КонсультацииОбщие вопросы по психологии

Прокрастинация - чем вызвана и как справиться?

3691
06 дек. 2016
Katrin
Здравствуйте! Мне 18 лет. Перепоступила в универ на ту кафедру, куда в прошлом году не вышло. Сейчас мне говорят, что я одна из последних по успеваемости и мне стоит подумать, так ли мне это надо.
Я себе выписала несколько проблемных тем, и это одна из них. Возможно, в диалоге окажется, что какие-то проблемы связаны. Итак. Подскажите, пожалуйста, как можно справиться с прокрастинацией? И чем она может быть вызвана? Усталостью? Личным примером кого-то из близких мне людей? "Симптомы" такие: не могу сосредоточиться на деле, прогуливаю пары, хотя в школе не было прогулов. Зачастую, вместо подготовки, отвлекаюсь на фильм или читаю что-либо не по теме. Что со мной не так?
Кроме того, прогрессировала зависимость от ВКонтакте. Затем, маниакальный поиск программ. Вообще, при поиске чего-либо у меня нет тормозов, ищу в течение нескольких часов, дней, недель. Например, книгу. Ее можно взять в библиотеке, но, нет, я ищу электронную "черную кошку, которой там нет" с упертостью, достойной лучшего применения.
У мамы сейчас реакция на любую мою промашку "Ты бы не <... >, если бы действительно интересовалась этой темой", "Я заберу тебя из университета", "У тебя идеи все глупее, ты не видишь? ! ", "Все из-за твоего недосыпа". Фразы эти, многажды повторенные, не вызывают ничего, кроме раздражения. Спать БОЛЬШЕ я не могу: задают адски много. Мама предлагала помочь с домашкой, я передала ей задание по фольклору - сделать конспекты разных статей. Несколько раз меня переспрашивала, с какой статьи начать, но так никакую и не начала. Зачем было тогда помощь предлагать?
Я в панике перед сессией, перед дедлайнами. Учиться при этом все так же хочу, мне интересно. От того, что часто отвлекаюсь, добавилось еще и чувство стыда. Мама его только подогревает, хотя, по-видимому, хочет взбодрить. Стыд еще и перед однокурсниками, которых я терзаю с вопросами по урокам и с конспектами.
Не умею планировать, составлять расписание. Несколько раз пыталась, но стоило мне не вписаться в график, как я отчаивалась и начинала работать без четкого представления, когда должна закончить. Вообще планирование вызывает какую-то неосознанную неприязнь.
Пожалуй, описывать я могу еще долго. Помогите мне, пожалуйста?

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
16 дек. 2016
Katrin, Вам страшно не за другого человека, а за перспективу оказаться лишней/неудобной/не принятой/осужденной в ситуации, когда собираетесь о чем-то спросить. Нас всех учили быть внимательными, добрыми и отзывчивыми к другим, так что со временем мы стали более бережными с совершенно незнакомыми людьми, чем с самими собой. Попросить увлеченного/занятого человека трудно, так как при этом Вы идете наперекор родительской установке:"Будь удобной для других! ", и это вызывает внутренний дискомфорт. В другой теме об эмоциональной зависимости от оценок я писала, что мы - не кресла и не диваны, чтобы быть удобными. Нужно учиться уверенности в себе и выстраиванию своих личных границ (если хотите - поговорим об этом).
С мамой я Вас поняла: интересное сочетание эмоциональной нестабильности с достаточной открытостью и заботой для формирования в ребенке чувства уверенности в завтрашнем дне. Вы считаете, что в Вашей прокрастинации мама не при чем?
Известная картина - за миг до состояния "в омут с головой"?
16 дек. 2016
Katrin
Известная картина - за миг до состояния "в омут с головой"?


Скорее, прыжок из "безопасной" лодки, управляемой мамой в неведомые глубины.

