КонсультацииОтношения родителей и детей

Плохое поведение ребёнка в школе, постоянные жалобы учителей. Как помочь сыну?

2603
28 сент. 2021
Екатерина
Перешёл в 5 класс. С детского сада и по сей день на него постоянно жалуются учителя, дети. То вертится на уроке, не хочет записывать материал, то с кем-то подрался, испортил чужую вещь, то учителям грубит. Думала, с возрастом пройдёт, но на деле всё только хуже. Уже в 4 классе звонки классного руководителя стали чуть ли не каждый день, вызывали и к директору, и я и отец и по-хорошему и по-плохому (наказывали запретами гулять, забирали телефон) объяснили ребёнку, как себя вести можно и нельзя. После каждого звонка учительницы я плакала и опускались руки, грозились, если ситуация не улучшится будут приняты более жёсткие меры. Перейдя в 5 класс (учитывая, что сын за этот месяц 2 недели был на карантине), он уже успел разругаться и нагрубить всем учителям, все пишут докладые, срывает уроки, с одноклассником побили другого одноклассника. Честно, весь класс очень сложный, и все друг друга подстрекают, всё время жалуются на моего и другого ребёнка. Вчера звонили вызвали в школу, хотели чтобы поприсутствовала на уроках. Вечером поговорили с сыном, он видит картину иначе, плакал, обещал вести себя хорошо (в который раз). Говорит, это учителя доводят, но объясняю, не может же быть, что все плохие. Сегодня пошла с ним в школу, на уроках не сидела, побеседовала с кдассным руководителем и потом с психологом. Классный рководитель сказала, что сейчас с классом будут усердно работать завуч и психолог, они на контроле, особенно мой ребёнок и второй мальчик (сына просила, чтобы он с этим мальчиком не общался, сын сказал, что это он на него плохо влияет), если дальше будет такое плохое поведение, драки, они привлекут опеку и выведут на домашнее обучение. Психолог говорит, что у него есть качества лидера, он экстраверт, в одиночку он прекрасно с ней идёт на контакт, с ним можно говорить и работать, а в коллективе с ним что-то происходит. Но не успела я прийти домой, спустя час, снова звонок, снова грубит, срывает уроки. Завтра уже вместе с ним вызывают к завучу. Я уже не знаю, что делать, у меня день сурка, нет никакого желания что-то делать, эмоциональное и психическое состояние хуже некуда. Не знаю, как помочь своему ребёнку и уладить дела в школе...

Есть вопросы?

Спросите психолога прямо сейчас!
28 сент. 2021

Здравствуйте, Екатерина! Я постараюсь вам помочь, насколько это возможно в рамках письменной консультации. Очень чувствуется ваша усталость и боль от всего происходящего. Должна сразу сказать, что мы сможем говорить именно о вас и ваших чувствах, помощь непосредственно сыну требует отдельной работы с детскими специалистами. Подскажите, пожалуйста, обращались ли вы уже к детским психологам вне школы и нейропсихологу для диагностики его состояния?

29 сент. 2021
Екатерина

За пределами школы нет, нейропсихолога в нашем маленьком городе нет, как и большинство других специалистов. В школе, к сожалению, за то время что учится ребёнок уже поменялось 3 или даже 4 психолога, то есть как только начиналась работа с ребёнком, психолог быстро менялся.

29 сент. 2021
(изменено 29 сент. 2021)

Екатерина, первое, что я думаю - наверно, cтоит попробовать продиагностировать сына онлайн у специалистов, это поможет вам - вы узнаете, какие проблемы действительно существуют у сына и получите рекомендации, как с этим можно работать. Организовать терапию или занятия с нейропсихологом сейчас также можно в онлайн режиме. Вам очень сложно сейчас в том числе из-за отсутствия понимания - а что же с ним происходит? По всей видимости он не может сам контролировать свое поведение и нуждается в помощи. Вы, как мама, можете помочь ему поддержкой и любовью, давление и попытка "построить" не сработают.

Я думаю, вам стоит чаще думать о тех здоровых, ярких и позитивных проявлениях вашего сына, которые замечают даже в школе, акценировать на них свое внимание, создавать вокруг сына историю успеха, хотя сейчас это наверно звучит для вас странно. Вы могли бы здесь написать 10 его положительных качеств, можно вперемешку со способностями и увлечениями. Давайте посмотрим вместе, какая он личность?

29 сент. 2021
Екатерина

Да верно, не знаю какие конкретно факторы влияют на такое поведение и как их устранить.

