла, тест Альберта Эллиса. В шкале катастрофизации набрала 19 баллов, долженствования в отношении себя 18 баллов, долженствование в отношении других 19 баллов, оценка фрустрационной толерантности личности 17 баллов, самооценка и рациональность мышления 20 баллов. Я так понимаю, это что-то среднее между хорошим и плохим?

29 июн. 2023

Тесты Эллиса приводится в сети немного в разных вариациях. Если это тот, которым я обычно пользуюсь, то Ваши результаты скорее плохие. Ещё раз сбрасываю ссылку. Сравните и если у Вас был другой вариант - пройдите тест по моей ссылке, а то мне будет непонятно.

29 июн. 2023
Юлия

https://psytests.org/result?v=cbtEJWj_ra

Прошла Ваш тест, расхождения есть, прикрепляю ссылку

30 июн. 2023

Доброе утро, Юля!

Сообщение об ответе на почту не пришло, поэтому увидел его только сейчас. И Вы обратите внимание, что такое бывает. Если нет ответа пару дней, заглядывайте на сайт в консультацию.

Да, и эта модификация теста показала результаты средние между хорошими и плохими, наличие иррациональных установок.

Начнем по порядку.

Катастрофизация (наиболее близко по смыслу «русское» слово «Драматизация» как усиление некой конфликтности). У Вас она выражена достаточно сильно 31, а уже меньше 30 будет « Ярко выраженное и отчетливое наличие иррациональной установки».

Катастрофизация - это когнитивный процесс, при котором человек проявляет преувеличенное представление о негативе, предполагая наихудшие результаты и интерпретируя даже незначительные проблемы как серьезные бедствия, склонность ожидать худшего, сгущать краски и видеть в любой проблеме страшное предзнаменование.

Человек как существо биологическое имеет сильнейший инстинкт выживания, доставшийся нам от предков. Однако в современной социальной среде этот инстинкт зачастую играет отрицательную роль. Подсознание "бьет тревогу" при обычных межличностных конфликтах, критике, покушении на самооценку (внутренний престиж) как будто это на грани угрозы жизни. И человек своей склонностью к негативизму изводит себя вопросами: «А вдруг…? », «Как бы чего не случилось? », «А что, если…? ». Корни такого поведения следует искать в его внутренних установках: боязни неизвестного, завышении значимости негативных событий, повышенной эмоциональности (а не рациональности) анализа ситуации.

Для этой установки характерны определенные подсознательные или полусознательные слова (маркеры установки), которые полуавтоматически воспроизводятся в негативных ситуациях.

Слова-маркеры: катастрофа, кошмар, ужас, конец света, драма, бедствие, несчастье, разгром, крушение, это убивает меня, «жесть», «облом», вдруг не успею, "капец" …

Подумайте, что Вы используете из этого "арсенала".

Верю в глупые приметы и я жуткий параноик

Не просто параноик, а еще и "жуткий"!

Иногда клиенты просят пояснить значение понятия «слово-маркер».

Именно этими словами Вы как бы делаете отметку ситуации (помечаете ее как канцелярским маркером, только здесь словом на границе сознания и подсознания)

Если углубиться.

В лингвистике Маркер - это некая морфема (наименьшая единица языка, с лексическим и грамматическим значением), которая указывает на грамматическую функцию отмеченного слова, фразы или предложения.

Используется этот термин в различных областях.

Так, например: для менеджеров по продажам важны слова-маркеры, встречающиеся в речи потенциального покупателя. Это слова или фразы, по которым он может быстро понять — на какие потребности ориентирован клиент (в хороших "конторах" продавцов этому учат).

Установка долженствования или более по-русски: Установка повышенной требовательности или безусловная требовательность:

1. к себе,

2. к людям,

3. к миру в целом.

Установка проявляет себя в трех вышеупомянутых сферах.

Первая сфера – установка долженствования в отношении себя (тоже "на грани яркой" - 31) – то, что я должен сам себе (требовательность к себе), каких результатов достигать; как я должен вести себя с другими, обществе в целом.

Наличие убеждения в том, что Вы себе или кому-то что-то постоянно должны, будет служить источником стресса в следующем случае: когда что-либо будет вам напоминать об этом долге, и что-либо одновременно будет мешать Вам его исполнить. Как у Вас обстоит дело с перфекционизмом: идеал может и должен быть достигнут; несовершенный результат работы не имеет права на существование; озабоченность стремлением к безупречности и совершенству (сопровождающаяся критическими самооценками); опасениями по поводу оценок других ("синдромом отличницы")?

Страшно принимать вполне обычные решения

Это может быть связано с перфекционизмом. Не можете выбрать наилучший вариант.