"обезьянка" может еще вот так выглядеть
17 дек. 2016
(изменено 30 нояб. 2019)
Об уверенности в себе - прочтите текст и напишите, что из приведенных рекомендаций Вы уже использовали, а что можно было бы попробовать применять в повседневной жизни, Katrin? Про границы можете почитать здесь - нарушение психологических границ, также обсудим в следующий раз.
Вы правы: прокрастинация действительно может быть следствием гиперопеки, когда родитель исподволь навязывает ребенку свое мнение, а в Вашем случае ситуация осложняется тем, что мамино мнение слишком переменчиво, соответственно - Вы тоже начинаете в мыслях "прыгать" от одного к другому, и этот хаос с собственными желаниями и целями (хотя они у Вас, вроде бы, определены, но постоянно колеблются) вместе с подсознательным желанием выйти из-под маминой опеки и действовать самостоятельно (как и подобает взрослеющей личности) становится причиной прокрастинации. Вы сами говорите о картинке как о прыжке с маминой лодки безопасности: возможно, в Вас борется желание все-таки прыгнуть в полную неизвестность (которой, по сути, и является жизнь) или остаться на стабильном борту с мамой, стремящейся контролировать Вас.
Картинка с лисятами - одновременно умиление и тревога (захватывают все пространство).
17 дек. 2016
Katrin
К сожалению, сейчас могу только коротко ответить, пропадаю до вторника (будет важная к/р, к которой я не готова, "монстр паники" все больше увеличивает свое влияние в селе Голова)
Очень откликнулось с одной стороны неумение говорить "нет" (чужой комфорт я ставлю выше собственной нужды), с другой стороны, наоборот, возведенные границы в общении с мамой (неуместное применение "нет").
Первая статья же не нашла большого отклика, потому что, вроде (мне так показалось, по крайней мере), я все это уже знала. У меня странная неуверенность в себе. С одной стороны я могу петь и свистеть прилюдно на улице, в метро, с другой - страх выступлений на сцене, в классе. С одной стороны я могу неплохо управлять людьми, быть лидером в каких-то ситуациях, например в лагере я побывала режисером короткометражного фильма, пользовалась большим авторитетом, но попросить у своей команды, например, проголосовать за что-то сейчас я не смогу - "а вдруг им будет неприятна такая просьба? " (Не "что они обо мне подумают? " - это мне не так важно, а "каково будет им от моей просьбы? ")

Это, пожалуй, мой идеал - спокойная решительность, уверенность, знание. Шаман. У меня папа шаман :) хотя у него, конечно, куча своих тараканов в голове.
18 дек. 2016
Katrin, пишите тогда, когда Вам будет удобно: во вторник - значит, во вторник)
Чужой комфорт я ставлю выше собственной нужды", - так происходит постоянно? "Возведение границы в общении с мамой" - это, скорее, не неуместность, а необходимость (учитывая ее стремление манипулировать, чтобы Вы поступили так, как ей кажется правильным). В моментах сомнения (например, относительно сцены или просьбы товарищей проголосовать) слышится неуверенность в том, что Вас могут воспринять как "плохую", "не достойную одобрения", могут не понять или отвернуться от Вас, - об этом?
Папа шаман - это как-то выражается в его будничной деятельности и в отношениях с домашними, или нет? Расскажите об этом подробнее, пожалуйста.
Желаю Вам удачной сдачи контрольной работы!
20 дек. 2016
Katrin

