КонсультацииЛичностные проблемы
Как мне поверить в себя?
Здравствуйте Мария. Ознакомьтесь пожалуйста с условиями бесплатной консультации и можем начать.
Здравствуйте, меня всё устраивает
Хорошо, Мария расскажите о своем детстве и школьных годах. Как родители относились к вашим успехам или не успехам? Как часто хвалили или наоборот ругали?
Хм, не могу сказать, что меня ругали за не успехи родители, но действительно не хвалили. Отец вообще моей жизнью практически не интересовался, а мама постоянно подмечала недостатки и вещи, которые можно улучшить
(изменено 22 апр. 2024)
Мама постоянно подмечала недостатки и вещи, которые можно улучшить
Можете привести пример?
Я правильно понимаю, что ваши достижения не были сильно значимы, и мама не хвалила Вас, а наоборот показывала, что до похвалы или идеального Вы не дотягиваете?
Конкретного примера я не вспомню, но она всегда во всем видела недостатки. А если их не было, то сразу вспоминала про другую область, где они есть.
Сейчас она мне говорит, что считала, что мои достоинства и так очевидны, поэтому не видела смысла меня хвалить. Но в результате я слышала только о своих промахах и недостатках
Я поняла Вас.
Мария, я спросила про маму и семью, так как они являются значимыми близкими. Жизненные обстоятельства плюс реакции значимых близких, формируют нашу картину мира и убеждения, которые мы вносим во взрослую жизнь. Эти убеждения частично уходят в подсознание. На основании них, в дальнейшем формируются наши мысли, действия и новые убеждения.
(изменено 22 апр. 2024)
В психологии есть такое понятие как "Синдром самозванца", это скорее феномен. Он как раз таки проявляется в том, что человек постоянно обесценивает свои достижения. А все достижения расцениваются как случайная удача или везение. Некоторым кажется, что они просто импровизируют, а не владеют реальными знаниями, и на этом фоне начинает расти тревога, что их "обман" скоро раскроется.
Это очень похоже на мои чувства. Только странно, что с каждой покорённой вершиной, с каждым достижением я не начинаю сильнее верить в себя, а наоборот. Мне кажется, что я сейчас более неуверенная, чем года 3-4 назад
(изменено 22 апр. 2024)
Это происходит как снежный ком, вы видите только минусы (маленькие такие на самом деле), а плюсы и все остальное обесцениваете. Потом, когда подсознанию нужно подкрепление, оно использует готовые убеждения (я недостаточно сделала, недостаточно хороша, что то недельно сделала и т.д.) и все готово. Еще часто "самозванцы" перфекционисты. Если они понимают, что не сделают идеально, то опускают руки. Вам же в детстве говорили, что то, что Вы делаете, не достаточно хорошо, Ваша психика это помнит. Раз не будет идеально, значит вообще не будет, значит это уже плохо.
Да, перфекционизм у меня тоже присутствует, отчего происходящее выглядит как замкнутый круг - любой успех перечёркивает неудача, после которой мне невероятно сложно продолжать
(изменено 22 апр. 2024)
Мария, тут есть еще такой момент, когда неудачи могут действительно случаться. Важно уметь принимать их не как проигрыш, а как жизненный опыт. Не стоит его бояться и избегать. Негативный опыт дает не меньше пользы, чем позитивный.
Думаю, можно попробовать стараться наслаждаться процессом, а не только ожидать достижения цели.
Сейчас она мне говорит, что считала, что мои достоинства и так очевидны, поэтому не видела смысла меня хвалить.
Да, родителям многое очевидно, они взрослее детей, но дети видят иначе.
Родители ведут их по жизни, так как умеют. Это мы уже не сможем изменить. Но если мы понимаем причину проблемы, то проблема решаема.
Но в результате я слышала только о своих промахах и недостатках
Поэтому и закрепилось убеждение, что все что Вы делаете-недостаточно хорошо.
Что хорошо, Вы в принципе, сделать не можете.
Мы доверяем родителям, их мнение (даже в шутку сказанное) дети воспринимают серьезно и близко к сердцу. Когда ребенок достигает успеха, и его не хвалят, и когда не достигает опять не хвалят, то стирается граница, которая в принципе показывает что ОК, а что нет. Все одинаково. Но это не так.
Мария, предлагаю небольшое упражнение. Давайте составим лист Ваших достижений. Нужно выписать все, что удастся вспомнить. Как большие достижения, так и маленькие, или может не такие значимые на первый взгляд.
Получилось, хотя вспомнить удалось совсем немного - всего 7. И в процессе меня не покидало ощущение, что это всё незаслуженно, что этим не стоит гордиться. Ну и количество, естественно, тоже сыграло свою роль.
