КонсультацииОбщие вопросы по психологии

Прокрастинация - чем вызвана и как справиться?

3686
06 дек. 2016
Katrin
Здравствуйте! Мне 18 лет. Перепоступила в универ на ту кафедру, куда в прошлом году не вышло. Сейчас мне говорят, что я одна из последних по успеваемости и мне стоит подумать, так ли мне это надо.
Я себе выписала несколько проблемных тем, и это одна из них. Возможно, в диалоге окажется, что какие-то проблемы связаны. Итак. Подскажите, пожалуйста, как можно справиться с прокрастинацией? И чем она может быть вызвана? Усталостью? Личным примером кого-то из близких мне людей? "Симптомы" такие: не могу сосредоточиться на деле, прогуливаю пары, хотя в школе не было прогулов. Зачастую, вместо подготовки, отвлекаюсь на фильм или читаю что-либо не по теме. Что со мной не так?
Кроме того, прогрессировала зависимость от ВКонтакте. Затем, маниакальный поиск программ. Вообще, при поиске чего-либо у меня нет тормозов, ищу в течение нескольких часов, дней, недель. Например, книгу. Ее можно взять в библиотеке, но, нет, я ищу электронную "черную кошку, которой там нет" с упертостью, достойной лучшего применения.
У мамы сейчас реакция на любую мою промашку "Ты бы не <... >, если бы действительно интересовалась этой темой", "Я заберу тебя из университета", "У тебя идеи все глупее, ты не видишь? ! ", "Все из-за твоего недосыпа". Фразы эти, многажды повторенные, не вызывают ничего, кроме раздражения. Спать БОЛЬШЕ я не могу: задают адски много. Мама предлагала помочь с домашкой, я передала ей задание по фольклору - сделать конспекты разных статей. Несколько раз меня переспрашивала, с какой статьи начать, но так никакую и не начала. Зачем было тогда помощь предлагать?
Я в панике перед сессией, перед дедлайнами. Учиться при этом все так же хочу, мне интересно. От того, что часто отвлекаюсь, добавилось еще и чувство стыда. Мама его только подогревает, хотя, по-видимому, хочет взбодрить. Стыд еще и перед однокурсниками, которых я терзаю с вопросами по урокам и с конспектами.
Не умею планировать, составлять расписание. Несколько раз пыталась, но стоило мне не вписаться в график, как я отчаивалась и начинала работать без четкого представления, когда должна закончить. Вообще планирование вызывает какую-то неосознанную неприязнь.
Пожалуй, описывать я могу еще долго. Помогите мне, пожалуйста?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
06 дек. 2016
LadyViaBless
Katrin, здравствуйте!
Психолог ответит через некоторое время. Следите за темой.
06 дек. 2016
Здравствуйте, Katrin. Механизм прокрастинации связан с ощущением тревоги, которая возникает перед началом какого-то дела (именно поэтому Вы неосознанно находите какие угодно дела, только бы попозже приступить к напряженному заданию).
Как я понимаю, в Вашем случае прокрастинацию можно определить как академическую (связанную главным образом с учебой), и ее причинами может быть размытость собственных целей (непонимание конкретной точки, в которую нужно стремиться), неумение расставлять приоритеты (планировать, организовывать свой рабочий режим), страх не справиться с заданием/делом, перфекционизм (вероятно, тревога выполнить задачу не идеально заставляет Вас откладывать ее на потом), а также осознавание (какой-то своей частью) того, что на самом деле учеба в этом вузе - не Ваш путь. Откликается ли Вам что-то в моих словах, Katrin?
06 дек. 2016
Katrin
Здравствуйте, Мария Виноградова, да, откликается все, кроме последнего предположения. Оно в корне не верно: я поступала дважды и в первый раз, поступив на другое отделение (вечернее) ходила на оба сразу. Поэтому выбор Вуза был сознательным и мне здесь нравится.
Дополню: у меня всегда было множество интересов. Но ни один не был доведен до профессионального уровня. В прошлом году была большая проблема с выбором направления, то есть даже вызывало вопрос, пойду ли я в гуманитарную область, естественно-научную или математическую. Вуз для меня сейчас - возможность "довести до конца" интерес к чтению и писательскому творчеству. И доказать себе, что я могу хоть что-то не бросить на половине дороги.
07 дек. 2016
Katrin, Вы говорите о сознательном выборе вуза, при этом упоминая о своих колебаниях относительно 3 разных областей (гуманитарная, математическая, естественно-научная): получается, что остановка на конкретном учебном заведении не решила проблему выбора, и в прошлом году Вас одолевали глубокие сомнения, верно? Возможно, Ваша нынешняя прокрастинация является отголоском этих сомнений (где-то внутри Вы все еще раздумываете и, возможно, жалеете о том, что не выбрали другое направление), - как Вам кажется? Когда нет 100% уверенности в правильности собственного пути, прокрастинация является своеобразной психологической защитой.
Что касается интересов - они совсем необязательно должны быть доведены до профессионального уровня: для того мы и спокойно и занимаемся тем, что приносит нам радость (не ради высокого результата, а ради процесса).
07 дек. 2016
Katrin
Здравствуйте, Мария Виноградова! Я говорю о времени первого поступления, возможно, я не очень точно выразилась. Тогда я действительно колебалась между самыми разными областями. Но я бы не сказала, что сейчас осталось что-то от тех сомнений.
Что касается интересов - они совсем необязательно должны быть доведены до профессионального уровня