Говорят, это называется прокрастинация.
Запись, сделанная примерно в декабре:
Последние месяца два я стала за собой замечать поведение, отдаленно напоминающее поведение брата, но в более легкой форме. Чем это может быть вызвано, живым примером, усталостью? "Симптомы" такие: постоянно возникают конкретные идеи "что бы такого сделать плохого" (но, пока что, могу сдерживаться), не могу сосредоточиться, прогуляла кучу пар.
В школе не было прогулов, сейчас же либо просыпаю, либо боюсь приходить неподготовленной. Но зачастую, вместо подготовки, отвлекаюсь на фильм или читаю что-либо не по теме. Что со мной не так?
Кроме того прогрессировала зависимость от ВКонтакте. Маниакальный поиск программ. Вообще, при поиске чего-либо у меня нет тормозов, ищу в течение нескольких часов, дней, недель. Например, книгу. Ее можно взять в библиотеке, но, нет, я ищу электронную "черную кошку, которой там нет" с упертостью, достойной лучшего применения.
Я бы не хотела говорить на эту тему с родителями. У мамы сейчас реакция на любую мою промашку "Ты бы не <... >, если бы действительно интересовалась этой темой/хотела перевестись", "Я заберу тебя из университета", "У тебя идеи все глупее, ты не видишь? ! ", "Все из-за твоего недосыпа". Фразы эти, многажды повторенные, не вызывают ничего, кроме раздражения. Спать БОЛЬШЕ я не могу: на обоих отделениях, где я учусь, задают адски много. Мама предлагала помочь с домашкой, я передала ей задание по фольклору - сделать конспекты разных статей. Несколько раз меня переспрашивала, с какой статьи начать, но так никакую и не начала. Зачем было тогда помощь предлагать? Сейчас, нахватав кучу долгов, я в панике перед сессией, перед учителями, пары которых прогуливала. Переводиться все так же хочу, даже еще больше, но исчезла малейшая уверенность, что смогу. От того, что часто отвлекаюсь, добавилось еще и чувство стыда. Мама его только подогревает, хотя, по-видимому, хочет взбодрить. Стыд еще и перед однокурсниками, которых я терзаю с вопросами по урокам и с конспектами.
Июнь
Делаю домашку я до тех пор, пока боюсь учителя. Если учитель попался действительно суровый, а я что-то сделать не успела - начинаются прогулы. Если мягкий, если его удалось обмануть хоть один раз ("домашку забыла дома", "я посылала по почте, но она барахлит. К вам не пришло? "), расслабляюсь, перестаю делать что-либо, спохватываясь в день занятия.
Я копаю вширь, а не вглубь. Интересов у меня масса. Вот только ни один не доходит до регулярной отработки навыков, систематических занятий. Наверное, я непоседа, даже болезнь какая-то такая есть у маленьких детей. Без перемен, изменений в устройстве моей жизни я начинаю скучать. Прочитав наконец "Героя нашего времени" я обнаружила в Печорине родственную душу. Такая же постоянная рефлексия. Та же скука.
Отношения с родителями сложные. Хорошего много, но сейчас я описываю плохое. Когда у брата начались проблемы, родители стали больше ему уделять свое внимание. Я этого, впрочем, как-то не заметила. Никакой ревности и т. п. А потом внезапно появились нападки типа: "ты (опять) выступаешь в роли провокатора", " ты пользуешься тем, что на тебя не хватает времени и делаешь то же, в сущности, что и брат. Но его мы наказываем, а ты всегда будто и не причем" + фраза, которую я слышу лет с 4. "Ну почему из всех возможных поступков ты выбираешь самый глупый? ! " (произносится трагическим тоном с заламыванием рук) "Опять ты рисуешь на бумаге для оригами? ! " (эпизод в детстве, как раз примерно четыре года мне и было). Постоянная критика моих друзей: умелый манипулятор (это мой ровесник, если чо), сумасшедшая девочка (тоже манипулятор. Прям таки специалист. Она прям таки специально заставляла меня уделять ей больше внимания на моем др). После подобного рода "задушевных" разговоров у меня развивается паранойя: а вдруг правда? Говорю маме, что все не так, а сама все меньше верю в своих друзей и в себя. Кроме того, возникают комплексы, стесняюсь собственного тела: многочисленные разговоры о некрасивости шерсти на ногах, подмышках, о том, как изуродую себя, если буду давить прыщи. Боюсь рассказывать родителям о чем-либо в своей жизни: они ведь опять скажут, что я неправильно поступила, "самым глупым способом"
Советы родителей превращаются в посев зерен сомнения во всем. В моем будущем, в моем настоящем... Я поняла, что я довольно внушаемый человек. Меня легко переубедить, оттуда такое внешнее "тупое баранье упрямство" (©мама). Все мои решения подвергаются сомнению. Это, наверное, нормально. Но я на это реагирую не слишком адекватно. Я тоже начинаю сомневаться. И наконец принимаю решение, которого от меня ждут. Вроде как оно компромиссное. Но не то, что я хотела изначально.
Пример: у меня возникла внезапная мечта стать актрисой. Очень внезапная, не спорю. В театралки не ходила, последний раз была на сцене три года назад и тогда воспринимала свое выступление как полный провал. Родители начинают меня отговаривать. Видят, что в биологию меня не вернуть. Один или два раза в их речи возникает слово филфак. Они потом сами забывают, что это было их предложение. А я ухватываюсь за этот компромисс, нахожу к нему аргументы. Итак, филфак. Обычная история. Но почему-то очень мне что-то напоминает.
Ага, вот: на Византинистику попасть не вышло, пошла на вечерку (опять компромисс. Хотела пойти работать. Не говорю, плохо это или хорошо, но факт, что я опять пошла на компромисс). Осень прошла довольно успешно. Не то, чтоб я все успевала, но все-таки. Последний месяц осени, начало декабря - прокрастинация. Подсела на сериалы. Начались прогулы. В общем, все то, что описано ранее. Реакция родителей: "тебе точно это нужно? ", " будь тебе это интересно, ты бы землю рыла, пахала бы как вол! Я этого не вижу". На что следуют обычные мои отговорки, что на самом деле я работаю. Сессия после стольких-то прогулов меня пугает, поэтому на "необязательную" сессию византинистов я вовсе не прихожу. Но к ней зачем-то готовлюсь - до последнего верю, что все же приду на экзамен или зачет. Итог: готовясь к двум сессиям, я плохо сдала свою и не явилась на желаемую. Перевод стал невозможен. Решила перепоступать. Но все же продолжала ходить на вечерку, желая сдать вторую сессию - для самоутверждения (показать себе, что могу нормально сдать).
Наверное, это была неправильная цель. Мне было скучно на всех предметах, дз перестала делать от слова совсем, лишь иногда из отрывочных фраз в классе извлекала интересную для себя тему и задавала по ней вопрос (даже если она была весьма малозначительна). На лексикологии, например, я запомнилась как "девочка со словарями". Если какие сомнения возникали по толкованию слова или его происхождению, спрашивали у меня.
Потом я стала готовиться к ЕГЭ. Помня свой прошлогодний перегруз по репетиторам и курсам, хотела вовсе отказаться от их помощи. Радикальное вмешательство мамы. Компромисс. К ЕГЭ меня готовят 4 или пять человек.
Потом родители начинают задавать традиционные вопросы для всех учащихся в творческих вузах: "кем работать будешь? " На него у меня нет ответа, я еще не так хорошо знаю, что мне интересней. "Все филологи мало зарабатывают" (и что? Многие профессии мало оплачиваются. Бухгалтер или секретарь? Учитель русского-литературы или алгебры-геометрии?) Таким образом они расшатывают мою уверенность, что я хочу на Византинистику. Мне по-прежнему туда хочется, но делаю я катастрофически мало. Может дело в этих комплексах? Давление вызывает бессознательное колебание, что влияет, в свою очередь, на работоспособность.
Не отрицаю, впрочем, возможности, что я пытаюсь переложить на кого-то ответственность за свою безответственность.
[/spoiler]
Сейчас почти повторилась эта история. Разве что пары я старалась не прогуливать (но зачастую делала на них дз к другому уроку или занималась черти-чем), и не подсела на сериалы (ага, зато подсела на форумную текстовую игру и две пишущиеся книги - пишу на форуме огромные посты, а потом удивляюсь - куда время пролетело?).