Из положительных качеств и увлечений :

Он очень любит рисовать и срисовывать, как на бумаге так и в приложениях на телефоне. В этом году отдали в школу искусств на худож. Отделение.

Находит в интернете и мастерит интересные подделки из бумаги.

Сам придумывает и монтирует видео для своего тик-тока.

Иногда нравится собирать лего, лепить из пластилина.

Комуникабельный, храбрый, спортивно-активный, энергичный, весёлый.

29 сент. 2021

Екатерина, вы испытываете чувство городости, что у вас такой сын? Ваш сын знает, что вы им гордитесь?

30 сент. 2021
Екатерина

Конечно, я радуюсь его победам и творчеству, говорю об этом когда он что то показывает или сама это замечаю

30 сент. 2021

А какие у него отношения с отцом? Вам нравится, как они общаются?

30 сент. 2021
Екатерина

Кровного отца он видел несколько раз совсем маленький. С года воспитывает отчим. Есть совместный сын, разница со старшим 2. 3 года. К родному сыну у мужа более тесные и тёплые отношения. Не могу сказать что он его сильно выделяет, воспитываем одинаково обоих. Такой сильной любви к старшему от него не вижу, но забота проявляется, раньше обижалась, но всё таки не заставить же его любить как родного... Раньше в школу когда вызвали всегда ходил муж, в больницу съездить или ещё куда то, даже после ночной смены. Если старший в чем то провинился папа с ним строг иногда кажется что можно было и мягче говорить, но я и сама могу быть жёсткой, за что потом себя виню. Но авторитет все таки папа больше, мне кажется

30 сент. 2021

Это сложная тема, ваш сын взрослеет и, возможно, его бунт в социуме также связан с этой особенностью устройства вашей семьи. Сын спрашивает о своём родном отце? Эта тема как-то обсуждается?

30 сент. 2021

Какие чувства он испытывает к отчиму, как вы думаете? Может ли он возражать ему, гневаться на него, не соглашаться? Разрешено ли ему выражать негативные эмоции в семье?

01 окт. 2021
Екатерина

Не спрашивает, он не знает. Он считает этого папу родным. Да может ему возразить если не согласен, так же и со мной. Обидеться и на него и на меня, например, из-за того что, что - то не разрешили, наругали. Когда он сердится, злится спрашиваем почему он так себя ведёт, что случилось.

01 окт. 2021
Екатерина

Мне кажется, сын хотел бы чтобы отец ему больше доверял. Но бывают такие ситуации, когда сын напакостит и не признает, начинает отнекиваться, вследствие чего папа его ругает, объяснение, что нужно уметь признать вину, нельзя врать. А когда происходит снова подобная ситуация, отец ему и говорит :ты постоянно обманываешь, а если и сейчас тоже.

Когда он ведёт себя хорошо, и справляется, такое поведение поощряется, мы его хвалим

01 окт. 2021

Екатерина, я напишу пару слов о семейных тайнах, но только вам решать, как с этим поступить. Семейные тайны, мы часто называем их «скелеты в шкафу» - это часто то, что незримо находится в атмосфере семьи, не произносится, не называется, но члены семьи, особенно дети, очень чутки и ловят их присутствие. Нам всем очень важно знать, кто мы и откуда, это знание укрепляет нас в реальности, даже если она не слишком привлекательна.

Возможно, эти рассуждения вам покажутся отстранёнными от вашей проблемы, но я бы рекомендовала вам подумать и почитать, на эту тему есть хорошие тексты.

01 окт. 2021
(изменено 01 окт. 2021)

Заметила ещё вот что - обобщения в виде «ты всегда обманываешь» создают у ребёнка негативное ощущение себя, это совсем не помогает укреплять самооценку. А ведь оборотная сторона его поведения в школе - довольно низкая самооценка. В вашем описании внутрисемейных отношений все же довольно четко прослеживается ожидание от сына «будь хорошим мальчиком, не доставляй нам хлопот». Как вам кажется, это похоже на правду? Может быть, Вы поэтому так бурно реагируете на замечания учителей, что они разбивают такие ваши ожидании от сына?