Меня не устраивает мое непоседство, сейчас мои интересы увеличиваются количественно, а не качественно. Поэтому я думала, что нужно выделить какой-то, как основной, как "корень", от которого уже может быть много ответвлений. Но сперва мне нужно обеспечить для себя "устойчивость" в будущем и возможную "страховку" на случай невзгод.
И в правильном пути я уверена, может, и не на 100%, но на 90 - точно. Иногда возникают мысли другого рода, связанные именно с непоседливым характером: что 6 лет школы я считала себя математиком, пять - биологом, и вот теперь я филолог. Возникает неуверенность, или уверенность, что опять мне станет скучно и я таким отношением "все испорчу". Что мне для того, чтоб любить какой-то предмет, нужно делать продолжительные перерывы, но никакое обучение такого не позволяет. Что я не могу принять рутину, которая есть в любом направлении: мне б только практику, и чтоб без зубрежки. Но если практики много, она тоже становится рутиной. Что я в целом направлении выхватываю что-то одно, очень частное из огромного целого, а остальное для меня, вроде, и не интересно. В биологии - наблюдать в микроскоп за инфузориями. В филологии - изучать грамматику. А языки и названия костей пусть кто-то еще учит...
08 дек. 2016
Спасибо за уточнение, Katrin, оно действительно значимо.
"Нужно выделить какой-то, как основной, как "корень", от которого уже может быть много ответвлений", - что это может быть за интерес, Вы уже думали?
"Сперва мне нужно обеспечить для себя "устойчивость" в будущем и возможную "страховку" на случай невзгод", - здесь я слышу тревогу по поводу неустроенного будущего, страх из-за размытости интересов и перспективы остаться "у разбитого корыта", - это то, что Вы чувствуете?
"Я не могу принять рутину, которая есть в любом направлении", - на мой взгляд, это главная проблема, Katrin. Давайте попробуем "развернуть" эту мысль. Рутина ассоциируется с отсутствием интереса, с напрасной тратой времени, с сожалением и разочарованием ("За это время я могла бы сделать кучу полезных дел! "), верно? Возможно, Вы боитесь растратить свою жизнь на "пустяки", так и не достигнув чего-то бОльшего? Расскажите: как именно Вы представляете свой профессиональный путь, кем хотите стать (на данный момент) и каких высот достичь в профессии?
08 дек. 2016
Katrin
Расскажите: как именно Вы представляете свой профессиональный путь, кем хотите стать (на данный момент) и каких высот достичь в профессии?