Однако положительные эмоции тоже были - радость, гордость и даже немного уверенности в себе. Но негативных эмоций всё же было больше
(изменено 23 апр. 2024)
Однако положительные эмоции тоже были - радость, гордость и даже немного уверенности в себе
Мария, Вы молодец! Запомните эти эмоции. Это те эмоции, которые нужно "включать" даже при малейших шагах, на пути к цели. Помним, что процесс и сам путь, тоже очень важен, не меньше чем сама цель. Не забывайте хвалить себя сами, за любую проделанную работу, не обесценивайте свой труд.
Можно сделать еще одну технику, еще немного погрузиться в прошлое. Выберете любой пункт из тех что Вы написали, представьте себя в том возрасте. Вы сидите в комнате и ожидаете оценки своего достижения. Представьте комнату где сидит эта девочка, представить себя со стороны. И представьте, что Вы открываете дверь, подходите к это девочке, пусть она покажет Вам, то что сделала, послушайте ее. Как она это рассказывает? Она рада или грустна?
Следующим этапом, Вам нужно ее похвалить. Можете мысленно обнять эту девочку, погладить по голове, поцеловать и т.д., сказать ей слова, которые она хочет услышать, или слова, которые она заслужила.
Так можно сделать с каждым пунктом.
И в процессе меня не покидало ощущение, что это всё незаслуженно, что этим не стоит гордиться.
Я понимаю Вас. Давайте попробуем разобрать один из пунктов, который по Вашему мнению незаслуженный. Напишите какой из пунктов хотите разобрать.
Давайте попробуем разобрать один из пунктов, который по Вашему мнению незаслуженный.
Ну по отношению к большинству я испытываю примерно одинаковые эмоции - достижение кажется слишком мелким и не заслуживающим внимания и уж тем более похвалы.
Но есть один, который с самого начала вызывал у меня очень неоднозначную реакцию (иронично, что именно его я вспомнила и записала первым).
Это достижение - "закончила школу с золотой медалью" - даже у себя в голове иначе как с сарказмом я об этом не думаю. С одной стороны это весомое достижение, которым стоит гордиться, но... Но у меня не получается. Дело в том что я даже не хотела этого, а достигла лишь из-за чрезмерного давления классной руководительницы. И стоило это достижение мне немало нервов, слёз, бессонных ночей и времени, которое я могла потратить с большей пользой.
И вроде как гордиться стоит, мне об этом говорят многие, но я даже не хотела этого. А ещё есть ощущение, что именно это "достижение" затмевает другие, менее впечатляющие, но гораздо более важные лично для меня.
Но есть один, который с самого начала вызывал у меня очень неоднозначную реакцию (иронично, что именно его я вспомнила и записала первым). Это достижение - "закончила школу с золотой медалью" - даже у себя в голове иначе как с сарказмом я об этом не думаю.
Хорошо, Мария, ответьте пожалуйста на три вопроса.
1 Перечислите подробно, какие эмоции вызвала у Вас эта мысль с сарказмом?
2 Перечислите чувства, которые Вы испытываете, когда думаете об этом достижении?
3 Каким стало Ваше настроение после мыслей об этом достижении?
Когда я думаю об этом достижении, у меня не получается к нему серьёзно относиться: будто это что-то несущественное и полученное не благодаря моим усилиям. Словно это не моя заслуга, а чужая, поэтому я не имею права гордиться собой.
И эмоции эти мысли вызывают совсем не приятные: злость (ведь я не хотела этого) и беспомощность (потому что не смогла отстоять свои интересы).
А после я чувствую потерянность и очень неприятное опустошение. Довольно упадническое настроение
Мария, я хотела бы обратить Ваше внимание на то, что как автоматические мысли влияют на изменения в эмоциях, поведении и самочувствии. Тут важно понимать, что не сами события вызывают негативные реакции, а их субъективная оценка и то значение, которое Вы им придаете. Мы понимаем, что если школьник получил золотую медаль, то на автомате для большинства людей этот человек трудяга и умница. Никто не подумает о том, что он не заслужил ее. Но когда Вы думаете о себе, то идет обесценивание, несмотря на немало нервов, слёз, бессонных ночей и времени. Конечно, Ваша автоматическая мысль не просто так взялась, это лишь "Вершина айсберга", она основана на очень глубинных убеждениях, которые долго формировались, на протяжении Вашего развития, когда имело место отсутствие реакции значимого взрослого на Ваши достижения. Поэтому я предложила Вам технику с "погружением" в прошлое.
Чтобы разорвать этот порочный круг, нужно поставить под сомнение Вашу автоматическую мысль. Этот момент очень важен. Я бы хотела обратить на это отдельное внимание. Этот навык действительно может Вам существенно помочь, если Вы научитесь это делать. Так Вы сможете полностью перестроить свое мышление, и помочь себе вырабатывать более адаптивные мысли. Можно задавать себе вопрос: «Насколько данная мысль правдива и насколько она полезна? »