P. S. Контрольную я опять провалила, написав ее не сильно лучше, чем в прошлый раз. Сегодня у меня был худший результат в группе, хотя не сдали почти все (5 из 7, включая меня). В четверг разрешили попробовать снова написать. Опять готовлюсь (читай как "опять отвлекаюсь"). :' (
21 дек. 2016
Katrin, мне жаль, что контрольную с первого раза сдать не удалось, но завтра будет второй шанс, и Вы готовитесь к нему, верно?
Заметила, что Вас постоянно преследуют манипуляторы, - начиная с мамы и заканчивая тем парнем и девочкой на дне рождения. Видимо, Ваша внушаемость и неуверенность в себе притягивают таких людей, которые показывают, где необходимо поработать над собой. Вы говорите о том, что в результате принимаете компромиссные решения, однако не те, которые хотелось изначально, - это также является причиной прокрастинации (когда человек подсознательно понимает, что он выбрал не свой путь).
Под неуверенностью я имею ввиду не только сомнения в выборе (например, направления обучения), но и Ваше отношение к собственной внешности. Правильно ли будет сказать, что у Вас есть некоторые комплексы относительно своего внешнего вида?
Две пишущиеся книги - о чем они, Katrin?
Сакральное значение смеха понятно: смех очищает и делает возможным принятие себя таким, какой ты есть. "Я просто всегда умел смеяться над собой", - сильные слова. Возможно, они помогут Вам воспринимать себя и свое влияние на других (когда Вы тревожитесь о том, как они отреагируют, например, на Вашу просьбу) не так серьезно.
Мне кажется, что Вам нужно определиться с собственными желаниями и целями (без оглядки на советы родителей или друзей). Только осознав то, что это Ваша жизнь, и что она полностью зависит от Вас, можно изменить в ней то, что не нравится/тревожит человека.
21 дек. 2016
Katrin
Мне кажется, что Вам нужно определиться с собственными желаниями и целями (без оглядки на советы родителей или друзей). Только осознав то, что это Ваша жизнь, и что она полностью зависит от Вас, можно изменить в ней то, что не нравится/тревожит человека.


Да, вроде, нравится мне путь, который я выбрала (общими усилиями с родителями). А отвлекаться я начинала даже при выполнении чего-либо, что выбрала совсем сама.

"О время! Можешь только ты одно
Распутать то, что так заплетено. "
©12ночь
22 дек. 2016
Katrin, грустно, что Вы перестали верить в хороший результат (контрольная). Как думаете - что помогло бы Вам восстановить веру в свои способности? Видимо, в семье у Вас нет поддержки (высказывания мамы, скорее, наоборот подрывают уверенность в себе), а среди друзей Вы часто думаете об их удобстве, чем заботитесь о себе, верно? Один из законов психологии гласит, что пока человек сам не научится обращать внимание на свои потребности (как жизненные - цели, интересы, так и ситуативные - в процессе общения, например), никто другой о нем не позаботится/не поддержит его. "Неуверенность в себе не всегда проявляется как скромность: я могу быть очень болтливой и "ляпать" языком на совершенно неуместные темы", - это вполне закономерное состояние, когда у человека много энергии (а у Вас ее хоть отбавляй, нужно лишь направить в учебное русло).
Мне пришла мысль о том, что прокрастинация в Вашем случае могла появиться из-за больших нагрузок и/или страха не справиться с ними. Когда организму требуется отдых, включаются разного рода защиты, одной из которых и является прокрастинация. Что Вы думаете по этому поводу, Katrin?
Ваши картинки мне нравятся, - с Вашего разрешения возьму некоторые из них в свою группу в FB.
22 дек. 2016
Katrin
Ваши картинки мне нравятся, - с Вашего разрешения возьму некоторые из них в свою группу в FB.