На данный момент меня привлекает профессия переводчика (в качестве интересной работы, приносящей доход) и "профессия" ученого в области греческих мифов, театра и литературы (не менее интересно, хотя тут доход, пожалуй, меньше будет)
08 дек. 2016
Katrin
Истерика, депрессия. Надеюсь, ненадолго. Из-за того, что дважды не уложилась в дедлайн по новогреческому языку (сдача долгов), у меня теперь минус два балла на экзамене. Один, впрочем, можно вернуть, если сделать огроооомную работу над ошибками. Но я с высокой вероятностью на экзамене 5 не получу. => Тройка или пересдача. Причем меня даже не оценка волнует. Просто я очень уважаю препода по этому языку (она очень требовательна к себе и к другим, очень много чего знает и умеет, многого добилась в жизни, с ней интересно) и очень хочу добиться ее уважения. Когда она говорит, что я первая с конца в группе, для меня это большой удар (хотя и известно "не заведи себе кумира", но мне многому у нее хотелось бы научиться). С одной стороны этот пинок меня сподвигнул прыгнуть выше головы, но одновременно с этим пошел обратный процесс: снижение самооценки, мысли "а, все равно не успею", начинаю все чаще отвлекаться и, следовательно, эффективность снижается в разы. И я нифига не успеваю. Собственно, так и выглядит моя классическая прокрастинация. Дополню, препода я не идеализирую, т. е. Это "кумир" не в полном смысле слова, но многие качества ее характера вызывают у меня белую зависть и желание когда-нибудь прийти к тому же.

P. S. Один из видов прокрастинации у меня: поиск картинок. У меня в коллекции их уже больше 2. 5 тысячи штук.
Может ли П. Быть средством снятия стресса? Какой может быть способ снять стресс не в ущерб "урочному" времени?
09 дек. 2016
Доброе утро, Katrin. Давайте по порядку:
"... Здесь я слышу тревогу по поводу неустроенного будущего, страх из-за размытости интересов и перспективы остаться "у разбитого корыта", - это то, что Вы чувствуете? "
"Очень точно". - Попробуем предположить, что состояние размытости интересов продолжается и в будущем, - какой самый печальный исход может быть для Вас при этом (опишите "разбитое корыто", которое так пугает Вас).
Если рутину Вы ощущаете как необходимость, то проблема в самоорганизации (заставить себя поработать с рутиной), - правильно? Пытались ли Вы найти в рутине какой-то интерес (чтобы было легче взяться за нее) или выполнить ее просто потому что она тоже важна?
Как я поняла, Вы нацелены на интересную профессию, приносящую доход ("все и сразу"): подход рациональный и в общем верный, единственное - востребованность профессии зависит от времени, в котором человек живет, и вполне может получиться так, что пока Вы доучитесь и получите работу, она уже будет либо не столь интересна для Вас, либо менее оплачиваема в силу наличия большой конкуренции (или какого-то другого фактора). Как Вы думаете?
"С высокой вероятностью 5 не получу", - изначально Вы хотели получить "красный диплом", Katrin? Это установка родителей (как они вообще относятся к Вашему выбору вуза и оценкам?) или Ваша собственная?
Когда глубоко уважаешь человека, его мнение о тебе становится значимым, и мне жаль, что преподаватель называет Вас "последней с конца". Это должно быть хорошей мотивацией в учебе (по крайней мере, по предмету преподавателя), но вы снова отложили работу до дедлайна, так?
То, что Вы не успеваете подготовиться к экзаменам, может говорить не только о прокрастинации, но и о банальном неумении планировать свое время (у Вас много разных интересов, хочется все успеть, а учеба все равно никуда не денется (так или иначе придется сдавать), поэтому Вы откладываете ее напоследок). Когда утром Вы встаете, у ас уже есть четкий план на день, или нет?
Лисенок-библиофил: картинка прямо про Вас)
09 дек. 2016
Katrin
(у Вас много разных интересов, хочется все успеть, а учеба все равно никуда не денется (так или иначе придется сдавать), поэтому Вы откладываете ее напоследок)


