Сын пошел в первый класс. Есть младший брат, разница 2,5 года. Семья полная.
В последнее обращение мне дали рекомендацию перестать контролировать действия ребенка, довести его до последствий и позволить ему самому их разрешить. Проблемы у нас с тем, что он отказывается собираться в школу, делать любые дела по дому, и вообще любые обязательные дела, по его словам: "я хочу только играть и веселиться", зачем что-то делать - он не понимает. В общем, на сегодняшний день дела обстоят так: мы составили вместе с ребенком график - режим дня. У него на рабочем столе висит расписание: объяснили, как на него ориентироваться. По дому у ребенка есть обязанности: помыть за собой посуду и протереть стол от крошек, убрать то, что насорил во время игры (разлил воду, нарезал бумагу), застелить постель утром, повесить одежду в шкаф после школы и прогулок (или отнести в корзину грязное) и раз в неделю убрать свою половину комнаты (это маленький стол для игр, рабочий стол, подоконник, и протереть влажной тряпкой полы возле своей кровати). Также мы просим следить за гигиеной: почистить зубы, принять душ, одеться опрятно на прогулку, в школу.
В общем, объявили, показали, если что-то он говорил, что не понимает, то с ним вместе несколько раз поучились, убедились, что он все усвоил, что ему трудно - помогаем. И перестали это контролировать - пусть идет как идет...
В итоге в школу он не собирается вообще. Вообще никак. Я собираюсь, сажусь в коридоре и сижу жду, когда соберется он. Несколько дней он в школу опаздывал, потом вообще забил, просто не пошел и не вспомнил пару дней. В итоге в школе к ребенку претензий нет - вы мама, вы и контролируйте. Изменили тактику: стала напоминать, тебе пора, собирайся. Стал говорить: "Вы же сказали, что это дело мое". Отвечаю: "Вот выяснилось, что не твое, дала твоей учительнице слово, что ты будешь приходить вовремя, поэтому собирайся", плачет, истерит: "Я сказал, не пойду", Ну и собственно, так во всем. Даже зубы почистить: "ты почистил зубы?" "Нет, я забыл" - и плачет...
Последние дни стал в школе врать, что забыл учебник, тетрадь, еще что-то, может спрятать тетрадь под кровать, выговаривает потом мне: "Ты должна меня собирать, ты мне тетрадь не положила", реагирую: "у тебя есть расписание - собирайся сам". Дома делаем то, что он не сделал в классе в дополнение к домашнему заданию, охотно делает, приговаривая: "Да, я должен, конечно же, ведь я так плохо поступил", типа сам себя же и наказывает.
Стал делать еще вот что: я в какой-то момент взяла с собой наушники, и по дороге в школу включила в телефоне музыку, дала ему послушать, ему оччень понравилось так идти, сказала: "Вот, смотри, будешь собираться в школу вовремя, будет время нам музыку послушать", сразу же перестал собираться, хоть ты его контролируй, хоть нет.
Мы с мужем решили изменить контроль на внимание: стали с ними играть, муж ходит с ними на турник, гуляем, играем в настолки, рисуем. И раньше это делали, но сейчас что ли за детьми стараемся идти: попросили рисовать пирата, и мы такие: "У круто, давайте, давай, Саша, делай уроки, и как начнем". В итоге он тянет уроки, мы уже начинаем рисовать с младшим, кричим: давай уже быстрее, нам без тебя скучно, мы сейсас дорисуем и будем играть в пиратский корабль", он еще медленнее все делает... И так доводит до времени, когда надо спать, потом начинает истерить: "Вы со мной не играете, вы меня не любите, я не хочу делать никакие дела, я хочу только играть"...
В эти выходные купили ему лично боксерскую грушу, он хотел. Подарили, повесили. Позвал нас играть, играли час, потом всем надоело, говорим: давай перерыв, в слезы: "Я хочу играть", в общем, играли в итоге с ним по очереди: то я, то муж, то младший брат, он с обеда как затеялся, так и на ужин не хотел уже отвлекаться: "Я хочу играть, я не наигрался", и спать не хотел идти, и кричать под вечер начал, просим: Саша, играй, если хочется, но здесь еще люди, мы уже устали, не кричи", он еще громче, и еще громче... И в слезы: Вы меня не любите, мне здесь ничего нельзя...