Конечно, можно! Не я же их рисовала)

Собственно, на обоих картинках вижу себя. А мотив "маски" вообще для меня очень важен, как в моих самокопаниях, так и в творчестве и в картинках, которые я ищу.
24 дек. 2016
Katrin, мне жаль, что так получилось с контрольной и с зачетом. Получается, что контрольная была повторной, и Вы вполне могли к ней подготовиться, но не сделали это основательно? А зачет вообще был неожиданностью, или о нем Вы тоже знали, но не успели подготовиться из-за контрольной? Насколько я понимаю, сессия только началась, и еще есть шансы получить заслуженные зачеты и реанимировать веру в себя, - правильно?
Поддержка папы, брата и однокурсников важна, и я рада что она у Вас есть. Что касается жалости к себе, то в подобные моменты в Вас включается позиция жертвы, в которой Вы перестаете нести ответственность за то, что с Вами происходит, тем самым лишаясь возможности достичь хороших результатов. Думаю, Вы знакомы с трудами Кастанеды, который в одной из своих книг пишет об избавлении от жалости к себе путем "стирания личной истории". Оно заключается 1) избавлении от чувства собственной важности, 2) принятии безоговорочной ответственности за свои решения и поступки, 3) в принятии идеи собственной смерти. Не стоит пугаться, - все не так мрачно: речь о том, что если осознавать, что за жизнь конечна, то избавиться от собственной важности будет проще. Психологически данный подход полностью оправдан, и если Вам непонятна его суть, я распишу подробнее.
"Когда мне фигово, улыбалась людям в метро - просто так, чтоб у них было хорошее настроение", - здесь Вы путаете желание создать настроение другим с включением собственной психологической защиты как ответом на свое негативное состояние. Когда человеку плохо, он просто не может заботиться о других, - прежде всего это забота о самом себе (возможно - в состоянии "фигово" Вам просто нужна хоть какая-то поддержка, и Вы начинаете улыбаться, скрывая свои истинные эмоции и получая ответную реакцию окружающих, которые как бы подтверждают мысль: "Мы с тобой"). Хуже здесь может становиться от несбывшихся ожиданий (надеетесь на более частую ответную реакцию, которой не происходит) или от контейнирования негативных эмоций (держите их внутри и не даете выхода), которые в конце концов прорываются в самом неожиданном месте. Насколько часто Вы сдерживаете отрицательные эмоции в общении с семьей, с друзьями, с однокурсниками? Сдерживание также может быть причиной прокрастинации.
Также есть мысль о том, что прокрастинация в Вашем случае работает как способ обратить на себя внимание и получить сочувствие, поддержку и заботу, которых Вам не хватает. Вы не просите этого прямо, поэтому психика избрала прокрастинацию как способ получить все это. Может ли такое быть?
25 дек. 2016
Katrin
Также есть мысль о том, что прокрастинация в Вашем случае работает как способ обратить на себя внимание и получить сочувствие, поддержку и заботу, которых Вам не хватает. Вы не просите этого прямо, поэтому психика избрала прокрастинацию как способ получить все это. Может ли такое быть?


Не совсем понимаю связи, честно говоря. То, что я отвлекаюсь, родители могут знать, но ни разу меня не "поймали" за этим. А провалы в учебе привлекают гораздо меньше внимания, чем успехи, и психика должна бы это знать (Алё, психика, ты меня слышишь? ;))
25 дек. 2016
Katrin, о механизме жалости читайте ниже:
"Возникает это разрушительное чувство по вполне банальным, но не всегда осознаваемым причинам, а именно из-за того, что человек не берет на себя ответственность за все, что происходит с ним в жизни. Идя на поводу у своего малодушия, избирает для себя роль жертвы, дабы иметь оправдание своим неудачам, лени и бездействию. Люди, привыкшие жалеть себя (не путайте только с самоуважением, это совсем другое) ступают на путь жертвы. А где вы видели жертву, которая достигла каких бы то ни было высот? Правильно, так не бывает. Либо вы развиваетесь либо пребываете в роли жертвы, постоянно жалующейся и жалеющей себя. С точки зрения психологии, избавление от жалости к самому себе лежит в той же плоскости, с которой эта самая жалость берет свое начало. А именно, если те или иные события в жизни заставляют вас испытывать жалость к себе, то какие одни из первых наших мыслей? «За что мне все это? » Чувствуете? «За что? » — здесь ключевая фраза. Вопрос не верный. Верный вопрос «Зачем? Для чего? »
Необходимо уяснить и применить три простых истины:
∗ Все, что с вами происходит, делается не для того, чтобы наказать вас (как многие любят говорить «это Бог меня наказывает»), а для того, чтобы научить вас! То есть это происходит не «за что? » а «для того, чтобы…». Вас не стремятся наказать, вас стремятся предостеречь, научить. Возьмите эту мысль себе в качестве установки, убеждения. Поверьте, вам уже не будет так жалко себя, потому как, за что жалеть? За то, что вас пытаются научить? За это нужно испытывать благодарность, а не жалость!
∗ За все, что происходит в вашей жизни несете ответственность только вы сами, запомните — только вы сами. Ни мужья, жены, мамы, папы, бабушки, учителя, правительство, а только вы собственной персоной! Попробуйте дать себе установку хотя бы один день просто помнить об этом. Не забывайте о первом шаге: сначала поймите, что это урок, что он чему-то учит вас, и дальше уже осознайте, что ответственность несете только вы и никто иной.
∗ Прекратите зацикливаться на себе. Большинству людей свойственен эгоцентризм — постановка себя в центр мироздания. Это свойственно практически всем людям, и если вы это поймете, вам будет проще отказаться от чувства собственной важности, потому что теперь то вы знаете, что окружающие не думают о вас, они думают только о себе (впрочем, как и вы сами). Постарайтесь снизить собственную важность, а заодно и важность для вас мнения окружающих".