Не совсем верно. Мне не то, чтоб хочется все успеть (и поучиться, и поотдыхать), просто я не могу противиться внезапно накатывающему желанию передохнуть. И откладываю не от того, что "все равно придется сдавать", а от того, что "еще неделя... День... Ночь до занятия. Может, я просто не посплю сегодня и все сделаю? "
10 дек. 2016
(изменено 30 нояб. 2019)
Спасибо за подробные ответы, Katrin, - в процессе работы над собой это важно. Получается, что основная проблема в прокрастинации для Вас - это планирование своего времени и самоорганизация.
Планирование можно попробовать сделать следующим образом (по Э. Б. Ларссену, книга "На пределе"):
5 советов, как научиться правильно планировать свою жизнь: от года до дня
1. План на год
План на будущий год следует составлять в декабре. Включите в него все поворотные моменты, значимые задачи и цели. Запишите те виды деятельности, которые уже у вас под контролем.
Подумайте о своих ценностях и решите, что еще стоит запланировать: встречи с друзьями, длинные выходные с детьми, праздники и т. д. Всегда держите в уме свои мечты, ценности и видение будущего -распланируйте год так, чтобы они проявились максимально ярко. В план на год стоит заглядывать минимум раз в месяц -дополнять его, вносить изменения и вспоминать, к чему вы стремитесь в этом году.
2. План на месяц
В предпоследнюю неделю каждого месяца выделите пару часов на планирование следующего месяца. Руководствуйтесь теми же принципами, что и при планировании на год, но добавьте несколько новых деталей.
У некоторых людей жизнь распланирована на ближайшие два-три месяца, но в этом случае главное - не стать заложником своего календаря, не считать, что если что-то было запланировано, то должно непременно воплотиться в жизнь.
Прежде чем пойти на очередное совещание, спросите себя: это мероприятие действительно принесет пользу компании или мне лично? Люди тратят свое время на великое множество бесполезных встреч.
Ежемесячное планирование нужно всем. Используя календарь, можно заблаговременно сообщать людям о своих планах. Как только задача зафиксирована в календаре, вероятность ее выполнения заметно возрастает.
3. План на неделю
В воскресенье вечером садитесь за стол и составляйте план на будущую неделю. Если вам лучше работается по утрам, встаньте пораньше в понедельник и посвятите свободное время планированию. Вам следует оценить, приближает ли вас недельный план к намеченной цели? Если ответ "нет", надо менять план.
План на неделю важен, потому что задает вам направление. Поэтому подумайте о своих ценностях и целях и убедитесь, что они отражены в вашем плане. Например, если вы хотите заниматься спортом два-четыре раза в неделю, зафиксируйте это в плане. Если этого не сделать, то взять себя в руки и пойти на тренировку будет настолько трудно, что едва ли вы сможете это сделать.
4. План на день
Кто-то считает, что такой план следует составлять накануне вечером, а кто-то предпочитает делать это по утрам. Эрик Бертран Ларссен советует первое. Есть что-то в том, чтобы пойти спать, зная, что у тебя все схвачено.
План на день упорядочивает и проясняет мысли, а значит дарит чувство контроля над следующим днем. Скорее всего, если вы отправитесь в кровать, составив план на будущий день, вы будете лучше спать. Более того, ваше подсознание начнет решать некоторые из предстоящих задач. Составляйте список дел на каждый день - он имеет большое значение для планирования.
5. Как составлять список дел?
Списки нужно составлять постоянно, чтобы не держать все задачи в голове. Необходимость обо всем помнить убивает.
Вы должны иметь возможность записывать появляющиеся задачи или поручения в одно и то же место в любое время. Неважно, будет это покупка новой зубной щетки или новая грандиозная идея по работе. Неважно, будете вы в это время ехать в поезде, сидеть на встрече или отдыхать. Неважно, какое за окном будет время суток, - вы обязаны занести задачу в свой список. Поэтому он должен быть при вас всегда. В том числе на прикроватной тумбочке.
Не имеет значения, каким он будет - электронным или записанным от руки на клочке бумаги. Главное, чтобы вы активно использовали его в течение дня. Записывайте!

Вы можете адаптировать каждый пункт под себя и свои потребности. А для того, чтобы посвятить время этим 5-ти пунктам, можете дополнительно мотивировать себя картинками, которые Вам так нравятся.
Неплохой материал для развития навыков самоорганизации Вы можете посмотреть здесь, Katrin: razvitie-intellecta.ru/kak-nauchitsya-uchitsya/
И напоследок - статья о прокрастинации (навеяно Вашим рисунком паровозика) - http://pronetworking.ru/2014/07/prokrastinaciya/ Напишите - что Вы думаете об этом?
11 дек. 2016
Katrin
Извините, я тут заболела с t° под 39, очень болят глаза, особенно если на свет смотреть. Я отвечу, если можно, как полегчает :unsure:

И напоследок - статья о прокрастинации (навеяно Вашим рисунком паровозика)


Видела эту статью) действительно, очень подробно описано мое состояние. Но я так и не нашла действенного способа решения проблемы. Только планирование, но, как сказано в самом комиксе, прокрастинатор составляет очень абстрактные планы. В противном случае, у меня все равно «возникает ощущение, что "или все, или ничего" »
12 дек. 2016
Katrin, Вы уже поправились? Как чувствуете себя сейчас? Видимо, вот это "либо все, либо ничего" относится именно к Вашей учебе в силу того, что Вы хотите быть на 100% уверенной в выборе будущего - в том, что идете по верному пути. Страх перед неизвестностью будущего и тревога в итоге не реализовать какую-то из сфер жизни (семейную, профессиональную, социальную) настолько велик, что если Вы хотя бы на миллиметр отклоняетесь от намеченного плана, это воспринимается как крах, неудача, от которой Вы скорее стараетесь откреститься, оставляя незавершенные дела.
Вы уже писали о том, что перед глазами есть примеры людей, следовать которым Вы не хотите (например, сидеть с детьми и не работать), хотя в разные периоды времени будет получаться именно так: декретный отпуск - это время работы над самым главным - над закладыванием основ будущей жизни ребенка, а начав работать, можно и не иметь семьи (найти "своего" человека непросто). В результате Вы хотите быть уверенной в стабильности будущего, в то время как даже настоящее во многом непредсказуемо, спонтанно. И, не получая доказательств того, что все будет так, как Вам хочется, продолжаете тревожиться и прокрастинировать.
Мальчик, пытающийся разглядеть будущее в подзорную трубу, в то время как остальные приняли спонтанность жизни.
12 дек. 2016
Katrin
Мальчик, пытающийся разглядеть будущее в подзорную трубу, в то время как остальные приняли спонтанность жизни.


А меня тут больше заинтересовали бабушка, вяжущая шарф, и кенгуру, который ловит рыбу. Я эту картинку без особого смысла выкладывала, но первая ассоциация "где бы ты ни был, будь собой".
13 дек. 2016
Katrin, очень интересная ассоциация ("где бы ты ни был, будь собой"). А что значит для Вас быть собой? Какая Вы?
На Вашу ассоциацию мне пришла мысль о том, что, стараясь нагнать однокурсников, Вы как бы хотите быть как все (в плане учебы, успеваемости), но какая-то Ваша часть противится этому, говоря: "Я - разносторонний, уникальный человек (и это правда - каждый из нас неповторим), тогда почему я должна делать то, что мне не нравится (рутина)? Наверняка есть способ учиться так, чтобы не тратить время и силы на это".
Буйволы - тоже без особого смысла, или что-то связанное со "стадным чувством"? Вообще хочу сказать, что наша переписка способствует появлению моего интереса и уважения к Вам: не каждый в 18 лет настолько хорошо знает (или пытается узнать) себя и является таким разносторонним человеком. Желаю Вам окончательно поправиться, Katrin.
13 дек. 2016
Katrin
не каждый в 18 лет настолько хорошо знает (или пытается узнать) себя и является таким разносторонним человеком. Желаю Вам окончательно поправиться, Katrin.


Спасибо за теплые слова и поддержку! Я часто ездила в детстве в лесной палаточный лагерь, что-то вроде психтренинга на природе. Там интересно было. Может быть от этого и пошел мой интерес копаться в себе.
14 дек. 2016
"Может быть, важнее даже не то, "какая я" в вопросе "быть собой", а "как не зависеть от мнения других", - как давно Вы заметили за собой данную особенность - зависимость от мнения окружающих? Эта оценочная зависимость распространяется только на старших (родителей, взрослых родственников и знакомых, преподавателей), или на однокурсников и сверстников тоже? Как именно это выражается, Katrin (приведите конкретный пример, если можно)?
Про мотивацию - очень интересная ситуация: получается, что в начале Вы настраивались учится лучше всех, но со временем мотивом стало "не хуже остальных", - связываете это с прокрастинацией, или с чем-то еще? Вы пытались устроить себе соревновательность с однокурсниками, а если бы совсем не думали о мотивации, этой соревновательности бы не было?
Про умиротворение - его отсутствие или избыток ощущается совершенно по-разному. Возможно, Вы имеете ввиду некоторое спокойствие в отношении учебы, когда наоборот нужно активизироваться, но Ваша тревога из-за прокрастинации и, соответственно, успеваемости наоборот говорит об отсутствии умиротворения (как мне кажется).
Про чертика с яблоком почему-то первая ассоциация с вгрызанием в гранит науки, а вторая - с незаслуженным подарком (чертик - темная сторона, яблоко - из рая).
14 дек. 2016
Katrin
спокойствие в отношении учебы, когда наоборот нужно активизироваться, но Ваша тревога из-за прокрастинации и, соответственно, успеваемости наоборот говорит об отсутствии умиротворения