02 окт. 2021
Екатерина

В школе ругают конкретно его и ещё одного мальчика, они совместно совершают плохие поступки. Ребёнок как будто находится под его воздействием, а тот мальчик не из полной семьи, воспитанием не занимаются, я просила сына с ним не общаться, потому что в дальнейшем это может обернуться ужасным. Пойдёт не за ним так за другим таким же. Он ведомый, обещает себя хорошо вести, не общаться, но знает что ему ничего за это не будет и продолжает. Я боюсь необратимых последствий а дальнейшем, потому что уже ситуация усугубилась, я ему так и говорю, я не жду от тебя пятерок, у всех разные сильные стороны, но общие нормы правила для всех, у него а одно ухо влетело он согласился, а потом вылетело... Вчера звонила класс. Рук. Узнать как обстоят дела, дела не улучшились, а ребёнок утверждает что всё прекрасно, как тут можно доверять... Отпуская каждый день а школу, я как на пароховой бочке...

Конечно, в воспитании не всё так гладко, но это уже не просто хлопоты с которыми можно справится а куда более серьёзнее... Но он гнёт свою линию и как будто не понимает чего от него хотят и от его действий страдают много других людей...

02 окт. 2021
Екатерина

Мы с отцом пробовали, как говорится "и кнутом и пряником", но всё бесполезно... У меня такое отчаяние, что я не могу его понять, почему он так делает, спрашиваю когда, его все ответы :не знаю, я стараюсь вести себя хорошо, но не получается. Или начинает выдумывать что то, говорить что это все плохие, но не он.

02 окт. 2021

Но ведь и он не плохой… но по каким-то причинам ему очень трудно с самим собой. Повторюсь, дополнительное давление не лучший выход.

А что самое страшное для вас? Почему так пугает перспектива домашнего обучения?

02 окт. 2021
Екатерина

Страшно, когда дети (подростки) попадают в плохую компанию, которая навязывает своё мнение, правила, оказывает дурное влияние и т. п. Мне бы не хотелось чтоб такое случилось с моим ребёнком.

В плане домашнего обучения, хочется, чтобы ребёнок рос в коллективе, получал знания вместе со всеми, на домашнем обучении учитель не даст столько информации, а спросит по полной. Не хочу чтобы чувствовал себя изгоем. У нас маленький город, домашнее обучение не так развито и в основном на нем сидят дети по состоянию здоровья, либо опасные для общества (как выражается администрация школы). Завуч сказала если он себя будет так вести и дальше то направят к психиатру. Но я не считаю что мой ребёнок психически не здоров. И не понимаю тогда на каком основании они его смогут перевести на ДО.

02 окт. 2021

Екатерина, мне кажется, что вокруг темы необходимости именно государственного стандартного школьного образования слишком много стереотипов. Да, возможно, именно вашему ребёнку оно не подходит. В советское время это было почти невероятно и общественно неприемлемо - выбрать другую форму обучения. Но сейчас дети учатся настолько по-разному, и онлайн, и с репетиторами дома, и с помощью только семьи, и в маленьких семейных школах... Да, я поняла вас, что ваш небольшой город не располагает к таким экспериментам. Но тут, мне кажется, выбор за вами - не подчиняться слепо коллективному мнению, успокоиться. И внимательно посмотреть на потребности своего ребёнка, не пытаясь встроить его в некую норму. Параллельно с этим получить мнение детских специалистов и помочь сыну нормально взрослеть. Школа далеко не единственный путь социализации, и не единственный путь получения знаний. На вас очень давят школьные авторитеты (действительно ли так авторитетны эти люди? ) и пытаются создать у вас ощущение психического нездоровья вашего ребёнка. Но школе часто просто некогда разбираться с теми, кто не входит в понятие нормы с точки зрения опять же школы) Попробуйте посмотреть на это иначе - есть ваш сын, у него много положительных качеств, он интересный парень, но ему плохо в школе. Не он плох для школы, а ему плохо в школе, ему не подходит такая система обучения. Как вам такой вариант размышлений?

02 окт. 2021
Екатерина

Да согласна. Особенно в наше время, когда на педагогов обрушилось много бумажной волокиты им проще "скинуть" для них "неугодных, неудобных", заниматься разными отписками, чем решать проблему, на словах у них вся педагогическо-воспитательная работа выполнена, но часто это только на бумаге. Иногда бывают и совсем абсурдные ситуации, в которых себе задаёшь вопрос : а где был педагог, а почему она не может с таким справиться...

Не могу назвать тех людей авторитетами, но неприятное давление с их стороны ощущается.

Кстати, насчёт того мальчика, мне сама кл. Руководитель так и сказала: нам надо его вывести на домашнее обучение, с него толку нет, головы у него нет. Я конечно ничего не ответила, но как мне кажется это точно не педагогично.

Отзыв о консультации

Очень понравилась консультация с данным психологом. Стало более понятно, над чем нужно будет работать дальше.

Екатерина