"Очень стыдно было в начале этого года, когда меня все хвалили или ужасались "сколько мне приходилось учиться в прошлом году", - возможно, Вам хотелось продолжать соответствовать ожиданиям других (справляться с теми же большими нагрузками), но с другой стороны - накопилась усталость, которая требовала разрядки (отдыха), поэтому наряду с прокрастинацией появилось чувство вины (Вы не оправдали надежд других людей), и теперь они вместе растут в геометрической прогрессии.
Пример мамы как человека, который думает о других даже когда ему плохо, это исключение, которое подтверждает правило. Мама остается заботливой, поддерживающей и любящей для своих детей всегда, что бы ни случилось (прочтите притчу "Материнское сердце").
Провалы в учебе привлекают прежде всего Ваше собственное внимание к тому, что здесь что-то не так, и нам с Вами нужно разобраться, что именно. Вы говорите, что в семье постоянно сдерживаете отрицательные эмоции (хорошо, что даете им выплеск хотя бы на бумаге!), а в учебе как много у Вас сдерживания? Помнится: в начале Вы писали об ощущении ненужности большинства предметов (неинтересны, не пригодятся), и получается, что Вы, скрепя сердце, все-таки сдерживаете свои отрицательные эмоции и заставляете себя заниматься ими.
26 дек. 2016
Katrin
а в учебе как много у Вас сдерживания? Помнится: в начале Вы писали об ощущении ненужности большинства предметов (неинтересны, не пригодятся), и получается, что Вы, скрепя сердце, все-таки сдерживаете свои отрицательные эмоции и заставляете себя заниматься ими.


Специально перечитала нашу с Вами переписку. Не было такого, не могла я такого сказать! Помня опыт прошлого года, в этом я почти не прогуливала пары, даже если не успевала сделать дз к какому-нибудь еще предмету (основная причина прогулов). Теперь, если возникала такая ситуация, я делала дз прямо на паре, но, по сравнению с прогулом ее, я имела возможность слушать преподавателя. Ощущения "ненужности большинства предметов" у меня не возникало совсем. Отрицательные эмоции возникают по отношению к рутине, как то зубрежка, ведение конспектов, перечитывание их перед парой и т. д. И далеко не всегда в итоге я выполняю эти рутинные, но необходимые для учебы действия.
Прошлая картинка была про настоящее и про будущее. Пожалуй, меня все-таки беспокоит, кем я вырасту, кем стану.

Эта картинка про "рутину". Как-то так повелось, что в книжках и картинках стараются изобразить супер-героинь, а обычных женщин, которых тепло и уютно обнимать, забывают. Вот почему мне нравятся такие "бытовые", "рутинные" герои, но из своей жизни я подсознательно пытаюсь вымести всю рутину?
26 дек. 2016
Когда переоценивают наш труд, становится как минимум неловко, потому что мы точно знаем, чего не сделали, что могли бы больше, и в результате ощущаем стыд с примесью вины (ведь получается обман). Незаслуженная похвала - как бы согласно поговорке "не по Егорке шапка", и Ваши чувства здесь мне очень понятны, Katrin.
"В семье я самый терпеливый человек. Если кто-то из семьи меня раздражает, я стараюсь уединиться, уйти в свою комнату", - вот в этих словах мне послышалось удерживание негативных эмоций. Выплеск в рисовании или в битье подушки - тоже способ справиться с отрицательными ощущениями, но возникает вопрос - почему нельзя конструктивно выразить их кому-то из семьи, чем это плохо?
"У меня какое-то "материнское" отношение к знакомым мне людям и похожее на него "нянькинское" ("ой, как бы ребеночек не упал, да не поранился! ") к незнакомым", - очень интересный момент: получается, что ко всем людям у Вас заботливое, бережное отношение, а позаботиться о себе самой Вы как бы не можете/не получается? Как Вам кажется - откуда такой паттерн поведения (может быть - из родительской установки: "Будь доброй, отзывчивой, милой, правильной, - в общем, удобной для других, а о себе думай в последнюю очередь"? Было что-то похожее, Katrin?
"Прошлая картинка была про настоящее и про будущее. Пожалуй, меня все-таки беспокоит, кем я вырасту, кем стану", - эта мысль звучала в начале нашего общения. Мы пробовали исследовать Ваше нежелание заниматься чем-то одним в жизни (только работой или только хозяйством и детьми), а постараться успевать и то, и другое, верно? Страх неполной реализации в жизни - это то, что тревожит больше всего? Можете написать о нем подробнее?
Мне кажется, что "бытовые, рутинные" герои подсознательно нравятся большинству людей, поскольку они укоренены, стабильны, а потому предсказуемы следовательно - безопасны. Все мы стремимся к безопасности в будущем - обеспечиваем себе образование, чтобы найти достойную работу, создаем семью, дабы реализоваться через отношения и продолжить себя в детях (победа над страхом смерти), стараемся поддерживать свои интересы и связи с друзьями - то, на что можно опереться. Но обратная сторона рутины (предсказуемость, как следствие - потеря интереса, "вкуса к жизни") пугает нас, и человек постоянно ищет баланс между допустимым для себя уровнем рутины и чего-то нового.
27 дек. 2016
Katrin
обратная сторона рутины (предсказуемость, как следствие - потеря интереса, "вкуса к жизни") пугает нас, и человек постоянно ищет баланс между допустимым для себя уровнем рутины и чего-то нового.