Да, я это и имела в виду, но формулировать свои мысли у меня пока не всегда получается.
А на картинке для меня не чертик, а какое-то существо вроде дракончика. С вгрызанием в гранит науки у меня тоже была ассоциация, а вторая похожа на Вашу, но по другой причине. Будто этого пацаненка "поймали с поличным", будто застали за поеданием сладостей. А еще мне его немного жалко, потому что у него одно крыло не выросло до нормального размера, но совсем грустить не дают цвета, которыми раскрашена картинка, они такие теплые, "веселые".

(а это, пожалуй, я и моя "обезьянка")
15 дек. 2016
Katrin, вот это "обезьянка" - больше Вас самой раз в 30! Представляю, как Вам тяжело справляться с ней - такой сильной и основательной.
По поводу оценочной зависимости я хотела бы дать Вам следующие рекомендации:

- при возникновении оценивания старайтесь абстрагироваться от того, что думают о Вас другие, - сосредоточьтесь на собственных ощущениях и спросите себя: "Кого я боюсь? Все оценки ставят мне такие же люди, как и я сама, поэтому любая оценка - субъективна и не является истинным показателем знаний или ситуации";
- старайтесь контролировать свой страх ошибиться и оставьте попытки всем угодить и достигать во всем совершенства. Вы не даете себе право на ошибку, а нужно принять это право как данное всем людям, без исключения. Ошибки не являются поводом не любить тебя, и потом – их почти всегда можно исправить. Кроме того, за ошибкой, как правило, следует обретение настоящего знания, и это - самое главное;
- не превращайте собственные промахи или изъяны в бедствие планетарного масштаба: фиксируйтесь на своих достижениях и достоинствах (для этого можно завести специальную тетрадь, где будете записывать такие положительные моменты, и время от времени перечитывать написанное, повышая уверенность в себе).
- принимайте заботу о себе от других людей (от родителей - только не в виде гиперопеки, от друзей) и старайтесь сама заботиться и защищать себя (как в мыслях, так и в общении и в действии);
- чаще возвращайтесь к своим целям (не глобальным – семья/работа, а к локальным – к планам на день, например) и проверяйте - в правильном ли направлении движетесь. Если заметили, что где-то поступились своими ценностями/интересами, возвратитесь к этому моменту и постарайтесь исправить его;
- хотя бы раз в день делайте что-нибудь лично для себя (Вы уже получаете удовольствие от поиска картинок, - можно на время оставить их и взять за правило радовать себя, например, какой-нибудь бижутерией, интересной книгой/журналом, посиделкой в кафе, походом в музей или просто прогулкой – чем угодно, к чему лежит душа и на что хватает финансов).

Попробуйте следовать этим рекомендациям, Katrin, и через некоторое время отметьте - изменилось ли что-то в отношении оценочной зависимости от мнения других?
О маме разговор особый: видимо, она не из эмоционально стабильных людей и с самого начала давала Вам не достаточно безопасности и уверенности в себе и вообще в завтрашнем дне? Верно ли будет сказать, что мама всегда была эмоционально недоступной для Вас и с детства прибегала к манипуляциям для того, чтобы все шло по ее плану?
15 дек. 2016
Katrin
с детства прибегала к манипуляциям для того, чтобы все шло по ее плану?

Не знаю, для чего она прибегала к таким методам. Думаю, скорее это была своеобразная забота, чтобы незаметно направлять в правильную, с ее точки зрения, "безопасную" сторону.