Последствий у него никаких не появилось от его поведения: в школе ему замечаний не делают, пишут мне в дневник. Внешний вид его мало кого волнует, ногти ему не мешают, вещи его не смущают... Со стола он не убирает, я еду ему пыталась класть и в его грязную тарелку - он спокойно есть из грязной, даже из тарелки с яичной скорлупой сидел и ел. Потом встал и не помыл. Пыталась класть ему много тарелок, новую еду на гору грязной посуды: ест так...
Еще у ребенка нервные тики, но как выясняется в последнее время - он их провоцирует сам и может их контролировать! Последние его тики: он повторяет за нами слова с буквой "Р", мы не обращаем внимания, невролог препараты прописывала, стали давать лекарства снова, в остальном просто не замечаем. Он стал повторять, когда я читаю ему вечером. Я в какой-то момент попросила не повторять, потому что мне сложно читать. Тут еще момент, что у нас младший ребенок перебивает во время чтения, и получилось, что я обоим сказала, что мне сложно так отвлекаться, и если хотите что-то сказать, спросить - можете это сделать, когда я буду делать паузы. Младший стал, а он все равно "тыркает". Перестала ему читать, расплакался: "Я не могу это контролировать". Говорю: "Ну а я тогда не могу тебе читать, что будем делать?" Говорит: "Ладно, я больше не буду". Спрашиваю: "Так значит ты можешь это контролировать?", Отвечает: "Да, я специально это делаю, я вижу, как тебе не нравится, поэтому и делаю так". И действительно, нервные тики сразу же прекратились, вообще. Раньше перед сном было, утром, то есть нас рядом нет, но мы слышали, а тут все, стоп. И через несколько дней, я читала младшему книжку, он сидит и повторяет снова. Я не обращаю внимание, когда дошли до его книги, опять "тыркает", говорю: иди себе сам читай, плачет: "Я хочу повторять и чтобы ты мне читала.
Повели его с сентября на робототехнику, мы ходили записываться в прошлом году, но его не взяли, не было мест, и вот теперь наконец то он дождался. То же самое: он не собирается, не идет, когда перестали его контролировать, он утром встал: "Мама, папа, сегодня робототехника!", и сел играть. Мы не стали напоминать, ко времени выхода оделись, он так и остался играть, потом стал выговаривать нам: "Могли бы и напомнить", сказали, что если он не будет туда собираться сам и следить за временем, то мы не будем оплачивать занятия на следующий месяц... Он просто не собрался. Теперь говорит: "Вот, я теперь не хожу на робототехнику, потому что я забыл следить за временем", хотя мы ему ничего не говорили еще, типа он уже знает, что все, он уже туда не пойдет. Решили с ним поговорить, спросили, почему он так решил, почему он у нас не спросил, почему он не собирается, может быть ему не нарвится? Говорит: "Нравится, очень, очень хочу туда ходить, но не хочу следить за временем и собираться, я хочу чтобы ррраз и оказался там". Говорим: "Но так не бывает?" Тогда истерика и "вы меня не любите, могли бы и сами меня собирать, а вы все от меня требуете, все я вам должен, вы мне все запрещаете"...
Неврологу, психологу, нейропсихологу, психиатру и так далее мы его показывали - диагнозов никто не ставит, говорят нормальный ребенок.
Потом сказал, что именно поэтому он и не смотрит такие фильмы - приходится себя сдерживать, а зачем сдерживать - не смог ответить.
Часто ли они бывают наедине, без других? Им нужно время и возможность быть вместе - общаться по мужски.
Раз в месяц мало. Мальчику нужно внимание и советы отца. Ведь, кроме проблемы контроля, у него явно потерян интерес к ровесникам. Может, он боится идти в школу. Нужно говорить о страхе перед другими парнями. Это только отец может.
Большое спасибо за помощь и разбор нашей ситуации. Получила ответы на свои вопросы и конкретные рекомендации, мне стало понятно, как быть дальше, в каком направлении двигаться.