Согласна. Но рутина - неотъемлемая часть жизни. Как можно научиться ее принимать?
27 дек. 2016
"Негативные эмоции довольно быстро испаряются. Я не скрываю негативные эмоции, я стараюсь устранить причину их возникновения, не дать им появиться", - смотрите, Katrin, есть такой психологический закон, согласно которому возникающие эмоции никуда не испаряются, а либо выражаются, либо удерживаются (пример с братом показывает, что, несмотря на желание устранить саму причину, негативные эмоции у Вас все равно возникают (в момент, когда Вы видите, что брат начинает заниматься другими вещами), но дабы не провоцировать агрессию брата, Вы просто уходите, то есть - сдерживаетесь). Чем плохо сдерживание: оно работает как отсроченный взрыв (понемногу негатив все накапливается и однажды прорывается либо в виде истерики/слез, либо как неожиданный поступок ("хлопнул дверью и ушел из дома"), либо в психосоматическом недуге - тремор конечности, головная или какая-то другая боль, аллергия и так далее). Поэтому важно научиться выражать свои эмоции конструктивно, а именно - в "Я-сообщениях" (когда Вы говорите не о плохости другого, а о собственных чувствах с предложением совместно решить - как быть), например: "Мне обидно, что я трачу свое время на твои дела, в то время как тебе самому они в какой-то момент вообще перестают быть интересны. Меня раздражает такая манера поведения, при которой мою помощь как будто не ценят, не нуждаются в ней. Как думаешь - что мы можем сделать с этим? " Иначе получается, что Вы боитесь проявить себя рядом с братом (как будто вы с ним не на равных, - он - господин, а Вы - слуга), сглатываете негатив и просто сбегаете от неразрешенной ситуации.
"Эти поступки как будто закрепили во мне уверенность, что любой, условно, "злодей" может исправиться и закрепили желание понять/оправдать каждого, кто встретится у меня на пути", - мне очень импонирует Ваша вера в Добро в человеке, но она не объясняет Ваше гиперзаботливое отношение к окружающим (ведь можно верить в торжество Добра, но при этом не волноваться о реакции окружающих на Ваше предложение или вопрос, верно?). Как будто Вы исполняете роль Спасателя по отношению к самочувствию другого, в то время как собственный организм кричит Вам: "А как же я? А кто же будет заботиться/спасать меня? "
Ваша растерянность по поводу непонимания своей будущей профессии очень отзывается, - в Вашем возрасте, когда открыты все пути-дороги и многое в жизни интересно, трудно определиться с каким-то одним направлением, ведь это сразу сужает кругозор. Но требование выбрать что-то одно продолжает висеть над Вами, и это тревожно. То, что Вы уже учитесь по конкретному направлению, не добавляет определенности?
"Почему же тогда столько картинок с супергероями, и так мало с женщинами в возрасте, у которых нет уже фигуры модели? " А кто задает эталон фигуры и образчик, на который нужно равняться, Katrin? "Сильные мира сего", требование определенной пропаганды которых выполняют СМИ, "оболванивая" общественность, но это уже совсем другой вопрос, о котором можно говорить долго. То, что народ что-то решает (например, на выборах), - это иллюзия, в которой просто удобно жить, хотя если осознать масштаб бедствия (мы не контролируем практически ничего - большинство наших реакций определено установками из детства и навязанной рекламной пропагандой), становится по-настоящему страшно. Только люди с острым, постоянно развивающимся, "живым" умом могут выходить за границы "дозволенного", и хорошо, что такие люди еще есть - и в нашей стране, и вообще в мире.
Принимать рутину - здесь я слышу немного другой вопрос: как научиться принимать обстоятельства такими, какие они есть. Это откликается Вам, или нет?
28 дек. 2016
Katrin
Принимать рутину - здесь я слышу немного другой вопрос: как научиться принимать обстоятельства такими, какие они есть. Это откликается Вам, или нет?