Вторая сфера установки долженствования (у Вас менее выражена - 37) – долженствование в отношении других – то, что и мне и в обществе (друг другу) должны другие люди. То есть как другие люди должны вести себя со мной и с другими людьми (между собой), как говорить, что делать (жесткость моральных законов).

И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем оправдывало наши ожидания.

Отмечу, что долженствование к другим — это как некая проекция Вашего отношения к себе, часто определяется Вашей внутренней моделью социальной среды, где всё и все должны быть более идеальны.

Третья (возможная) сфера установки долженствования – требования, предъявляемые к окружающему миру, – то, что «должны» нам социальная среда в целом (миропорядок), правительство, местные власти и "гады из ЖКХ", природа, погода,... И т. п.

Слова-маркеры для всех этих установок: обязательно, должно, должны, должен (не должен, не должны, не должно, не имеет права и т. п.), положено, «кровь из носу», во что бы то ни стало, необходимо, обязан, надлежит, требуется, приходится, надо, вынужден, следует, очевидно...

Насколько часто прокручиваются в голове?

Относительно низкая стрессоустойчивость, опять же на грани яркой (фрустрационная толерантность 30) — это пока естественно для Вашего общего состояния. Небольшие (для других людей) стрессы бьют по Вам гораздо сильнее. Вы многого требуете от себя, но не удается выполнить на "отлично", а иногда и вообще «обломы» случаются, кругом катастрофы, драмы (и маленькие и большие).

Самооценка и рациональность мышления (30) - это некий обобщенный показатель. Судя по Вашим письмам и тесту, Вы сейчас вполне способны адекватно анализировать себя и других (их поведение в прошлом), формулировать и излагать свои мысли. В этом вроде бы нет сомнения.

Однако самооценка, видимо, действительно низкая. Самооценка - оценка своих собственных качеств с позиций каких-то стандартов, посредством сравнения себя с другими людьми или собственными ожиданиями от самого себя либо своими представлениями идеальной личности. Как у Вас с этим?

Боязнь общения, критики, ранимость, чувство беззащитности, что из этого проявляется?

Обдумайте не спеша, напишите, что Вы сами думаете о полученных результатах теста Эллиса, а так же моем предварительном анализе Ваших негативных подсознательных установок.

С чем Вы согласны. Более информативным будет даже с чем Вы не согласны.

На этой основе можно начать работу с негативными установками.

Хорошего предвыходного дня!

02 июл. 2023
Юлия

Добрый вечер, простите за долгий отклик, размышляла над вашим ответом, и вы действительно правы. Перфекционизм присутствует у меня периодами, когда я чего-то не могу достичь или что-то не получается. Он как защитный механизм, то, что мне подвластно меня успокаивает (например, когда все разложено по полочкам). Я начинаю строить планы и что-то делать, но вот стоит пойти чему-то не так, опускаются руки.

По отношению к себе требования у меня высокие, а к другим по нормам морали. Меня не пугают чужие ошибки или особенности, привычки, я к ним отношусь ровно, но в пределах здравомыслия.

По поводу негативных установок, они были вложены в меня годами, и я думала, что когда я буду жить самостоятельно, я от этого освобожусь, но все лишь усугубилось.

Я старалась хвалить себя за любые достижения, питать поддержку из себя самой, от других не воспринимаю вообще, понимаю, что я просто человек и ошибки это нормально, но потом ловлю себя на мысли, что могла бы и лучше, и прочее.

У меня будто 'хобби' прокручивать плохие ситуации в голове, я пытаюсь себя обезопасить от неизвестности и опасных ситуаций. Ноги растут из детства, росла с отцом-тираном. Он умер уже 6 лет назад и прости Господи, я почувствовала облегчение, когда его не стало. Я долго держала на него обиду, потом долго анализировала почему он так поступал и делал, и в итоге простила.

Но я что-то и не подумала, что это все оставит на мне отпечаток, я думала, что когда я отпущу все, это состояние пройдёт.

Возможно ли изменить свое мышление полностью?

04 июл. 2023

Добрый день, Юлия!

Полностью мышление менять не надо, а вот некоторые иррациональные мысли (на грани сознания и подсознания) можно и нужно поменять. Как это сделать?

Для начала работы немного теории и примеры.

Основная модель когнитивно-поведенческой терапии (КПТ) основана на представлении о том, что каждое жизненное событие состоит из серии активирующих событий, мнений и их последствий: Активирующее событие (А) (activating experience) → (В) внутренние установки (beliefs) → (С) последствия (consequences).

A): активирующее событие. Любая осознанная стимуляция, вызывающая ряд мыслей и эмоций. Сюда входят как внешние, так и внутренние (мысль или чувство) события. Это Ваши так же Ваши внутренние якоря и триггеры.

B): установки. Все, что мы думаем об активирующем событии или ситуации. Эти мысли могут быть как явными, так и подсознательными или едва заметными. Сюда также включаются визуальные образы, иногда ощущение запахов.

С): последствия. Эмоции или поведенческие реакции, возникшие в результате A + B. Это означает, что когда что-то происходит (А), Вы затем (чаще даже подсознательно) думаете об этом событии, оцениваете его, и после эмоционально реагируете (ощущаете) или совершаете что-либо действие.

Человек обычно воспринимает А (Активирующее событие) и последствия С. Однако, согласно когнитивно-поведенческой теории и практике, каждое событие происходит последовательно, как A-B-C. Эмоции и поступки всегда являются результатами некого первичного цикла A + B, но Вы в первую очередь ощущаете С. Пока мы рассматривали только А и С в свободной переписке в обобщенном виде. Наша следующая задача будет выявить реальные Ваши подсознательные установки (В) в конкретных ситуациях.

Пишите, насколько это понятно, лучше сразу - что непонятно.

Как с этим дальше работать?

Очень кратко напишу, как будем работать.

Вами будет вестись дневничок отрицательных событий со столбцами А В С. На этом этапе важно наиболее полно обдумать и записать колонку В: что промелькнуло в подсознании, какие возможные иррациональные установки Вы ощутили. Для подсказок предложен небольшой набор типичных "слов-маркеров" для каждой иррациональной установки.

Далее приступим к систематическому анализу дневника. Каждые несколько дней (а может и каждый день) будем разбирать ситуации из дневника, уточнять колонку В. Примерно через недельку (а может и раньше), когда ведение дневника уже не будет представлять особых проблем (именно в части колонки В), начнем следующий этап.

D): (disputing) – дискуссии, постановка под сомнение вредных систем убеждений с помощью их исследования, совместной с Вами оценки, оспаривания, выработка рациональных убеждений, соответствующих, прежде всего Вашему глубинному мировоззрению, приемлемых «душой».

Потом (практически одновременно с D) - E (effects) – закрепление в подсознании и поведении выработанных рациональных реакций как результатов осознания и оспаривания иррациональных (мешающих жить) установок.

Вот примеры: (долженствование к себе):

Очень часто клиентки (женщины) приводят банальный пример, «дома должно либо блестеть все, либо пусть все валяется... »

А) Осмотрелись кругом …

В) Боже, какой бардак, так не должно быть, это не приемлемо, требуется срочно навести порядок…

С) Эмоции: злость, неудовольствие, может быть даже отвращение к себе … и руки опустились, «пусть все валяется»…

Другие примеры:

А (активизирующие, или неблагоприятные факторы, активаторы). Например, вы испытываете желание преуспеть в учебе, работе, спорте, отношениях, но определенные (А) преграды встают на пути, обстоятельства (как Вам может кажется) мешают (в конкретной ситуации) этому желанию осуществиться.

В (убеждения), особенно иррациональные, по поводу провала и неуспеха. Например: «Я не должен был проиграть! Меня должны принять! Я ничтожный человек, раз меня отвергли! »

С (последствия), которые следуют за несчастьями и иррациональными убеждениями. Например, чувство сильной тревоги и угнетенности, самообвинение, апатия и отказ от своих целей.

Другой пример (катастрофизации+ долженствование):

A) — событие. Прошли собеседование на очень подходящую Вам вакансию, но на работу Вас не приняли.

B) — наше убеждение по поводу этого события. Пример: «Я должен получить эту работу, иначе я это не переживу», «Я обязан был получить эту работу, иначе я ничего не стою, отказ - это непереносимо, непреодолимо»...

С) - наши эмоции и действия по поводу этого события: злость, даже ярость по отношению к людям, ведущим собеседование, апатия и глубокое разочарование в себе, в людях в мире... Из действий (С) - это может быт алкоголь, немотивированная агрессия на близких, драка с незнакомыми людьми без повода, покупка "веревки и мыла".

Сначала вспомните примеры из Вашей жизни и опишите их А В С, можно прямо сегодня.

Мы разберем их и оценим (все же) насколько записано все более-менее структурно верно по сути столбцов. Только не бойтесь ошибиться, думать о том, что что-то сделаете не так. При работе с психологом "клиент всегда прав" в своих текущих мыслях, оценках. Психологу может быть что-то непонятно самому из Ваших ответов, тогда я задам дополнительные вопросы, вместе обсудим, уточним. В этом и заключается суть психологической поддержки.

Писать надо всю строку А В С, а то будет непонятно, "откуда ноги растут".

Пишите, приводите свои КОНКРЕТНЫЕ примеры из жизни. Два-три, пока не больше, чтобы можно было сконцентрироваться.

Хорошего дня!