Рутина и обстоятельства - не одно и то же ведь? Нет, я не про то, что в жизни не всегда все идет, как нам хочется, а про то, что в жизни всегда имеет место повтор, обыденность, монотонность. Она не может состоять из одних только фейерверков (да и приелись бы они). Как полюбить эту обыденность и рутину в работе/деятельности, как я полюбила ее в типажах людей? Как перестать негативно относиться к зубрежке чего бы то ни было? Фауст, кстати, тоже скучал.
На картинке у дракоши прикованной оказалась именно та голова, которая меньше всего этого заслуживает. И рутина вызывает у меня ничем не обусловленное отторжение, хотя именно за счет нее я могла бы добиться каких-то благ, то есть условно, "кормить" меня будет именно рутина.
29 дек. 2016
Katrin, что в итоге получилось с зачетом? Как однокурсники отреагировали на то, что Вы не прислали свою часть задания? Вы до сих пор испытываете вину и стыд, или получилось справиться с этим состоянием виноватости? В данном случае тоже действовало нежелание браться за рутину, или что-то еще - как Вам кажется? Правильно ли я поняла, что на картинке с драконом несправедливо прикованная добрая и позитивная его часть ассоциируется с Вашим отношением к рутине как к не заслуживающей того игнорирования, которое происходит? Последняя картинка очень мрачная - как будто всадники собираются захватить мирно спящий город внизу. Что видите в ней Вы?
"Апелляция к собственному состоянию для разрешения конфликта - это ли не манипуляция, которой пользуется моя мама? ", - мне кажется, что при манипулировании Ваша мама если и говорит о своих чувствах, то она гипертрофирует их и намеренно усиливает их значение для того, чтобы собеседник почувствовал себя плохим/виноватым и тут же взялся за "исправление". В то время как настоящее "Я-сообщение" это происходит, когда человек пытается искренне высказать то, что чувствует (а это приводит к пониманию его чувств другим и к избежанию оскорбления, как результат - другой задумывается над нашим состоянием (временно может встать на наше место) и настраивается на поиск компромиссного решения, удовлетворяющего обоих). Если брат злится при Ваших "Я-сообщениях", возможно, Вы все-таки выбираете не совсем правильную форму или тон? Слова о собственном состоянии должны звучать не на повышенных тонах (без намека на обвинение другого), а более-менее спокойно и главное - из души. Сравните: "Как же меня достало то, что, прося о помощи, ты все время отворачиваешься и начинаешь заниматься посторонними делами! Кому это вообще надо - мне или тебе? ! " и "Знаешь, мне очень обидно, когда я стараюсь откликнуться на твою просьбу о помощи и в результате остаюсь один на один с твоей проблемой. Мне кажется, что рядом с помощником человеку нужно дальше пытаться разобраться в своем вопросе, а ты что думаешь? "
Про рутину и обстоятельства: можно сказать - обстоятельства нашей жизни складываются таким образом, что совсем без рутины ежедневная деятельность невозможна. Сразу хочется спросить: думаете ли Вы, например, о семье как о рутине? Молодые матери в 80% случаев испытывают послеродовую депрессию, в частности, из-за невозможности избавиться от рутины - избежать ежечасного кормления, переодевания, подмывания, укладывания спать, необходимости готовить, стирать, убирать квартиру (каждый день - во избежании аллергии у малыша и в силу наличия большого количества вещей, которые появляются вместе с ребенком). Но здесь, в отличие от учебы, нельзя прокрастинировать (иначе малыш просто не выживет), верно? Как вы думаете - что в этой ситуации поможет Вам "держаться на плаву"?
"Как полюбить эту обыденность и рутину в работе/деятельности, как я полюбила ее в типажах людей? " Очень интересна вторая часть предложения - о какой рутине в типажах людей идет речь, и каким образом Вам удалось полюбить ее (как Вы почувствовали это), Katrin? Очень хочется хоть как-то поддержать Вас, и я надеюсь - какие-то мысли из нашего диалога будут полезны для Вас.
29 дек. 2016
Katrin
о какой рутине в типажах людей идет речь, и каким образом Вам удалось полюбить ее (как Вы почувствовали это), Katrin?


Мы ведь об этом и говорили раньше. Что мне больше нравятся картинки с обыкновенными людьми.
Эта картинка про "рутину". Как-то так повелось, что в книжках и картинках стараются изобразить супер-героинь, а обычных женщин, которых тепло и уютно обнимать, забывают. Вот почему мне нравятся такие "бытовые", "рутинные" герои, но из своей жизни я подсознательно пытаюсь вымести всю рутину?


В типажах мне нравятся не модельная стройность или жеманность, а какая-то родинка или морщинка на лице, какая-то обыденность, что ли. Красивое в некрасивом. Вот, например: